НЕРАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА СФИНКСА

25 29570
     «Горе людям, не знающим истинного смысла человеческой жизни, а между тем самоуверенность в том, что этого нельзя знать, так распространена между людьми, что они даже гордятся как мудростью тем, что не желают этого знать»     (Блез Паскаль, философ и ученый 17 века)

Во все века Великие мудрецы пытались преодолеть массовые заблуждения и побудить человека к поиску ответа на вопрос: «В чем же истинный смысл жизни?» 

Во всяком случае, общественно-политическая элита, указывающая курс государственному кораблю и дающая образцы поведения и отношения к жизни, должна искать ответ на этот вопрос. Иначе она никогда не удержит высоту своего положения и вызовет «восстание масс» или восстание других «элит», или, точнее, кланов, которые так же, как и предыдущие, не понимают необходимости соответствия «элитного бытия элитному сознанию», а потому неизбежно будут сметены очередными восстаниями и революциями.

Загадка Сфинкса

Существует древняя загадка, связанная с каменным изваянием Сфинкса. Сегодня, пожалуй нет таких взрослых, кто не знает, что Сфинкс — это одна из самых больших монолитных статуй в мире. Она высечена из цельной скалы и имеет высоту около 20 метров, а длину более 72 метров. Но, очевидно, гораздо меньше тех, кто знает, что это каменное изваяние символизирует тайну, которую должно разгадать человечество.

Древняя легенда гласит: «Крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва, порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны, было наслано богиней Ге'рой на город Фивы в наказание. Сфинкс расположился на городской площади и задавал каждому прохожему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил много фиванцев, включая сына царя Креонта».

Загадку разгадал мудрый Эдип и стал фиванским царем.

Вот что можно прочитать об этом у Г.С. Сковороды в диалоге "Кольцо" (1774 г.):

«Древний мудрец Эдип, умирая, оставляет малолетнему сыну в наследие историю именем «Сфинкс»: «Любезный сын, вот тебе самое лучшее по мне наследие! Прими малую сию книжицу от десницы моей; люби ее, если хочешь любить твоего отца; меня почтешь, почитая оную. Носи ее с собой и имей в сердце своем, ложась и вставая. Она тебе плод принесет тот, что и мне... Узнав себя, все познаешь; не узнав себя, во тьме ходить будешь и убоишься страха, где его не бывало...

Добрый сын, малую сию книжечку часто читая, почти наизусть знал ее. В ней написано было, что лютейший урод, именем Сфинкс, во время жизни отца его всех встречающихся ему, кто бы он ни был, мучил и умерщвлял людей. Лицо его было девичье, а прочее всё льву приличное. Вся причина убийства состояла в том, что не могли решить предлагаемой сим чудовищем задачи, или загадки, закрывающей понятие о человеке. Кто бы ни попался [воплотился — прим. ред.], вдруг задача сия: поутру четвероножный, в полдень двуножный, а ввечеру треножный, скажи мне, какой зверь? Наконец написано, что Эдип загадку решил, урод исчез, и воссияли в дни его радость и мир». 

Как показал опыт, многим, кому задавалась такая загадка, потребовалось не больше получаса, что бы отгадать классический ответ, который предлагают словари и энциклопедии. Общепринятая отгадка проста и логична — "человек". Поскольку человек в раннем детстве ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а к старости вынужден опираться на палочку.

Нелогичным выглядит только то обстоятельство, что Сфинкс «...погубил много жителей города Фивы, включая сына царя Креонта...»   Неужели у них не было полчаса подумать, или в те времена так плохо соображали? Тем более, что у них был более серьезный стимул к поиску правильного ответа. Вероятнее всего, что ответ не так прост.

Сфинкс, как сказано в предании, убивал (можно встретить трактовку — пожирал или поглощал) тех, кто не отгадал загадку. 

Существует гипотеза, что мудрецы древности, построившие изваяние, возможно выходцы из Атлантиды, предостерегли этой загадкой очередную нашу цивилизацию.

Распространенная сегодня отгадка отражает лишь процесс взросления-старения человека и не претендует не на предостережение от исчезнувшей цивилизации и не на философскую значимость в силу своей очевидной поверхностности.



А разгадка, на которую намекает Г.С. Сковорода, связана с идеей двойственности человеческой природы. Т. е. речь идет не просто о человеке, а об эволюции сознания человека.

У Григория Сковороды читаем следующее:

«...Пришел мудрецов сын в возраст, усилились страсти, а светское дружество помогло ему развратиться. «Сфинкс — какое дурачество, говорили ему, — пустая небыль! Суеверие!..» Да и сам он уже имел недетский разум; понимал, что сих зверей ни в Америке, ни в самой Африке, ни в островах японских натура [природа] не рождает, а в Европе их и не бывало. Ни одна натуральная история о них не упоминает...
...В 30 лет начал приходить в себя и узнавать. «Какое бедствие! — говорил он сам с собою. Я совсем переменился. Где девалась радость моя?
Я мальчиком был весел, все у меня есть с излишком, одного недостает — веселия. Есть и веселие, и таковым меня почитают, но внешнее, а внутри чувствую развалины основания его, боюсь и сомневаюсь. Что ж мне пользы в добром о мне людском мнении? Прибыль моя двоит во мне жажду, а мои услаждения сторичным кончаются огорчением.
Сфинкс! Чудное дело... Конечно, тут тайна какая-то... А чуть ли я уже не попался зверю тому; меня мучит что-то, но не понимаю что, а пособить нельзя. Одно только чудо, что мучусь тем, чего не вижу, и от того, кого не знаю... Несчастное заблуждение! Мучительная тьма! Ты — то поражаешь в самую душу мою... Безрассудный мир, прельщающий и прельщаемый! Яд советов твоих есть то семя смерти сердечной, а твоя сладость — то лютейший зверь; она неразумных встречает лицом девичьим, но когти ее — когти львовы, убивающие душу, и убийства ее каждый век и каждая страна исполнена». (Диалог "Кольцо" 1774 г.)

Г.С. Сковорода описывает душевные мучения человека, который начал ощущать ничтожность всех былых устремлений к удовлетворению своего вечно вожделеющего, животного начала. Его невозможно насытить, и оно требует все новых и новых «подношений». Эти «подношения» уже не приносят былых радостей, и не только старением тела обусловлена эта душевная тяжесть, но и осознанием бессмысленности прошедших лет, потраченных на ничтожные цели.

Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — сжимать, удушать. В древних текстах, упоминающих этот «памятник», встречается название Сфинкса как «шепсес анх», что многие переводят как «живой образ». Анализируя то, что говорит о Сфинксе Г.С. Сковорода, можно прийти к выводу, что более точное понимание имени Сфинкса связано со словосочетаниями «образ жизни», или «лицо жизни», или «сущность жизни».

Т.е. можно сказать, что человек, образ жизни которого является, по сути, проявлением низшей или животной ("четвероногой") части своей природы, поглощается или пожирается, или удушается этой низшей, или материальной частью Природы — Сфинксом. Таким образом, люди, не осознающие ничтожности исключительно материальных устремлений, формирующие свои жизненные ценности и приоритеты, опираясь на низшее «я», на самость, на эгоизм, на низшую природу, обречены на поглощение Сфинксом или соответствующим "образом жизни".

Спастись от челюстей лютого зверя возможно, лишь осознав, что смысл жизни заключается в развитии и проявлении Высшей части своего сознания. К сожалению, как правило, это осознание приходит к человеку, когда он ясно начинает ощущать на себе «когти львовы», которыми «впиваются» в человека страдания и горести, т.к. наслаждения и удовольствия низшего «я» неизбежно превращаются в болезни, горечь одиночества и немощь старости. Впрочем, если человек не начал опасаться «когтей львовых», когда еще имел силы сопротивляться и понимать, то старость для него будет особенно мучительной, поскольку каждое состояние сознания есть интегральное следствие всех предыдущих состояний. Поэтому Леонардо да Винчи утверждал, что пищей старости является мудрость, и, обращаясь к юношам, призывал так вести себя в юности, чтобы к старости не остаться без пищи.

Но низшая природа так сильна в человеке, так сильно в нем яростное и вожделеющее начало, что к доводам разума он остается глух, очаровываясь «сладостью» жизни, поворачивающейся к нему вначале прекрасной и заманчивой, как лицо девушки, стороной. Не зря все философские и религиозные системы, утверждавшие существование пути духовного развития человека, указывали на вожделение и сладострастие как на мощные и труднопреодолимые препятствия.

Вот и получается: каждый воплощенный тут же предстаёт пред Сфинксом — олицетворением образа жизни с отождествлением себя с низшей, животной природой человека и мира, и Сфинкс задает загадку, т.е. скрывает, утаивает в чем смысл жизни, и он совсем не заинтересован в том, чтобы кто-нибудь эту загадку разгадал, поскольку разгадавший — это победивший Сфинкса, то есть не отождествившийся с ним и поэтому не поглощённый им.

Г. С. Сковорода говорит, что Сфинкс пожирал людей, потому что они «не могли решить предлагаемой сим чудовищем задачи, или загадки, закрывающей понятие о человеке». Т.е., отождествляя свое сознание с низшей природой, с низшим «я», игнорируя существование в себе Высшей природы, Высшего «Я», связанного с Духом, человек сам обрекает себя на уничтожение или поглощение Сфинксом, поскольку низшая природа человека тождественна природе Сфинкса. Поэтому утверждение о том, что осознание  двойственности собственной природы позволяет более верно строить свою жизнь, означает, что это осознание является первым шагом к освобождению от власти Сфинкса.

Как показывает опыт общения с разными людьми на тему загадки Сфинкса, то самое трудное, и иногда непреодолимое препятствие - это признать, что пока на данном этапе развития ты ещё не совсем Человек с большой буквы, а человек-животное ("четыреножное"), у которого впереди ещё очень много будет ситуаций в которых надо бороться с проявлениями животной природы. Слишком у нас развито самомнение, амбиции, псевдодуховность, чтобы не предвзято оценить свой реальный уровень.

Пока человек не знает о своей двойственности и сознательно не борется с проявлениями низшей части своего сознания, или животной части сознания, то в силу качеств низшего «я», именно оно доминирующе проявляется. И без понимания необходимости этой борьбы человек не может претендовать на проявление духовности, что бы он сам о себе ни думал. Он является «четвероножным», и эта «четвероножность» может проявляться как самая грубая жестокость и невоздержанность, так и утонченная хитрость, лживость, корысть, прикрываемая моральностью, одним словом, «псевдодуховность». Очевидно, что в осознании собственной «четвероножности» заинтересован сам человек, как заинтересован больной в правильном диагнозе, если он хочет когда-нибудь выздороветь. Но носителю псевдодуховности исключительно трудно, как показывает вся история человеческой цивилизации, осознать свою собственную псевдодуховность, т.е. «четвероножность».

«В каждом живут ангел и демон, посланники своих царей: ангел благой и демон злой, хранитель и губитель, мирный и мятежный, светлый и темный... Справьтеся, о други мои, с собою, загляните внутрь себя — увидите тайную борьбу двух мысленных воинств». (Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах // М., 1973, т. 1, с. 156)


Загадка Сфинкса с позиции семеричной классификации человека

 Более точным и более глубоким отражением устройства человека является семеричная классификация — древнейшее знание о человеке и мире, к которому современный человек получил доступ благодаря «Тайной доктрине», «обнародованной» Е.П. Блаватской. Знания эти дают более верное представление о принципах человека и соответствующих им телах, что позволяет увидеть, на чем должен человек сосредотачивать свои усилия, к чему стремиться.

Семеричная классификация человека указывает на наличие в человеке трех низших принципов, связанных с физическим телом человека и разрушающихся вместе с его физической смертью. Они имеют санскритские названия, т.е. отражают древнейшие знания, которым владели в далеком прошлом посвященные брамины. Стхула Шарира — грубое физическое тело, т.е. внешняя наша оболочка, которая с момента остановки сердца начинает разлагаться и превращаться в тлен. Линга Шарира — эфирный прообраз тела, или «астральное тело». С ним связано огромное множество тонкоэнергетических каналов, узлов и сплетений. Оно умирает, или исчезает, вместе с исчезновением последнего атома физического тела. От его состояния зависит состояние физического тела, именно в нем зарождаются болезни как следствия раджасично-тамасичных проявлений, которые потом проявляются болезнями физического тела. Прана — Жизненный Принцип, или дыхание Жизни, — это тонкая энергия, обеспечивающая жизнь физического тела. Вот эти три принципа человека обеспечивают его пребывание на материальном плане и обеспечивают то, что принято называть земной жизнью. Три высших принципа (сверху вниз) — Атма, Буддхи и Высший Манас — высшие непреходящие принципы человека, соответствующие идее Троицы, отраженной во всех древних Учениях и в христианском, в том числе. Четвертый (и сверху, и снизу) принцип человека — Кама, состоящий из Камарупы (это тело эмоций, желаний, мыслей, побуждений, отношений человека, которое формируется каждым психоэмоциональным и ментальным проявлением человека) и Камаманаса (это ум желаний, или рассудочный интеллект). И если этот ум желаний, или четвертый принцип человека направлен «вниз», на удовлетворение все возрастающих вожделений физического тела, то мы имеем «четвероножное», или четырехпринципное существо, которое двигается к тому, что могут исчезнуть малейшие признаки проявления высших принципов, т.е. к состояниям медиумизма, психизма, исключительно сильной рассудочной интелектуальности, бездушности, дебильности и сумасшествия. И это могут быть последние воплощения.

Когда же человек начинает осознавать двойственность своего ума и направляет его усилия к поискам истинно человеческих ценностей, в нем проявляется «двуножность». С одной стороны, в силу наличия в нем низшей природы и ее желаний и вожделений, он испытывает тяготение к животным наслаждениям и удовлетворению всевозможных страстей, с другой — он не хочет быть двуногим животным, он хочет стать настоящим Человеком, в чем заинтересованы его высшие божественные принципы. И именно этому рождению «двуножного» сопротивляется Сфинкс — олицетворение низшей природы человека. Т. е. «двуножность» — это такой период эволюции сознания человека, когда в нем рождается желание разгадать загадку Сфинкса, и, если он прикладывает усилия к разгадке, то в нем все больше начинает проявляться Высшая часть Сознания, Высшее Эго, Разум, энергии Саттвы.

На всем этапе «двуножного» во множестве воплощений человек должен вести бескомпромиссную борьбу. В каждом новом воплощении человеку надо вновь и вновь понять, какое чудовище держит его в плену, и пытаться вырваться из этого рабства. В этой борьбе происходит все большее накопление и проявление Высшей части Сознания, Разума и развивается все больший контроль над низшей природой. И, скорее всего, когда наступает этап полного контроля над своей низшей природой, над проявлениями раджаса и тамаса, наступает следующий этап эволюции сознания, который в загадке описывается, как «треножный». Это полная победа над Сфинксом, и поэтому говорится так: «...Эдип загадку решил [т.е. усовершенствовал себя до «треножного» — прим. ред.], урод исчез, а воссияли в дни его радость и мир». В соответствии с древними Учениями, именно с проявлением трех высших принципов в человеке связано решение его эволюционной задачи как венца творения — появление богочеловека.

Можно сказать, что путь от «четвероножного» до «двуножного» и потом к «треножному» — это путь восхождения по ступеням Сознания или Познания. И таким образом, восходя по ступеням Познания или Сознания, человек может выйти на высокие ступени Познания, на которых проявится Высшая троичность человека. И тогда человек будет в безопасности от Сфинкса, от своей низшей природы. Поэтому загадку нельзя разгадать быстро или теоретически, а только пытаясь ее разрешить в каждой очередной своей жизни. И ближайшая, и важнейшая задача каждого человека — встать на две ноги, т.е. стать Человеком! Для этого необходимо опереться на теоретическое знание о двойственности человеческой природы и включиться в борьбу с проявлениями своей низшей природы.

Ограбление по-евросоюзски

Помните старый КВН с Галустяном? Там, где «Ну хотя бы посмотреть документальный фильм про академика Сахалова». - Можно украсть российские деньги? - Нет! - А хотя бы проценты с них? - Н...

Москва потребовала от Берлина признать геноцидом преступления нацистской Германии
  • ATRcons
  • Вчера 17:58
  • В топе

ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS Россия потребовала от ФРГ официально признать блокаду Ленинграда и другие преступления против народов СССР актом геноцида со стороны Третьего рейха. Об этом говоритс...

Обсудить
  • Куча несуразности с намёками на сакральность и эксклюзив.
  • Четыре - это животное и формальное начало. Четыре аминокислоты в ДНК. Только четыре области имеют общие границы.... Так же вы во всем формальном найдёте это число. Два - это субъект и объект. Это рациональный разум и разум иррациональный, тот который мыслит без мыслей. Люди называют это интуицией. Три - это когда субъект и объект пришли к единству - и это Бог, который вне всего и во всём. В состоянии сознания "три", человек видит мир так же, как его видит Бог. Потому сливаясь с творцом он получает бессмертие, как бессмертен творец. Но остаётся человеком. В буддизме это называется просветлением, в христианстве это называют спасением. Так что прав был Эдип. Это человек. Кстати, об этом столько написано во всевозможных мировых священных писаниях, что повторять написанное, это старое делать новым.
  • У Блаватской часто напоминание, что каждый ключ имеет семь различных значений, так что эти ответы ещё не всё.
  • Чтобы хоть немного приблизиться к понимаю сути этих вещей советую прочитать книгу П.Д. Успенского "В поисках чудесного".
  • Робяты, представьте ситуацию: Подходят к вам пара человек с калашами и строго так передергивая затворы предлагают -- "Парень, за пол-часа отгадай загадку, не отгадаешь -- замочим! Попытка одна, очепяток не принимаем. Время пошло!!!" И задают вам загадку, которую ВСЕ знают от мамкиного горшка: "Два кольца, два конца -- посредине гвоздик." И вы пол-часа судорожно соображаете, каким образом и в каком месте вас пытаются нае...ть. Тем паче что возле стенки уже лежит сотня-другая трупов и некоторые даже пованивают вам на нерьвы... Так вот, загадку Сфинкса знал каждый грек, она была таким же общим местом, как и наша про ножницы. И только Эдип, занятый совсем другой проблемой, напряженно думающий совсем об ином, по типу: "Отвали!" -- не задумываясь озвучил всем известную "истину" о человеке. История со Сфинксом о том, что чем меньше человек пытается мудрить и хитрить на тему, кто он такой, тем непосредственнее и полней он оказывается собой -- собой, а не очередным чудовищным ли, благостным ли представлением о себе. А все представления равны в том, что являются СЛЕДСТВИЕМ воображения Человека, как, впрочем и Сфинкс, который на самом-то деле Нечто непонятное и невообразимое, нечто "мерцающее" -- как куст у ночной дороги, в котором мы видим только свои страхи, надежды и другие образы подсознания, химера (чудовищная Химера, кстати, скроена по-тому же принципу, что и Сфинкс -- из "запчастей" различных зверей и существ, если не догадаться, что это просто текучий, никак не ухватываемый облик) нашего же хитромудрого ума, подсовывающего нам первые попавшиеся аналогии, вместо простой и банальной рябины (или что там у них росло в Ибипте вдоль дорог?)... Не стало хитрожопости -- не стало Сфинкса... Так что получается, что все, кроме Эдипа сами себя -- непосредственных, настоящих! -- сожрали. Вернее -- жрут насмерть, за ради желаемых представлений о себе. Только вот беда -- загадку Сфинкса, задающего загадку, по сю пору очень мало кто угадал... :boom: :boom: :boom: :boom: :boom: :boom: :boom: :stuck_out_tongue_winking_eye: :ok_hand: