Фраза "Вера христианска - уродство есть", якобы произнесённая князем Святославом - излюбленный аргумент неоязычников против Христианства. «Вспомним, что отец князя Владимира великий князь Святослав презирал христианство и прекрасно понимал его сущность. Однозначны его слова: "Вера христианска – уродство есть"- пишет в своём опусе «Удар русских богов» Истархов. Мол, Великий Князь сказал, как отрезал, и обсуждать тут нечего, всё ясно. Из антихристианской книги Истархова эти слова, приписываемые Святославу, перекочевали на сотни неоязыческих сайтов и форумов.
Давайте всё-таки разберёмся, из каких исторических источников почерпнуто это якобы мнение Святослава о Христианстве. Следы ведут в Повесть Временных Лет, где выясняется, что ничего подобного князь не говорил.
Итак, обратимся к повествованию Нестора. ( Цитирую по: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx
«Живяше же Олга съ сыномъ своимъ Святославом, и учашет его мати креститися, и не брежаше того, ни въ уши внимаше, но аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому. «Невѣрнымъ бо вѣра крестьяньская уродьство есть»;[154] «Не смыслиша бо, ни разумѣша въ тмѣ ходящии»,[155] и не видѣша славы Господня. «Одобелѣша бо сердца ихъ, и ушима бо тяшько слышати, очима видѣти».[156] Рече бо Соломонъ: «Дѣла нечестивых далече от разума»:[157] «Понеже звахъ вы, и не послушасте, и прострох словеса, и не разумѣсте, но отмѣтасте моя свѣты и моихъ же обличений не внимасте»;[158] «Възненавидѣша бо премудрость, а страха Господня не изволиша, ни хотяху моихъ внимати свѣтъ, подражаху же моя обличения».[159] Якоже бо Олга часто глаголаше: «Азъ, сыну, Бога познах и радуюся, аще и ты познаеши Бога, то радоватися начнеши». Онъ же не внимаше того, глаголя: «Како азъ хочю инъ законъ одинъ язъ приняти? А дружина моя сему смѣяти начнут». Она же рече ему: «Аще ты крестишися, вси имут то же створити». Онъ же не послуша матери и творяше норовы поганьскыя.»
…
[154] Невѣрнымъ ...уродьство есть. — 1 Кор. 1, 18.
[155] Не смышлиша ...въ тмѣ ходящии. — Пс. 81, 5.
[156] Одобелѣша бо сердца ...очима видѣти. — Ис. 6, 10.
[157] Дѣла нечестивых далече от разума. — Притч. 13, 20(?)
[158] Понеже звахъ вы ...не внимасте. — Там же. 1, 24—25.
[159] Възненавидѣша бо ...моя обличения. — Там же. 1, 29—30.
Перевод О. В. Творогова:
« Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и уговаривала принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался по своей воле креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. Ибо «для неверующих вера христианская юродство есть»; Ибо «не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались, обратился к вам, и не поняли, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь Бога — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям.»
Как видим, цитируемая неоязычниками фраза "Вера христианска - уродство есть" в оригинале звучит иначе «Невѣрнымъ бо вѣра крестьяньская уродьство есть». Это действительно цитата, но принадлежащая не последнему языческому князю, а... Священному Писанию Нового Завета. Конкретно из главы первой и стиха восемнадцатого Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла: «Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.»
Вообще, об отношении Святослава к Христианству в Повести Временных Лет ничего конкретного не говорится. Да, «если кто собирался по своей воле креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». При этом он также говорил: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». То есть нет ни слова про то, считал ли он Христову Веру хорошей или плохой! Его волновало то, что дружина станет насмехаться не над тем, что он принял ИНУЮ веру, а над тем, что он ОДИН примет эту веру. Для Святослава здесь стоит вопрос не о принятии веры, а об коллективизме.
Оценили 17 человек
20 кармы