Рассказ о русской мастерице - актриса Тамара Сёмина

2 691


источник kino-teatr.ru

Все знают знаменитую картину «Кружевница» художника Василия Тропинина из Третьяковской галлереи . На ней - русская девушка-мастер и по словам критика “ в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. ....  все это изображено с такой правдой и простотой».

источник mos.ru

В этом тексте рассказывается о такой же Мастерице - актрисе Тамаре Сёминой.

Работая над книгой о русской культуре для иностраннного читателя, мне пришлось погрузиться во множество материалов о советском театре и кино, книг, статей и фильмов о киноактерах (Ю. Орлик. Сокровища и богатства русской культуры. 2021, на испанском яз., tesororuso.org).

И из этого неожиданно возник образ нашей старшей современницы - актрисы Т. Сёминой, образ Мастера и Человека с большой буквы.

Для любого актера главная характеристика - это сыгранные роли. Количество и главное - качество персонажей актрисы просто поражают.

И еще интересно, что почти все её роли из огромного списка блестящих работ - главные.

Лиха беда - начало.

Сегодня звучит странно, учитывая конкурс 100 или 200 человек на место, но сама Сёмина и ее критики говорят, что она почти случайно поступила в 1956 г. во ВГИК . Здесь свою роль сыграла, по-видимому, непосредственность, незаурядная внешность и поразительная внутренняя свобода прелесной провинциальной девушки с красивыми глазами и где-то глубого спрятанный талант, который приемная комиссия все же сумела разглядеть.

Актриса вспоминает: “ У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приёмная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я — никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приёмной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну, что ж ты не поёшь?» — «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» — «Хватит. Прочти стихотворение». — «Не буду. Плохое стихотворение. „Наш герб“ называется». Тут вообще все легли.” (https://ru.kinorium.com/name/631838/)

Критик отмечает, что на курсе ее все называли Сема и в ней было что -то мальчуковое.

“Она попала на курс, которым руководила О. Пыжова. Дебют Семиной в кино состоялся в 1957 году: ее, студентку 2-го курса, заметил режиссер Марлен Хуциев и пригласил на одну из главных ролей в картине "Два Федора".

(см https://www.youtube.com/watch?v=h7lUTzVR9wQ)

источник www.vokrug.tv

Через два года фильм вышел на широкий экран и имел огромный успех у зрителей. Юная дебютантка Семина в роли простой и скромной девушки Наташи, которую полюбил демобилизованный солдат Федор (в этой роли снялся еще один дебютант - Василий Шукшин), для студентки эта была очень сложная роль ... Особенно запоминается характерный эпизод, когда Федор-младший из-за ревности ночью отрезает героине Сёминой ее роскошные волосы. Успешный дебют молодой студентки ВГИКа не прошел незамеченным, после этого фильма Сёмина получила еще несколько предложений от режиссеров сняться в новых ролях”.

Катюша Маслова в фильме “Воскресение”

Ф. Раззаков пишет, что во время учебы во ВГИКе Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще. Но она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса.

И первым, кто открыл ее в этом амплуа, стал режиссер Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил ее на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Л. Толстого "Воскресение". (см https://retrogid.ru/movie/voskresenie/)

источник just-interes.ru

Без обращения к тексту книги невозможно охарактеризовать этот кинематографический шедевр. Великий писатель создал свой последний роман как сложное переплетение нравственных, социальных и религиозных тем. В комментариях к роману мы находим, что по замыслу антора “ медленно, постепенно, но неуклонно совершается процесс возрождения, подлинного «оживления» Катерины Масловой. Нехлюдов, потрясенный своим преступлением, его страшными результатами, действительно хочет спасти Катюшу. Но не ему дано сделать это. Колеблющийся, неустойчивый, слишком занятый своей собственной духовной жизнью, он сам еще должен найти себя. Пути Нехлюдова и Катюши в конце концов расходятся.
Возрождение Катюши приходит в тяжелой, трудовой жизни на этапах и полуэтапах каторжного пути, в общении с людьми, которые были совестью России, со ссыльными революционерами, с теми, кто, как она понимала, «шли за народ против господ». Так определились в романе место и роль Катюши Масловой — роль вполне самостоятельная, независимая от роли Нехлюдова. Пожалуй, можно даже сказать иначе — судьба Нехлюдова теряет свой самодовлеющий интерес, все больше становится зависимой от судьбы Масловой — «человека из народа». «Ведь это мертвая женщина», — думал Нехлюдов, «глядя на это когда-то милое, теперь оскверненное пухлое лицо с блестящим нехорошим блеском черных косящих глаз». Катюши больше не было, «была одна Маслова». Нехлюдову открылась ужасная правда. Но это была только часть правды. Среди посетителей заведения Китаевой, среди судей, прокуроров, смотрителей, которые «пользовались такими существами, как она», это действительно «мертвая женщина». Но вот она, вернувшись из суда назад, в тюремную камеру, «встретилась глазами с мальчишкой», смотревшим на нее широко открытым серьезным взглядом, и слезы, долго сдерживаемые слезы полились по дрожащему лицу. Эти слезы сдернули завесу с таких сторон внутренней жизни Катюши, о которых, может быть, и сама она уже не знала. Но, подавленные грубостью окружающей жизни, глубоко спрятанные внутрь, они, эти стороны, все-таки напоминают о себе. Они напоминают о себе в тот момент, когда Катюша, убитая неожиданно строгим, несправедливым приговором, измученная, усталая и голодная, отламывает кусок калача и протягивает его Финашке, когда жалеет «рыжую» арестантку, когда просит Нехлюдова похлопотать за старушку Меньшову... В душе Катюши сохранились, не могли не сохраниться ростки жизни — потому что не одна она встречается со всем тем, что гнетет и уродует жизнь, потому что ее судьба неразрывно связана с судьбой Федосьи и ее мужа Тараса, старушки Меньшовой и ее сына, «хорошего мужицкого парня». В отличие от таких действительно мертвых, призрачных существ, ..... Маслова погубленный, но не погибший, живой человек. А «живой человек всегда может родиться, семя прорасти» (т. 53, с. 192).

Так определились в романе место и роль Катюши Масловой — роль вполне самостоятельная, независимая от роли Нехлюдова. Пожалуй, можно даже сказать иначе — судьба Нехлюдова теряет свой самодовлеющий интерес, все больше становится зависимой от судьбы Масловой — «человека из народа».

(см. https://rvb.ru/tolstoy/02comm/introcomm_13.htm)

Все это безусловно учитывалось режиссером , сценаристом Е. Габриловичем и актерами. Но даже сейчас через 60 лет после выхода фильма до конца не понятно, как могла студентка 4-го курса справиться с коллосально трудной задачей и на высочайшем уровне исполнить эту “ослепительную” роль . 

Сама актриса так вспоминает об этом : "Режиссер Швейцер что-то во мне уловил, зацепил и настойчиво пробовал меня на эту роль. Это вообще целая история, потому что конкурс среди претенденток на главную роль был почище, чем на нынешние конкурсы красоты. Пробы шли целый месяц каждый день. Я бегала на них с удовольствием, потому что тогда за пробы платили и для меня это был хороший приработок. Я нисколько не верила, что меня возьмут на эту роль...Пробы были очень сложные. Швейцер все старался меня подловить, давал задания этюдного порядка, например, как бы Катя себя повела в этой ситуации или в той. Я все играла, он смотрел, вроде хорошо, ну а вдруг это случайно? И опять все сначала. Одних Нехлюдовых у меня было в партнерах такое количество, что я со счету сбилась.

Однажды прихожу на пробы, а в гримерной еще восемь актрис сидит. Это хуже всякой пытки! Они все белее полотна, разглядывают друг друга, ищут изъяны, да еще и характеристики дают друг другу невероятные, вплоть до того, что у кого-то одно ухо выше другого.

Со мной пробовались настоящие звезды. На последние худсоветы мы вышли втроем: Зинаида Кириенко, Татьяна Самойлова и я. Выбрали меня. Так как за меня переживал весь институт, то, когда это произошло, там даже занятия отменили и педагоги ликовали вместе со студентами...По роли мне надо было поправиться, я весила всего сорок три килограмма (это видно в картине “Два Фёдора”), ведь Катя - девушка, женщина”.

И Т. Сёмину откармливали все проживающие в общежитии ВГИКа.

Фильм "Воскресение" (1-я серия) вышел на экраны страны в 1960 году и тут же стал лидером проката: 1-е место, 34,1 млн. зрителей. За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года.

“Однако если на родине фильм никаких официальных премий так и не заработал, то за ее пределами наоборот: в 1962 году на фестивалях в Локарно и Мар-дель-Плата его удостоили главных призов. Так наша героиня впервые оказалась за границей.Тамара Семина вспоминает: "В Аргентине я получила первую премию. Мы были с Изольдой Извицкой, ее фильм "Сорок первый" показывали вне конкурса. Ко мне все приставали, разглядывали и спрашивали, почему у меня лицо "голенькое". Я ведь и по сей день почти не крашусь. Им было в диковинку, что актриса без косметики. Как уж они меня не называли: и персик, и цветочек, и русская Брижит Бардо почему-то. Второй раз я в Аргентину поехать не смогла, снималась, хотя они именно меня и приглашали. Василий Ливанов, приехав оттуда, помню, налетел на меня: "Как тебе не стыдно, это же политический скандал! Там все газеты трубят, что Семина один раз была, ей не понравилось, поэтому она во второй раз не приехала. Ты себе представляешь, что ты там натворила!"

Знаменитая Джульетта Мазина (супруга самого Феллини) много лет мечтала сыграть Катюшу Маслову, но после просмотра фильма это желание у нее пропало - просто невозможно было прыгнуть выше этой русской.

иллюстрация Л.О. Пастернака, источник https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/img/show/4913.htm

Интересно, что в компановке и организации большинства экранных сцен видно сильное влияния на всю творческую группу (режиссера, оператора , художника и исполнителей) иллюстраций Л.О. Пастернака (отца поэта), которые сам Толстой очень любил.

Актриса впоминает, что сниматься было трудно и из-за характера главного партнера знаменитого Е. Матвеева. Он жаловался на неё режиссеру :” Она постоянно меняется, я не могу так работать”. Сёмина, как на зачете в институте, оправдывалась: “Я же ищу, нас так учили”, на что мэтр отвечал : “Ищи, детка, ищи”. И вынужден был выговаривать знаменитому актеру, уже исполнившему до этого роль Нагульнова: “Евгений Семенович, она же ищет. Учитесь, Евгений Семенович”.

Результатом этого стали поразительные находки, актриса-студентка смогла выразить, причем без слов, мельчайшие оттенки чувства, что не трудно заметить на экране на ее крупных и других планах. Эта гениальная способность актрисы потом превратиться в ее новую вершину в ленте “Матерь человеческая”.

Обращает на себя внимание и любопытный факт из интернета : роман Толстого «Воскресение», в то время изданный в США, иллюстрирован фотографиями Тамары Сёминой в роли Катюши Масловой. 

В дружной семье и в холод тепло.

“Замуж Сёмина вышла на 2-м курсе ВГИКа за своего сокурсника Владимира Прокофьева и оставалась ему верна всю жизнь, до конца его дней. Критик отмечает, что он даже не знает других примеров одного брака среди актеров”. Может быть только Юлия Борисова и Леонид Куравлёв.

В отличие от жены, Прокофьев, обладавший несомненным дарованием, не стал широко известен своими ролями. С конца 1980-х годов Сёмина мало снималась в кино, а в начале 1990-х годов у её мужа случился инсульт, и Тамара Петровна , несмотря на прогноз врачей только на 1 месяц жизни, своим супружеским и материнским вниманием его вытащила “оттуда” на целых 18 лет. 

источник m.fotostrana.ru

Детей у актрисы нет из-за болезни и одной из её причин стали съемки в картине “Матерь человеческая” по повести  Виталия Закруткина.

Это картину и раньше, а тем более теперь, мало кто знал и знает и причина по-видимому в том , что это очень “тяжелый” фильм, похожий на

“Иди и смотри” Э. Климова и «Восхождение» Л. Шепитько (см https://www.youtube.com/watch?v=_Ec3CxhOY1U)

В этой военной картине с актрисой - Мастером, которая всегда в душе была мальчишкой, кажется произошло то же, что и в военном стихотворении:

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Женщина-солдат - на фронте, в тылу, в оккупации - для нас совершенно не удивительна. “В центре сюжета - молодая мать со своим подвигом. Чтобы подчеркнуть суровость окружающих условий и обстоятельств съёмочная группа отправилась в район станицы Вёшенской (Ростовская область) в пустынную степь. Съёмки проходили с сентября 1974 года по февраль 1975 года, и всё это время Тамара Сёмина проходила в одном ситцевом платье. Ей приходилось ходить босиком по снегу и купаться в мороз. Несмотря на то, что эта лента является монофильмом Сёминой, у её героини практически нет слов. С трагической силой сыграла актриса роль обезумевшей от горя женщины, нашедшей в себе силы жить в стёртой с лица земли фашистами деревушке во имя спасения чудом уцелевших детей”.

Актриса вспоминает об этом :”Правда, мне говорят, что я мало изменилась. Очки напялю, кепку, иду и думаю, что меня никто не узнает. Так нет же! То какой-то пчеловод бежит за мной: мол, мать ему наказала, если меня увидит, подарить банку меда, - то девочки на Тишинском рынке обступят: «Это вы играли в фильме «Матерь человеческая»? А мы думали, эта актриса с ума сошла, потому что выжить там было невозможно». Я и вправду чудом тогда осталась жива. Мороз, снег, а я босиком, в мокром ситцевом платье, вся в грязи. Съемочная группа - в валенках, полушубках, шапках-ушанках, а я - голяком посреди Дона. Режиссер мне: «Улыбнись, Томочка, улыбнись!». А я кричу: «Леня (режиссер - Леонид Головня), снимай, скорее, снимай, я сейчас камнем рухну!».

Кто-то из “современных” скажет - глупо.

Но на этой “глупости” вся Земля Русская держится.

“Жаль, что в то время фильм прошёл незаметно. Фильм, но не работа Сёминой, оцененная как выдающаяся”.

Во время съёмок фильму и ей предрекали все мировые премии, но они снова обошли её избу. Как и звание Народной артистки СССР, в списке 1990 г. были Ролан Быков и она. Но Быкову знание дали и заслуженно , а её незаслуженно обошли, заменили на почетный Орден Трудового Красного Знамени, мол молодая еще. А потом и Страны не стало.

И вообще многие премии и призы шли мимо. Например, в составе творческой группы, получившей Государственную Премию 1979 г. за многосерийный фильи “Вечный зов” ее имени почему-то нет. А ведь именно Анфиса из этого фильма в её почти сверхъестественном исполнении годами притягивала к телеэкранам миллионы зрителей (серии выходили на протяжении 10 лет), см. https://www.youtube.com/watch?v=0Th7a3HW_XI

Причина лежит в независимости актрисы, она со студенческой скамьи резала правду- матку в глаза. Актриса вспоминает, что всесильная министр культуры Е. А . Фурцева, встретив ее как-то в коридоре ведомства, говорила : “Хорошенькая девочка, но... очень уж строптивая”.

Ершистая, “язык мой - враг мой”.

Любому мастеру трудно удержаться на достигнутом высоком уровне, особенно, если лучшая роль сыграна в 20 лет. Типичный пример - блестящая студентка Ж. Прохоренко в фильме “Баллада о солдате”.

Но с нашим Мастером все иначе - в актёрской судьбе актрисы было ещё много удивительных вершин.

Например, военная тема продолжалась снова в 1972 в фильме “Расскажи мне о себе” (1972, реж. Сергей Микаэлян), ее партнерами были Армен Джигарханян, Виталий Соломин, Виктор Павлов. (см https://www.youtube.com/watch?v=pPyJBqEAC8I)

источник culture.ru

Актриса органично в одном образе соединила невесту, жену, мать и (мед)сестру. Причем особого драматизма она достигла в блестяще повторенном классическом эпизоде из фильма “Летят журавли”, когда женихи (актеры Баталов и Соломин) уходят в разведку и....

Недаром современный зритель фильма написал правду в комментариях в ютубе: “Сёмина - фантастическая актриса...сейчас таких не делают!!”

В этой и практически всех других её работах также ясно выступили причины этой гениальности Мастерицы. Указание мы видим в начале романа и звездного фильма в знаменитом диалоге между обвиняемой Катюшей и председателем суда :

“– Ваше имя? – обратился женолюбивый председатель как-то особенно приветливо к третьей подсудимой. – Надо встать, – прибавил он мягко и ласково, заметив, что Маслова сидела.

Маслова быстрым движением встала и с выражением готовности, выставляя свою высокую грудь, не отвечая, глядела прямо в лицо председателя своими улыбающимися и немного косящими черными глазами.

– Звать как?, – Любовью, – проговорила она быстро.

Нехлюдов между тем, надев pince-nez, глядел на подсудимых по мере того, как их допрашивали. «Да не может быть, – думал он, не спуская глаз с лица подсудимой, – но как же Любовь?» – думал он, услыхав ее ответ.

.......

– Как Любовью? –... Вы записаны иначе.”

Это и есть ключевое слово. Критик отмечает, что ”актриса использовала огромное количество возможностей сыграть главное, что нужно человеку - ЛЮБОВЬ. Она умела и умеет играть и очень тонко и очень глубоко, потому ее помнят потому ее любят и потому и фильмы, даже очень старые с удовольствием можно смотреть и сегодня” .

А она действительно молодая и сейчас в 2021 г. и “дело не в количестве лет, дело в том что она принесла в кинематограф предельную достоверность и естественность и тончайшие психологическое знание жизни и женской судьбы”.

Среди причин этой гениальности надо сказать и о передовой и лучшей в мире школе русского и советского театра и кино.

“Нас так учили!” - мы имеем право повторить вслед за Мастерицей.

И еще интересную особенность отмечают критики - Тамару Сёмину трудно назвать и ее редко называли ... звездой. Она была и есть настоящая Актриса и Художник и талант ее огромен.

Здесь в коротком тексте невозможно охарактеризовать все детали этого таланта, для этого нужна большая книга.

Например, прекрасный фильм “День счастья “ вместе со звездой А. Баталовым и блистательными Валентином Зубковым, Николаем Крючковым, Ларисой Голубкиной (1963, реж. Иосиф Хейфиц, см. https://www.youtube.com/watch?v=eC6haxO3b78)

“Встреча Шуры и Александра оказалась случайной. Он, молодой врач скорой помощи, увидел милую женщину и, поддавшись порыву, просто познакомился с ней. Случайное знакомство переросло в глубокое чувство, но Шура замужем, и дома у нее не все так просто — муж, бывший геолог, оказавшись косвенным виновником гибели ребят из своей группы, бросает любимое дело и начинает заниматься обыкновенной халтурой; Шура томится от безделия, потому что муж не разрешает ей работать. В конце концов, Шура решает в корне изменить свою жизнь — уезжает в деревню, где хочет все начать заново... Почетный Диплом на МКФ в Локарно (Швейцария, 1964)”.

Актриса вспоминает , что “эта роль совсем не простая, она встречалась с врачем скорой помощи Александром Берёзкиным (А. Баталов), человеком абсолютно положительным, каких и не бывает на свете , и увлекалась им, но что-то тянуло к мужу и она им гордилась, а он ее не пускал работать”.

С этого фильма, кстати началась у нее и школьная тема. Дело в том, что после окончания школы ее приняли в Педагогический институт в Калуге, но она сразу же забрала документы и без разрешения отправилась в Москву .... покорять Мир.

Возник конфликт с семьей и матерью - никто же не верил, что она может стать, кем стала.

Но как настоящее чудо и гром среди ясного неба всего через 2 года на все экраны вышел фильм “Два Фёдора”.

И семье, и маме, и всей Калуге пришлось поверить.

Так вот - Шура из фильма “День счастья” - учительница русского языка и литературы, как и отец её . Одна из самых замечательных сцен - когда она, склонившись над стопкой тетрадок и конспектов, читает школьникам школьное и великое:

“... пустыня внемлет Богу, и звезда...”

источник kino-teatr.ru

Другой школьный фильм с характерным названием “Доброта” (см. далее об этом ключевом качестве в характере актрисы), Реж. Эдуард Гаврилов. партнеры Леонид Неведомский, Владимир Звягин. см. https://www.youtube.com/watch?v=WG-kAt-9bYU

“ Учительница Мария Николаевна Стурженцовой. приехала к давней подруге, у которой муж с недавнего времени является директором средней школы и под его руководством Мария Николаевна и приступила к обучающему процессу. С первого урока душевная учительница столкнулась с жестокостью и непристойным поведением некоторых ребят, но решила не отвечать грубостью на хамство, а посвятила личное время выявлению причин, приведших к такому поведению. Мария Николаевна считает, что из школьников вырастут достойные граждане только в том случае, если проявлять к ним уважение и теплоту, поэтому через хорошее отношение пытается достучаться к их сердцам. “

“Заступив на пост руководителя школы, Прохоренко увидел вялотекущее положение дел, и ему захотелось из «трудных» подростков создать активный костяк, способный своими лидерскими качествами повести за собой остальных. Этих ребят он взял под своё покровительство. Методы Леонида Павловича часто стали противоречить жизненным взглядам молодой учительницы.”

 

источник Яндекс.Дзен

“Этот фильм учит человечности, ласке, любви и состраданию”.

Любовь — труд души.

Замечательный актер Александр Михайлов говорит, что она очень красивый человек, внутренне очень красивый. И еще замечает, что “главное у неё - доброта”, и удивительно - как видим, это совпадает и с названием её отличного фильма (см. выше).

Но актер неожиданно добавляет слово “патологическая”. И он прав, потому что сейчас при нынешнем общественном строе - доброта - это патология, болезнь. Более того, я уже писал об этом, что это слово и понятие постепенно исчезает из русского словаря и словарей других языков.

Нас спасает только то, что на этой “патологии” и держится Русская Земля.

Другая коллега актрисы Е. Драпеко (но не из её же фильма “Коллеги” (драма, реж. Алексей Сахаров, 1962 г. см. https://www.youtube.com/watch?v=mncZ5A4aZBk), да и сама Сёмина отмечают, что она никогда не умела пользоваться теми фантастическими возможностями, которые возникали в её актерской судбьбе.

А чего стоят факты, повторяемые многими и самой Мастерицей, что она часто отказывалась от отличных предложений и сценариев в пользу (!) даже не подруг, а просто других актрис. Но это были поступки Мастера-профессионала и Человека, которая считала, что просто кто-то сможет исполнить эти роли лучше, чем она.

“Глупость” - снова может сказать “современник”.

Но именно на таких Мастерах и держится Русская Земля.

И именно за это они достойны любых самых высоких премий и наград.

В этом коротком тексте остановимся еще на некоторых других замечательных работах Мастерицы.

В 1964 г режиссёр Роман Тихомиров предложил ей роль крепостной Анастасии Батмановой в комедии “Крепостная актриса” (пела за неё Тамара Милашкина) и снова в звездной компании во главе с Евгением Леоновым  (см. https://www.youtube.com/watch?v=j7ygRPDBVDA).

В этом же году её “крёстный” режиссер М. Швейцер, пригласил её на главную роль в фильме «Время, вперед!».

Этот фильм был известен как художественное объяснение , но снятое как бы в документальной манере (почти по Дзиге Вертову), величайших достижений Страны в первых Пятилеток и кроме того знаменитой музыкой гениального Г. Свиридова. 

источник golddisk.ru

И “молодая актриса опять удивила всех, продемонстрировав новые грани таланта – тонкий юмор и эксцентрику”.

А потом был еще прекрасный психологический, трогательный и спокойный, фильм “Человек, которого я люблю” (реж. Ю. Карасик, 1966) с партнерами Георгием Жжёновым , Евгением Герасимовым , Николаем Мерзликиным.

источник 1tv.com

Е. Герасимов вспоминает, что среди мужского состава группы все были влюблены в актрису, хотя прекрасно знали, она “другому отдана и ....” ( см. https://www.youtube.com/watch?v=esOzgD8ojsg).

Актриса говорит, что всегда ждала достойные предложения, чтобы сняться в комедии и в 1983 г. её пригласили в картину «Одиноким предоставляется общежитие» (реж. С. Самсонов) вместе с Натальей Гундаревой  и Александром Михайловым.

 

источник Яндекс.Дзен

Роль экстравагантной воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Сёминой и для зрителей одной из самых любимых и дорогих (см. https://www.youtube.com/watch?v=faQWW7RNchI).

Вполне закономерен вопрос: “Ну, а после 1991, что?”

Критик с грустью отмечает в 90-е и в начале 2000-х: ”Я сегодня смотрю на экран и вижу, что Тамара Сёмина снимается в рекламе, она это делает легко, а мне очень больно, она пошла на это потому,что ей нужно жить, 15 лет болел ее муж, поэтому и снимается ... во всяких мелочах”. Поэтому мы не приводим здесь работы после 1991, не хочется говорить о грустном.

“У Мастерицы вообще есть это удивительное качество - она ничего не боится на экране, она очень внутренне легка и свободно погружается в стихию очередного образа” .

Русский характер

Все-таки мы не ответили до конца на вопрос в начале статьи: откуда взялось это чудо мастерства и ответ надо искать в характере Мастерицы.

Об этом не только ей, но и всем нам говорили учителя: упорство, смелость, настойчивость в достижении целей (посмотрите еще раз на фото и глаза Наташи из фильма “Два Федора”) . И постоянный творческий поиск: “Душа обязана трудиться”.

“Нас так учили!”.

Вспомним также, что это стержень непобедимости Русских из суворовской “Науки побеждать”. И в этом источник творческих побед Тамары Сёминой.

И Так Победим!

источник kp.ru

Невозможно объять необъятное, особенно когда речь идет о таком большом Мастере как Тамара Сёмина.

И становится радостно на сердце, потому что мы знаем, что Жемчужина этой кудесницы по-прежнему сияет в ожерелье таких драгоценностей как Юлия Борисова, Вера Васильева, Татьяна Доронина и дарит нам счастье настоящего искусства.

....

Некоторые материалы, фильмы, видео, статьи о Т.Сёминой

Тамара Сёмина. https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-tamara-semina.html

Тамара Сёмина. Легенды мирового кино. Программа о судьбах звёзд мирового кинематографа. Канал Культура:

https://www.youtube.com/watch?v=d5BR55xh3zs

«Тамара Сёмина. Мне уже не больно». Документальный фильм 2018.

https://www.youtube.com/watch?v=83pavGpStrY

Тамара Сёмина. 2008. В. Вульф. Мой серебряный шар.

https://www.youtube.com/watch?v=02H2o87sKko

Великая отказница. Тамара Сёмина.

https://www.sovsekretno.ru/articles/velikaya-otkaznitsa/

Ф. Раззаков. Тамара Сёмина. https://www.litmir.me/br/?b=37058&p=1

Тамара Сёмина. https://ru.kinorium.com/name/631838/

Текст романа «Воскресение» с иллюстрациями Л. О. Пастернака.

https://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

У Трампа есть своя доктрина Монро

Прежде чем «сделать Америку снова великой», новой администрации предстоит зачистить свои «задворки», и это плохая новость для латиноамериканцев Президент Мексики Клаудия Шейнбаум. Фото: ...

Обсудить
  • Неувядающая. Великая.
  • Прекрасный человек! хорошая актриса!