Сокровища Русской культуры - 87. Юлия Константиновна БОРИСОВА (17.03.1925 - 8.08.2023)

3 1027

Ушла Великая актриса.

 Юлия Борисова родилась 17 марта 1925 года. 

Герой Социалистического Труда (1985), 

народная артистка СССР (1969),

лауреат Государственной премии РСФСР имени К. Станиславского  (1969) и

 Государственной премии РФ (1995). 

Кавалер двух орденов Ленина (1971, 1985).













Особенный голос Борисовой

Из статьи, "Культура" №14-1993. 

Она пришла в Вахтанговский театр, когда его первой актрисой была Цецилия Мансурова, а «хозяином» — Рубен Симонов. С присущей ему дерзкой парадоксальностью он сближал приемы театральных жанров, следуя вахтанговской традиции, родившейся еще в «Принцессе Турандот». Юлия Борисова оказалась истинной «вахтанговской». Она уже а юности умела играть так, словно все, что она делала, было импровизацией. Ее особенный голос, его модуляции могли бы показаться искусственными, если бы в ней не было того вдохновения, что выделяло ее среди остальных. 

Борисова ошеломила театральную Москву в забытой пьесе Мамина-Сибиряка «На золотом дне». Молодой актрисе был свойствен психологический драматизм. Она играла много, очень много, взахлеб, оттеняя малейшие движения души своих героинь, их крушения и взлеты. Дразнящее обаяние Борисовой привлекло сразу, она проявила себя как мастер, рвущийся навстречу судьбе. .....

Театр по-прежнему составляет смысл ее жизни. Здесь она познала невиданный успех, сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» Зорина, Вальку в «Иркутской истории» Арбузова, Варвару Васильевну в пьесе Алешина «Одна». Вспоминая ее роли, помнишь точность их деталей, ослепительную театральность. В 1957 году А. Ремизова решила поставить инсценировку романа Достоевского «Идиот» и выбрала ту, что предложил Юрий Олеша, выбрала не случайно. Пьесу можно было назвать «Настасья Филипповна». Борисова определяла все нити действия. Только в связи с Настасьей Филипповной становились значительными судьбы Мышкина и Рогожина. Тоненькая, гибкая, нервная, вся — порыв, страсть, Настасья Филипповна— Борисова рядом с отрешенным, жалостно беззащитным князем Мышкиным (таким его в театре замечательно играл Н. Гриценко) удивляла тайной надеждой, какая жила в ней, надеждой, что все еще обернется счастьем

Благородство было ее второй натурой, актриса привносила в роль личные качества. Ни особое положение в труппе, ни особое имя, сохранившееся по сей день, не изменили ее характера. Она очень хороший человек, любящий дом, сына, внучек, живущая скромно, уединенно, не растрачивая себя на пустяки, вся в себе, в своих мыслях, оживающая, когда есть работа.

Помню, как обрадовались, когда А. Белинский ставил «Стакан воды» с Борисовой в роли королевы Анны и Максаковой в роли герцогини Мальборо. ... По своему темпераменту она нисколько не походила на обычных «премьерш», она жила молча, ужасаясь разрушению нравственных начал, укоренившейся невоспитанности, разболтанности, изменению атмосферы внутри. Она оставалась безукоризненным семьянином, вела дом, приходила на помощь, когда могла помочь, попадая в театре в положение одиночки в собственном стане. ...

Когда-то в начале 60-х театр решил поставить «Двое на качелях». Талантливейшая Дина Андреева назначила на роли Борисову и Яковлева. Репетировали с огромным увлечением. Успех был невероятный. Даже хмурая и не любящая делать комплименты Алексеева пришла за кулисы поздравить Борисову. Актриса обнаружила бездонную женственность, способную отогреть любую душу. Борисова и Юрий Яковлев играли ненапряженно, легко, с удивительной внутренней свободой. ...

Вахтанговский таатр поднял Борисову на небывалую высоту. 50-е — 60-е годы проходили в театре под знаком ее созданий.... Евгений Симонов, и вслед за ним Михаил Ульянов прекрасно понимали, что Борисова — актриса по призванию, по страсти, по своей крови. Но пришло время, когда об актерах стали думать меньше, в первую очередь думали о том, что надо поставить, потом о том, что сегодня нужно зрителю.

В 1967 году для Борисовой и Ульянова поставили «Варшавскую мелодию» Зорина, пьесу о том, что происходит с человеком, когда ему не дают осуществить себя и вынуждают жить, как положено в социалистическом государстве. Режиссерских ухищрений в спектакле не было, на сцене действовали живые люди: основательный, обстоятельный Виктор (М. Ульянов) и Гелена (Ю. Борисова), грациозная, экспансивная, очаровательная полька. Кто может объяснить, как Борисова нашла свой «польский» шарм и гортанную певучесть выговора?! Критик А. Свободин писал: «Это не импровизация — это рассчитанное вдохновение». Не знаю, было ли это выверенное мастерство или музыка таланта, живущая в натуре актрисы, но на сцене была блистательная женщина, умеющая приносить счастье. Успех был невероятный. В Ереване во время гастролей публика выносила Борисову на руках, в Риге старались поднять машину, в которой она находилась. ...

 В «Без вины виноватые» к роли Кручининой актриса пришла во всеоружии мастерства и душевного опыта. Ее стиль основан на скрытых чувствах, оттого так сильно она играла всегда вспышки женских страстей и в «Антонии и Клеопатре», спектакле отнюдь нешекспировском по накалу, и в «На золотом дне», где воспламенялась поминутно. Сегодня, когда высокие истины пали в цене, когда сломана старая жизнь и опустошение грозит душам, неспособным примериться к новым обстоятельствам, Борисова демонстрирует то, что стало редкостью: никакой актерской приблизительности, никакой неточности, фальши. Она трезво сознает, что большим актрисам трудно найти себя с их открытым темпераментом, умением упиваться на сцене своими чувствами, с их владением театральной формой. Что сетовать на то, что Борисова не сыграла ни Толстого, ни Тургенева, ни Чехова, ни Уильямса?! Когда-то в пьесе Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье» она пленительно играла Лику Мизинову и держала в напряжении зрительный зал. Ее Лика была в центре спектакля, поставленного А. Ремизовой, в сущности, ей он был посвящен. На сцене был роман чеховской жизни, все было понятно без слов. Нам открывались смятение Лики, ее нереализованность, талантливость. Все уходило в подтекст: и жесткий анализ реальной ситуации, и поэтическое видение человеческой судьбы. Весь Чехов был сыгран в одной роли... 

Жизнь вообще не для слабых духом. Борисова на сцене доказывает это всегда и отвергает откровенность, не знающую стыда, и цинизм, распространенный в театральной среде последних лет. Она была и осталась большой актрисой, скорей бы она снова вышла на сцену в новой роли...

...

читайте:

Максимова В. А. Люблю. Юля. М. : Театралис, 2018. - 216 с. : ил.

http://maxima-library.org/izbrannoe/b/466610

https://kak2z.ru/index.php?topic=583546.0

Смотрите:

Фильм “Идиот” (драма, реж. Иван Пырьев, 1958 г.)

В ролях: Яковлев Юрий, Борисова Юлия, Мартинсон Сергей, Пархоменко Леонид, Подгорный Никита, Пашенная Вера, Пажитнов Николай, Муравьев Владимир, Любезнов Иван

https://www.youtube.com/watch?v=qn8G-RYyfrM

......

Бернард Шоу. Миллионерша. Театр им. Вахтангова (1974)

Телеспектакль "Миллионерша" по пьесе Бернарда Шоу в постановке Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова с участием Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Владимира Этуша, Владимира Осенева и др.

https://www.youtube.com/watch?v=KmEWm7t1axw

...

Спектакль "Насмешливое моё счастье", 1975 г., полная версия

Режиссер - Майя Маркова, Режиссер - Александра Ремизова

Актер - Юрий Яковлев (Антон Павлович Чехов) Актер - Елена Коровина (Мария Павловна Чехова) Актер - Анатолий Кацынский (Александр Павлович Чехов) Актер - Юлия Борисова (Лидия Стахиевна Мизинова (Лика) Актер - Елена Добронравова (Ольга Леонардовна Книппер) Актер - Евгений Карельских (Алексей Максимович Пешков)

https://www.youtube.com/watch?v=AkCMHZcuk3Q

https://vk.com/video-112749099_456239803

.....Посол Советского Союза. 1969 год. (в главной роли Юлия Борисова)

https://www.youtube.com/watch?v=QP9RYZy1KSY

....

...

Современное телевидение и театр. Театральные встречи (1981)

Ведущая - Юлия Борисова

Темой встречи артистов стало современное телевидение и театр.

В передаче приняли участие: актеры М.Волков, Б.Ступка, М.Козаков, М.Прудкин, И.Унгуряну, Н.Рыжов, балерина Е.Максимова, вокалистка Н.Герасимова, С.Образцов, пародистка Р.Мухаметшина. Использованы фрагменты первой передачи “Театральные встречи” (ч/б) и кинохроника с участием актрис В.Рыжовой, А.Яблочкиной, Е.Турчаниновой и В.Пашенной.

На этих кадрах Юлии Константиновне - 56 лет. А 17 марта 1922-го, любимой Актрисе исполнилось 97 лет, - продолжает служить Искусству. Крепкого здоровья НАШЕЙ дорогой Юлии Константиновне! Браво!

https://www.youtube.com/watch?v=mIFYRukpSbk

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80.%20%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%281981%29%20%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9%20-%20%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0&path=yandex_search&parent-reqid=1655134626544280-763229611694485035-sas6-5256-bb7-sas-l7-balancer-8080-BAL-1556&from_type=vast&filmId=17486906276903635162

.....

Джером Килти. Милый лжец. Спектакль Государственного академического театра им. Вахтангова

Полное название - "Милый лжец: комедия в письмах". В основе пьесы лежит тайная переписка знаменитого писателя Бернарда Шоу и известной актрисы Патрик Кэмпбелл, длившаяся около 40 лет. Режиссер Шапиро Адольф

В ролях: Джордж Бернард Шоу - Лановой Василий; Патрик Кэмпбелл - Борисова Юлия . Год производства: 1995

https://www.youtube.com/watch?v=LAiOwcp73d4&t=3s

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%9A%D0%B8%D0%BB%D1%82%D0%B8.%20%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D1%86.%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8C%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BC.%20%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0&path=yandex_search&parent-reqid=1655255443102295-7031220853296196395-sas3-0757-599-sas-l7-balancer-8080-BAL-1391&from_type=vast&filmId=5083167593947783728

...

Варшавская мелодия. Театр им. Вахтангова (1969)

"Варшавская мелодия". Телеспектакль с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым

https://www.youtube.com/watch?v=qPTPaHSZsac

....

читайте:

https://cont.ws/@apov2014/2309665 

Сокровища Русской культуры - 60. 

Юлия Борисова: «Судьба ко мне благоволила ... »

.....

https://cont.ws/@apov2014/2271742 

Сокровища русской культуры - 54.

Два Ю: Юлия Борисова и Юрий Яковлев 

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Ужасы Евровидения. Странная украинка бьется яйцами с трансом-ведущим/ей

Нет, все-таки хорошо, что мы во всем этом больше не участвуем. Просто оторопь берет, глядя на то, что сейчас происходит на всех этих евровидениях и олимпиадах. Не пойму, то ли это цирк уродов, то ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...

Обсудить
  • Она просто шикарна в "Иркутской истории" и в "Миллионерше".
  • :star: :star: :star:
  • :clap: :clap: :clap: