Сокровища русской культуры - 66. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ... Лидия Сухаревская и Борис Тенин.

3 393


опубликовано в https://vk.com/club33635776

Они прожили долгую и счастливую жизнь, в которой были и взлеты, и падения. Но удач было не в пример больше. Вместе работали в театрах, переезжали, играли, любили. Порознь они существовали лишь в те годы, когда еще не были знакомы…

Детство Бориса Тенина прошло в Туле – и вряд ли в этот период будущего маститого актера можно было назвать хорошим мальчиком. Он был заводилой в компании местных хулиганов, и даже пробовал себя на воровском поприще, вместе с подельниками организованно таская из лавок шоколад. А однажды целое лето дышал где-то раздобытым эфиром. Все это прошло, а вот самый мощный наркотик, привязанность к которому он почувствовал очень рано, остался. Имя ему – лицедейство.

Тенин любил музыку во всех ее проявлениях. Мальчишкой играл на всем, что попадалось под руку: выстукивал мелодии на наполненных водой бутылках, играл на пиле, звенел колокольчиками. Позднее освоил гитару, а будучи артистом, выучился игре на банджо, гавайской гитаре и на многих других инструментах. С самого раннего детства была в нем скоморошья нота – в лучшем смысле этого слова. И именно комедия стала основным направлением его актерской деятельности.

В 1922 году Борис Тенин окончил Государственный институт музыкальной драмы и, подобно многим артистам того времени, сменил бесчисленное множество площадок. Это время, по его собственным словам, было в его жизни «периодом Антоши Чехонте» − временем накопления опыта, собирания жизненных знаний. Становление артиста продолжалось всю первую половину его жизни: работа в коллективах и театрах «Синяя блуза», в передвижной группе «Комедианты», в московской Вольной мастерской Мейерхольда... По воспоминаниям самого актера, его первой ролью был «шум толпы»: «Я был… назначен в «шум толпы» за кулисами… Он стал моей первой ролью в качестве профессионального артиста. Я получил свою первую зарплату». После была «Современная буффонада», театр «Обозрений», московский Мюзик-холл. В 1937 году он поступает в ленинградский Театр Комедии, где начинается второй период его жизни: он становится ведущим актером театра, а также знакомится со своей будущей женой − актрисой удивительного дарования Лидией Сухаревской.

Народная артистка СССР Лидия Петровна Сухаревская родилась 30 августа 1909 года в селе Поповкино Вологодской области. Ее семья была крайне далека от искусства, но у девочки была возможность читать Вальтера Скотта, Диккенса, Жюля Верна, участвовать в драмкружке при городском училище и даже начиная с 11 лет писать пьесы. Сама Сухаревская вспоминала: «Их названий сейчас не помню… Сама эти пьесы ставила, и сама же играла главные роли. Было это в углу двора, около забора». После школьного драмкружка был следующий – при фабрике. Там Сухаревской посоветовали всерьез заняться актерской деятельностью, что она и сделала, поступив в 1927 году в Первую Государственную студию. Денег в семье не было, девушка была принята «в счет хозяйственных расходов студии». После трех лет довольно хаотичного обучения вся группа студийцев была принята в Агит-театр, который получил звание Колхозного. «Работа была большая и интересная. Мы ездили по колхозам и крупным фабрично-заводским центрам и не только играли, но и сами были монтировщиками, и костюмерами, и осветителями, и бутафорами… Работалось дружно и весело». Когда Колхозный театр распался, Лидия перешла работать в ТРАМ, где прослужила год, после чего работала в труппе Радиокомитета. Вскоре Сухаревская получила приглашение играть роль Тани в пьесе Катаева «Дорога цветов». Так она впервые попала в профессиональный театр – ленинградский Театр Комедии…

1930−1940-е годы – пик актерской популярности супругов, особенно Бориса Михайловича Тенина. Немало этому способствовало кино: сначала эпизодическая роль заведующего клубом в картине «Кружева» (1928 год), а затем принесшая популярность роль секретаря парткома в фильме «Встречный» в 1932 году. Роль была переломная не только для самого Тенина – для всего советского кинематографа. Вместо строго дисциплинированного, «по линейке» выверенного и идеально правильно служащего советской партии на экране появился простой парень Вася, не во всем правильный, ухаживающий за чужой женой, выпивающий со старым мастером, переживающий и не всегда четко знающий, «как надо». Как это обычно бывает, Тенина тут же завалили сходными предложениями, в одном из фильмов, «Вражьи тропы», он даже снялся в 1935 году. Но он не любил надолго останавливаться на чем-то уже достигнутом, штамповать удачные образы. «Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным». А потому он не стал множить одинаковые роли, сыграв множество чуть ли не противоположных – от бравого солдата Швейка до комиссара Мегрэ. В каждую из этих ролей он приносил что-то свое, легкое, неуловимое – очарование, обаяние, смех, откровенность.

Кроме искрометного юмора и яркой характерности в Тенине была врожденная, ничем не истребимая интеллигентность. Это явствует из роли простого крестьянина, солдата Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьем» − самой знаменитой из киноработ Бориса Михайловича. За тщательно прорисованной крестьянской походкой, говорком, нарочито грубыми негнущимися пальцами нет-нет, да и проскочит хитрая усмешка, лукавая, несомненно, городская. Усмешка самого Тенина, который и здесь не может отказать себе в удовольствии «подмигнуть» зрителю.

В военном 1943 году Борис Тенин снимается в фильме «Новые похождения Швейка», откровенно агитационно-лубочном, но в котором актер, по мнению некоторых критиков, создал образ лучшего Швейка, из всех когда-то бывших. Так же как потом, спустя тридцать лет, комиссар Мегрэ Бориса Тенина будет признан самым аристократичным Мегрэ отечественного производства: сам Жорж Сименон прислал актеру восторженное письмо, в котором именовал его лучшим исполнителем этой роли. Готовясь к роли, Тенин кропотливо работал, изучая материалы по криминалистике, религиоведению, психологии, истории – и оказался сторицей вознагражден зрительской любовью.

В остальном же кинокарьера Бориса Тенина сложилась не самым удачным образом. Он немало снимался, даже получил в 1948 году Сталинскую премию, но в период от «Человека с ружьем» и до комиссара Мегрэ у него не было тех работ, которые можно было бы назвать звездными ролями.

Совсем иначе обстояло дело с его женой, Лидией Сухаревской. В 1939 году она дебютировала в фильме «Василиса Прекрасная» в роли Белендрясы, после чего сыграла множество разноплановых ролей. За роль княжны Елена Павловны в фильме «Мусоргский» в 1951 году актриса была удостоена Государственной премии СССР. Сухаревскую больше знали по киноработам, в то время как Тенина – по театральным ролям.

В кино они часто были вместе. И самым знакомым в этом смысле является телеспектакль «Старомодная комедия», поставленный в 1975 году. В театре же они вместе были всегда: начиная с той самой «Дороги цветов» в ленинградском Театре Комедии…

В их дуэте Сухаревскую всегда называли мозгом, а Тенина душой. Как и полагается, они были неразлучны всю жизнь, с момента встречи. Вместе приходили в театры, вместе уходили. В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни высоким руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания. Известен ответ Сухаревской министру культуры: «Мы не быдло, мы актеры. Не вам выбирать главных режиссеров». Они могли себе это позволить. Недаром Тенин любил приговаривать: «В театре есть два профессионала: сапожник и я. Мы все делаем точно, качественно и вовремя». При всей нескромности данного заявления актер имел на него право – столь кропотливо и ответственно подходил он к каждой мелочи. Например, известно праведное возмущение Бориса Михайловича, по поводу качественного грима: «Как можно сыграть Марка Твена, Карла Маркса, Льва Толстого или царя Берендея без бороды? Сыграть их побритыми меня можно было заставить только по приговору Верховного трибунала! Нельзя подходить к роли как к безразмерным носкам, они должны быть по размеру».

Если Тенин много внимания уделял внешней стороне, то Сухаревская мучительно переживала поиск внутреннего соответствия, сравнивая, анализируя, примеряя на себя образы и крестьянки, и аристократки, и советской комсомолки. «Я не хочу быть актрисой, которая «не ведает, что творит», а хочу быть вполне ответственной вместе с режиссером и за ошибки, и за успехи. Хочу «ведать» и «познать» − это главное».

Кроме друг друга и театра у супругов было еще одно увлечение, для Бориса Михайловича бывшее даже страстью, − библиотека. У Тенина их было три, до наших дней дожила последняя, третья – по завещанию она отошла в дар музею (первая потерялась при переезде в Ленинград, вторая погибла в годы войны). Книги были его большой любовью, по его собственным словам, его увлечение прошло три периода: «накопительство», затем «увлечение» и, наконец, «изучение темы». Библиотека содержала большое количество классики и особый раздел юмористической литературы, от классической до наших дней.

Так жили эти двое: любили и ценили друг друга (на людях – исключительно по имени-отчеству, с подчеркнутым уважением), играли в одних театрах и в одних спектаклях, снимались, читали книги, гуляли, не затмевали, но дополняли друг друга – и в жизни, и на площадке, и на сцене. Своеобразным итогом их жизни и любви многие считают спектакль «Старомодная комедия», как нельзя лучше раскрывающий их отношение друг к другу, взаимопомощь и поддержку. Тенин и Сухаревская остаются в памяти зрителя как современники: Борис Михайлович ушел из жизни 8 сентября 1990 года в 85 лет. Лидия Михайловна пережила мужа всего лишь на один год: 10 октября 1991 года ее не стало. Они оба похоронены на Ваганьковском кладбище, и на их могилах часто лежат свежие цветы – лучший знак зрительской памяти.

....

Смотрите:

Федор Раззаков. "Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами". Борис ТЕНИН. https://iknigi.net/avtor-fedor-razzakov/48476-svet-pogasshih-zvezd-lyudi-kotorye-vsegda-s-nami-fedor-razzakov/read/page-20.html

Лидия Сухаревская. https://kulturologia.ru/blogs/130222/52573/

.....

Старомодная комедия. Лидия Сухаревская и Борис Тенин.

Театр им Маяковского 1978 год

https://www.youtube.com/watch?v=YIImur5iFDo

....

Человек с ружьем. 1938.

Режиссеры: Сергей Юткевич, Павел Арманд, Мария Итина. Страна: СССР. Актеры: Максим Штраух, Борис Тенин, Владимир Лукин, Зоя Фёдорова, Борис Чирков, Николай Черкасов, Николай Соснин, Серафима Бирман, Марк Бернес, Степан Каюков, Дмитрий Андреев, Павел Суханов, Константин Сорокин.

https://www.youtube.com/watch?v=TM92ELRO-ck

.....

Мегрэ колеблется. Телеспектакль по одноименному роману Жоржа Сименона. Серия 1 (1982)

https://www.youtube.com/watch?v=aVeIeBCm7kY

.....

Юмористический рассказ Чехова "Драма". Фаина Раневская и Борис Тенин (1960)

https://www.youtube.com/watch?v=ufBO50Uv1HM

....

Актёр Борис Тенин

https://www.youtube.com/watch?v=oxrXvkaUJss

....

Мой серебряный шар. Лидия Сухаревская .

https://www.youtube.com/watch?v=JYtZfOyMHVU

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

У Трампа есть своя доктрина Монро

Прежде чем «сделать Америку снова великой», новой администрации предстоит зачистить свои «задворки», и это плохая новость для латиноамериканцев Президент Мексики Клаудия Шейнбаум. Фото: ...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • xibina
    • 11 августа 2022 г. 12:55
    :thumbsup: :rose: :clap: Сухаревскую до сих помню и её индивидуальный голос до сих пор слышу. :blush:
  • см Две жизни, две судьбы. Лидия Сухаревская и Борис Тенин (1989) Известные актеры театра и кино Лидия Сухаревская и Борис Тенин рассказывают о своем творческом и жизненном пути. Включены фрагменты фильмов и спектаклей с участием артистов. Народная артистка РСФСР Л.Сухаревская писала пьесы, две из которых были поставлены на театральной сцене, по ее сценариям сняты художественный фильм "Жизнь сначала" и телеспектакль "Актриса". Но писала она пьесы не для их постановки, а для развития себя и постижения человека. Народный артист СССР Б.Тенин – один из лучших исполнителей роли комиссара Мегрэ в экранизациях произведений Жоржа Сименона, который прислал Б.Тенину свою фотографию с восторженной надписью. Б.Тенин – страстный собиратель книг и экслибрисов. Он даже придумал поговорку "Кто не собирает, тот разрушает". Также он написал книгу "Фургон комедиантов" и работает над книгой об экслибрисах. Встретившись в 1937 году в Ленинградском театре комедии, Л.Сухаревская и Б.Тенин более 50 лет не расстаются и каждый день влюбляются друг в друга! https://www.youtube.com/watch?v=G_YOgtaAHOE