Просмотр с пристрастием открыл в фильме «Турист» кое-что неожиданное. Дело, конечно, в личном отношении к военному кино.
Например, один из самых любимых фильмов «Офицеры» (реж. Владимир Рогов, 1971 г.) убедил, что в послевоенном СССР сложилась военная культура и выделилась оригинальная крупная фракция общества, выбравшая защиту Родины профессией.
О том, как временное военное состояние меняет людей, привычно было рассуждать с опорой на знаменитый «Белорусский вокзал» (реж. Андрей Смирнов, 1970 г.).
Казалось и всё ещё кажется, что служба в армии по призыву формирует субкультурые ориентиры, но потом мирная жизнь вводит людей в свою географическую, этническую и профессиональную культурную среду.
Об особом военном состоянии душ напоминает и «Мимино» (фрагмент с помощью военного побратима, исполненного Леоновым), есть важные фрагменты в фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1962 —Абуладзе), «Хроники пикирующего бомбардировщика», «На войне как на войне»...
Есть и многие другие фрагменты военных фильмов и лент о послевоенном времени, подсказывающие наличие не полного культурного обособления личностей, а временного, частичного, вызванного участием в защите Родины в истребительной войне.
Пусть академики досконально объяснят нам, чем субкультура отличается от культуры, но пока они спорят, мы можем выбрать важный признак.
Субкультуры непостоянны, перетекают одна в другую, часто зависят от мод и возраста. Культура же — это «деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений». И это глобально, это надолго, это для очень многих людей.
Недавно открывшийся публике фильм «Турист», как показалось, открывает публике не беды и красоты Центральноафриканской республики, а факт существования на планете культурного феномена современных военных людей.
Возможно, намёком становится и позывной главного героя — это «турист» Турист.
В отличие от коллег по отряду инструкторов военного дела, герой фильма, сменив позывной с Пионера на Туриста, стремительно отделывается от культурной оболочки человека, пожелавшего для исцеления душевных ран уехать, сменить обстановку и «развеяться» в экзотической опасной обстановке.
Он из морально-этического недоросля с позывным Пионер становится в прямом смысле туристом, а потом вливается в культурный (или субкультурный?) слой.
В какой слой влился, зритель может понять только в последнем эпизоде.
И, возвращаясь обратно «в ад, который ему нравится», главный герой кинофильма «Турист» остаётся Туристом (по позывному), но уже иным человеком.
Он становится окрепшим воином с утверждёнными признаками личности, типичными для культурного слоя.
Турист теперь — это его псевдоним с ироничным подтекстом. Но герой отчётливо вписан в особый контекст — культурный.
Турист стал военным защитником «мирняка» не по призыву военкомата — по зову сердца.
А это уже культурный феномен, как кажется, а не субкультурный. Есть и ещё аспекты, но о них во второй части!
Геополитический фон
В фильме «Турист» видим российских военных в военном облачении отечественного образца. Интересный факт: сегодня американских солдат в их типичной униформе со знаками принадлежности и различия не видно ни в Йемене, ни в Ливане, ни в Израиле.
Тем временем, американское военное ведомство распространяет ролики о выводе своих государственных войск из многих районов мира, где им уже очень не рады.
И одновременно в мире не тайна, что около 60 000 военных в составе американских подпольных Сил специального назначения — это настоящая армия.
Особый признак: они не носят государственную униформу, а под видом участников гражданских войн могут ввергнуть страны-мишени в гибельный хаос.
Сценарий войн нашего века приписывают американскому адмиралу Цебровски. Специфическое воздействие псевдоармий относят к типу «кливаж» — это термин из описания расслоения горных пород под воздействием природных факторов непреодолимой силы.
И холодная война здесь ни при чём. Дело в том, что США (в соответствии с действующей геополитической и военной доктриной) перестали делить страны на «друзей» и «врагов».
Врагами могут теперь и не быть народы и страны с другой идеологией (например, коммунисты) или религией, а стали все, кто не вхож в глобализированную экономику финансового капитализма.
К исчезновению приговариваются все, кто размечтался быть независимым и стал непокорным.
Пример: США начали войну в Ираке на основе идей американского историка Бернарда Льюиса. Не так давно в The Wall Street Journal аналитики доказали связь с его именем современной внешней политики США, ярко проявившейся после терактов 11 сентября 2001 года. Доказано, что эта политика стала реализацией «Доктрины Льюиса» / Lewis Doctrine.
Например, Льюис утверждал, что страны Ближнего Востока ощущают себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом.
Вследствие проигрыша они Запад ненавидят и завидуют, хотя проигрыш стал результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах — итогом давления религиозных фундаменталистов, засилья диктаторов, несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и тому подобного.
Уклад стал фактором, тормозящими нормальное развитие экономики, культуры и т.д. Популяризаторы объясняют, что (по Льюису) США и Запад должны засеять Ближний Восток «семенами демократии».
И тогда создание «подлинно демократических» стран (иракского государства, например) будто бы способно вызвать цепную реакцию и полностью изменить весь регион. Следует учесть, что «Доктрина Льюиса» — это не первая в истории США крупная внешнеполитическая концепция. Многие из прежних доктрин не прекращали действовать даже тогда, когда реализовывались новые внешнеполитические идеи.
После такой огромной преамбулы возвращаемся к первой ласточке современного геополитического кино о культурном феномене постсоветского периода — к фильму «Турист», в котором главные герои показали уклад военных людей, способных эффективно действовать в современных условиях.
На 44 секунде рекламного ролика раскрывается один из секретов («Американцы, они ж, за демократию борются, а мы – за справедливость»)
Сами себе напомним, что уже в этом веке тысячи людей числились в алькайедовских и игиловских войсках, особого рода военные формирования громили Югославию и отгрызали у Сербии Косово, в Африке всякие «селеки», «антибалаки» и «бокохарамы» не являются ни государственными войсками, ни бандами разбойников в полном смысле слова, ни ополчением стран, ведущих национально-освободительную борьбу против колониального ига.
Более того, часть этих «армий» обслуживает хозяев системы новейшей колонизации, в том числе, в соответствии с доктриной Льюиса или в рамках плана Рамсфельда-Церебровски, одновременно не вписываясь ни в один из известных типов военных формирований или партизан.
После просмотра фильма «Турист» вдруг понимаешь, что увидел через призму личной истории военного человека с позывным Турист совершенно новое состояние людей, имеющих прямое отношение к военному сословию (или касте), ставших человеческой частью культурного феномена нашего века — современными воинами-профессионалами.
И в фильме мы увидели, какими могут быть и уже есть наши — это солдаты, воюющие не за американскую протезную «демократию», а за справедливость, понятную и в России, и в Африке.
Оценили 11 человек
19 кармы