Сокровища русской культуры - 54. Два Ю: Юлия Борисова и Юрий Яковлев

0 520

17 марта 1925 года родилась Юлия Борисова - советская и российская актриса. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. Станиславского  (1969) и Государственной премии РФ (1995). Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1985).

25 апреля 1928 года родился Юрий Яковлев (1928-2013)

 — советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. Станиславского (1970), Государственной премии СССР (1979), Государственной премии России (1995) и премии президента России (2004).

Отрывок из книги : Юрий Яковлев, "Как о воде истекшей вспоминать...", М., Театралис, 2018 , из главы "Партнеры", https://vk.com/borisovavachtangov

"Актер может быть очень талантлив, но партнер никакой — пример тому Николай Гриценко. Я восхищался его виртуозной игрой, но никогда не чувствовал возможности свободного общения с ним 

на сцене....

Но есть актеры, которые чутки, как струна — тронешь и она отзовется, интуитивно почувствует сразу, какая дальше нота. 

В этом смысле Юлия Борисова — идеальный партнер. Я понял это 

уже в первом совместном спектакле «Город на заре». Она всегда неожиданна, неодинакова, сколько бы спектаклей ни прошло. 

"Город на заре"

Настоящий стиль игры актера русской школы — не повторять заученно каждое движение и интонацию, а зависеть от сценического «собеседника», идти на диалог, чувствуя состояние партнера. 

Позволю себе маленькое отступление. В 1956 году в Москву приехал Питер Брук со своим спектаклем «Гамлет». Заглавную роль исполнял Пол Скофилд. Москва ломилась на спектакль. Я, конечно, умирал от желания посмотреть и каким-то чудом купил с рук билет. Впечатление было потрясающее — я восхищался мастерством актеров, постановкой и решил пойти на спектакль еще раз. Хоть постоять. На сей раз смилостивился администратор и пустил по театральному пропуску. Велико же было мое изумление, когда, просмотрев спектакль еще раз, я не нашел ни одного отступления от вчерашнего, даже в интонациях актеров! Все было как под копирку или как будто снято на пленку. Более того, я пошел на встречу с этой труппой в Дом актера, где опять звучал знаменитый монолог «Быть или не быть?» и опять Скофилд повторял все точно, не отклоняясь ни на йоту. Да, подумал я, мы, русские актеры, так не можем — мы зависим от эмоционального настроя партнера, у нас не бывает одинаковых спектаклей. Плохо это или хорошо, не знаю. Но я был разочарован этим трафаретом. Это ведь сковывает, не дает возможности расти в роли, находить новые краски, нюансы. 

Что касается Юли Борисовой, то она не из таких. 

Настоящим праздником партнерства у нас был спектакль «Насмешливое мое счастье», где сложные отношения Лики Мизиновой с А.П. Чеховым давали возможность за тонкой иронией скрывать истинные переживания обоих. Соревнуясь в острословии, каждый из них защищал свое. Она — любовь к Чехову и желание быть с ним, он — ту же любовь, но страх перед союзом, который несовместим с его творчеством. В каждом спектакле я ждал «подвоха», и она тоже — это заставляло нас перестраиваться на ходу, находить новые интонации. 

....

Сцена из фильма-спектакля "Насмешливое моё счастье"

https://vk.com/video-112749099_456239285?list=176c67ea236e4bcaf2

Пьеса Леонида Малюгина, Режиссер - А.Ремизова

А.П. Чехов - Ю.Яковлев, Лика Мизинова - Ю.Борисова, Премьера спектакля - 8 декабря 1965.

...

Отрывок из передачи "Острова". Юрий Яковлев.

https://vk.com/borisovavachtangov?z=video-112749099_456239222%2Fe8ebafff5af5810cc0%2Fpl_wall_-112749099

.....

В спектакле «Двое на качелях», который, по существу, являлся 

дуэтом, мне кажется, была достигнута высшая точка партнерства — 

каждое слово, движение, пауза были связаны между нами в тугой 

трагический узел. Жалко, что нам не дали его играть. Жалко вообще, что мы не сыграли больше ни одного какого-нибудь другого спектакля вдвоем. 

Ее чувство партнерства идет еще и от человеческих качеств — 

такта и доброжелательности. 

Снимаясь в «Идиоте», я столкнулся с трудностью. Надо было заплакать в сцене у Настасьи Филипповны, когда Мышкин предлагает на ней жениться, а она сомневается в том, как же они будут жить без денег. Я должен был сказать через слезы: «Я буду работать!» Но никак не получалось. Юля не стала мне советовать что-либо или утешать, но на съемке задала мне этот вопрос с полными слез трагическими глазами, вызвав мою ответную реакцию. 

После команды «Стоп! Снято!» — я услышал ее шепот: «Вот и заплакал! А говорил не могу!» Так тактично, истинно по-партнерски она мне помогла. 

"Идиот" ("Настасья Филипповна"), реж. И.Пырьев. Князь Мышкин - Ю.Яковлев, Настасья Филипповна - Ю.Борисова. 1958.

Мы играли вместе еще в спектакле «Миллионерша», где мне доставляло удовольствие смирять эксцентричность ее Эпифании спокойной рассудочностью Доктора-египтянина. 

Сцена из спектакля "Миллионерша" 1974. Ю.Яковлев и Ю.Борисова.

https://vk.com/video-112749099_456239252?list=a6c2711ede6ddfbab1

....

Теперь играем в «Без вины виноватых». 

А.Островский "Без вины виноватые". Кручинина- Юлия Борисова, Дудукин- Юрий Яковлев. 1993 год.

И тут я хочу сделать маленькое отступление. Дело в том, что Юле, 

как актрисе, свойственна яркая выразительность, желание быть понятой, услышанной до конца. Она ведь всегда адвокат своей героини, а адвокат должен употребить темперамент, чтоб убедить в своей правоте. Часто я ловил себя на мысли, что хочу ее погладить и сказать, что и без этого она убедительна и прекрасна. В «Насмешливом моем счастье» это мое желание заменялось интонациями, которые она не могла, как прекрасный партнер, игнорировать. 

Но в «Без вины виноватых» я увидел совсем другую Юлю. Ее Кручинина лишена пафоса, погружена внутрь себя, сосредоточена 

на своих горьких воспоминаниях и несет свой крест с таким достоинством, что вызывает преклонение не только у моего персонажа Дудукина, но и у меня самого. 

Как и сама Юля — прекрасная актриса, дивный партнер и в высшей степени достойный человек.

....

Особенный голос Борисовой

Из статьи, "Культура" №14-1993. 

Она пришла в Вахтанговский театр, когда его первой актрисой была Цецилия Мансурова, а «хозяином» — Рубен Симонов. С присущей ему дерзкой парадоксальностью он сближал приемы театральных жанров, следуя вахтанговской традиции, родившейся еще в «Принцессе Турандот». Юлия Борисова оказалась истинной «вахтанговской». Она уже а юности умела играть так, словно все, что она делала, было импровизацией. Ее особенный голос, его модуляции могли бы показаться искусственными, если бы в ней не было того вдохновения, что выделяло ее среди остальных. 

Борисова ошеломила театральную Москву в забытой пьесе Мамина-Сибиряка «На золотом дне». Молодой актрисе был свойствен психологический драматизм. Она играла много, очень много, взахлеб, оттеняя малейшие движения души своих героинь, их крушения и взлеты. Дразнящее обаяние Борисовой привлекло сразу, она проявила себя как мастер, рвущийся навстречу судьбе. .....

Театр по-прежнему составляет смысл ее жизни. Здесь она познала невиданный успех, сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» Зорина, Вальку в «Иркутской истории» Арбузова, Варвару Васильевну в пьесе Алешина «Одна». Вспоминая ее роли, помнишь точность их деталей, ослепительную театральность. В 1957 году А. Ремизова решила поставить инсценировку романа Достоевского «Идиот» и выбрала ту, что предложил Юрий Олеша, выбрала не случайно. Пьесу можно было назвать «Настасья Филипповна». Борисова определяла все нити действия. Только в связи с Настасьей Филипповной становились значительными судьбы Мышкина и Рогожина. Тоненькая, гибкая, нервная, вся — порыв, страсть, Настасья Филипповна— Борисова рядом с отрешенным, жалостно беззащитным князем Мышкиным (таким его в театре замечательно играл Н. Гриценко) удивляла тайной надеждой, какая жила в ней, надеждой, что все еще обернется счастьем

Благородство было ее второй натурой, актриса привносила в роль личные качества. Ни особое положение в труппе, ни особое имя, сохранившееся по сей день, не изменили ее характера. Она очень хороший человек, любящий дом, сына, внучек, живущая скромно, уединенно, не растрачивая себя на пустяки, вся в себе, в своих мыслях, оживающая, когда есть работа.

Помню, как обрадовались, когда А. Белинский ставил «Стакан

воды» с Борисовой в роли королевы Анны и Максаковой в роли герцогини Мальборо. ... По своему темпераменту она нисколько не походила на обычных «премьерш», она жила молча, ужасаясь разрушению нравственных начал, укоренившейся невоспитанности, разболтанности, изменению атмосферы внутри. Она оставалась безукоризненным семьянином, вела дом, приходила на помощь, когда могла помочь, попадая в театре в положение одиночки в собственном стане. ...

Когда-то в начале 60-х театр решил поставить «Двое на качелях». Талантливейшая Дина Андреева назначила на роли Борисову и Яковлева. Репетировали с огромным увлечением. Успех был невероятный. Даже хмурая и не любящая делать комплименты Алексеева пришла за кулисы поздравить Борисову. Актриса обнаружила бездонную женственность, способную отогреть любую душу. Борисова и Юрий Яковлев играли ненапряженно, легко, с удивительной внутренней свободой. ...

Вахтанговский таатр поднял Борисову на небывалую высоту. 50-е — 60-е годы проходили в театре под знаком ее созданий.... Евгений Симонов, и вслед за ним Михаил Ульянов прекрасно понимали, что Борисова — актриса по призванию, по страсти, по своей крови. Но пришло время, когда об актерах стали думать меньше, в первую очередь думали о том, что надо поставить, потом о том, что сегодня нужно зрителю.

В 1967 году для Борисовой и Ульянова поставили «Варшавскую мелодию» Зорина, пьесу о том, что происходит с человеком, когда ему не дают осуществить себя и вынуждают жить, как положено в социалистическом государстве. Режиссерских ухищрений в спектакле не было, на сцене действовали живые люди: основательный, обстоятельный Виктор (М. Ульянов) и Гелена (Ю. Борисова), грациозная, экспансивная, очаровательная полька. Кто может объяснить, как Борисова нашла свой «польский» шарм и гортанную певучесть выговора?! Критик А. Свободин писал: «Это не импровизация — это рассчитанное вдохновение». Не знаю, было ли это выверенное мастерство или музыка таланта, живущая в натуре актрисы, но на сцене была блистательная женщина, умеющая приносить счастье. Успех был невероятный. В Ереване во время гастролей публика выносила Борисову на руках, в Риге старались поднять машину, в которой она находилась. ...

 В «Без вины виноватые» к роли Кручининой актриса пришла во всеоружии мастерства и душевного опыта. Ее стиль основан на скрытых чувствах, оттого так сильно она играла всегда вспышки женских страстей и в «Антонии и Клеопатре», спектакле отнюдь нешекспировском по накалу, и в «На золотом дне», где воспламенялась поминутно. Сегодня, когда высокие истины пали в цене, когда сломана старая жизнь и опустошение грозит душам, неспособным примериться к новым обстоятельствам, Борисова демонстрирует то, что стало редкостью: никакой актерской приблизительности, никакой неточности, фальши. Она трезво сознает, что большим актрисам трудно найти себя с их открытым темпераментом, умением упиваться на сцене своими чувствами, с их владением театральной формой. Что сетовать на то, что Борисова не сыграла ни Толстого, ни Тургенева, ни Чехова, ни Уильямса?! Когда-то в пьесе Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье» она пленительно играла Лику Мизинову и держала в напряжении зрительный зал. Ее Лика была в центре спектакля, поставленного А. Ремизовой, в сущности, ей он был посвящен. На сцене был роман чеховской жизни, все было понятно без слов. Нам открывались смятение Лики, ее нереализованность, талантливость. Все уходило в подтекст: и жесткий анализ реальной ситуации, и поэтическое видение человеческой судьбы. Весь Чехов был сыгран в одной роли... 

Жизнь вообще не для слабых духом. Борисова на сцене доказывает это всегда и отвергает откровенность, не знающую стыда, и цинизм, распространенный в театральной среде последних лет. Она была и осталась большой актрисой, скорей бы она снова вышла на сцену в новой роли...

...

Смотрите:

Фильм “Идиот” (драма, реж. Иван Пырьев, 1958 г.)

В ролях: Яковлев Юрий, Борисова Юлия, Мартинсон Сергей, Пархоменко Леонид, Подгорный Никита, Пашенная Вера, Пажитнов Николай, Муравьев Владимир, Любезнов Иван

https://www.youtube.com/watch?v=qn8G-RYyfrM

......

Бернард Шоу. Миллионерша. Театр им. Вахтангова (1974)

Телеспектакль "Миллионерша" по пьесе Бернарда Шоу в постановке Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова с участием Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Владимира Этуша, Владимира Осенева и др.

https://www.youtube.com/watch?v=KmEWm7t1axw

...

Спектакль "Насмешливое моё счастье", 1975 г., полная версия

Режиссер - Майя Маркова, Режиссер - Александра Ремизова

Актер - Юрий Яковлев (Антон Павлович Чехов) Актер - Елена Коровина (Мария Павловна Чехова) Актер - Анатолий Кацынский (Александр Павлович Чехов) Актер - Юлия Борисова (Лидия Стахиевна Мизинова (Лика) Актер - Елена Добронравова (Ольга Леонардовна Книппер) Актер - Евгений Карельских (Алексей Максимович Пешков)

https://www.youtube.com/watch?v=AkCMHZcuk3Q

https://vk.com/video-112749099_456239803

......

Предыдущие материалы:

Сокровища Русской культуры

Ч 1 https://cont.ws/@apov2014/1855732

Ч 2 https://cont.ws/@apov2014/1857580

Ч 3 https://cont.ws/@apov2014/1860112

Ч 4 https://cont.ws/@apov2014/1865112

Ч 5 https://cont.ws/@apov2014/1867355

Ч 6 https://cont.ws/@apov2014/1872381

Ч 7 https://cont.ws/@apov2014/1875699

Ч 8 https://cont.ws/@apov2014/1878231

ч 9 https://cont.ws/@apov2014/1881304

Ч 10 https://cont.ws/@apov2014/1886446

Ч 11 https://cont.ws/@apov2014/1890762

Ч 12 https://cont.ws/@apov2014/1895299

Ч 13 https://cont.ws/@apov2014/1900957

Ч 14 https://cont.ws/@apov2014/1915087

Ч 15 https://cont.ws/@apov2014/1918793

Ч 16 https://cont.ws/@apov2014/1924380

Ч 17 https://cont.ws/@apov2014/1928720

Ч 18 https://cont.ws/@apov2014/1934560

Ч 19 https://cont.ws/@apov2014/1940118

Ч 20 https://cont.ws/@apov2014/1945947

ч 21 https://cont.ws/@apov2014/1950208

Ч 22 https://cont.ws/@apov2014/1954320

Ч 23 https://cont.ws/@apov2014/1958413

Ч 24 https://cont.ws/@apov2014/1961854

Ч 25 https://cont.ws/@apov2014/1961854

Ч 26 https://cont.ws/@apov2014/1980373

ч 27 https://cont.ws/@apov2014/1984089

ч 28 https://cont.ws/@apov2014/1987230

ч 29 https://cont.ws/@apov2014/1993572

ч 30 https://cont.ws/@apov2014/1998342

ч 31 https://cont.ws/@apov2014/2008542

ч 32 https://cont.ws/@apov2014/2022662

ч33 https://cont.ws/@apov2014/2032995

Ч 34 https://cont.ws/@apov2014/2039746

ч 35 https://cont.ws/@apov2014/2053909

ч 36 https://cont.ws/@apov2014/2062481

ч 37 https://cont.ws/@apov2014/2073517

ч 38 https://cont.ws/@apov2014/2086436

ч 39 https://cont.ws/@apov2014/2095798

ч 40 https://cont.ws/@apov2014/2105751

ч 41 https://cont.ws/@apov2014/2116378

ч 42 https://cont.ws/@apov2014/2125991

ч 43 https://cont.ws/@apov2014/2130753

ч 44 https://cont.ws/@apov2014/2141498

ч 45 https://cont.ws/@apov2014/2154085

ч 46 https://cont.ws/@apov2014/2167028

ч 47 https://cont.ws/@apov2014/2176012

ч 48 https://cont.ws/@apov2014/2186102

ч 49 https://cont.ws/@apov2014/2205481

ч 50 https://cont.ws/@apov2014/2230313

ч 51 https://cont.ws/@apov2014/2239708

Ч 52 https://cont.ws/@apov2014/2257095

Ч 53 https://cont.ws/@apov2014/2268904


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...