О нравственной составляющей мировоззрения советских людей

9 4007

В этот год столетия Великой революции вполне естественно возвратиться к нашей истории и вновь рассмотреть важные вопросы на эту тему. Один из них - что было главным в советской стране и жизни, а также о внутренней базе и стержне нашего Великого государства, к сожалению разрушенного врагами? Этим вопросам сейчас посвящены некоторые новые работы, в которых анализируются основы успехов нашей страны за более чем 70-летний период ее существования. Например, вышла интересная книга о духовности советского социализма (Бухвалов, 2016). В дальнейшем изложении автор статьи будет использовать материалы из этой книги.

В вопросе о советском мировоззрении некоторые авторы отмечают такое, казалось бы противоречие, что это мировоззрение было атеистическим по форме и православным по содержанию.

“ Умирать и не красть у будущего могут только люди с высокой верой в духовные ценности. И евангельские духовные ценности.... перешли в безбожную советскую эпоху и в конечном итоге, стали идеалами советского мировоззрения и образа жизни. Марксизм остался всего лишь словесной оболочкой, идеологической формой, внутри которой скрывались духовные смыслы Русской цивилизации в новой исторической форме советской империи.”

В этой связи интересен также ответ на еще один вопрос “Как с помощью рациональной логики объяснить массовый героизм русских воинов и гражданских лиц, включающий в себя массовое самопожертвование? Причем массовые героизм и самопожертвования были характерны для любой эпохи русской истории.”

Одним из обычных ответов является то, что нет и не может быть в “нормальной” логике такой ценности, ради которой человек должен отдать свою жизнь. Для самого мировоззрения Западной цивилизации выражение «должен отдать свою жизнь», звучит дико! На западе понимают - продать – да, возможно, обменять – да, тоже возможно, даже подарить - возможно, но чтобы отдать без всякой земной мзды, да еще и должен? Нет, у этих русских все не так, западная рациональная логика бессильна такое объяснить.

“Оказывается, у этих русских мертвые помогают живым (поэт пел: «Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие как часовые...»). Никто на Западе не пойдет в бой, вдохновленный обращениями к памяти великих предков, русские - пойдут. Напомните русским о подвигах их великих полководцев – Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, Георгии Жукове и они будут умирать на поле боя, показывая чудеса мужества и стойкости. В отличие от запада, у русских исторический процесс включает в себя два взаимосвязанных поля –факты материального мира и ценности духовного мира. ” 

На протяжении веков в жизни русских традиционные заповеди имели очень большое значение. Что главное в соблюдении традиционных заповедей? Ответ: отказ человека от гордыни, которая воплощается в трех «с»: сребролюбии, сластолюбии, славолюбии. Это называется еще жизнью по совести, смирением своих греховных страстей. Многие большевики не только сами отказывались от греховных страстей, но и устанавливали настоящую аскезу – такие правила жизни в обществе, которые не давали разгораться греховным страстям в мировоззрении общества и каждого отдельного человека. “ Если в обществе отношения между людьми строятся на отказе от трех «с», а служение общему делу, милосердие и взаимопомощь становятся нормами жизни, то такое общество начинает стремительно развиваться. Разве не это мы наблюдаем в истории первых советских пятилеток? В сознании такого общества формируется духовная крепость, которую невозможно сокрушить никакой физической силой. Разве не это мы наблюдаем в массовом героизме Великой Отечественной войны? И, наконец, такое общество способно к быстрому восстановлению после разрушений в результате внешней агрессии. Разве не это мы наблюдаем в фантастически быстром послевоенном восстановлении страны?”

На удивление всему миру в СССР была воздвигнута реальная альтернатива развития , которая во многих отношениях превосходила капиталистическую модель на либеральной или как сегодня неолиберальной идеологии.

Известно, что по первоначальному замыслу большевиков Октябрьская революция должна была стать запалом мировой, перманентной - непрерывной революции. Сразу после революции большевики, не подвергая сомнениям идеи марксизма - ввели коммунизм, который позже стали называть «военным» , чтобы показать трудящимся всего мира его преимущества над капитализмом, а заодно проверить теорию марксизма практикой.

Например, после окончания Гражданской войны часть солдат организуют в трудовые армии, которые, как настоящие военные части, направляются на объекты государственного значения, вдохновителем которых был Л. Троцкий и это было одним из необходимых условий для реализации коммунистического проекта. Но в итоге очень быстро первый эксперимент по установлению коммунистической социально-экономической модели с треском провалился. Все знают, что после этого руководство страны принимает решение о переходе к Новой экономической политике – НЭПу, но в итоге и это также не принесло успеха, предприятия закрывались , появились миллионы безработных, крестьянство страдало, усилился уголовный бандитизм. Кроме того , у руководства страны провал коммунистического эксперимента вызвал идеологический кризис и и серьезнейшие подозрения относительно исторической объективности марксизма. Многие поняли, что фантазии К. Маркса относительно социалистических отношений, которые якобы создадут социалистическое сознание, так и остались фантазиями. В результате большевистская партия раскололась на две части: сторонников «перманентной революции» - с полным запретом религии, патриотизма, разрушением семьи и «устаревшей» морали и сторонников русской исторической государственности во главе с И.В. Сталиным. Зарубежные авторы писали: “В России созревали две враждебные друг другу революции. Одна из них – та, о которой и мечтали Маркс и Энгельс. Это революция западническая, имевшая целью ликвидацию монархической государственности и империи, установление демократии западного типа и свободного капиталистического рынка. Другая революция – крестьянская, советская, имевшая целью закрыть Россию от западной демократии и свободного рынка, отобрать бывшую общинную землю у помещиков и не допустить разрушения крестьянской общины – главной организационной структуры русской деревни. К этой революции примкнули рабочие с их еще крестьянским общинным мировоззрением. Такую революцию Маркс и Энгельс считали реакционной, поскольку она прямо была направлена на то, чтобы остановить колесо капиталистического прогресса. Но именно такая революция и произошла в России.”

Поэтому И. Сталин в середине 20х гг выступил против теории перманентной революции Троцкого и использования России в качестве «хвороста для пожара мировой революции” и провел лозунг «Построения социализма в одной стране».

Приблизительно в те же годы руководство поняло, что надо срочно решать проблему о нравственной и идеологический базе грядущих преобразований. “ В душе каждого человека живет добро и зло, их соотношение изменяется в зависимости от степени смирения каждым своих страстей, но в ней не бывает пустоты. И если часть зла покидает душу человека, а добро не занимает его место, то духи зла снова возвращаются, но в еще большем количестве. Этот закон духовной жизни четко определяет необходимость непрерывного духовного воспитания каждого отдельного человека и общества в целом. Если духовное воспитание добра осуществляется как непрерывный процесс, то человек и общество накапливают Божественную энергию, придающую им силы для личного преображения и преображения всего общества.” Таким образом, нравственное здоровье населения определяется духовными ценностями, которые пропагандирует в обществе и воспитывает у подрастающего поколения власть. Нравственно больное общество неспособно к социально-экономическим свершениям, защите от внешних врагов – что может строить и защищать тот, кто находится в плену злобы, зависти и гордыни? Оптимальное развитие общества происходит тогда, когда духовное возрастание людей опережает возрастание получаемых ими материальных благ. Таков один из духовных законов , и часть руководства страны и И. Сталин, как бывший семинарист, это прекрасно понимали. Если получение материальных благ начинает опережать или полностью отрываться от духовного возрастания, надо ждать беды, потому что люди начинают поклоняться, а затем и воевать за идолов.

Причинами серьезных проблем в продолжении революциннох преобразований в стране в 20 гг была в том, что из-за новизны советского проекта у Сталинского руководства просто не было других законов строительства социализма, а законы духовного мира всегда прочнее и надежнее законов материального мира. К тому же законы духовного мира определяют самое важное – отношения в обществе и русский народ с детства воспитывался на этих законах в православной этике.

Это было время начала создания советской идеологии, организующей и направляющей общество на строительство социализма, идеологии на основе духовно-научного мировоззрения, дающего людям простые и понятные ответы на главные вопросы бытия в земном его воплощении, но и в духовном плане. Фундаментом идеологии являются духовные ценности, ведь единство нации достигается в духе, а не в материальных благах. Именно духовное единство мобилизует нацию в годы тяжких испытаний и сила духа обеспечивает успех в преодолении испытаний. Без идеологии не может быть духовного единства, сплочения нации, а значит, и успеха в социально-экономических преобразованиях.

Для практической политики разумные положения марксизма, как например, идеи общественной собственности и социальной справедливости были объединены с традиционными русскими ценностями, на основе которых Россия развивалась в течение веков. При этом основная форма правления СССР – Советы, основанная на единстве законодательной и исполнительной власти, имела все признаки традиционной русской формы соборного правления.

В законе приоритета духовного возрастания скрыт и секрет массового энтузиазма первых пятилеток и затем и секрет массового героизма в Великой Отечественной войне. Главным в государственной политике СССР в то время стало воспитание духовных ценностей русских традиций, главной из которых была готовность отдать жизнь за Родину. Детей в школах воспитывали на основе принципа – человек человеку друг, товарищ и брат.

На основе этого главного лозунга советской идеологии была сформиронана советская нравственность, фактически на основе православных духовных ценностей. Общественная нравственность, система воспитания в школе были настолько мощными, что большинство населения СССР воспитывалось в духе добра. В этом было главное достижение советской идеологии и советского строя. В сознание и души людей закладывался мощный духовно-нравственный потенциал, благодаря которому были одержаны все победы Великой страны.

Советская идеология также сформировала советское сознание, новый духовный феномен, в основе которого были также православные духовные ценности, но без самого Христа (подчеркнуто автором статьи). Именно дух и духовность создают формы своего воплощения в бытии, без духа, никакие «революционные концепции» никогда не будут воплощены. 

Ценности новой этики в советской школе преподавались в целом ряде предметов – литературе, этике, обществоведении, истории. И такое воспитание давало свои плоды в сферах социального преображения общества. Для этих целей хорошо подходили и были использованы лучшие примеры русской культуры, литературы, музыки, искусства, науки: выдающиеся творения Пушкина, Тютчева, Фета, Достоевского, Толстого, Чайковского, Глазунова, Прокофьва, Репина, Сурикова, Серова, Ломоносова, Менделеева, Павлова, Есенина, Бунина, Шолохова и сотен других гениальных творцов России влоть до ХХ века. Советские люди начали воспринимать свою историю не как черное пятно по троцкистской оценке, а как могучие и героические деяния своих предков.

При разработке новой Конституции СССР руководство и И. Сталин решил закрепить права верующих. Очень характерен широкоизвестный факт о том, что личная библиотека Сталина включала 30 тысяч книг по всем направлениям науки, техники, искусства, политики, военного дела и в день он читал до 300-400 страниц. После его смерти из библиотеки на ближней даче книги с его пометами были переданы в Институт марксизма-ленинизма и их оказалось 5,5 тысяч! Вероятно именно И. Сталина можно назвать первым книголюбом СССР. И не поэтому ли в 1943 году американский журнал «Time» назвал Сталина человеком года ?

Многие непредвзятые историки сегодня отмечает, что И. Сталин был аскет и бессребреник, думающий не о своей славе, а о славе отечества и поэтому он смог решить очень сложную проблему – возродить православные духовные ценности в массовом сознании советских людей, формально не разрывая с марксизмом ради сохранения идеологического единства. Возродить, понимая, что высокие социалистические идеалы могут воплотить только носители высоких духовных устремлений.

Другой основой советской идеологии, как уже указывалось выше, были исторические традиции, как духовные ценности и опыт их реализации в различных исторических условиях рахвития страны. Известно, что отказ от традиции ведет к разрушению исторической памяти и деформации сознания общества. Они были основой духа справедливости, патриотизма и солидарности, который несли большевики. Эти традиционные ценности нужно было восстановить в массовом сознании советского общества, и поэтому была проведена огромная работу по возвращению общества к духовным и культурным традициям русского народа, восстановлению его исторической памяти.

И эта огромная духовно-патриотическая работа дала феноменальные результаты. Тысячи и миллионы людей добровольно отдавали последнее для защиты Родины, это и есть высшее проявление патриотического духа и свидетельство успеха духовно-культурного воспитания. В мирное время миллионы самоотверженно трудились на стройках и колхозах и на восстановлении разрушенного хозяйства и поэтому темпы роста промышленного производства в СССР были фантастическими - например, гораздо выше , чем современные рекордные показатели социалистического Китая. Ни в одном другом государстве мира не было такого высокого уровня энтузиазма в труде и самопожертвования на полях войны, как в Советском Союзе.

В реальности советское общество строилось по принципу семьи, где есть родители – государство, старшие дети – русский народ, младшие дети – представители национальных окраин. Главными в этой семье были отношения взаимной заботы, уважения и помощи.

При этом большевики воспитывали у детей историческое мировоззрение Русской цивилизации и православные духовные ценности и национальные особенности детей никак не подавлялись. У жителя СССР любо национальности были возможности сохранения своей культурной идентичности, включая получение образования в национальных школах и на факультетах вузов с национальным языком преподавания. 

Многие зарубежные гости на основе собственных наблюдений высказывали восхищение советской реальностью, например хорошо известны мнения Л. Фейхвангера ( Фейхтвангер, 1937), А. Жида и других. Американский посол писал в то время: «В целом новые промышленные районы производят потрясающее впечатление: русским удалось сделать за 7 лет столько же, сколько Америке за 40 лет – начиная с 80-х годов прошлого века» (Бухвалов. 2016). А чего стоят совершенно невиданные ни в прошлой, ни в современной мировой истории послевоенные неоднократные снижения цен на товары общего потребления! Это достигалось за счет внедрения достижений научно-технического прогресса - всегда наука и изобретательство в СССР были в большом почете, ученые были чем-то вроде привилегированного сословия, наблюдался взрыв т.н. рационализаторского движения ( например, эта одна из тем в советском шедевре - комедии “Неподдающиеся” http://cinema.mosfilm.ru/films/film/1950-1959/nepoddayuschiesya/).

Советские люди имели беспрецедентный в истории пакет социальных гарантий, определяющих полноценное право на жизнь. При этом И. Сталин считал, что основные экономические проблемы социализма не являются чисто экономическими, а лежат в сфере нравственной и мировоззренческой. Сравните: основная духовная ценность социализма – братолюбие, основная духовная ценность капитализма – самолюбие. Братолюбие предполагает создание таких культурно-образовательных условий, чтобы каждый член общества мог в максимальной степени реализовать свои способности и таланты. Важно, что И. Сталин писал о необходимости существенного сокращения рабочего дня до 6 и даже 5 часов, с тем, чтобы каждый гражданин имел возможность получить хотя бы одно высшее образование, а в идеале предполагалось два высших образования, о чем Сталин сказал на XIX съезде партии. Интересно , что всего несколько лет назад президент У. Чавес предложил точно такие же меры на референдуме в Венесуэле, как часть социаличтических преобразований, осуществляемых в этой стране.

Существенно, что все огромные экономические достижения страны и грандиозные проекты могли быть осуществлены только при одном главном идеологическом условии – общество твердо стоит на принципах братолюбия, служения, соборности и милосердия. Только эти духовные основания способны создавать социалистические формы бытия. 

Надо сказать, что в советском практическом социализме есть много противоречий, например, в этом проекте государство играет решающую роль, а в коммунистическом – отмирает. Поэтому по прошествии времени, к сожалению, целью коммунистического учения в СССР стало построение мещанского общества, что вполне естественно для материалистической идеологии, а главными ценностями этого общества являлись материальные блага. Иностраннные авторы отмечали, что «коммунистический режим породил своеобразный парадокс: миллионы людей являлись буржуа по своей культуре и устремлениям, но были включены в социально-экономическую систему, отрицавшую эти устремления». В результате на практике со страстью к приобретению вещей в СССР боролись и осуждали, высмеивали мещанство, но в то же время фундаментом мировоззрения была материалистическая, а по сути – мещанская идеология. Тем не менее основные достижения Советского государства связаны не с материальными причинами, в с духовным единством людей и это делает счастливыми. На Великой Отечественной войне целью единства была защита добра и солдаты были готовы в борьбе за правое дело отдать жизнь за друзей своих.

Социальная справедливость – основа советского социализма и другой основы у социализма просто не может быть. Если не будет братолюбия, не будет социальной справедливости, не будет и социализма. А.А. Зиновьева писал, что самым важным результатом революции, привлёкшим на сторону нового строя подавляющее большинство населения страны, было образование коллективов, благодаря которым люди приобщались к публичной социальной жизни и ощутили заботу о себе общества и власти. Эта тяга людей к коллективной жизни и без хозяев и с активным участием всех, была не слыханной ранее нигде и никогда.

При этом важны известные мнения и оценки И.В. Сталина о русском народе: это - великий народ, добрый народ, у него ясный ум, он рожден помогать другим нациям, ему присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен, у него стойкий характер, это мечтательный народ, у него есть цель и поэтому ему и тяжелее, чем другим народам, но на него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем. Эти оценки показывают, что возрождение в свое время русской духовной традиции тогда дало свои плоды.

Хорошо изветно, что в 1961 году духовные ценности советского общества были оформлены в моральный кодекс строителя коммунизма, причем эти правила не просто декларировались, они составляли основу советского сознания . И мы , ходившие в школу в то время, хорошо понимали , что эти правила заимствованы из религии. В моральном кодексе упор был сделан на справедливость, уважение государства к простому человеку, коллективизм и воспитание коллективистского сознания у людей на основе нравственных ценностей. У советских людей была социальная перспектива для каждого и у их детей были реальные гарантии обеспеченного будущего – реализация своих способностей в профессии, получение бесплатного образования и жилья, медицинской и социальной помощи. Была решена проблема безработицы и труд стал обязанностью каждого. Реализуя себя в труде, советские люди имели реальные возможности продвижения по карьерной лестнице – работали социальные лифты. Все зависело от уровня образования и способностей личности и простые люди делали блестящие карьеры, поднимаясь до очень высоких постов, даже не будучи членами коммунистической партии.  

Наверное самым главным правилом советского образа жизни было всеобщее и непрерывное образование, как духовный идеал стремления к совершенству. Государство создало настоящий культ образования и важно отметить, создало все необходимые условия для его получения каждым. Образование всех ступеней от детского сада до докторантуры было бесплатным, доступным и качественным. С начала семидесятых годов среднее образование стало обязательным. Качество народного образования в СССР на всех ступенях было очень высоким, достаточно вспомнить хорошо известные слова президента JFK, сказанные в свое время о советской средней школе.

Однако после 1953 г. в советском обществе работа над духовными и культурно-историческими основаниями советского проекта останавливается. Несмотря на развитие экономики и культуры, начинается идеологический застой, сопровождаемый развязанной Западом холодной войной. И поэтому почти через 40 лет после этого получился результат 1991 года - разрушение страны и востановление капитализма. Все произошло по закону духовной жизни – дух создает формы своего бытия, сначала – идеология неолиберализма, потом капиталистические формы бытия.

Очень важно то, что основное нравственное различие между капитализмом и социализмом состоит в том, что капиталистический способ производства экономически нуждается в грехе - алчности предпринимателей и развращенности потребителей. А социалистический способ производства экономически нуждается в добродетели - честности, бескорыстии, справедливости. Капиталистический способ производства делает ставку на самые тёмные стороны человеческой природы, социалистический - на самые светлые. Общественная социалистическая собственность требует воспитания в обществе коллективистской нравственности по принципу евангельского братолюбия – человек человеку, друг, товарищ и брат. Поэтому коллективная собственность существует до тех пор, пока в сознании общества преобладает коллективистская нравственность.

Но эти явные праимущества социализма над капитализмом указывают также и на то, что возвращение в советский социализм возможно и нужно и оно должно начаться с продолжения работы по созданию и пропаганде социалистической идеологии. Кажется, в современной России имеются некоторые предпосылки для этого. Советская идеология определяла систему правил организации общества и давала каждому человеку преимущества внутреннего развития и возможности подняться на социальном лифте до высоты соответствующей его образованию и способностям. Это - цивилизационное мировоззрение и механизм самореализации личности с помощью государства. Советская идеология в последний период существования СССР – это, прежде всего, патриотизм соединенный с социализмом. Чтобы осуществлять великие преобразования нужно действительно очень сильно любить свой народ, но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа. 

Однако нужно также сказать, что в работе В.А.Бухвалого и других работах разных авторов последних лет часто высказываются идеи о том, что возрождение России, в том числе и нравственное выздоровление народа после 25 лет капиталистической катастрофы, возможно только на основе Православой церкви (см. Катасонов, 2017, Шамбаров, 2011, Бухвалов, 2016 и др. работы). Автор этой статьи, как и многие другие, позволит себе усомниться в этом. Главная причина этих сомнений в том, что вопрос о существовании Бога и Царства Божия решен отрицательно с точки зрения современной науки. Поэтому, если государство действительно хочет планировать реальное улучшение в обществе, то строить культурную и идеологическо государственную политику на основе фальшивой идеи, это то же самое, что строить фундамент здания на песке – катастрофа здания неизбежна. Все тысячелетняя история христианства (католицизма, православия и др. его разновидностей) и других религий ясно показывает, что религия нигде не привела к реальному улучшению жизни народов, а лживые идеи всегда были только оружием властьимущих для эксплуатации и порабощения простого трудящегося люда.

Относительно короткий с исторической точки зрения опыт 70-летний жизни СССР прекрасно показал, что высокая нравственная государственная идеология , народное самосознание и подлинная духовность могут быть построены на отрицании Бога, причем отрицанию на базе современной науки и логики. (например, ранее в этой статье отмечалось, что и в цитированной книге неоднократно указывается на это (Бухвалов. 2016).

Выдающийся русский социолог А. А. Зиновьев еще совсем недавно отмечал, что основа духовности русского народа в последние годы сводится к православной религиозности, при этом имеется в виду реанимация православия и его устремленность на превращение в государственную идеологию. «Распространяется также убеждение, будто в результате антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы русский народ освободился от некоей советской бездуховности и встал на путь возрождения якобы присущей ему от природы духовности». (Зиновьев 2009). Но «даже по признанию наших врагов, русский народ в советские годы имел уровень духовности гораздо более высокий, чем другие народы планеты, не говоря уж о его духовном уровне в дореволюционные годы. И эта оценка духовности русского народа как народа советского осуществлялась в соответствии с критериями науки, а не каких-то смутных и дремучих представлений о природе человека. В числе этих критериев были такие, как самое лучшее в мире и самое демократичное всеобщее образование населения, общедоступность и высокая нравственность советской культуры, доминирование высших духовных ценностей над материальными в советской системе ценностей». (Зиновьев, 2009)

Ученый писал: «Это исторический факт, что Советский Союз выстоял в труднейших условиях, победил в величайшей в истории человечества войне против самого сильного врага и стал мировой сверхдержавой в значительной мере благодаря высокой духовности советского народа, а не благодаря отсутствию таковой. Это исторический факт, что инициаторы «холодной войны» Запада против СССР с самого начала ее главную цель для атак видели именно в духовном состоянии советского народа. Они понимали, что Советский Союз можно было сломить только при условии разрушения его духовного потенциала, при условии занижения духовного уровня советского населения, русского народа в первую очередь. Об этом прямо говорилось в документах тех лет, которые стали публиковаться уже в конце прошлого века. Больше полувека шла (и еще не окончилась) война превосходящих сил Запада против русского народа, в которой шаг за шагом разрушались все основы именно русской духовности, достигнутой в советские годы. Достигнутой не вопреки атеизму советской идеологии, как иногда приходится слышать, а благодаря ему».

«В постсоветские годы началось не возрождение русской духовности, как утверждают попы, а ее стремительная деградация. То, что сейчас выдается за духовность, есть лишь суррогат ее, имитация, подделка под духовность, явление в виртуальном мире. …. Тот факт, что выросло число людей, которые крестятся, носят кресты и посещают церковные службы, нисколько не препятствует росту насилия, преступности, коррупции, наркомании, алкоголизма и прочих язв постсоветского образа жизни. Наоборот, они прекрасно уживаются как проявления сущности произошедшего перелома в русской истории. Важнейшим следствием этого перелома стали гибель подлинной русской духовности и процветание бездуховности» (Зиновьев, 2009)

В другой работе А А Зиновьева отмечается, что в современной России действует закон, когда разрушается по тем или иным причинам жизнеспособная социальная система (ученый имеет ввиду разрушение 1985-91 гг), то новая система опускается с необходимостью не просто на уровень, скажем, социальной системы захватчика, то есть для нас — на западный уровень, но на уровень ниже. “Посмотрите, в нашей стране стали немедленно реанимировать элементы социальной организации дореволюционной России.  Реанимация православия. Православие стало расцветать пышным цветом, и сейчас оно навязывается всем почти как государственная идеология. Посмотрите: бывшие партийные работники, который занимались критикой религии, отъявленные атеисты — все тут же стали учиться, как нужно правильно креститься. Ельцин в первое время, кажется, даже не знал, делать это справа налево или наоборот”. (Важное выступление Зиновьева, 2005)

И далее: «Православие — это феодальная дореволюционная дремучая средневековая идеология. Вместо светской гражданской идеологии … и эта идеология была на несколько порядков выше. ….Все сразу опустилось на очень низкий уровень, на уровень средневековой дремучей философии. Но если бы только это. Вы посмотрите: канонизация царской семьи, восстановление памятников, восстановление храма Христа Спасителя — это символ царизма, символ мракобесия … « (Важное выступление Зиновьева 2005).

Советский социализм поэтому можно считать новым и передовым историческим этапом нравственного и культурного развития простых людей и этот опыт может и должен быть повторен и развит не только в России, но и в других странах. На это указывают и современные реальные примеры экономического и культурного развития Китая, Боливии, Венесуэлы и других стран. В этом списке по экономическим причинам не указана Куба, но вина за кубинские экономические проблемы полностью лежит на Штатах по причине преступной 55-летней экономической блокады, а культурному и образовательному развитию этой страны могут позавидовать многие страны мира и сами США. Однако, здесь вполне уместно отметить, что именно благодаря моральному и нравственному характеру кубинцев, который во многом основан на советском опыте, это страна стойко и достойно выдерживает преступную политику своих “северных друзей”. А вы (“на флейте водосточных труб”) сможете привести другой такой же пример поразительной стойкости маленького народа перед лицом хитрого и коварного врага? Даже могучий советский Илья Муромец не устоял.

Также нельзя согласиться с мнением о том, что атеизм был причиной разрушения СССР. Сейчас ясно, что было множество внутренних и внешних факторов, приведших к развалу страны. Могучий советский Илья Муромец был непобедим в честном и открытом бою, поэтому мировое буржуинство больше устраивала борьба в лживом подковерном пространстве холодной войны и это было основной причиной победы этой банды “рвачей и выжиг”. По тем же причинам, например, выдающееся советское политическое изобретение о “мирном сосуществовании двух систем” так никогда и не было принято Западом.

Что касается советского атеизма, то и реальная жизнь СССР и книги ( Бухвалов. 2016 и другие) скорее всего показывают только преимущества неверия в Бога для народа. Сильному духом, хорошо образованному и защищенному своим государством советскому человеку не нужна была красивая сказка о Боге.

Сразу заметим, что богатейшая культурная составляюшая христианства и других религий, очень часто созданная безвестными и неграмотными гениями, и раньше была и сейчас и в дальнейшем будет нужна всем: Песнь Песней, Рублевская Троица, Мадонны Рафаеля, и Леонардо, Сикстинский потолок и Пиета Микельанджело, Покров на Нерли, Василий Блаженный и Иссакиевский Собор (с маятником, показывающим вращение Земли) , мессы Баха и Рахманинова и многие другие культурные достижения.

Более того – практический социализм и теоретичекий коммунизм “образца 1980 года” – вполне можно считать примерами современного, передового и прогрессивного развития классических религиозных идей , как способа существования человеческого духа. Много советских людей и людей других стран верили в коммунизм. Но есть большое отличие этой “веры” от веры в религиозные мифы – реальный социализм был построен в СССР и даже сейчас существует и развивается и приносит счастье живущим в этой системе людям. А что же до теоретического коммунизма как “второй стадии” - скорее всего практически и его можно постоить и для той же великой цели – для счастья людей. Для этого надо только устранить или нейтрализовать каким-то образом серьезное и единственное препятствие в виде капитализма, который “валяется у истории на пути”. Это трудно, но возможно.

Поэтому, конечно, богатейший нравственно-культурный опыт нашей Великой страны не пропадет. Об этом прекрасно говорят знаменитые песенные строки тридцатых годов из «Марша энтузиастов»: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» и многие другие замечательные советские песни. Эти слова лучше любых других передают высочайшие духовные устремления советских людей, а также и то, какие нравственные богатства весь мир потерял из-за исчезновения нашей Великой страны.

Об этом около 200 лет назад поэт сказал, но по другому поводу :

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

….....

И радостно вздохнут народы!

Пусть этот простой пример из школьной программы еще раз прозвучит оптимистически для всех нас.

Литература

Бухвалов В.А. Духовные истоки советского социализма. Рига, 2016.

В. Ю. Катасонов. Метафизика истории .  М., Институт русской цивилизации,  2017.

Шамбаров В. Е. Антисоветчина. М. Алгоритм, 2011.

Л. Фейхтвангер. Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. М., Худ. Лит., 1937. http://lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/moscow1937.txt

А. А. Зиновьев. Духовность. В книге А. А. Зиновьев. Несостоявшийся проект (Сборник), 2009. http://www.e-reading.club/book.php?book=104263

Важное выступление Зиновьева. 2005, http://www.polit.ru/lectures/2005/09/21/psizm.html


Юрий Орлик

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • +++
  • Автор, дайте определение нравственности.
    • John
    • 13 ноября 2021 г. 20:55
    см Нравственность — основа гармоничной жизни https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/nravstvennost-osnova-garmonichnoy-zhizni/ синонимы нравственности : честность целомудрие добродетельность мораль этика благородность благородство моральность этические нормы моральный кодекс педагогичность беспорочность добронравность благонравность благонравие добронравие