Опера "Дон Жуан" в Перми: люди-манекены и свобода от морали

10 2556

Вчера в очередной раз посетил наш театр оперы и балета, где наблюдал переосмысление оперы Моцарта "Дон Жуан". Несмотря на моё настороженное отношение ко всяким модернистским штучкам, мне практически, за исключением нескольких пошлых и абсолютно ненужных сцен, всё понравилось. О чём произведение, расскажу ниже.

С точки зрения мысли, высказанной авторами - полное отторжение.

Действительно, с пропагандистской точки зрения всё понятно - абсолютно либеральный продукт, призванный объяснить что к чему: большинство граждан - это такие серые неинтересные люди, скованные предрассудками, условностями, аморфные и инертные, вечно покорные, которые никогда не будут восставать против существующего порядка вещей. В тоже время, они нетерпимые к свободным людям, стремяться их оскорбить, растоптать и т.д. Именно таков посыл произведения, но он лукав и не справедлив, в этом смысле я, конечно, был недоволен, но взглянув на всё это действо объективно, не через призму своих убеждений, я увидел, что сделано это талантливо. Всё-таки неправильно отвергать чужую точку зрения, но нужно с ней полемизировать, объяснять что именно в ней я не принимаю. Кроме того за пультом стоял Теодор Курентзис, после его концертов невозможно уйти недовольным.

Но нам очень чётко нужно понимать какой враг нам противостоит, и если он что-то делает талантливо, то он опаснее в двойне. Поэтому я ниже и расскажу, счем именно я не согласен.

Действие оперы происходит в городе населённом маникенами, все жители этого города маникены, кроме главного героя, что символизирует некие рамки, в которые они загнаны. Как пишет Валентина Карасо (режиссёр-постановщик) "Чем больше человек отгораживается от мира, следут догмам и предписаниям, тем слабее его связь с жизнью, тем ближе он к смерти". Эти серые неинтересные люди, по мнению автора - это живые мертвецы и только Дон Жуан, на какое-то время делает их свободными.

Очевидно, что имеется ввиду, но чтобы было понятно на все 100%, в конце первого акта, вплетается очень любопытный сюжет: через зрительный зал вбегает толпа людей, одетых так, как одеваются на ЛБГТ-прайдах: трансвиститы, полуголые тётки, мужики в женских париках и даже активистка фемен, показывающая зретелям свою прекрасную грудь. Все они поднимаются на сцену и разворачивают банер с надписью "Viva la Liberte" (думал будет написано вива ля муэрто), да здравствует свобода. Потом на сцену выходят эти люди-маникены и занимаются избиением свободомыслящих граждан. Один даже нападает на Теодора, мешает ему дирижировать, выхватывает у него партитуру и топчет её. Выглядело очень эффектно, но и посыл понятен: душат свободу проклятые, необразованные ватники.

В чём же лукавство такого посыла? А в том, что во-первых свобода и вседозволенность - это разные вещи. Свобода творить и свобода совокупляться с кем хочешь - это не одно и тоже. Свобода высказывать своё мнение и свобода кричать матом - это не одно и тоже. Вся либеральная свобода, почему-то сводится к сексу, к эпатажу. И Валентина Караско об этом прямо и говорит. Иначе скучно, иначе все уснут, а если ты внезапно закричишь "Жопа!", то это произведёт нужный эффект. Вопрос только для чего нужен такой эффект? Ну и во-вторых, главное лукавство заключается в том, что никто не мешает, разумеется в рамках закона, всем этим фрикам самовыражаться. Никто их не собирается убивать, избивать, указывать как правильно нужно заниматься сексом и с кем. Конфликты возникают только тогда, когда это меньшинство начинает лезть к большинству агрессивно навязывая свой образ жизни. Поэтому, данный фрагмент спектакля показан был просто не честно.

Ну и самое главное. Автор считает, что рамки этих серых людей - это что-то ужасное, костное и ненужное. Но он должен сказать прямо, что он имеет ввиду. Ведь речь идёт о морали и совести, именно она позволяет нам сохранять свою самость, ограждает общество от краха, является его защитным механизмом. Откажись от морали и от самого себя, не будь серым маникеном - вот главный посыл, очень неплохой, но всё-таки лукавой работы Валентины Караско.

Неудивительно, что во время действия люди вставали и, в знак протеста, покидали зал, ушло достаточно много людей, что является определённым маркером недостаточно делать качественные спектакли, нужно делать их честными. И всегда помнить, что самый главный человек в театре - это зритель. 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • + План Даласа в действии.
  • Чистить пора ряды культуры, менять на наших.