Некогда могущественная Османская империя претендовала на роль лидера в мусульманском мире. Турецкий султан даже носил титул халифа. Но потом что-то пошло не так. В результате не очень хороших внутренних процессов: разложении янычарского войска, нежелания традиционной элиты реформировать одряхлевший государственный механизм, а также многочисленных поражений в русско-турецких войнах, османская государственность пришла в упадок. И появилась новая идея...
В 19 веке Османская империя была фактически мертва, её существование поддерживали "наши западные партнёры" с понятным для нас целями. Николай I прямо называл Турцию "больным человеком Европы" и предлагал её разделить, с весьма выгодными для англичан условиями (да и для нас, безусловно, тоже), но не получилось.
Уже тогда, в Турции появились прогрессивно мыслящие люди, которые получив Западное образование поняли, что для того, чтобы их государство имело будущее, им стоит начать проводить либерально-западнические реформы. Они и начали их проводить, этот период вошёл в историю как Танзимат, но из этого ничего не вышло. Они даже успели принять конституцию, но всё очень быстро было свёрнуто султаном Абдулом Хамидом Вторым. Начался период дремучей реакции, который называют Зулюмом. Реакция завершилась младотурецкой революцией, когда верх взяли силы, мечтавшие направить Турцию по Западному пути развития, но после Первой мировой войны их отстранили от власти для того чтобы восстановить на престоле Султана, который будет как и прежде выполнять роль шестёрки "наших западных партнёров".
Появился человек, которого турецкий народ называет отцом всех турок. Мустафа Кемаль возглавил движение за национальный суверенитет Турции, он избавил свой народ от всех пережитков (или почти всех) прошлого и повёл страну в светлое Западное будущее. Я не являюсь поклонником этого будущего, потому что оно никакое не светлое, но тем не менее, в Турции этот процесс был тесно связан с суверенитетом, в противовес марионеточному султанату, поэтому тут вопрос сложный. Во всяком случае, Ататюрк реализовывал свою мечту, которая не была лишена чести и достоинства для турецкого народа (но, к сожалению, не для других народов Турции).
Одним из главных принципов Ататюрка было построение светского государства, но былое османское прошлое не могло исчезнуть бесследно. Сегодня в Турции очень хорошо видна борьба двух этих течений: светское, представленное военными и религиозное, представленное президентом Эрдоганом, которого ещё называют мягким исламистом (очень странное, по-моему название. Прям как умеренная оппозиция в Сирии). Относительно недавно Эрдоган нанёс серьёзный удар по военным - арестовал видных представителей ВС. Поэтому, мне пришла в голову мысль, что сбитый российский самолёт мог стать провокацией военных, которые, таким образом, ударяли по Эрдогану.
Почему я так думаю? Исхожу исключительно из римского принципа Cui Bono? Кому выгодно?
Американцы и НАТО мягко отреклись от Турции, я даже не ожидал, что так будет. Турецкое заявления о том, что они не знали, что сбит был наш самолёт - это явное оправдание, характерное для нашкодившего мальчишки. Теперь Турция лишится наших туристов, что пострашнее потери бросовой нефти (тем более, что в этом отношении ничего не изменится - будем и дальше их бензовозы расстреливать). Короче говоря, при первом приближении одни только минусы. Конечно, может быть я что-то не учёл, но ведь это всего лишь гипотеза.
Разумеется, с точки зрения нашей страны ничего не меняется, какое нам дело до их внутренней борьбы? Сбит наш самолёт и турки должны ответить, конечно, никто с ними воевать не собирается, однако просто так такие вещи не забываются.
Оценили 15 человек
47 кармы