Когда нынешние антисоветчики театрально охают, дескать, в Советском Союзе зверствовала цензура, – они тупо демонстрируют свою ограниченность и предвзятость. Поскольку выпячивают лишь часть правды, скрывая (намеренно или по невежеству) полную картину прошлого. Действительно, государственная цензура при советской власти была жёсткой и местами чрезмерной. Цензура контролировала не только военную, политическую и экономическую сферы, но и произведения разных творцов, предназначенные для тиражирования и окультуривания народных масс.
Однако для художников (в широком смысле этого слова) начальники цензурного ведомства нередко делали исключения. Писателям, живописцам и кинематографистам иногда позволялись всякие «вольности». Поэтому в легальном советском искусстве порой фрагментарно появлялись мотивы, не свойственные ему в целом. Для доказательства моего утверждения предлагаю внимательней приглядеться к небольшой (но любопытной и пикантной) грани советской действительности: показу на экранах кинотеатров персонажей без одежды. Либо оголению тех частей тела, которые в обществе принято скрывать от окружающих.
Расцвет советского кинематографа – не только в плане морально-художественной ценности, но также по количеству кинолент и техническому качеству того времени – пришёлся на период, который сейчас презрительно называют «застоем». Для либерально повёрнутых граждан такое кажется диким парадоксом, однако для здравомыслящих людей здесь нет никакой загадки. Нормальная госцензура – и необходимость, и благо... Но это отдельная большая тема для словопрений, которую мы пока оставим в стороне.
Давайте включим в рамки нашего обзора четверть века: с 1960-го по 1985-й год. Ибо жанра ню раньше этой условной границы в кинопроизводстве СССР почти не было (кроме пары исключений, о которых будет сказано чуть позже). А время со второй половины 80-х до распада Союза в декабре 1991 года хоть формально и называется советским, но к истинному социализму оно имеет такое же отношение, как свинья к кордебалету. Годы «перестройки» – антисоветское вырождение и кончина социалистического кино. То есть другая тема исследования.
* * *
Так вот, отметим фильмы, где эпизоды с обнажением «интересных» частей тела суровая цензура всё-таки одобрила, позволив их увидеть многомиллионной публике. Зачем – думается, понятно: для привлечения зрительского внимания и, соответственно, для увеличения доходов от проката таких кинолент. Ну и режиссёры, наверное, испытывали повышенную гордость за свои творения – помимо дополнительной приятности от творческого процесса при съёмках женской наготы.
Гораздо занятней вспомнить, кто именно рискнул помелькать на экранах в «натуральном» виде. Психологический аспект явления подробно анализировать не будем, лишь обрисуем вкратце. Как известно, актёрами становятся именно те люди, которым по своей сущности нравится быть у всех на виду. Грубо говоря, почти все артисты – в некотором роде эксгибиционисты. Ведь они с удовольствием выставляют себя напоказ. И не только собственную внешность. Нельзя правдоподобно и прочувствованно сыграть какую-то роль, не имея в своей душе и памяти соответствующих этой роли качеств.
В общем, сама артистическая профессия диктует такие условия игры, что актёры на сцене и перед кинокамерой не должны иметь никакого стыда. В бытовой жизни артисты зачастую скромны и порядочны, однако подмостки и киноплощадка – иной мир. И там артист перевоплощается в кого-то другого, нередко настолько противоположного самому себе, что это для обычных людей граничит с шизофренией. Фигурально выражаясь, актёры и есть самоконтролируемые шизофреники. И тщеславие – один из главных мотиваторов их успеха...
Итак, мы аналитически прояснили, что если актриса непринуждённо раздевается в кадре – это для неё, как правило, заурядные рабочие моменты. И не более того. Излишне стеснительный актёр просто профнепригоден. Конечно, далеко не все артисты готовы перед зрителем выворачиваться наизнанку. Но обнажаться, особенно за хорошие деньги и безлимитную славу (что, кстати, тоже хорошо монетизируется) способны многие.
В советском кино, по моим логическим догадкам, количество актрис, потенциально готовых к участию в откровенных сценах, было немалое. Сей вывод косвенно подтверждается тем, что после исчезновения цензуры (а заодно последних моральных принципов у киноделов) – особенно в 90-е годы прошлого века – дамы в уважительном возрасте (далеко за пределами молодости) массово принялись «хвастаться» своими оголёнными бюстами. Очевидно, желая «закрыть гештальт», то бишь показать зрителям припрятанные доселе стороны своего таланта, зажимаемые раньше «полканами советского режима». Честно говоря, художественная ценность таких откровений крайне сомнительна, а эротический аспект там и вовсе отсутствует. Хотя отдельные любители... Впрочем, на детальное обсуждение перверсий мы сегодня отвлекаться не будем.
* * *
Для пущей объективности всё-таки нелишне упомянуть, что до начала выбранного мной периода (1960 – 1985), когда в советские фильмы начали регулярно «просачиваться» моменты будоражащего ню-арта, попытки окультурить строителей коммунизма неприкрытыми женскими прелестями, конечно же, были.
Согласно подсказкам из интернета, самую первую обнажёнку хотел протащить на экран украинский режиссёр Александр Довженко. В 1930 году на недавно созданной в Киеве кинофабрике (впоследствии киностудии) он снял немой фильм «Земля», в котором был такой эпизод: невеста оплакивает смерть своего жениха, в нагом виде бегая по избе, заламывая руки и гипертрофированно изображая неизбывное горе. На мой взгляд, зрелище получилось далёкое от реальности и в контексте борьбы с кулачеством – весьма дурацкое. Разве что неплохо бы смотрелось в одной из комедий Чарли Чаплина дозвуковой эпохи.
Судя по всему, тогдашние цензоры были солидарны со мной задолго до меня, поэтому такое безобразие в прокат не пустили. Точнее, из фильма вырезали излишне откровенные, а также, согласно постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б), «иные, противоречащие советской политике элементы». В общем, будем считать эту попытку не состоявшейся. А Елена Максимова, сыгравшая роль безутешной невесты, прожила долгую и успешную артистическую жизнь, активно снимаясь в советских фильмах до середины 80-х годов. И крайне мало кто знал о её разовом «грехе» молодости, зафиксированном чёрно-белой киноплёнкой, благополучно сохранившейся до наших дней. Теперь это уже не секрет, а цифровое и вседоступное достояние интернета.
Пожалуй, пальму первенства за показ голой женской груди, чудом пробившийся к массовому зрителю, следует отдать режиссёру фильма «Часы остановились в полночь» Николаю Фигуровскому. Это знаменательное событие произошло в 1958 году. Правда, постановщик реализовал свою «идеологическую диверсию» по-хитрому: актриса Зинаида Броварская переодевалась перед зеркалом, поэтому её грудь показалась лишь в отражении, причём мимоходом, секунды на три. Возможно, цензоры в это время как раз зевнули и не заметили курьёза. Но прецедент случился – и тенденцию к обнажению было уже невозможно остановить.
В 1960 году появился фильм «Русский сувенир». Несмотря на то, что киноленту создавал прославленный режиссёр Григорий Александров, а главную роль традиционно исполнила его жена, не менее (если честно – то более) прославленная Любовь Орлова, картина была признана критиками неудачной и в прокате надолго не задержалась. Но нам тут интересен один коротенький фрагмент: когда героиня Орловой на фоне водопада ныряет в речную заводь. Актриса сбрасывает с себя белую простыню и, вытянув руки перед собой, головой вперёд уходит под воду.
Ныряльщицу показывают чуть в отдалении, зато во весь рост, и зритель отчётливо видит, что она совершенно без ничего. Этот секундный эпизод возбуждает не столько эмоции (ух ты, чего легендарная пенсионерка вытворяет!), сколько правомерный вопрос: сама ли она выполнила раскованный трюк? Ведь достоверно известно, что в довоенной ленте «Волга-Волга» с палубы парохода вместо артистки в реку ныряла дублёрша. Думаете, многие годы спустя 58-летняя Орлова прыжок с камня (пусть даже метровой высоты) сочла пустяковым делом и беспроблемно нырнула вниз головой? Как-то сомнительно. Фигура женщины снята сбоку, черты лица идентифицировать невозможно, поэтому вероятность того, что нам показали обнажённость Орловой, а не безвестной дублёрши, – мне кажется, весьма невелика.
Но если отбросить сомнения и не придираться к закадровым уловкам кинопроизводства, то именно эту мимолётную сцену можно уверенно назвать первым выходом советской женщины в «космос» полного экранного обнажения. И что символично: осуществила «прорыв» главная кинозвезда 30-х годов, любимица товарища Сталина, кумир жителей СССР – Любовь Орлова.
* * *
Общеизвестно, что жанр ню на 99 процентов слагается из неодетых (полностью или частично) женщин фертильного возраста. А примерно 1 процент – мужчины, дети и старики обоих полов – лишь исключение из «правила». Но всё же не могу проигнорировать это «исключение» и для полноты обзора уделю ему небольшую долю внимания.
Факты мужского разоблачения, показанные в кинотеатрах СССР, крайне скудны. Да я и не стал тщательно заниматься их подсчётом, разыскивая по интернетным завалам информацию обо всём «ассортименте». Для меня этот аспект абсолютно не привлекателен. Однако три характерных примера всё-таки следует упомянуть.
Очевидно, самый первый актёр советского синема, осмелившийся продемонстрировать заднюю часть своего естества без всякой драпировки – Евгений Леонов. Это случилось при съёмках фильма «Полосатый рейс» в 1961 году. Причём артист проявил достойную похвалы храбрость не только актом обнажения. Он какое-то время находился в одной каюте вместе со взрослым тигром. А тигр был хоть и дрессированным, но без поводка и обязательств. То есть Леонов рисковал вдвойне: и здоровьем, и репутацией. Однако риск оказался оправданным. Успех фильма с лихвой покрыл все потери нервных клеток.
Хотя там не обошлось и без очевидного киноляпа. Когда герой Леонова сквозь мыльную пену на лице вдруг замечает в полуметре от себя тигриную морду, он в страхе погружается с головой в наполненную водой ванну. При этом явственно видно, что на актёре – чёрные трусы (плавки). Но на следующих кадрах персонаж уже «сверкает» голыми ягодицами, экспрессивно усиливая комичность ситуации. С логикой жизни такое категорически не стыкуется: не будет человек, панически убегая от тигра, тратить время на бесполезное сбрасывание плавок.
Кстати, в 1993 году Евгений Павлович сдуру поддался просьбе режиссёра, делавшего фильм «Американский дедушка», и, как треть века назад, снова на пару секунд показал зрителям свой неприкрытый «тыл». Однако зрелище получилось отвратительно пошлым. Ибо актёрам (как и спортсменам) следует вовремя останавливаться. Лучше закончить карьеру в блеске славы, нежели множить тщетные попытки повторить былой успех молодых лет, вызывая лишь жалость публики...
Вторым из популярнейших актёров, также согласившимся с предложением режиссёра мелькнуть в кино неприкрытой областью ниже спины, наверное, стал Анатолий Папанов. Фильм «Бриллиантовая рука» 1968 года выпуска, полагаю, видели все. И даже неоднократно. Поэтому долгие комментарии тут излишни.
Третьим «смельчаком» – и опять же для «повышения градуса» юмористичности – можно назвать Игоря Ясуловича в кинокомедии «12 стульев» 1971 года. Там герой в мыльной пене мечется по лестничной площадке дома и ломится в коварно захлопнувшуюся дверь своей квартиры. Многие люди считают, будто это смешно. Во всяком случае, Леонид Гайдай, который являлся постановщиком киноленты, в том ничуть не сомневался. Что характерно, Гайдай был режиссёром и «Бриллиантовой руки», где сей приём (при участии Папанова) уже прошёл апробацию. Надо полагать, успешную.
* * *
Что касается использования голеньких детей в киноиндустрии, то эта тема тоже за гранью моего исследовательского интереса. Да и слово «обнажёнка» применительно к малым детям звучит с предельной нелепостью. Однако если к съёмкам сцен без одежды привлекаются дети подросткового возраста, тогда у бдительных кинозрителей могут возникать резонные вопросы к таким режиссёрам. Ведь педофилов среди деятелей искусства намного больше, чем кажется неискушённым обывателям. И педофилы не обязательно агрессивные и бесконтрольно распускающие руки существа. Некоторые из них вполне могут сублимировать свои патологические наклонности творческим самоудовлетворением.
Дабы меня не обвиняли в голословности такого утверждения («голо» – самая точная морфема в этом контексте, хи-хи), я вынужден проиллюстрировать свои подозрения легко проверяемыми фактами. Уточню для невнимательных: не обвинения, а только подозрения. Понимая, что искусство – понятие расплывчатое, и никто не определит точно границы между морализированием и извращением.
В 1964 году на экраны кинотеатров Советского Союза выпустили чёрно-белый фильм Литовской киностудии «Девочка и эхо». Главную роль в нём играла Лина Бракните 1952 года рождения. То есть девочке тогда было 12 лет. Согласно режиссёрской задумке, Лина практиковала купание на пляже в чём мать родила. И кинокамера фиксировала начинающую актрису в таком виде старательно и со всех сторон. Разумеется, никто к ней не приставал (как к Набоковской Лолите, которой тоже, кстати, было 12 – не сквозит ли тут реминисценция скандального романа?). Но бесцеремонно пялились на неё все: и мальчишки, герои фильма, и зрители в кинозалах.
Вроде бы – ничего особенного, киноленту даже благодушно показывали на детских сеансах (я живой свидетель этого, и прекрасно помню похабно-восхищённое ржание хулиганистых переростков с последних рядов во время соответствующих сцен). Но девчонка-то давно вышла из «карапузовского» возраста, и её грудь уже явно отличалась от пацанячьей. Поэтому у здоровых взрослых людей остаётся смутное предположение, что режиссёр под прикрытием рассказа о детской дружбе и предательстве не упустил шанс потешить свои педофильские пристрастия.
Возникает недоумённый вопрос: а как такое пропустила грозная цензура? Но здесь ответ, по-моему, очевиден: национальным окраинам СССР всегда позволялось намного больше, чем государствообразующему народу. К тому же Прибалтику заботливо старались содержать как «витрину социализма» – в противовес «загнивающему Западу». И творческую свободу деятелей искусства зажимали не столь рьяно, как на «Ленфильме» или «Мосфильме». Именно поэтому я не стал тщательно «ворошить» продукцию прибалтийских киностудий на предмет обнажёнки – возможно, там найдётся ещё что-то нескромное, но малоизвестное. Пусть искусствоведы этих лимитрофов теперь сами ищут на своей заброшенной «витрине», превратившейся нынче в хранилище полусгнивших эсэсовских мундиров, какие-нибудь культурные ценности.
*
Примером «свирепости» цензуры могут служить публикации о съёмках фильма «Неуловимые мстители» в 1966 году. Режиссёр Эдмонд Кеосаян решил запечатлеть несовершеннолетнюю Валю Курдюкову, исполнявшую роль Ксанки, в красивом «нудистском стиле». По сценарию Ксанка и причёской, и одеждой очень смахивала на пацана, и режиссёру, дескать, требовался интересный сюжетный ход, чтобы друзья-мальчишки внезапно догадались о половых различиях в их боевой компании. Тайну должен был узнать Яшка-цыган, который нечаянно застал подругу во время одиночного купания в реке и, разумеется, скрытно пялился на неё из-за кустов во все глаза.
Пишут: «Актрису долго уговаривали раздеться, в конце концов она согласилась, и эпизод сняли. Ничего вызывающего в нём не было: камеру поставили против солнца, так что на экране появлялся лишь силуэт». Мол, ничего излишне натуралистичного в кадре не засветилось. Сугубо гармония и пластика. Однако начальство киностудии не оценило эстетических достоинств эпизода, и в окончательную версию фильма он не попал. Наверное, хранится у кого-то из причастных в домашней коллекции до сих пор.
В общем, хоть Кеосаян и был из «национальных кадров», но работал на российском «Мосфильме», а не на исторической родине, поэтому цензура не сделала ему послаблений и потребовала убрать недозволенное. К тому же эротическая сцена с 14-летней девчонкой сильно тяготела к нарушению Уголовного кодекса РСФСР (статья 120: «Развратные действия в отношении несовершеннолетних»). Всё-таки искусство и педофилия не должны быть совместимы.
*
А были и такие режиссёры, которые, наоборот, малолеток в жанре ню не снимали, зато интимными отношениями с ними наслаждались безнаказанно. Самый «образцовый» пример – Сергей Соловьёв. Создавая в 1974 году фильм «Сто дней после детства», он пригласил на одну из главных ролей семиклассницу Татьяну Друбич. Ну и в тесном творческом процессе у них «всё заверте...». Соловьёв был на 16 лет старше своей юной пассии, и эта возрастная разница, в сущности, невелика – если бы плотные контакты начались лет на пяток позже.
Пикантность ситуации ещё и в том, что у Соловьёва тогда имелась молодая жена. И новорождённый сын. Но 20-летняя супруга для педофила – слишком стара, когда есть возможность сожительствовать с 14-летней. Тем более школьница была отнюдь не против такого запретно-взрослого общения со зрелым мужчиной. И даже годы спустя вышла за него замуж.
Впоследствии Татьяна, конечно, демонстрировала свои обнажённые прелести российским кинолюбителям, но эти факты её биографии уже за пределами разбираемого мной периода. Единственный эротический эпизод советских лет – только без обнажения, лишь в паре с тоже одетым насильником, жаждавшим немедленного секса с героиней Друбич – увековечен в фильме «Избранные» 1982 года. Режиссировал, как несложно догадаться, опять Сергей Соловьёв – официально уже не муж, но по-прежнему партнёр их творческого союза.
...Между прочим, закулисные отношения режиссёров с актрисами – тема настолько многогранная, увлекательная и зачастую расходящаяся с общественной нравственностью, что заслуживает отдельного объёмистого исследования. И материала для этого более чем достаточно. Вполне вероятно, кто-нибудь уже вдохновенно исследует. А я продолжу двигаться в намеченном направлении.
* * *
Наконец мы добрались до основной части нашего обозрения: до перечисления совершеннолетних и зрелых актрис, которые порадовали мужское население Страны Советов своими «заповедными местами». Естественно, с упоминанием фильмов, где такие эпизоды встроены в мозаику сюжета. Относительно недлинный перечень этих эпизодов я позволил себе разделить на две условные категории. По принципу «дозирования эротических порций». То есть: один коленкор, когда женщина кратко «засветила» только грудь, и другой – когда героиня красуется в кадре более продолжительное время, порой демонстрируя открытость не только верхней половины тела, но и половинки нижней.
Повторю, деление чисто условное, проникнутое субъективностью и особенностями моего мировосприятия. Например, я не стал вносить в «реестр» сцену купания какой-то девушки в фильме «Служили два товарища». За купанием наблюдают бойцы через артиллерийский прицел, поэтому фигура мелкая и нечёткая, к тому же мне фамилия эпизодической актрисы неизвестна. Если учитывать все подобные мелочи, можно «докатиться» до того, что глубокое декольте и демонстрацию нижнего белья тоже взбрендит причислить к разновидностям жанра ню. Но я этого делать не буду.
В первой категории – назовём её «мелькание груди» – набралось не больше двух десятков актрис от 1930-го до 1962-го годов рождения (плюс неизвестные статистки в групповых сценах). Некоторые из них в других фильмах отважились на более решительные обнажения, а здесь они были невинны как бюстгальтер комсомолки в банной раздевалке.
* Открывает «хит-парад» Галина Яцкина с фильмом «Половодье» 1962 года. Обратим внимание, что режиссёр этой киноленты – Искра Бабич. Ведь женщины в режиссёрской профессии – явление достаточно редкое и доныне.
* Людмила Хитяева купалась в реке под руководством режиссёра Евгения Матвеева в фильме «Цыган» 1967 года. Вместе с Хитяевой водными процедурами занималась и стайка других неодетых женщин. Но эту массовку отнесём к упомянутому разряду «мелочей».
* Светлану Светличную в фильме «Бриллиантовая рука» 1968 года помнят все. Даже те, кто не хочет помнить. Комедийный шедевр Леонида Гайдая до сих пор «в тренде», хотя прошло уже более полувека.
* Татьяна Игнатова «отметилась» поочерёдно в двух кинолентах: это «Пой песню, поэт...» 1971 года выпуска и «Обыкновенное чудо» 1978-го.
* Валентина Талызина дважды оживляла своей раскованностью скучность давно позабытых фильмов: «Иванов катер» (1972) и «Культпоход в театр» (1982).
* Наталья Рудная снялась в постельной сцене фильма «Осень» 1974 года производства.
* Людмила Сенчина, больше известная как певица, украсила собой фильм «Вооружён и очень опасен» в 1977 году. Кинолента произвела фурор среди отечественной публики благодаря двум главным причинам: песням Владимира Высоцкого (точнее, стихам к ним) и темпераментной игре Сенчиной в роли певички из кабаре. Особенно приветствовали зрители эпизод, где внешность Людмилы приоткрылась чуть больше «дозволенного».
* Людмила Гурченко впервые (для себя) рискнула попробовать «запретное» после сорока: в 1978 году. Герой Никиты Михалкова беззастенчиво тискал оголившуюся часть её бюста, а героиня слабо сопротивлялась...
Фильм «Сибириада» вообще стал заметным культурным событием тех лет. В нём режиссёр Андрон Кончаловский – при рождении Андрей Михалков – побудил ещё двух актрис (в ту пору молодых, сейчас известных) «позабыть стыд» перед кинокамерой. Их мы упомянем в рассказе о второй категории эпизодов, где нагота запечатлена существенно продолжительней и шире. А здесь хочется ненадолго выйти за рамки советского периода, сделав ради Гурченко исключение. Поскольку среди артистического бомонда она тогда была, пожалуй, самой знаковой фигурой.
Мне кажется, одну из лучших своих ролей Людмила Марковна сыграла в киноленте «СекСказка» 1991 года. Фильм спорный по содержанию, сегодня для многих неизвестный (или напрочь забытый), но сделанный на редкость красиво: мизансцены, освещение, костюмы... И, кстати, режиссировала его женщина: Елена Николаева. Гурченко завораживает там не только сменой то элегантных, то вычурных нарядов, появляясь даже в полупрозрачной блузке (и для дамы закатного возраста это выглядит на удивление приемлемо). Актриса увлекает именно мастерством игры. А другие женские персонажи на её фоне не очень увлекают, хоть старательно изображают страсть и дразняще открывают соблазнительные места тела.
В 2000 году Людмила Марковна решилась тряхнуть стариной в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи». Сам Рязанов после «перестройки» так начал трясти своей стариной, что ничего выдающегося, как в советские времена, создать не смог. Хотя, наверное, очень старался. И для этого даже уговорил актрису «засветить» её 65-летнюю наготу в полный рост. Может быть, вообразил, будто снимает ремейк «Карнавальной ночи», только без тугих пут цензуры... Оценку такого эксперимента я давать не буду, ибо честность не позволяет врать, а этикет не позволяет выражаться резко.
* Наталья Андрейченко предоставила возможность народу оценить размер её округлостей в фильме «Торговка и поэт» 1978 года.
* В фильме «Москва слезам не верит» (1979) мельком «засветили» груди сразу несколько актрис: Наталья Вавилова, Ирина Муравьёва и Вера Алентова. Ну и какая-то незнакомая женщина в раздевалке.
* Светлана Крючкова внесла разнообразие появлением топлес в фильме «Родня» 1981 года.
* Татьяна Кондырева добавила живости фильму «Ярослав Мудрый» в 1981 году, бегая по природе в балахоне на «босо» тело.
* Светлана Смирнова (Станиславовна) дебютировала в фильме «Чужие письма» (1975) ролью девятиклассницы и показом своего юного естества женщине, а «закрепила» показ в фильме «Самая длинная соломинка» (1982), но уже мужчине.
* Ия Саввина буднично мелькнула грудью в фильме «Частная жизнь» 1982 года.
* Там же Татьяна Догилева начала помаленьку осваивать нудистские элементы актёрского мастерства.
* Елена Валюшкина была задействована режиссёром Марком Захаровым в фильме «Формула любви» (1984) разнопланово, в том числе и мимолётным обнажением. Если Захаров даже родную дочку Александру нагишом снимать не постеснялся («Убить дракона» 1988 года), то уж раздеть обычную актрису для не было – раз плюнуть.
* И завершает наш «хит-парад в лёгкой весовой категории» Вера Глаголева с фильмом «Выйти замуж за капитана» 1985 года выпуска.
В последующие годы актрисы стали оголяться смело, много и зачастую не по делу, потакая разнузданным выдумкам режиссёров. И перечислять все подобные случаи постсоветского периода уже не хватит ни сил, ни желания.
* * *
Вторую категорию киноэпизодов резонно назвать «смакование откровенной женственности». Причём не всегда в эротическом значении. Нередко и в драматическом – для контраста с последующей трагедией.
* Первая продолжительная сцена (больше двух минут), где советская актриса разгуливала на лоне природы в костюме Евы и показала «всё что можно», состоялась в фильме «Тени забытых предков» 1964 года. Актрису звали Татьяна Бестаева, режиссёра – Сергей Параджанов. Про голых малолетних актёров картины умолчу, поскольку этой стороне киноделия посвятил отдельный пассаж.
На самом деле Параджанов «в девичестве» (при рождении) имел другие имя-фамилию: Саркис Овсепович Параджанян. Родился в Тбилиси. Кинопроизводством занимался в Киеве (в небезызвестной студии имени Довженко, где когда-то сам Довженко пытался стать пионером советской обнажёнки, но «не пробил» цензуру). Говорил в основном на русском языке (хотя знал армянский и украинский). В общем, иллюстрировал собой подлинный расцвет интернационализма. Что в СССР, собственно, было делом заурядным.
Однако за Параджановым водились очень нехорошие «грешки». Во-первых, он дружил с диссидентами и был закоренелым антисоветчиком. А любой украинский диссидент непременно «заражён» украинским национализмом какой-нибудь степени тяжести: от лёгкой до упорото-глубокой. Недаром Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».
Да, во-вторых, он отбывал срок в местах лишения свободы. Однако сидел отнюдь не за «инакомыслие». Суд в 1974 году приговорил его к пяти годам заключения за мужеложство и порнографию. Ага. Саркис Овсепович был просто завзятым педерастом.
И вот этому «антисоветскому пидорасу» разрешали снимать всякие киноленты. Теперь некоторые «продвинутые» критики называют Параджанова выдающимся художником, чуть ли не классиком мирового кино... Ну и кто там скулит, будто цензура в Советском Союзе зверствовала? Конечно, она жёстко ставила барьеры всяким «отклонениям от генеральной линии партии». Но, как свидетельствуют бесспорные факты, не всегда и не всем. Национальным меньшинствам и геям зачастую дозволялось больше, чем русским режиссёрам гетеросексуальной ориентации.
Итак, Параджанов как бы повредил цензурную «заслонку», и она периодически стала пропускать полноформатное и более затяжное появление голых женщин в картинах других режиссёров, которые ринулись вослед («А что, так можно было?») реализовывать свои «запретные» творческие задумки.
* В 1965 году Андрей Михалков (больше известный как Андрон Кончаловский) выпустил фильм «Первый учитель». По одноимённой повести киргизского писателя Чингиза Айтматова. Главная роль досталась Наталии Аринбасаровой, у которой отец был казахом, поэтому киргизскую девушку она сыграла отлично (кто из нас отличит на экране киргиза от казаха, пусть бросит в Андрона камень негодования).
Свою роль Аринбасарова получила «совершенно случайно»: в то время она была женой Кончаловского. Режиссёрская традиция снимать собственных жён и любовниц в своих фильмах настолько распространена, что, опять же, соблазняет отвлечься на эту тему и посвятить ей отдельное исследование. Но я стоически продолжу двигаться намеченным курсом.
Так вот, Наталия по сценарию должна была купаться без одежды в горной речке. Но актриса оказалась морально не готова к такому «подвигу», и съёмочной группе пришлось найти похожую дублёршу, согласившуюся за деньги оголяться и моржеваться. Хотя в ледяную воду Аринбасарова таки мужественно залезала, ибо мокрое лицо и плечи в кадре после монтажа всё-таки желательно было запечатлеть настоящие.
Через год Кончаловский принял участие в создании фильма «Андрей Рублёв». Он был соавтором сценария, а режиссёром – его бездарный друг Андрей Тарковский. Фильм друзья вымучивали три года (1966-1969). В картине – избыток (по советским меркам) натуралистической наготы. Особенно выбивается из пуританских рамок соцреализма сцена языческого обряда на праздник Ивана Купалы. Это, пожалуй, первая в нашем кинематографе массовка с таким количеством обнажённых тел.
* Ближе и детальней были запечатлены актрисы Наталья Радолицкая и Нелли Снегина. Нелли вспоминала момент съёмок со своим участием: «За забором «Мосфильма», через который был хорошо виден пруд, собралось колоссальное количество народа. Тогда голых женщин не показывали, а тут такое представление! Зрители были в восторге!»
Снова удивлённый вопрос: почему такое позволили? Моя версия: потому что Андрон – член культурной элиты, сын уважаемого литератора Сергея Михалкова, написавшего текст Гимна СССР. Если папаша высокопоставленный, то и сынуля неприкасаемый – правила любого клана.
Раз уж я взялся за обсуждение Кончаловского, позволю себе слегка нарушить хронологию и упомянуть другие его киноленты с энудацией актрис.
* В «Романсе о влюблённых» (1974) нагишом позировала Елена Коренева.
* Она же показала себя со всех сторон в картине «Сибириада» (1978).
* В «Сибириаде» режиссёру ещё удалось раздеть Наталью Андрейченко, продемонстрировав публике сексапильную пышность девичьей груди, и вскользь Людмилу Гурченко (о ней уже говорилось раньше).
Вообще 70-е годы – самые «урожайные» на обнажение в кадре.
* Культовый фильм «А зори здесь тихие» 1972 года выпуска тоже не обошёлся без «пикантных» сцен. Хотя сугубо военный и драматический. Главная «натурщица» эротической съёмки – Ольга Остроумова. Остальные влажные фигуры в женской бане – для антуража и полноты ощущений.
В данном случае уступчивость ревностной цензуры понятна: режиссёр Станислав Ростоцкий и сам участник Отечественной войны, и метод контраста (в искусстве это один из самых эффектных приёмов воздействия на зрительское восприятие) здесь действительно весьма гармоничен.
* Эпизод фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973 года следовало бы, наверное, отнести к первой категории, ведь откровенность там скоропостижная и нечёткая (сквозь полиэтиленовую занавеску в ванной). Однако я решил вставить его сюда, так как переодевающуюся героиню играла иностранная актриса – итальянка Антония Сантилли. Да и категории, смею напомнить, условные, волюнтаристски мной сформированные.
* Другая иностранка – болгарская актриса Елена Димитрова – обнажалась в советском фильме «Дикая охота короля Стаха» в 1979 году. Фильм нуднейший, как и остальные творения режиссёра Валерия Рубинчика. Зато Рубинчик «оттянулся» в 1989 году, сварганив киноленту «Комедия о Лисистрате», которую народу показали в 1990-м (кстати, попутное замечание, из-за чего время появления некоторых лент отличатся в разных источниках: кто-то пишет год создания, кто-то – год премьеры, а это не всегда один и тот же год).
По моему мнению, сия картина претендует на чемпионство в плане предельного разоблачения женского и мужского естества одномоментно. Разумеется, среди цензурных фильмов на советском пространстве. И если Ольга Кабо трясла своими прелестями, в общем-то, уже привычно, то Константин Райкин, тряся своими причиндалами в погоне за Ольгой, шокировал изрядную часть публики, несмотря на «перестроечную» свободу, гласность и засилье «чернухи с порнухой». Помимо них, фильм изобилует и другими голыми телами обоих полов... Короче говоря, срам, харам и бедлам. Поэтому не будем о фривольном и вернёмся в середину семидесятых.
* В фильме «Агония» 1975 года (показан десять лет спустя) «сверкали» наготой Нелли Пшённая и Алла Майкова.
* В том же году зрители любовались бюстом Светланы Тома благодаря фильму «Братушка».
* А в 1976 году Светлана (по паспорту Фомичёва) прославилась главной ролью в кинокартине «Табор уходит в небо». И немаловажным элементом этой славы был эпизод, где героиня долго красуется топлес, раскладывая на берегу промокшие юбки. Что забавно: она играла цыганку, хотя её папа – русский, а мама – еврейка. Но кино не обязательно должно быть похожим на реальность, главное – чтобы этой иллюзии верили.
Как «полагается», Фомичёва-Тома попала в фильм режиссёра Эмиля Лотяну по «чистой случайности»: она уже несколько лет являлась его гражданской женой. Эмиль опекал Светлану с тех самых пор, как её увидел и влюбился. Девушке тогда было 17 лет, она закончила среднюю школу и хотела поступать в университет учиться на юриста. Но судьба (в лице Лотяну) стать юристом ей не дала.
Впоследствии режиссёр встретил другую 17-летнюю артистку (тогда ещё балерину Галину Беляеву) и стал «окучивать» её. Потом они даже официально бракосочетались... Впрочем, Беляева нам в данном контексте не интересна, ибо откровенных сцен в артистической биографии ей удалось избежать.
* «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – фильм 1976 года с участием Ирины Мазуркевич, нагую фигуру которой нам показали хоть и сбоку, но неспешно.
* В 1977 году кинозрители по достоинству оценили совершенство незадрапированных форм Ирины Алфёровой. Двухсерийный фильм «Чёрная берёза» хоть и рассказывал о Великой Отечественной войне, однако в нём нашлось место для купания девушки без ничего, а затем её убегание в таком виде от вражеских пуль.
* В фильме «Подранки» (создан в 1976-м, показан в 1977-м) Жанна Болотова загорала на крыше дома, сняв блузку. Дама была уверена, что никто за ней не подсматривает, между тем один пацан видел всё. И внутренне формировался как мужчина.
* «Таёжная повесть» (1979) снята студией «Ленфильм» по мотивам «повествования в рассказах» Виктора Астафьева «Царь-рыба». Точнее, по одному из рассказов. Светлана Смехнова играла там девушку, которую охотник нашёл в таёжной избушке совсем обессилевшую и больную. Поэтому пришлось ему ради спасения сначала полностью вымыть актрису, а затем долго заботиться до её выздоровления.
* «Экипаж» (1979) посмотрели, пожалуй, все жители СССР, способные дойти до кинотеатра. Ещё бы! Фильм-катастрофа – редчайший жанр советского синема. К тому же раздетая Александра Яковлева так эротично миловалась с Леонидом Филатовым, что градус восторга от киноленты поднялся на невиданную высоту.
* Фантастический фильм 1980 года «Через тернии к звёздам» показал нам Елену Метёлкину в роли гуманоида-инопланетянки. Хотя её женские признаки были так схожи с человеческими, что во время купания на пляже ей советовали прикрываться, дабы не смущать окружающих мужчин.
* «Свадебная ночь» (1980) – снова фильм о войне и партизанском движении. Но и там не обошлось без купания девушек в озере. Раздевались перед камерой Ирина Корытникова и уже не раз это делавшая Наталья Андрейченко. После купания им, правда, пришлось застрелить из автомата назойливого полицая. Русская женщина даже телешом умеет постоять за себя и за Родину.
* Ну и завершает наш «голографический» обзор мелодрама «Зимняя вишня» 1985 года производства. И Елена Сафонова, представшая перед нами в своём первозданном естестве. Ведь режиссёр Игорь Масленников тоже не преминул воспеть женское обаяние в разных визуальных аспектах.
Если я что-то упустил из вида, то пусть идущие следом дополнят мой исследовательский труд.
Оценили 11 человек
16 кармы