Наблюдая за современными политическими процессами и искусной деятельностью нашего Президента, мне стало казаться, что я это где-то уже видел. Или слышал о таких же процессах и искусной деятельности.
Углубившись в недра своей памяти, я припомнил один исторический период в моей, когда-то очень любимой, Древней Греции.
Полистав несколько источников, я кое-что вспомнил и решил непременно поделиться своими воспоминаниями
Итак!
Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э., то есть, где-то 2500 лет назад, в Афинском полисе выкристаллизовалась демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было.
Любопытно, что двое русских исследователей эллинизма, в общем, и афинской демократии, в частности, которые жили и трудились в 19 веке, пришли к одному интересному выводу. К слову сказать, в греческой демократии они искали ключ к созданию гуманного социального общества, где граждане могли обладать пропорциональными правами. Поиски эти были откликом на чаяния русского общества того времени. И оба исследователя, Михаил Семенович Куторга и его последователь - Владислав Петрович Безускул, изрядно потрудились.
«В своем постепенном и долговременном изучении истории Греции я дошел до вывода, что полития, т. е. гражданство или гражданская община, была высшим государственным строем, до коего достигли древние эллинские республики" – утверждал Михаил Семенович.
« .. афинская демократия была чисто народным созданием, результатом работы целого ряда деятелей и поколений!..» вторил Владислав Петрович.
В афинской демократии они увидели глубокий гуманистический смысл, заключавшийся в открытости и терпимости к иному мнению, подчеркивая её постепенный, эволюционный характер, особо выделяя эпоху Перикла как период расцвета.
И вот здесь мы обнаруживаем удивительное единство мнений вообще всех исследователей греческой демократии. И британских, и французских, и даже германских ученых эллинистов, которые начали свои исследования раньше русских. И пришедших к единому выводу о том, что действительно – афинская демократия эпохи Перикла достигла своего наибольшего рассвета. Являясь с тех пор, предметом изучения и образцом подражания в последующие годы.
Теперь мы тоже полюбопытствуем, кто же был этот Перикл, и каким образом при нем произошел, отмеченный всеми исследователями, расцвет демократического общества, никогда более и никем не превзойденный.
И ответим себе на вопрос, почему РАСЦВЕТ? И почему более НЕ ПРЕВЗОЙДЕННЫЙ?
Итак, Перикл!
Кто же он был такой? И каким он был?
Вот некоторые факты, дошедшие до нас, благодаря упоминаниям в трудах Аристотеля, Платона и Фукидида
Интересно, что зародилась и развивалась себе демократия, как образ жизни свободных горожан славных Афин, лет за сто пятьдесят до правления Перикла. Причем, интересно, что в Народном собрании – высшем проявлении демократии, могли участвовать свободные совершеннолетние горожане мужского пола, и только!
Если учесть, что в семье такого афинского горожанина была жена, несколько детей и от пяти до десяти рабов, то выходит, что в так называемом Народном собрании имело право принять участие лишь 10-12 процентов населения Афин.
Как вам такая «всенародность»?
А теперь представьте себе, что это была, к тому же, однородная масса состоящая лишь только из мужчин. Тоже, неплохой признак истинной демократии, не находите?
Так вот, о Перикле! Некоторые любопытные факты.
Родился Перикл, имя которого в переводе с греческого означает «окруженный славой», в аристократической семье. У него был брат Арифрон, и сестра, имя которой, осталось неизвестным истории. Детство и юность Перикла прошли в напряженной обстановке. Против аристократического клана, в котором родился Перикл, выступал сильный политический противник, Фемистокл. По сути, являющийся реформатором демократического движения в афинском обществе.
Демократия набирала силу, и аристократические кланы терпели поражение за поражением. Поэтому, члены аристократических семей прикладывали все больше усилий на образование своих детей и изучение разнообразия политических форм социальной жизни. Юного Перикла обучали музыке и философии. Но, по-видимому, философия и политика нравилась юному аристократу больше занятий музыкой и искусствами.
Когда отец Перикла неожиданно скончался, то ли от болезни, то ли будучи отравленным, Периклу пришлось возглавить свой клан. К этому времени он уже служил в армии и имел должность Стратега, что вместе с философской подготовкой, несомненно, сослужило молодому политику хорошую службу. Кроме этого, Перикл понял, что политическое будущее определяется за демократией. И неожиданно для родного аристократического окружения, стал активно поддерживать демократических вождей.
Что тут началось!
Аристократ Кимон, возглавлявший антидемократическую оппозицию, стал повсеместным гонителем молодого Перикла. И тот, по совету друзей, отправился в морскую экспедицию в Восточное Средиземноморье, которое в ту пору контролировалось флотом персидского царя Артаксеркса. Целей эта экспедиция имела две.
Во-первых, укрепление морского могущества и торговых связей Афин.
Во-вторых, на некоторое время «выпадение» Перикла из агрессивного политического поля.
Экспедиция, по разным источникам, длилась от шести до восьми месяцев и закончилась удачно. Перикл приобрел в глазах афинских граждан реальный авторитет, в отличие от демагогического Кимона.
С этого момента начался неуклонный рост и развитие демократии, и закат политического могущества аристократии. Через два года Кимон был подвергнут остракизму и изгнан из Афин на десять лет. А Перикл стал лидером демократических сил. Теперь уже никто не мешал ему провести серию реформ, окончательно укрепивших власть демократических принципов и нанесших окончательное поражение аристократической группе.
Во внешней политике стратег Перикл также старался добиться успеха. И пошел на обострение и с притеснявшей Афины на суше Спартой, и с персами - беспокоящими афинских торговцем на море. Военные экспедиции делали невозможным надлежащий контроль за политическими процессами, и Перикл принимает прозорливое решение. Возвращает в Афины из изгнания Кимона, предварительно сделав тому предложение, от которого тот не смог отказаться.
Развязав себе руки, Перикл достигает военных успехов на море и на суше, в то время, как его политические тылы прикрывал новый союзник. Но ненадолго. Кимон успешно сотрудничал с Периклом - за что и поплатился. Друзья-аристократы не простили ему «предательства» и, как водилось в то время, отравили. Место Кимона занял новый ставленник аристократии – Фукидид. Который тут же принялся плести интриги и тайный заговор против Перикла.
Узнав об изменениях на политической шахматной доске, Перикл был вынужден оставить военные экспедиции недозавершенными, и вернуться в Афины.
Об этом периоде жизни Перикла Плутарх писал «.. Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге — на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; Только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола.»
Перикл старался позиционировать себя как «чисто публичную» личность, которая ни при каких условиях не поступится законностью и интересами государства ради каких-либо дружеских или родственных связей. Обратите внимание, что Перикл первым понял, что любое демократическое движение требует постоянного контроля и даже сильной руки. Главное же искусство опытного Политика, как уяснил Перикл, состоит в том, что постоянный контроль и сильная рука не должны выпячиваться из-под «демократического» силуэта. Управление демократическим обществом должно обеспечиваться «мягкой силой», как теперь говорят. И быть ненавязчивым!
Демократическое общество должно постоянно ощущать, что оно остается демократическим, и ничто не должно нарушать этой его иллюзии.
Дошло до того, что Перикл даже развелся с женой, которая происходила из древнего и почетного аристократического рода Алкмеонидов, хотя к тому времени у них уже родилось двое сыновей. Размежевание с консервативной аристократией проводилось им неуклонно.
Также, между Периклом и Фукидидом происходили регулярные стычки, и чаще всего выигрывал Перикл. Наиболее частой темой для споров была внешняя политика. В спорах Перикл неизменно одерживал победу, из-за дара необычайного красноречия, который он постоянно разввал. Плутарх так характеризовал ораторский дар Перикла, прозванного за своё красноречие «Олимпийцем»:
«…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий (театральных выступлений) того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом..»
Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей.
Для усиления ораторского дара Перикл общался с софистами, которые первыми начали обучать красноречию и от которых он многое почерпнул.
Здесь, в кругу софистов, а по нынешнему – трепачей, Перикл познакомился с гетерой Аспазией. Урожденной города Милета, который находился на территории современной Турции. Юная Аспазия приехала в Афины, которые были в то время центром цивилизации. Острый ум, красота и харизматичность юной гетеры не остались незамеченными местными философами. И в гости к Аспазии зачастили художники, скульпторы, поэты и философы. Бывал у Аспазии и Сократ, с удовольствием любивший послушать ее рассуждения о поэзии и философии.
Увидев и услышав юную поэтэссу, Перикл влюбился в нее, и предложил выйти за него замуж. Что само по себе было вопиюще противоречивым обстоятельством. Аристократ, да еще и греческий гражданин, не мог вступать в брачные отношения с иноземкой.
Но Перикл пошел на это нарушения аристократического закона, что прибавило ему авторитета среди демократически настроенного населения Афин.
Неуклонно Перикл совершенствовал и саму демократическую систему. Кроме многочисленных (до 30 тысяч человек) народных собраний свободных граждан-мужчин, которые собирались каждые десять-двенадцать дней, он ввел эффективное промежуточное управление. Для этого был назначен «совет пятисот», по принципу современного парламента (чем не Государсвенная Дума), который заседал ежедневно. И назначен высший орган демократической власти – коллегия десяти стратегов, из влиятельных граждан (чем не Администрация Президента). Одним из стратегов постоянно переизбирался и сам Перикл. Коллегия собиралась для решения особых вопросов – гражданских, политических или военных.
Из-за обилия государственных должностей и постоянной выборности, наиболее активные граждане имели возможность постоянно приобщаться к управлению государством, постоянно участвуя в его жизни. Тем самым, на широкую ногу была поставлена и прекрасно функционировала «кузница политических кадров».
В 449 году до н. э. афиняне подписали мирный договор с Персией, закончив тем самым продолжавшиеся полвека греко-персидские войны. Авторитет Перикла достиг невообразимых высот. А торговая и политическая жизнь Афин и всей Греции достигли необычайного расцвета. Начался бурный рост ремесел и торговли. Афины стали богатейшим городом не только в Греции, но и на всем Средиземноморском побережье.
Началось строительство храмов и городищ, длившееся почти 30 лет. Был обновлен Акрополь и построены знаменитый Парфенон и Пропилеи. Возводились Храмы и скульптуры богов. Построен Одеон - место проведения музыкальных соревнований и театральных спектаклей. Лучшие актеры не только Греции, всего Средиземноморья, но и даже из отдаленных окраин Востока, таких как Персия или Мессопотамия, съезжались для того, чтобы показать себя в Одеоне.
И весь этот прогресс и расцвет стал возможным потому, что демократическим обществом и народным собранием незаметно управляла сильная рука стратега Перикла. Действуя неуклонно, но незаметно, прославляя демократические ценности и вознося демократические достижения, Перикл привел Греческую цивилизацию к невиданному и никем более неповторимому расцвету.
Кроме того, понимая, что богатая и успешная Греция, по сути, является лакомой приманкой, Перикл вступил в тайные переговоры с воинственной Спартой, заключив с ней Тридцатилетний мир, который поддерживался ежегодной крупной суммой денег.
Тем не менее, Фукидид – последний политический оппонент Перикла, постоянно беспокоил его. И, в конце-концов, демократ Перикл добивается не демократически жесткого приговора - десятилетнего изгнания Фукидида из Греции (не кажется ли, история наводит на ощущение «изгнания» кое-кого на десять лет из уже современного общества)?
Плутарх опять пишет «…после падения Фукидида и изгнания его остракизмом, он (Перикл) не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега даётся на один год…»
А?! Вам это ничего не напоминает?
А ведь история становления Перикла и его демократии весьма напоминает становление и нашего Президента. Мимо которого явно не прошла история становления греческой демократии. А также ее развитие и расцвет.
Так что, уважаемые сограждане, приготовьтесь к изгнанию оппонентов. И к последующему развитию и расцвету страны, являющейся благодатной почвой для славной демократии.
Ибо, как известно, истории повторяются. А новое часто оказывается хорошо забытым старым.
Оценили 10 человек
10 кармы