Дискобол Мирона

5 3604

Читаю очень интересную книгу польского специалиста по античной культуре Казимежа Куманецкого. И в голову приходят вопросы, которые я разрешить не могу в силу того, что не являюсь специалистом в этих вопросах. Знаю, что в интернете их бесконечное множество, может быть они мне помогут?

Цивилизации развиваются по схожим законам: вначале они появляются, пребывают в состоянии младенчества, взрослеют, проходят пик и начинают увядать. Об этом писали многие, первым, наверное, был наш соотечественник Н.Я. Данилевский, были и другие - А. Тойнби, К. Ясперс что-то похожее писал, параллельно выдумав "осевое время", даже Л. Гумилёв эту идею подхватил. Но в данном вопросе я хотел бы вспомнить О. Шпенглера.

Цивилизации, развиваясь по сходному закону, проходят и сходные пути в развитии культуры. Так период остывания накалённой религиозности порождает удивительные чудеса в искусстве. В Античной Греции - это эпоха классики: Эсхил - отец трагедии, великий скульптор Фидий, Парфенон и Эрехтейон. рационалистическая и релятивистская философия софистов и Сократа. В Средневековой Европе - это блистательная эпоха Возрождения, богатая своими всесторонними гениями - Леонардо Да Винчи, Микеланджело и т.д.

Так вот, Шпенглер говорит, что все эти культурные явления можно сравнивать и зная судьбу той же античной Греции, можно предсказать судьбу и нашей цивилизации, что он и делает, называя свой труд "Закат Западного мира". Разумеется, Шпенглер не истина в последней инстанции, но его работа очень любопытна.

В общем читаю я вышеобозначенную книгу: "Поистине бессмертную славу принёс ему (Мирону) его "Дискобол". Стоит бросить взгляд на эту всемирно известную статую и сравнить её с архаическими "Аполлонами", чтобы понять, как далеко и быстро ушло вперёд греческое искусство за эти сто лет. Сам замысел мастера - представить атлетическую фигуру в движении, с торсом, наклонённым вперёд, во всём напряжении физических сил - был удивительно смелым для того времени". Тут же вспоминаю труд Шпенглера и лекции по истории европейской культуре. В голове сразу же возникает это:

Давид Джованни Бернини, скульптора эпохи Барокко, ведь скульпторы творившие в данном стиле тоже пытались запечатлеть движение, в противоположность "Архаическим "Аполлонам"", которых я представил вот так:

Давид работы Микеланджело.

В общем мой вопрос таков: Можно ли так сравнивать различные культуры, как это делал Шпенглер и если да, то будет ли Мирон хоть в каком-то смысле подобен Бернини т.е. барочному искусству, идущему вслед за эпохой Возрождения? 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Под архаикой подразумевается это? Если да, то тут надо учитывать еще чисто технический вопрос владения материалом. Мраморный блок стоит немалых денег, и переводить его на экспериментальные затеи, без уверенности в результате - чистое разорение. От Микеланджело до Бернини расстояние куда меньше, чем от архаики до Мирона, имхо.