Хочу обратить внимание деятелей культуры, журналистов, правозащитников и других читателей и сказать о том, о чем еще почти не говорили и не пишут, обсуждая судьбу общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Уничтожение Министерством культуры РФ общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (далее МЦР) является грубым нарушением конституционного принципа равенства граждан перед законом, а также грубым нарушением провозглашенных и гарантируемых статьями 44, 28 и 34 Конституции РФ равных прав всех граждан РФ «на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», равных прав всех граждан «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», равных прав всех граждан «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (по смыслу этой статьи имеется в виду предпринимательская деятельность в широком смысле, а не только экономическая деятельность).
Сказав это, я имею в виду, что конфисковав, бесплатно присвоив принадлежавшее и полученное Международным Центром Рериха по завещанию С.Н.Рериха и хранившееся в общественном Музее имени Н.К.Рериха художественное, документальное, литературное наследие семьи Рерихов, уничтожив экспозицию МЦР, Минкультуры нарушило конституционное право сотрудников и учредителей общественного Музея имени Н.К.Рериха на сохранение, изучение, продвижение, представление, популяризацию в России художественного, научного, философского наследия семьи Рерихов и незаконно лишило их возможности заниматься той музейной и культурной деятельностью, которую они свободно избрали и которой занимались.
Об этом не говорили и не пишут, а ведь Минкультуры поступило и действует в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха точно так же, как в годы революции поступали большевики, когда в 1917–1918 годах конфисковывали и передавали государственным музеям громадные, ценные собрания всех частных художественных и художественно-промышленных музеев (в т.ч. таких известных, как музеи западного искусства Щукина и Морозова в Москве), конфисковывали художественные и книжные собрания, принадлежавшие владельцам дворянских усадеб и частным коллекционерам, и затем, вплоть до новой революции 1989–1991 годов, вообще запрещали и не допускали создание в нашей стране частных и общественных музеев.
Хочу обратить внимание, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха и передача его собрания и здания Государственному музею искусства народов Востока (ГМВ), организация Министерством культуры на базе этого собрания филиала ГМВ – Государственного музея семьи Рерихов – создало в России прецедент недопустимого, социально несправедливого неравенства, незаконного и дискриминирующего правового неравенства в сфере реализации равных, гарантируемых Конституцией прав граждан – сотрудников общественных и государственных музеев на занятие музейной и культурной деятельностью.
Источник этого дискриминирующего коллектив и сотрудников МЦР социально несправедливого неравенства – экономические, политические и идеологические установки в деятельности Министерства культуры, поддержанные, к сожалению, российскими судами, как это часто бывает в России в судебных спорах между представителями государственных ведомств и тех общественных организаций, которые государство считает возможным и желает уничтожить. И относится это, как вы хорошо знаете, не только к музейной сфере.
Всем наблюдателям этих событий, думаю, это понятно и вы согласны, что Министерство культуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха не из-за его плохой работы, малого числа посетителей, финансовых нарушений, небрежного хранения поставленных МЦР на учет в Государственный музейный фонд и находящихся в собственности МЦР картин Николая и Святослава Рерихов и т.д. Ничего этого не было и не ставится общественному Музею имени Рериха в упрек.
Что касается экономической заинтересованности Министерства культуры в уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха, хочу обратить ваше внимание на то, что Минкультуры конфисковало, бесплатно получило и присвоило собрание общественного Музея имени Н.К.Рериха (завещанное и переданное С.Н.Рерихом МЦР, а не государству в лице Министерства культуры СССР и не Министерству культуры РФ), имеющее огромную, неподдающуюся исчислению денежную ценность, а также присвоило и бесплатно получило для себя прекрасное здание в центре Москвы, в котором 25 лет размещался общественный Музей имени Н.К.Рериха и которое было отремонтировано и приведено МЦР в пригодное для размещения музея состояние (с огромными – буквально миллиардными (в рублях) затратами) на народные пожертвования, средства меценатов и главного спонсора Б.И.Булочника без привлечения государственных средств.
Всем читателям известно, что МЦР избрал в качестве своей символики предложенный Николаем Рерихом знак «Знамя Мира» – три красных круга, помещенных внутри красного цвета окружности на белом фоне. Это официальный отличительный символ Пакта Рериха о защите мирового культурного наследия.
«Знамя Мира», по мысли Рериха, может свободно использовать любой человек, любая общественная и государственная организация, разделяющая, пропагандирующая и реализующая идеи Пакта Рериха. Так вот, Знамя Мира, реявшее на флагштоке во дворе общественного Музея имени Н.К.Рериха, руководство Государственного музея семьи Рерихов с флагштока давно сняло, а это означает, что направленность деятельности Государственного музея семьи Рерихов идеологически и политически будет другой, чем у общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Какой же была направленность деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха и чем она не устраивает государство в лице Минкультуры и Государственного музея искусства народов Востока, в котором и до присвоения им собрания общественного Музея имени Рериха хранилось немалое число его картин?
Если говорить совсем кратко, то руководство и коллектив Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха считают своей миссией не только сохранение и представление российскому обществу художественного наследия Н.К. и С.Н.Рерихов, не только издание и «продвижение» их литературного и публицистического наследия, в частности трудов Н.К.Рериха, не только издание и представление российскому обществу материалов и дневников знаменитых путешествий семьи Рерихов по Азии (последних предприятий такого рода в ХХ веке), не только полное издание трудов востоковеда Ю.Н.Рериха и писем членов семьи Рерихов, не только пропаганду Пакта Рериха в нашей стране и в мире. МЦР, сотрудники и коллектив общественного Музея имени Н.К.Рериха считают также неотъемлемой и важнейшей частью своей миссии распространение в российском обществе философской системы «Живая Этика» («Агни Йога»), в создании книг которой участвовали и Николай Рерих, и, прежде всего, его жена Елена Ивановна Рерих.
Всеми вышеназванными аспектами наследия семьи Рерихов общественный Музей имени Н.К.Рериха неутомимо, настойчиво и с огромной энергией занимался все годы своей работы. В 1992 году по материалам архива Рерихов, переданным С.Н.Рерихом и привезенным Л.В.Шапошниковой в 1990 году из Индии, МЦР начал издание «Малой Рериховской библиотеки». В 1993 году МЦР открыл экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха – первого после революции 1917 года и до недавнего времени самого крупного по масштабам экспозиции и художественного собрания общественного музея России. Показателен также список изданных МЦР и общественным Музеем имени Н.К.Рериха книг и число его посетителей. По справке, полученной мной от МЦР, им издано в 1992–2017 годах «около 200 наименований общим тиражом более 500 тысяч изданий трудов Рерихов, книг об их жизни и творчестве. Среди них впервые были изданы “Листы дневника” Николая Рериха в 3-х томах, письма Е.И.Рерих в 9-ти томах, “История Средней Азии” Юрия Рериха в 3-х томах, письма Юрия и Святослава Рерихов, комментированные издания “Живой Этики” и многие другие. В 2002 году МЦР стал победителем конкурса “Лучшие книги года” и отмечен Дипломом Правления Ассоциации книгоиздателей России за высокое качество художественного и полиграфического исполнения книги Л.В.Шапошниковой “Тернистый путь красоты” и книги Ю.Н.Рериха “Тибетская живопись”. МЦР издает периодический журнал “Культура и время”, который по итогам Международной профессиональной выставки “Пресса 2008” награжден Знаком отличия “Золотой Фонд прессы 2008”. МЦР создает фильмы, посвященные творчеству Рерихов. В 2005 г. фильм “Время собирать камни”, посвященный 70-летию подписания международного договора “Об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников”, известного под названием “Пакт Рериха”, получил статус национального фильма России. Международная презентация этого фильма прошла в г. Брюгге (Бельгия) в ноябре 2005 года, где в начале 30-х годов прошлого столетия проходили первые конференции в поддержку Пакта Рериха. Презентация фильма “Зов Космической эволюции” прошла во многих странах мира, в том числе в отделениях и в штаб-квартире ООН. В залах Музея ежемесячно проходили выставки художников-космистов и регулярно проходили музыкальные вечера. Число посетителей общественного Музея имени Н.К.Рериха за время его работы составило около одного миллиона».
Мне кажется, никто не будет спорить и всем понятно, что для ознакомления общественности и граждан нашей страны со всеми аспектами наследия семьи Рерихов общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал в 1992–2017 годах громадную работу, гораздо больше, чем за этот же период все российские государственные музейные, культурные и научные институции вместе взятые.
Почему тогда Министерство культуры РФ вместо того, чтобы признать огромный вклад МЦР и общественного Музея имени Н.К.Рериха в сохранение, изучение, публикацию, приумножение и популяризацию наследия семьи Рерихов, вместо того, чтобы поблагодарить коллектив общественного Музея и его руководство за огромную работу, не поддерживало общественный Музей МЦР морально и грантами, а сначала просто «сквозь зубы» – при министре культуры Швыдком – его терпело, а при министре Мединском решило его уничтожить? И это вместо того, чтобы гордиться огромной по вкладу в культурную жизнь страны общественной институцией, популяризовать ее деятельность за рубежом как прецедент, как пример важной роли и больших возможностей негосударственных музеев в нашей стране?
Причина уничтожения общественного Музея имени Н.К.Рериха Министерством культуры РФ, помимо банальной экономической корысти, о которой я сказал выше, заключается в политической сфере, в идеологии государства, точнее в том, что эта идеология менялась с 1993 года, и в том, как изменилась за последние два срока правления Путина.
Если в Советском Союзе и в постсоветской России художественным, публицистическим, естественно-научным, историческим (имею в виду материалы о жизни в России и знаменитых путешествиях Рерихов по Азии) и научным наследием всех членов семьи Рерихов, историей их жизни и биографиями интересовались и занимались (конечно, с разной степенью внимания к вышеперечисленному) Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Институт Востоковедения АН СССР и РАН, издательство «Мысль» и какие-то другие государственные институции, то изучение, публикация и распространение в советском, а затем в российском обществе ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ «ЖИВАЯ ЭТИКА», которому и Н.К. и Е.И.Рерихи придавали, без преувеличения, непреходящее и поистине мировое значение, для всех государственных институций культуры в СССР, а сегодня в Российской Федерации было и остается ТАБУ!
В СССР распространение философской системы с восточными корнями «Живая Этика» не вписывалось в государственную концепцию сохранения и пропаганды исторического культурного наследия народов СССР из-за ее несовместимости с идеологией атеизма и социализма (короче – советского общества) [1].
В современной России популяризация «Живой Этики» МЦР не вписывается в государственную политику и концепцию сохранения определенных аспектов культурного наследия народов России из-за невозможности говорить об этом философско-этическом учении как о советском наследии или наследии какого-либо из народов России, а главное из-за невозможности совместить и соотнести распространение в современном российском обществе идей «Живой Этики» с государственной поддержкой православия (хорошо известно резко негативное отношение к распространению в обществе идей «Живой Этики» руководства РПЦ) и из-за абсолютной невозможности представить ее философию в контексте усилий министерства культуры по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Ненужность и «вредность» деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР с точки зрения Министерства культуры усугубляет то, что вокруг общественного Музея имени Рериха и МЦР вырос, существует и продолжает расширяться, чему МЦР всячески способствует, широкий круг сторонников, читателей, исследователей, толкователей «Живой Этики», приверженцев нового общественного мировоззрения, продолжающего и выражающего традицию русского космизма о космическом предназначении человеческой жизни и человечества в целом не только в искусстве, но и в науке. Лично мне кажется, что такого рода идеи выходят за границы собственно научных методов и науки в ее обычном, «западном» понимании, но это не делает их «безумными».
Но вот с точки зрения РПЦ и Минкультуры, если судить по высказываниям протоирея Чаплина и дьякона Кураева, иногда «озвучивающих» то, что руководству РПЦ хотелось бы, но не удобно сказать, и, кажется, даже по высказываниям нынешнего патриарха РПЦ, то для РПЦ непосредственно, а для Минкультуры полуофициально, хотя об этом его руководство не говорит публично, Международный рериховский центр и сотрудники общественного Музея имени Н.К.Рериха являются не столько музейщиками и «нормальными» деятелями культуры, занимающимися сохранением, изучением, представлением обществу всех сторон наследия семьи Рерихов (сделавшими для этого больше, чем все остальные российские государственные институции культуры вместе взятые, в чем вы уже убедились), а в буквальном смысле слова сектой. Для РПЦ это секта проповедников неизвестного, непонятного и неприятного философско-религиозно-этического учения, никаким образом не соотносящегося с допускаемыми государством и РПЦ религиями, а именно с православием, исламом, иудаизмом и даже буддизмом. Поэтому распространение в обществе философских идей «Живой Этики», с точки зрения РПЦ и Минкультуры, желательно прекратить. Для Минкультуры коллектив общественного Музея имени Н.К.Рериха, кроме всего прочего, «затемняет» идеями «Живой Этики» и потому неправильно представляет обществу художественное наследие Рерихов.
Выходит, руководство Минкультуры считает, что дирекция и сотрудники новообразованного Государственного музея семьи Рерихов (филиала Государственного музея искусств народов Востока) выберут и представят приемлемые в обществе и невредные государству стороны наследия и материалы семьи Николая Рериха лучше, правильнее и более соответствующим интересам государства образом, чем Международный Центр Рерихов и его сотрудники. Так или примерно так считают не только чиновники Минкультуры, но и руководитель Союза Музеев России Михаил Пиотровский, директора крупнейших государственных художественных музеев нашей страны, согласившиеся с уничтожением общественного Музея имени Н.К.Рериха, не сказавшие ни слова в его защиту. Приходится думать, что все они хотят видеть Николая Рериха исключительно живописцем, путешественником, публицистом, приверженцем и исследователем культур Востока, общественным деятелем, но не оригинальным философом, вкладывающим в свои необычные картины глубокое философское содержание, раскрываемое, как об этом говорят сотрудники МЦР, в частности, «Живой Этикой».
С рериховским учением «Живая Этика» я сам практически не знаком. Оно меня, как, наверное, и большинство присутствующих в зале (и читателей этой статьи), не интересует. Мне, как и многим, достаточно простого созерцания и наслаждения картинами Рериха, чтения дневников его путешествий, его статей о культуре. Но и я, и все присутствующие знаем, что книги «Живой Этики» не внесены Роскомнадзором и судами в список «экстремистских материалов», запрещенных к распространению в России. Книги «Живой Этики» никогда не попадут в «черный список» Роскомнадзора, поскольку направлены на развитие и усиление морального и космического сознания человека, что бы эти слова ни означали, а не на создание параллельных структур власти, незаконных, экстремистских общественных формирований и т.д. Поэтому я уверен и с чистой совестью говорю, что интересоваться и соглашаться или нет с идеями «Живой Этики» и с интерпретацией художественного творчества Рериха в русле идей «Живой Этики» – личное дело граждан РФ, а не решений Министерства культуры и дирекции Государственного музея искусства народов Востока.
Тем не менее (как, я надеюсь, смог показать) деятельность общественного Музея имени Н.К.Рериха, поскольку его миссия включает изучение, публикацию и популяризацию в обществе идей «Живой Этики» и поскольку он обладал для этого, прямо скажем, уникальными возможностями, оценивается нынешним руководством Министерства культуры и РПЦ как политически и идеологически вредная для общества и государства и потому непатриотическая. Поэтому после смерти доверенного лица Святослава Рериха Л.В.Шапошниковой, основателя и первого директора музея, и влиятельнейшего Е.М.Примакова, члена Попечительского совета общественного Музея Рериха, при жизни которых это было нельзя сделать, Министерство культуры, используя российскую судебную систему и пойдя на прямой силовой захват здания общественного Музея имени Рериха, его разгромило и уничтожило.
Вопрос только в том, согласны ли и одобряют ли экономические, политические и религиозные мотивы уничтожения Министерством культуры общественного Музея имени Рериха журналисты и музейное сообщество России или нет?
С точки зрения правозащитника вопрос еще и в том, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха и лишение коллектива его сотрудников самого большого в России и мире художественного собрания работ Николая и Святослава Рерихов, музейной экспозиции, архива семьи Рерихов, иных документов, великолепного здания музея – иными словами, лишение их почти всех ресурсов для продолжения музейной, издательской, общественной деятельности по сохранению, изучению и популяризации всех аспектов наследия семьи Рерихов и передача всех этих ресурсов, функций и полномочий коллективу Государственного музея искусств народов Востока является незаконной дискриминацией сотрудников общественного Музея имени Рериха, осуществленной Министерством культуры по экономическим, идеологическим и политическим мотивам.
Дискриминирование по идеологическим и политическим мотивам коллектива и сотрудников общественного Музея имени Рериха не просто юридически незаконно, это прецедент установления и поддержки социально несправедливого и чувствительного общественного неравенства между сотрудниками государственных и негосударственных музеев. Уже одного этого достаточно, чтобы культурная общественность и журналисты протестовали!
То, что дискриминация сотрудников и общественных институций культуры, в т.ч. общественного Музея имени Н.К.Рериха, напрямую запрещена статьями 44, 28 и 34 Конституции РФ, руководству Министерства культуры и судьям, которые поддержали иски, направленные на уничтожение общественного Музея, по-видимому, неизвестно.
Но известно ли о незаконной дискриминации государством коллектива и сотрудников общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов по идеологическим и политическим мотивам присутствующим журналистам? Если да, то почему журналисты об этой дискриминации не говорят и не пишут?
Известно ли об этой дискриминации членам Союза музеев России? Известно ли об этой дискриминации руководителям других государственных и негосударственных музеев России? Приходится думать, что неизвестно, потому что ни Союз музеев России, ни директора других музеев не высказываются в защиту права сотрудников МЦР продолжать работать в созданном ими музее под предлогом, что общественный Музей имени Рериха якобы «дело темное», что его экспозиция была ужасной, что рериховцы – секта «ненормальных», что уничтожение общественного Музея имени Рериха осуществлено Министерством культуры судебным порядком и «по закону». Вот, о чем мне казалось важным и хотелось сказать.
В заключение повторю то, с чего начал: дискриминация прав сотрудников общественного Музея имени Рериха на работу с наследием семьи Рерихов в этом музее – социально несправедлива, а с конституционной и правовой точки зрения совершенно незаконна! Общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР должен продолжать работу и должен быть восстановлен его сотрудниками в том виде, в котором он существовал 24 года и который они сами считают правильным!
29 января 2018 года
1. Например, в изданном Третьяковской галереей в 1989 году художественном альбоме «Н.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» (М.: «Изобразительное искусство», 1989, 48 с., тираж не указан) автор А.М.Лукашов в довольно подробном биографическом очерке говорит практически обо всех сторонах деятельности Н.К.Рериха, кроме одной-единственной. В этом альбоме ни единым словом не упомянута философско-этическая система «Живая Этика» («Агни Йога») как неотъемлемая и существенная часть духовного наследия и мировоззрения Н.Рериха.
Оценили 0 человек
0 кармы