«Где нет Духа Божия, там нет искусства,
а где мысль не работает рядом с рукой –
там нет художника».
Леонардо да Винчи
В живописи , как и в музыке , нас всегда привлекает особенно то, что позволяeт увидеть невидимое - скрытые движения души и присутствие чудесного вокруг нас.
Известный факт - в России есть только две картины Леонардо да Винчи -
"Мадонна Литта" и «Мадонна Бенуа» из Эрмитажной коллекции.
«Мадонна Бенуа»
"Мадонна Литта"
Но этот короткий рассказ не о них, а о совместной работе его и учителя.
У меня в комнате на белой стене уже давно висит репродукция:
Это часть известной картины Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи «Крещение Христа», которая хранится в Галлерее Уфицци во Флоренции. Кроме того - это ещё и первое сохранившееся и подтвержденное произведение Леонардо.
Фигура Леонардо да Винчи, фасад Галлереи Уфицци.
Мастер Андреа дель Верроккьо был наставником Леонардо да Винчи. Для этой картины он попросил своего ученика , который к тому времени, благодаря мастеру и своим способностям, стал уже сформировавшимся художником , написать фигуру ангела. Кроме того было давно замечено, что кисти Леонардо принадлежат и другие детали, например, в фигуре Христа и в пейзаже.
Пожалуй, самое интересное о картине сообщает современник да Винчи знаменитый историк Джоржо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих»: « Когда Андреа писал на дереве образ св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо да Винчи сделал на нем ангела, держащего одежды. И хотя он был еще совсем молодым , выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккьо. И это послужило причиной того, что наставник никогда больше не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что ученик превзошел его в умении» (https://dzen.ru/a/XS2IjYYA4QCsdCsm Первая картина Леонардо.)
Ну и почему это так?
Вот некоторые ответы знатоков:
«Центральные фигуры уже были написаны в типичной для Верроккьо манере - суховатой, линеарной, с изысканными силуэтами фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась, ставшая потом знаменитой, леонардовская техника «сфумато». У его ангела утонченные черты лица, изящный нимб, мастерски выписанные волосы… – во всем видна блестящая работа над деталями и композицией. Вокруг этого ангела как будто преображается пространство. Да Винчи написал и часть пейзажа позади ангелов, основой для которой послужил сделанный им рисунок с изображением долины реки Арно.»
«В этом ангеле была признана рука Леонардо, отличающаяся по благодати и мягкости в сравнении с другими монументальными фигурами и определяемая резкой линией контура; таким же образом написан пейзаж широкой долины, пересечённой рекой, выполненный в характерном стиле, который отличается от грубоватых камней на переднем и среднем плане. Пейзаж вдали смягчает и приглушает фигуры, объединяя композицию.»
«У ангела Верроккьо взгляд отсутствующий, лицо кажется плоским, и, похоже, единственное чувство, какое на нем читается, — это удивление от соседства со вторым, намного более выразительным ангелом. “Он как будто глядит в изумлении на своего собрата, как на пришельца из другого мира, и вправду, ангел Леонардо принадлежит некоему сказочному миру, куда ангелу Верроккьо не попасть никогда»
«Поглядите на тень под подбородком у ангела Верроккьо: она выписана отчетливо видимыми мазками темперной краски, так что хорошо просматривается челюстная линия. А теперь взгляните на ангела Леонардо: у него тень полупрозрачна и постепенно тает (такого эффекта легче добиться масляными красками). Почти неразличимые глазом мазки быстро накладывались тончайшими слоями и изредка размазывались пальцами. Очертания лица ангела получились очень мягкие, резких линий нигде не видно.»
«Этот метод сфумато — создающий дымку, скрадывающий резкие очертания, — сделался отныне личным клеймом Леонардо. Альберти в своем трактате о живописи советовал художникам делать четкие очертания фигур и предметов, и Верроккьо в точности следовал совету. Леонардо же внимательно присматривался к окружающему миру и заметил, что в жизни все обстоит иначе: когда мы смотрим на трехмерные предметы, то не видим четких линий. “Не делай резко и грубо обозначенных очертаний и контуров, пусть все окутывает дымка, — писал он. — Когда ты изображаешь тени и их границы, которые видны глазу лишь неотчетливо, не делай их резкими или четко обозначенными, иначе твои фигуры будут выглядеть деревянными”. Ангел Верроккьо как раз и выглядит деревянным. А ангел Леонардо — нет.»
«Работая над фоном и передним планом, Леонардо выстроил организующую тему всей картины, а именно — сюжет, объединяемый извилистой рекой. Он изобразил, как течет Иордан, с мастерством, говорящим о научных познаниях, и с большой духовной глубиной. Он показал метафорическую мощь реки, подобной течению крови, которая соединяет макрокосм Земли с микрокосмом человека. Вода течет с небес, из далеких озер, пробивает себе путь через скалы, образует и суровые утесы, и гладкие камушки, а потом струится из чаши в руках Крестителя, как бы сливаясь с кровью в его жилах. Наконец, она омывает ноги Христа и мелкой рябью подходит к самому краю картины, словно дотягиваясь до зрителей и приобщая их к этому единящему весь мир потоку.»
.......
Поэтому мы и любим живопись, музыку и поэзию Мастеров , надо только научиться видеть это прекрасное и научить других.
....
Читайте:
https://cont.ws/@apov2014/2509350
Сокровища мировой и русской культуры - 84.
Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения.
...
https://dzen.ru/a/XS2IjYYA4QCsdCsm
Первая картина Леонардо.
...
....
https://www.barcelona-excurs.org/baptism-of-christ/
«Крещение Христа» (Верроккьо и Леонардо да Винчи)
.....
https://vk.com/wall-49536768_3743
"Крещение Христа" - Андреа дель Верроккьо и его ученик Леонардо да Винчи, 1475, галерея Уффици, Флоренция.
....
.....
https://museumsworld.ru/vinci/0dolgop-story2.html
Рассказ И. Долгополова -"Мастера и шедевры"
......
https://knizhnik.org/uolter-ajzekson/leonardo-da-vinchi/14
Леонардо да Винчи. Уолтер Айзексон.
....
Судьба "Мадонны Литты". https://dzen.ru/a/YmO80aFw1EvraZUE
....
«Мадонна с цветком»: как шедевр Леонардо да Винчи попал в Эрмитаж. https://dzen.ru/a/Y_m883KXv3wygX9Y
....
https://cont.ws/@apov2014/2793746
Сокровища Русской культуры - 95.
Писатель, проживший жизнь по совести.
Оценили 0 человек
0 кармы