Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).
Уже в XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотов, примерно как животные из новых открытых земель – шимпанзе, ламы или попугаи. Но до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках.
Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия. Это желание белого простонародья совпало с повсеместным открытием зоопарков на территории континента, т.е примерно с 1880-х годов.
Тогда зоопарки стали наполняться экзотическими животными из колоний. В их число попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны.
Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам, их деды и даже отцы охотно делали бабки на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».
Оправданием для европейцев может послужить лишь то, что многие белые реально до начала ХХ века не понимали – чем негр отличается от обезьяны. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал – где на самом деле в этой клетке человек.
К началу ХХ века негры содержались в зоопарках уже упомянутых Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе.
Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни» – когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.
Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.
Негры в то время содержались даже в зоопарках США, несмотря на то, что белые там жили с ним бок о бок более 200 лет. Правда, в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом такие воззрения основывались на дарвинизме.
К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».
Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга. Впервые Ота вместе с другими пигмеями был выставлен в качестве «типичного дикаря» в антропологическом крыле Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе. Пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европеоидами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок».
Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита», а учёный Гетти нашел в них «жестокость примитивного человека». Не отличились они и в спорте. По словам Брэнфорда и Блюма, «столь позорный рекорд, как тот, что был установлен жалкими дикарями, никогда прежде не был зафиксирован в истории спорта».
Пигмея Оту просили проводить как можно больше времени в обезьяннике. Ему даже дали лук и стрелы и разрешили стрелять «для привлечения публики». Вскоре Ота был заперт в клетке – а когда ему позволили выйти из обезьянника, «на него глазела толпа, а рядом стоял сторож». 9 сентября 1904 года началась рекламная компания. Заголовок в New York Times восклицал: «Бушмен сидит в клетке с обезьянами Бронкс-Парка». Директор, доктор Хорнеди утверждал, что просто предложил «любопытный экспонат» в назидание публике:
«[Он]… явно не видел разницы между маленьким чернокожим человечком и диким – животным; в первый раз в американском зоопарке человека выставляли в клетке. В клетку к Бенге подсадили попугая и орангутанга по имени Дохонг». В описаниях очевидцев говорилось, что Ота «немногим выше орангутанга… их головы во многом похожи, и они одинаково скалятся, когда чему-то рады».
На редкость грустно сложилась судьба маленького человека. Сначала всю его семью убили бельгийцы, проводившие в своей колонии массовый террор — хотели заставить пигмеев поставлять каучук.
Потом самого продали в рабство, продали европейцу, и тот увез Ота Бенга в Европу, в Брюссель. После Всемирной выставки в Брюсселе Оту отвезли в Африку; но он оказался никому не нужен среди пигмеев: все люди его клана были убиты или проданы в рабство. А вне клана пигмея просто нет. И вообще, почему это он остался жив и на свободе? Не иначе колдун! Соплеменники прогнали Оту: пусть опасный одиночка идет к белым людям!
Опять рабство, и опять на выставке, в зоопарке — судьба экспоната. Оту сначала просили проводить как можно больше времени в обезьяннике, а потом просто заперли в одной клетке с орангутаном. Перед клеткой все время с оглушительным хохотом толпились люди; и чуть ли не в каждом уголке зоопарка можно было услышать вопрос: «Где пигмей?» — и ответ: «В обезьяннике».
Справедливости ради, надо упомянуть, что в зоопарках тех времён содержались не только негры, но и другие примитивные народы – полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене). А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то – как в Германии с приходом Гитлера – власти волевым порядком отменили такие «шоу».
Одновременно белые антропологи и психологи исследовали Оту и пришли к выводу, что по интеллекту пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок».
Характер Оты стал портиться. Он часто сердился, сделал лук и стал стрелять в самых противных посетителей, несколько раз подрался…
Выручили Оту чернокожие священники. Они считали оскорбительным, что негра содержат в клетке. «Мы уже достаточно часто слышали, как черных сравнивают с обезьянами; — говорили они. — Теперь же такое сравнение самым скандальным образом демонстрируется в крупнейшем зоопарке мира». Как сказал темнокожий пастор Гордон, «наша раса… достаточно угнетена и без того, чтобы одного из нас выставляли напоказ вместе с обезьянами. Мы достойны считаться людьми, обладающими душой».
Но и выпущенный из зоопарка, Ота Бенга оказался в сложном положении: на этот раз никто не вез его в Африку. Ота очень страдал, даже плакал. Окончательно отчаявшись вернуться на родную землю, 20 марта 1916 года Бенга покончил с собой, застрелившись из револьвера.
В зоопарках тех времен содержались, кроме негров, полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене). В Восточной Пруссии и в 1920-е годы в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.
В белых странах, не только колониалистских, не видели ничего предосудительного, чтобы держать негров в зверинцах. Для Первого мира они выступали в качестве обычного биологического экспоната, наравне с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами природы. Школы водили учеников в зоопарки, чтобы показать, чем одна раса отличается от другой, показать их повадки. Учёные ставили опыты по акклиматизации цветных, приучении их к северному климату. Лингвисты и этнографы имели свой интерес. Тут надо понимать, что подавляющая часть даже исследователей из-за дороговизны не могла себе позволить в начале ХХ века путешествия в Африку, и правительства таким способом заботились о научном сообществе.
Чтобы избежать домыслов, упомянем, что негров в зоопарке хорошо кормили, старались обращаться с ними хорошо. Срок их экспонирования обычно был не больше 2-х лет, дольше задерживались только особо ценные экспонаты (к примеру, пигмеи, которые в Африке жили глубоко в джунглях, и даже на месте были почти недоступны для исследования западных учёных). Часто в европейских зоопарках негры жили в вольерах вместе с неопасными животными (обезьянами, зебрами, страусами и т.д.).
Было в европейских зоопарках и небольшое число экспонатов, привезённых из Индии, Юго-Восточной Азии и Океании.
Привозили негров и в зверинец Санкт-Петербурга, в 1908 году, и возмущения этот факт у общественности не вызвал .
Вот снимок этой экспозиции:
Западные учёные указывают, что зоопарки с неграми в конце 1920-х – начале 1930-х были свёрнуты не из-за пробудившегося гуманизма в Белых странах, а по причине Великой Депрессии. У простого народа не стало денег на посещения увеселительных и познавательных мероприятий, а содержание подобных зверинцев обходились недёшево. Не случайно зверинцы с ними наиболее долго существовали в самых благополучных странах того времени – Швейцарии и Швеции.
Сегодня парижский зверинец, где содержались негры, стоит заброшенным. Строения там разрушаются, территория заросла лесом. Недавно местная мэрия решила выделить 6,5 млн. евро на его возрождение, уже просто в качестве парка. Но общественность возмутилась этим предложением, напомнившим её о самых жутких временах колониализма, и решила оставить зоопарк, как есть – в заброшенном состоянии. Мэрия Парижа пошла на попятную.
Разумеется, Западу сегодня стыдно за те делишки, что вершились им столетие назад. Но то же европейское общество предпочитает говорить о толерантности и мультикультурализме только у себя на континенте. На всё ужасное, что находится за пределами их территории, они предпочитают закрывать глаза.
К примеру, никакого возмущения на Западе не вызывает последний оставшийся в мире зоопарк с неграми. Потому что он находится не в Первом мире, а в Третьем – в Индии. Точнее на Андаманских островах, принадлежащих этому государству. Индийское правительство решило сохранить там в первозданном виде жизнь местных туземцев, относящихся к негроидной расе (считается, что это единственный случай в истории, когда африканские негры покинули пределы континента в поисках новой родины).
Индийские власти запрещают туземцам цивилизоваться, дабы не нарушить «естественную среду» – носить европейскую одежду, пользоваться техническими предметами, учиться и лечиться. Но это всё было бы полбеды. Ареал обитания туземцев огорожен проволокой, за неё выходить им запрещается. По зоопарку проложены дороги, и туристы из машин наблюдают за первобытной жизнью местных негров. Туристам запрещается кормить людей из зверинцев, но туземцы всё равно наловчились выпрашивать у них самые любимые ими лакомства – бананы и пшеничный хлеб.
Лондонские турагентства продают путёвки в этот зверинец даже не скрывая их истинного названия – Human Zoo.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то — как в Германии с приходом Гитлера — власти волевым порядком отменили такие «шоу».
Если уж сравнивать разные европейские народы по «уровню расизма», то вот факты: во время Первой мировой войны в Африке территории германских колоний площадью в 2 953 000 км2 и с населением в 12 миллионов человек во время Великой войны защищали войска общей численностью в 15 тысяч человек. И защитили. Колониальные народы, особенно в Восточной Африке, поддерживали немцев, охотно шли в их армию и воевали с британцами. Колониальный режим Германии было значительно МЯГЧЕ британского. Немцы были намного меньшими расистами.
Получается, что, во-первых, европейская цивилизация породила науку… Но на практике использовала ее в основном, только когда хотела.
А во-вторых, европейцы, особенно англо-саксы, совершили еще одну принципиальную ошибку и были очень настойчивы в ней. Они исходили из того, что ВСЕ европейцы совершенны, а ВСЕ туземцы — примитивны. Имея дело с японцами, китайцами, Даже с индусами и жителями Индонезии, им быстро пришлось дифференцировать: допускать хотя бы часть туземцев в свое общество… Хотя бы на его задворки.
Если бы европейцы применяли такой же подход последовательно и ко всем — их политика была бы несравненно симпатичнее. К сожалению, их жесткость и негибкость, тупое подчеркивание своего превосходства сводят на нет все симпатичные черты колониализма. Народам бывших колоний трудно быть естественно благодарными — при том, что главного колониализм объективно все же достиг!
Он создал единую мировую систему хозяйства, вовлек в нее и тем самым в цивилизованную жизнь сотни миллионов неевропейцев. Он дал возможность войти в цивилизацию если не всем, то многим представителям колониальных народов.
Ниже фотографии парижских зоопарков с неграми, 1904-1910-х годов (а также одно фото из Швейцарии, первое в галерее):
Оригинал публикации: http://masterok.livejournal.co...
Оценили 9 человек
24 кармы