"Если судить по чистоте и правильности государственных основ, заложенных у нас историей, то Россию должно бы признать самой типичной на свете монархической страной. Можно было бы ожидать видеть в наших учреждениях замечательные образцы монархической государственности. На самом деле ничего подобного не замечается. Причина этого состоит в том, что в отношении политической сознательности Россия всегда была и остается до крайности слаба. От этого в русской государственности чрезвычайно много смутного, спутанного, противоречивого и слабого.
Этот недостаток сознательности, самопонимания бросается в глаза уже в "стихийности" нашей истории, которая отмечается всеми историками, а иными даже считается чем-то очень сильным. На самом деле это весьма печальная сторона нашего политического существования.
Без сомнения, сила инстинкта в русском народе очень велика, и это само по себе ценно, ибо инстинкт есть голос внутреннего чувства. Прочность чувства, создающего идеалы нравственной жизни, как основы политического существования, качество драгоценное. Но им одним нельзя устраивать государственных отношений. Для сильного, прочного и систематического действия политическая идея должна сознать себя как политическая. Она должна иметь свою политическую философию и систему права. Этого у нас никогда не было".
Лев Тихомиров, "Монархическая государственность", 1905 год
_________________
Мы потому во многом и проиграли, и допустили революцию. Во-первых, пришло время революционной идеи, в которую легко было поверить, ибо либеральная и социалистическая доктрины еще не показали миру всех своих плодов. Во-вторых, собственно русская идея не была проповедована русскому обществу, не была им усвоена и воспринята. Первый тираж "России и Европы" (жалкие 1200 экземпляров) не был распродан до самой смерти Данилевского. Мы уже тогда были обречены на революцию. Реакция Александра III, реформы Николая II - всё это не имело принципиального значения. Потому что нет ничего сильнее идеи, время которой пришло. Русская идея, по сути, и не проиграла европейской, (идее Просвещения). Ей даже не дали развиться в полной мере, задавили в самых начальных ростках, а затем в России вообще запретили думать по-русски.
Оцените теперь масштаб дела, которое нам предстоит совершить.
Недостаток сознательности - бич русского общества
- Ростислав Ищенко
- Вчера 18:00
- Промо
Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал вероятность дальнейшего развития событий вокруг украинского конфли...
-
- Константин Козюра
- 14 ноября 2016 г. 11:35
Русское общество - есть стихия, управляемая инстинктивно? Было бы такое, ничего вокруг бы не было. А вот то, что Русское общество до безобразия самокритично и само уничижаемо, это видимо аксиома. Поэтому и страдаем, что начав любое дело начинаем над этим делом ерничать и издеваться. Хотя в подсознании патриотизм подавляет все. -
- Андрей Михайлов
- 14 ноября 2016 г. 11:37
Бла-бла-бла... "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа". (ц) -
- Игорь Зайцев
- 14 ноября 2016 г. 11:44
Свидомости и революции хочется? А нету. Не будут русаки стрыбать, ибо они сознательны, но не "свидомиты". Русаки хорошо образованны, имеют свою точку зрения по разным вопросам, имеют мировоззренческую позицию. А вот стрыбаючих нет для вас и это хорошо. -
- алексар
- 14 ноября 2016 г. 11:46
Русской (российской) идеи никогда ещё не существовало. И да, мы - не сознательны. Нам по фигу кто нами правит. Едристы или яблочники (в пример). Лишь бы условному "мне" было хорошо... -
- Иннокентий Коровин
- 14 ноября 2016 г. 11:55
Российское общество неоднородно. Часть хочет вернуться в компартийный социализм, часть во времена Российской Империи, а верхушка - стать придатком "хорошего американского хозяина". Ну и какую общую идею можно иметь в такой стране?
Оценили 6 человек
5 кармы