Ситуация, когда пришлый народ захватывает власть в стране и порабощает другие народы, в том числе и коренные, не редкость. БОЛЕЕ 50 РУССКИХ ПОСЕЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ НЫНЕШНЕГО АЗЕРБАЙДЖАНА БЫЛО РАЗГРАБЛЕНО И УНИЧТОЖЕНО. ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ХАОСА, ОРГАНИЗОВАННОГО И СПЛАНИРОВАННОГО ЖИДАМИ. То, что не удалось им осуществить в 1905г. , произошло в 1917г. , после чего окунувшаяся в хаос из-за идеологических разногласий страна , начала разваливаться и делиться по национальному признаку, по принадлежности к племенам и родам, то есть происходило деление прежде всего по кровному родству(как и в природе--каждый вид за себя). И всё из-за того, что очень многие не хотели признавать над собой жидовскую власть ( именно о такой власти предупреждал ранее великий Достоевский : "Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. ЖИД И ЕГО КАГАЛ – ЭТО ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКИХ . Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясёт все царства мира с изменением лика мира сего..." - https://cont.ws/@artads/427424 -"Достоевский о евреях").
А власть тогда стала жидовской, ведь это признал даже Президент Путин, озвучив процент евреев среди первых руководителей в стране после революции : https://youtu.be/6EqT-nYrmu4
Коротко о 56-летнем подготовительном периоде захвата власти в Российской Империи , начавшемся с открытия в 1861 году на деньги жидов первой в России террористической организации, в статье "ЖИДОКОММУНИСТЫ" : https://cont.ws/@artads/659972
Вынужден был сделать такое длинное вступление из-за засилья в интернете жидов и коммунистов, выступающих в этом вопросе единым фронтом и регулярно пытающихся скинуть с себя вину за революцию и Гражданскую войну. Теперь же можно перейти к ознакомлению с Муганью.
Муганьскую степь в 1912 году , в выделенном ему государем вагоне-лаборатории , посетил Прокудин-Горский , сделавший множество фотографий в Джеватском уезде Бакинской губернии, из которых сохранилось только 34 ( 32 тройных стеклянных негатива и два одинарных-- черно-белых).
ФОТО:
1). Селение Саатлы. Муганьская степь.
2). Общий вид поселка Саатлы (старый татарский).
Муганьские степи -- некогда процветающий талышский край , сначала был завоёван турками-сельджуками, а затем опустошён и разорён монголо-татарами. Коренные жители поголовно( за исключением немногих успевших укрыться в горах) были вырезаны этими тюрками-- население сократилось примерно в десять раз. А возделываемые плодородные земли без должного ухода и обработки пришли в упадок -- дикие пришельцы не были приучены к земледелию, оросительная система скотоводам была не нужна и плодородная равнина превратилась в пустынную степь.
ФОТО :
1). Персидские татары. Саатлы. Мугань.
2). Река Аракс у Саатлы. Мугань.
В XVII веке в Муганьские степи начинают переселяться туркоманы из Ирана-- кочевникам , живущим в юртах были выделены эти земли иранским шахом с расчётом на двойную выгоду -- подавить недовольство властью приумножившегося народа талышей и заодно избавиться от проживающих в центральной части Персии опасных и воинственных племён , которые в любой момент могли перейти на сторону Османской империи.
Первые русские переселенцы начали появляться в Закавказье на исходе первой трети XIX века -- 20 октября 1830 года было принято решение Госсовета «О духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными, ересях».
Государственный Совет в Департаменте законов и в Общем Собрании, рассмотрев выписки из журналов Комитета Министров и представление министра внутренних дел о правилах ,предполагаемых в отношении к раскольникам во избежание дальнейшего раскола церкви , принял решение переселить раскольников в Закавказские провинции :
«Главное в Грузии начальство имеет назначить места, кои найдет оно для поселения сих людей более удобными, сколько во уважении к заселенному краю, столько и во уважение пресечения им способов к распространению расколов» (это касалось всего Закавказья).
Вот что об этом пишет политолог , исследователь событий былых лет, Ф.Ф. Абосзода :
******
-- На основе этого постановления Государственного Совет в 1837 году был издан царский Указ, позволивший сектантам-субботникам, молоканам и др. поселяться в закавказских областях. Поначалу переселенцы селились в отдельных деревнях. В последующие годы им было разрешено селиться и в городах Закавказья. В соответствии с указом 1837 года часть сектантов, находившаяся в оппозиции к официальной православной церкви, была расселена в г. Ленкорани и на территории Ленкоранского уезда. В Ленокоранском уезде деревня Вель (старообрядцы) поселена в 1838 году, Привольное - 1839 г., Пришиб и Николаевка - в 1840 г., Новоголовка (Новогольск) и Астраханка - в 1845 г., Андреевка - в 1847 г. В 1867 году образовалось деревня Православное в Ленкоранском уезде из православных переселенцев из Енотаевского уезда Астраханской губернии, из отставных солдат и малороссиян (Зейдлиц Н. Этнографический очерк Бакинской губернии // Кавказский календарь на 1871 г., с. 47-67).
ФОТО :
1). Пос. Петропавловское. Улица (77 дворов ).
2)Петропавловское. Строящийся хлопковый завод Вогау:
"В Ленкоранском уезде почти 120 тысяч жителей. Из них 10 тыс. чел. - русские. Кроме Ленкорани, Астары, и ст. Вель, расположившейся к югу от Ленкорани, все русские села раскинулись в степи, на северной части низменности. Как известно, Талышинское ханство перешло к России в 1813 году, а спустя 25 лет началось заселение удобных мест русскими сектантами. Акклиматизировались они превосходно и почти не страдают от малярии, благодаря хорошим условиям жизни" указывалось в одном из источников 1903 г. (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).
В 1913 году из 13750 человек всех жителей Ланкона 10759 (78,2%) составляли талыши, 1573 (11,4%) - русские.
По данным другого источника (Распределение населения Закавказья по сельским обществам и народностям / Кавказский календарь на 1910 г. С. 468), в Ленкоранском уезде проживало всего 127307 чел., из них: талыши - 66851, русские - 12522. К началу 20 века на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний, в последующем составивших территорию Азербайджанской Республики, существовало 48 русских сел.
ФОТО :
1). Общий вид р. Куры с поселком Петропавловское.
2). Арбузы. Привоз по р. Куре в Петропавловское.
***
А к 1917 году было образовано ещё некоторое количество поселений и русское население в Муганьской степи составляло приблизительно около 15% от общего числа населения края. Трудолюбивые русские поселенцы рыли ирригационные каналы , отвоевывая у пустынной степи территорию и высаживали сады и виноградники , превращая эту землю в цветущий кРАЙ... Но в спокойную жизнь русских переселенцев внесла хаос революция ;SS.
******
ОТ ЭТНИЧЕСКИХ ЧИСТОК ДО МУГАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
После Февральской и, в особенности, Октябрьской революций 1917 г. , в Закавказье усиленными темпами развивался межнациональный антагонизм. Оголтелый национализм превратился в главный стержень политических движений. Все чаще стали звучать призывы к вытеснению русского элемента из Закавказья. Новоиспеченный Закавказский сейм, затем правительства национальных республик, в частности, Азербайджанской Демократической Республики (АДР) сами тайно поощряли притеснения русских. Это привело к трагическим событиям на Мугани.
По этому поводу заместитель председателя Русского Национального Совета (общественно-политическая организация, представляющая интересы русского населения Азербайджана) Байков Б.Л. указывал:
"В конце декабря 1917 г., точно по приказу, начался разгром татарскими (так, в те годы называли нынешних азербайджанцев - Ф.А.) вооруженными бандами цветущей верхней Мугани. Было разгромлено до 30-ти богатейших селений; разгром этот начался так неожиданно, что русское население не оказало почти никакого сопротивления" (См.: Байков Б.Л. Воспомининия о революции в Закавказье. Тифлис. 1923)
Фото^ : Слева хороший хлопок. Справа его нет. Та и другая сторона унавожены, но солонец гуляет, ибо в прошлом году было обратно.
О событиях того времени упоминает в своей книге В.А. Дубровин - русский офицер, непосредственно участвовавший в Муганских сражениях: "...разбойничьи племена беспрепятственно переходят нашу границу и нападают на русские села. Всюду идут поголовные грабежи и убийства. Многие русские села вырезаны и сожжены дотла... Русское население в панике бросая дома, стремиться быстрее вырваться в Россию". Далее: "Все русские села севернее Билясувара (населенный пункт в Средней Мугани - Ф.А.) были уже сожжены и разбиты. Такая же участь ожидала и остальную Мугань... Было ясно, что только силой оружия можно в неравной борьбе спасти теперь свое положение и не дать татарам окончательно вырезать русское население" (Дубровин В. А. Оборона Мугани, 1918 - 1919: записки кавказского пограничника. Стр. 2-4).
Интересные данные о Муганской трагедии мы находим в книге "Белогвардейщина" (гл. 27: "Закавказская резня") Валерия Шамбарова (тоже офицер и военный историк):
"Между Черным и Каспийским морями разворачивалась резня и неразбериха. Банды Зиятханова и других татарских беков вторглись в Мугань, населенную русскими крестьянами. Разгромили селения, 30 тыс. чел. бежали в Баку и Россию. Но южная часть Мугани сумела организоваться, создала армию в 1000 чел. при 2 пушках под командованием полковника Ильяшевича".
Недавно была издана книга азербайджанского ученого и дипломата Вилаята Гулиева "Из наследия политической эмиграции Азербайджана в Польше (30-е годы ХХ века)". Как становится известно из представленных в книге материалов, наряду с политическими публицистами, военные деятели Азербайджана в эмиграции также писали статьи, воспоминания об образовании национальных вооруженных сил, об их борьбе с врагами Республики - "мятежниками в Мугани".
Отметим, что "мятежники Мугани", которых азербайджанский дипломат именует "врагами республики", были русскими поселенцами, которые подвергшись атакам банд татарских националистов, смогли организовать самооборону. Видимо ученому было бы по душе, если бы Средняя и Южная Мугань не стала бы "мятежной" и подверглась такой же этнической чистке, как и Северная Мугань...
В связи с произволом азербайджанских властей в местах населенных русским населением, Русский Национальный Совет обратился с просьбой о вмешательстве к главнокомандующему английскими войсками в Закавказье, ген. Томсону. Для расследования дел была создана общая комиссия.
"И расследования эти воочию подтвердили не только справедливость всех жалоб, но и выяснили, что с очевидного благословения Азербайджанского правительства принимаются все меры к тому, чтобы заставить коренное русское население подняться с насиженных мест, пролитых кровью и потом отцов и дедов, и уйти вовсе из Азербайджана... татары с ведома администрации, занимали русские деревни, грабили русское население и т.д. Русское население было доведено до последней степени отчаяния, ибо в результате жалоб жалобщики подвергались лишению свободы, истязаниям, побоям и были случаи (зарегистрированные), когда жалобщики и бесследно исчезали" (Байков Б.Л. Указ. соч.).
Однако притеснения русского населения продолжались, что усиливало отток последних на север , в Россию.
"Целью Азербайджанского правительства было разорение Мугани, что заставило бы русское население уйти оттуда, и Мугань стала бы свободной для заселения на ней татар и их тюркских сородичей" (Байков Б.Л. Там же).
ФОТО:
1). Впадение реки Аракса в реку Куру у Петропавловского.
2). Тип дома поселенца в Петропавловском. Вдали мечеть.
Тут следует напомнить один весьма деликатный нюанс. Тюркские националисты Азербайджана считали русских Мугани пришельцами, захватившими "исконные земли их отцов". На самом же деле тюркские племена, в своем подавляющем большинстве, сами прибыли и основали селения в Мугани приблизительно в то же время, что и русские, а порой и намного позже. Ведь Мугань, во все времена входила в состав талышских государственных образований, последним из которых было Талышское ханство. Во время присоединения Талышского ханства к Российской империи единственным тюркоязычным племенем Талыша были сефидаштцы, но и они были талышами, тюркизированными в XVIII веке. В середине XIX века тюркизировались крупные талышские племена делагарда и пирембель, а талыши-аларуйцы частично ассимилировались в начале ХХ века. Первым тюркским поселением в Талыше было село Едды Оймак, основанное в середине XIX века осевшими шахсеванами, которые были переселены в Талыш по настоянию русских генералов. Далее, количество тюркских поселений за короткий период сильно возросло.
Интересен факт от автора исторического труда , посвященного Талышскому ханству, "Ахбарнаме", Мирзы Ахмеда, касающийся Южной Мугани:
"В те времена от Борадигяха до реки Гёйтепе составлял Даштвандский магал (область - Ф.А.). Было несколько селений разговаривающих на талышском языке. Они были даштвандцами. Остальные же села были тюрки. Когда я пишу эти строки (1983 г. - Ф.А.), тюрки в крайней степени увеличившись, основали новые селения. Они чужеземцы, прибывшие с соседних областей. Кстати, прибыли они недавно" (Ахбарнаме, стр. 27).
ФОТО :
1). Хлопок. Мугань.
2). Река Кура. Граница Муганьской и Ширванской степей. Правый берег — имение Корочала.
Кульминацией борьбы русских Мугани вместе с талышами за независимость стала Муганская Советская Республика, провозглашенная талышским и русским населением на массовом съезде 15 мая 1919 г. Из 1000 делегатов съезда 300 являлись русскими, а талыши составляли более половины.
Советизация края стала для правительства АДР поводом получить разрешение англичан на организацию экспансионистской военной экспедиции в Талыш. Английские корабли с моря блокировали подступы к Советской Мугани, разбойнические банды шахсеван нападали по всему периметру иранской границы, а с севера при помощи турецких офицеров наступала армия АДР. Муганская Советская Республика, оказавшись во вражеском кольце, не выдержав во много раз превосходящие силы противника, пала, просуществовав три месяца. Сразу же после завоевания, азербайджанские власти приступили к карательным мерам против русского и талышского населения. Однако, менее чем через 9 месяцев под натиском XI Красной Армии пала и сама Азербайджанская Республика.
С восстановлением советской власти в Талыше поднимался вопрос о восстановлении Муганской Советской Республики, но по неизвестным нам доселе причинам остался неразрешенным... [ в первые послереволюционные месяцы народы на территории бывшей РИ на местах создавали настоящие советы, в которые входили местные жители, которых все знали и уважали за честность и справедливость и которым доверяли. Большевики же заменяли такие Советы , зачастую не желавшие подчиняться продразверсткам и демобилизациям в Красную Армию, своими Советами, возглавлявшимися присланными комиссарами и председателями, выполнявшими исключительно приказы из Москвы, то есть меняли местное самоуправление на приезжих ; SS .]
С середины 20-х обозначился приток русских в Талыш-- вернулись , ставшие сторонниками защитившей их Советской власти(вот он, иезуитский план! ) те, кого ранее изгнали басмачи . По переписи 1939 года количество русских достигло максимума, составив 528.318 человек или 16,5 процента от общей численности населения Азербайджана.
Далее прослеживается динамика падения численности русского населения в Азербайджане: 1939 г. - 528,3 тыс. чел. (16,5 %); 1959 г. - 501,3 тыс. чел.; 1970 г. - 510,0 тыс. чел.; 1979 г. - 475,3 тыс. чел. (7,9%); 1989 г. - 392,3 тыс. чел. (5,6%); 1999 г. - 141,7 тыс. чел. (1,8%); 2009 г. - 119,7 тыс. чел. (1,3%).
Особо сильно отток русского населения обозначился после приобретения Азербайджаном независимости --после 1991 года русские , помня зверства персидских татар и туркоманов после Октября 1917, люди испытывали сильнейшее давление , вследствие чего за бесценок продавали своё жильё или просто закрывали дома и уезжали. Теперь в ранее многочисленных (свыше 50-ти) русских селениях поселились тюрки из окрестных населенных пунктов , "разбавленные" турками-месхетинцами, которые активно заселялись на эти земли с начала Карабахского конфликта. В результате, Мугань была объявлена “исконно тюркской землей”, а все русские названия населённых пунктов переименованы, чтобы стереть всю память о тех, кто в течение полутора сотен лет возрождал эту землю и полюбил её высаживая сады , плоды в которых теперь собирают другие...
Выдавив русских из Муганьской степи,азербайджанцам стало легче контролировать коренных жителей --талышей. Из оставшиеся в 2009 году 119 тыс. русских , в настоящее время осталось, может быть половина, да и проживают они в основном в Баку и на Апшеронском полуострове (азерб. Abşeron yarımadası ), а также в нескольких русских селах, сохранившихся в сельских районах Азербайджана, но...только не в Муганьской степи! Там не осталось ни одного(!) даже частично заселенного русскими посёлка, а ведь когда-то именно Талышский край во всем Азербайджане отличался значительным процентным соотношением русского населения, уступая в этом плане только Баку. События после развала Союза напомнили события послереволюционные...Вот так , на грустной ноте, заканчивается история русских в Мугани...
ПРИВОЛЬНОЕ (ностальгическая поэма, отрывок)
Родным и землякам посвящаю /В.Я.Иванов, 1993 г./
На земле Азербайджана,
У Талышских дивных гор,
На краю степи Мугана
Люди жили с давних пор.
Еще в прошлое столетье
Здесь селились казаки,
Обживали земли эти,
И границу берегли...
...До войны азербайджанцы
Был неграмотный народ.
Почти все как оборванцы,
Кто их знал, меня поймет...
...А потом они спустились
Из своих аулов с гор
И в Привольном поселились.
И начали разговор:
Что им русские мешают
На их собственной земле.
Пусть они, мол, уезжают
Прочь на родину к себе.
В жизни так всегда бывает:
Благодарности не жди
Нужен тот, кто помогает.
Коль помог, то уходи.
Жизнь в Привольном изменилась,
Стало все теперь сложней
И у многих появилась
Мысль убраться поскорей.
Хоть и медленно, но верно
Этот начался процесс.
На душе признаться скверно,
Словно там болит абсцесс...
...Враз исчезла в селе радость.
Только слезы и печаль,
Жизнь тут стала просто в тягость,
Было мало ее жаль...
http://seloprivolnoe.ru/poem -- здесь полностью . Автор стихов бывший военный.
Использованы материалы :
http://www.disput.az/index.php...
http://tolishpress.org/news/28...
http://prokudin-gorskiy.ru/tre...
ЕЩЁ ФОТО МУГАНИ :
https://cont.ws/@artads/741495 Прокудин-Горский [ч.4]. Русские крестьяне. Мугань. Поселенцы в Графовке.
SS. 16.10.2017.
Оценили 58 человек
71 кармы