Предательство идеалов Ататюрка

2 3239

В продолжении темы об одной гипотезе, хотел бы рассмотреть внешнеполитические взгляды турецкого государства и их изменения на протяжении XX и XXI веков.

Придя к власти Мустафа Кемаль Ататюрк провозгласил новые принципы внешней политики Турции, смысл которых был в отказе от прежне османского прошлого. Эти принципы известны как "шесть стрел":

1) Республиканизм - ликвидация Османской империи и установление парламентской, демократической республики.

2) Национализм - единое, унитарное государство, в котором живут только турки. Курдов, например, долгое время вообще не признавали. Стояла задача ассимилировать национальные меньшинства.

3) Народность - "Суверенитет принадлежит народу".

4) Лаицизм - светский характер государства.

5) Этатизм - лидирующая роль государства в экономических и других вопросах.

6) Революционность - верность принципам революции, на волне которой и пришёл Ататюрк к власти. Главные принципы - вестернизация, прогресс и просвещение.

Эти "шесть стрел" также известны как кемализм. Если упрощать суть в том, что Турция отказывалась от своего имперского прошлого и начинала строить национальное государство. Популярный в те годы лозунг "Мир в Турции - Мир во всём мире", говорил о том, что не нужно втягиваться ни в какие внешние конфликты. Такой подход привёл к установлению добрососедских отношений с СССР, а также позволил Турции избежать вовлечение во Вторую мировую войну. Кроме того, Турция становилось светским государством, в котором религия не будет оказывать влияние на принятие решений.

Авторитет Мустафы Кемаля был настолько велик, что и сегодня правящая элита не может просто так отказаться, во всяком случае на словах, от его наследия.

Однако эрозия Кемализма началась вскоре после его смерти. В 1950 г. к власти пришла Демократическая партия и однопартийная система рухнула. Данная партия представляла интересы национального капитала, который, во-первых, хотел расширить своё влияние за рубежом, а, во-вторых, хотел избавиться от ставших популярными в послевоенную эпоху коммунистов.

Демократическая партия взяла курс на сближение с "нашими западными партнёрами", что явно противоречило заветам Ататюрка о пассивной роли во внешней политике. Турция принимает участие в Корейской войне (1950-1953 гг.), в 1952 г. вступает в блок НАТО.

Единственной верной заветам "отца всех турок" оставалась армия, которая, помимо прямой своей обязанности, играла исключительную роль в политической жизни страны. Могла напрямую влиять на формирование внешней и внутренней политики государства. Однако, роль её неуклонно снижалась и даже военный переворот 1960 г. не восстановил прежнее влияние. Военные не смогли помешать Карибскому кризису 1962 г, который началася с установки американских ракет в Турции.

В Турции набирали силу новые (а точнее, хорошо забытые старые) силы - силы исламистские. До развала СССР сохранялся приблизительный паритет, даже с некоторым преимуществом армии. Военные занимали и административные посты, они были широко представлены в парламенте, да и на самых высоких должностях: после переворота 1960 г. президенты выбирались исключительно из их числа. Так продолжалось до 1989 г., когда президентом стал Тургут Озал, который уже в 1990 г. участвовал в войне в Персидском заливе. После смерти Тургута Озала, (которого, судя по всему, отравили из-за курдов, с которыми он хотел договариваться) статус-кво опять восстановился и продолжался около 15 лет.

Тургут Озал

Начиная с 2007 г. происходит новый всплеск борьбы между армией и исламистами, представленными партией справедливости и развития. Борьба была достаточно жёсткой, армии был нанесён очень существенный урон. Изменён статус Совета национальной безопасности (армейский орган), решения которого прежде были обязательны для исполнения. Теперь этот орган получал только совещательный статус. Ну а дальше - больше, известные чистки в армии, в результате которых много военных просто было отправлено за решётку.

Армия и Ататюрк до сих пор популярны в турецком обществе, поэтому, так просто от его наследия отказаться невозможно. На этой почве регулярно происходят столкновения, об одном таком очень хорошо написано в газете "Суть времени": Одним из важнейших лозунгов протестующих был следующий: "Не позволим отнять то, за что боролся Ататюрк!". Речь шла как раз о принципе лаицизма - т.е. построении светского государства.

В общем, в Турции идёт борьба между исламистами и кемалистами. И эта борьба не может не отражаться на внешней политике. Не смею утверждать, что наш истребитель был сбит военными (это всего лишь версия), однако такой вариант исключать не стоит. В любом случае, те процессы, которые происходят в Турции последние годы, есть самое настоящее предательство идеалов Мустафы Кемаля. Предательство не доводит до хорошего, и когда-то миролюбивое и дружественное нам государство, перекочевало в лагерь пособников террористов.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Эрдоган вообще по ошибке туда попал. Он доведет Турцию до того, до чего Горбачев довел СССР