Как бы ни пытались различные оппоненты марксизма предать забвению его значение в истории, это невозможно. Знаменитая фраза «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» имеет более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Дело не ограничивается политикой и экономикой. Марксизм предлагает принципиально новый подход к мышлению, который соответствует самой материальной реальности. В то время как большинство философских концепций остаются неизменными и не отражают изменений в окружающем мире, марксизм предлагает новый способ познания, анализа и преобразования реальности. Маркс и Энгельс совершили настоящую революцию в познании, взяв за основу диалектический метод Гегеля, который изначально был идеалистическим.
Идеалистический характер гегелевской диалектики не означает, что она отрицает существование диалектических процессов вне мышления. Для Гегеля бытие есть мышление, и различие между ними существует только на уровне явлений, исчезая при постижении их сущности. Однако, интерпретируя диалектику как процесс, происходящий в безличном «абсолютном мышлении», Гегель мистифицирует и само мышление, и ту форму диалектики, которую он признаёт и исследует. Маркс и Энгельс увидели за этой «абсолютной идеей», которая, по Гегелю, существует сама по себе и определяет развитие реальности, действительные закономерности познания и бытия. Позже Энгельс писал:
«Гегелевский метод в данной его форме был абсолютно непригоден. Он был по существу идеалистическим, а тут требовалось развитие такого мировоззрения, которое было бы более материалистическим, чем все прежние. Он исходил из чистого мышления, а здесь надо было исходить из самых упрямых фактов. Метод, который, по собственному признанию Гегеля, «от ничего через ничто пришел к ничему», был в этом виде здесь совершенно неуместен».
Дело в том, что этот метод, по мнению Гегеля, был специфическим для чистого мышления. Однако Маркс и Энгельс поняли, что его можно применить во всех науках. Диалектические процессы универсальны — они присущи не только социальным процессам и познавательной деятельности, но и всей природе.
Метод, который Гегель считал специфически философским, был впервые понят как метод, необходимый каждой науке, когда она достигает теоретического уровня исследования. Это означает, что марксистская диалектика отличается от идеалистического метода Гегеля. Интеллектуальный подвиг Маркса и Энгельса заключается в разработке научно-философского метода исследования, имеющего универсальное значение. Любой, кто пытается «опровергнуть марксизм», должен сначала доказать, что вселенная неподвижна, что противоречия не являются основой движения. Он должен выступить против всех наук, которые всё больше, хотя и стихийно, но встают на позиции диалектического анализа для дальнейшего познания реальности.
Выступить против марксизма — значит выступить против теории эволюции, истории, роста производительных сил общества, достижений человечества в космосе, океанах и всего процесса развития социальной материи. Все эти элементы реальности материалистичны и диалектичны, как заявил Маркс. Он перенёс эти универсальные положения на общество, создав марксизм как политическую теорию. Эта задача гораздо более сложная, чем просто критиковать политическую сторону марксизма без понимания его сути.
Оценили 2 человека
4 кармы