Чтобы попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие технологии и дизайна, в первом приближении хорошо подходит известная экономическая модель, предложенная Николаем Кондратьевым в 1920-е годы. Кому интересно узнать подробнее, можно это сделать в Вики или в более авторитетных источниках.
Главное, уловить суть, что с начала 19-го века пошел крайне резкий рост развития технологического уклада человека, научно-технические открытия кардинально стали влиять на все аспекты жизни общества: социальные, экономические, политические, психологические и прочее.
Примечание. Последний пункт (2060 – 2100 гг) добавлен от меня, поскольку официально пока принято считать, что в силу резкого роста развития технологий, наступит некая конвергенция и техноуклад, недоступный нашему пониманию. В моем же понимании, наступит духовный рассвет человечества, раскрытие его реальных потенциалов, а технологические уклады — это просто трамплин к переходу в новое, а возможно и хорошо забытое, старое, состояние. Но это, скорее, отступление и немного другая тема.
В 19-м веке общество, на уровне бессознательного, восстало против сильного расслоения между богатыми и бедными, существующее в рамках исторического процесса примерно 6-7 тысяч лет.
Это восстание обрело характер изменения технологических укладов, а если убрать лишнее, то с помощью них происходит раскрытия неких простых, но крайне важных знаний о человеке и его истинной природе, доступных ранее только древним элитам, и то не во все исторические промежутки. Скорее всего, эти знания расстворились примерно в эпоху возрождения и частично остались в древних ведических культурах.
Если вернуться к схеме с технологическими укладами, то теперь нужно вносить поправки и корректировки.
Во-первых, она не последовательно-сменяемая одним укладом на другой. В ней технологические уклады сосуществуют совместно. Например, тяжелое машиностроение (3 техноуклад) существует совместно и с 4-м, и с 5-м, и с 6-м техноукладами. Оно создалось раньше нанотехнологий, но оно существует, модернизируясь, и сегодня.
Таким образом, мы получим модель, которая существует сейчас на западе.
Это пирамидная модель и она тупикова.
В западной модели надстройка техноукладов, в условиях открытой конкуренции (а это ключевой фактор любого развития), привела к параллельному развитию технологии и эстетики (технология+эстетика=дизайн), как фактора конкуренции. То есть, в западной модели важно не просто произвести хорошую микроволновку или утюг, а важно, чтобы они были красивыми, поскольку, технически, все конкуренты делают примерно одинаковый продукт и остается конкурировать только на уровне эстетики, где коридор возможностей для конкуренции зачастую выше: выше спектр производителей одного и того же товара.
Так, сменяя один уклад за другим, технология и эстетика на западе соединялась и оформлялась все более отчетливо в дизайн. Таким образом, в западной модели дизайн это не просто соединение технологии и эстетики. В 1960-е годы, в условиях холодной войны с Россией, они вынуждены были оформить дизайн как ключевую, цивилизационную цель своего развития. Так родился период эпохи западного потребления. И мы как раз сейчас наблюдаем, как он себя исчерпал.
Такая модель смены техноукладов на западе произошла по той причине, что на самом деле, США холодную войну проиграло ещё в 60-е годы, проиграв борьбу за самый главный 4-й технологический уклад, когда именно Россия первой проложила дорогу в космос.
И в Космосе, исторически, именно Россия заложила цивилизационные коды развития, например, на МКС международным считается русский язык, поскольку там вся техно-начинка адаптирована под русский. И менять это уже невозможно (отличный фильм на эту тему)
Таким образом, для России смена техноукладов выглядит совершенно иначе и единственно верно. Самый важный техноуклад для человечества это 4-й, именно он позволяет дать смысл развития человечеству не через дизайн (техноэстетику) и потребление, а через освоение космоса.
Остальные же техноуклады (5-й и 6-й), где мы потеряли лидерство после развала СССР, служат лишь улучшением и усовершенствованием космической отрасли, улучшением 4-го техноуклада.
Поэтому, кондратьевские циклы не верны в своих выводах.
В русской модели дизайн имеет сугубо прикладной характер. Мы называли отстутствие дизайна в СССР совком, но на самом деле СССР решало куда более важные задачи и блестяще их решив, отправилось в мир иной, а нам предстояло 20 лет прививок от западного потреблядского мышления, для того, чтобы вновь дать миру новый глобальный смысл «осваивать другие планеты», где мы целиком и полностью законодатели.
В холодную войну США и Европа поняли, что СССР в космосе им невозможно догнать. Даже их шаттлы в итоге оказались недееспособными. Они попытались выгадать время, заменив смыслы, создав культ дизайна с 80-х по нулевые. Эпоха потребления себя исчерпала и они стали заменять научную фантастику детскими фэнтезийными историями про Гарри Поттера и Властелин Колец. Пока эти тупиковые смыслы работают, но и они себя исчерпывают.
Человечество должно развиваться, двигаться дальше, осваивать другие планеты. Россия должна снова перехватить инициативу. Осваивая Арктику, мы должны присоединить к нашему основному 4-му техноукладу достижения сопутствующих 5-го и 6-го техноукладов. И отработав методы освоения территорий в сложнейших климатических условиях Арктики, освоить Луну, Марс и далее по списку.
Космос велик, есть задачи намного интереснее, чем обслуживание жалкой и ничтожной, в своих целях, кучки западной элиты, где вся тема космоса для них не ушла дальше коммерческих полетов на околоземную орбиту.
Оценили 0 человек
19 кармы