В плену парадигм

8 5536

Часть I

«История – не поваренная книга с проверенными рецептами. Она учит через аналогии, а не через аксиомы. Она может объяснить последствия предпринятых шагов в сходных ситуациях, однако каждое поколение  должно само открыть для себя, какие ситуации являются на самом деле сходными»
Г.Киссинджер

История, к которой мы привыкли, носит эмпирический, описательный характер. Колесо жизни вращаясь, оставляет следы на пыльной дороге людских начинаний. Эти следы[1] подвергаются историками тщательному анализу и изучению. Затем представляются в виде длинных линейных описаний и нескончаемых лент фальсификаций[2]. По сути, история  в учебниках  – это в большинстве своем некая мозаики дат и событий, «хранилище анекдотов и фактов, расположенных в хронологическом порядке[3]». Эти знания по происшествию нескольких лет пост-школьной жизнь превращаются в яркий ковер фрагментарных осколков понимания, сотканный из чудом задержавшихся в голове узелочков памяти. Исторические киноленты, снятые в «эпоху постмодернистских исканий», добавляют в представления человека  дополнительную неразбериху и ирреальность исторического временного ряда. Так, часть людей свято верит в то, что удалось вычитать в пыльных исторических повествованиях и высмотреть в новых фильмах о былом, иные не обращают вообще внимания на странные записки  о прошлом, третьи противостоят им и пытаются изменить ход истории…

Каждый раз исследователь упирается в своеобразные границы «допустимого восприятия», которое и предписывает как «правильно» оценивать то, что найдено, вычитано… Эти границы «правильного, допустимого восприятия» называются парадигмами. Парадигмы позволяют объяснить мир в упрощённом виде и предсказать его «поведение». Некто, находящийся внутри парадигмы с трудом может вообразить себе какую-то другую парадигму[4]. Парадигмы обеспечивают в восприятии замену «реальности» на  «суждения о реальности», на некие абстрактные мнения о том, что есть что[5]. Человек перестает смотреть, видеть, замечать, так как он все время активно автоматически «вспоминает», но вспоминает исключительно то, что допустимо в его ПМК (Привычной Картине Мире[6]). Все остальное чудо… а чудес не бывает…

И как показывает история развития человеческого общества, в какие-то определённые моменты, наработанные модели, парадигмы мышления перестают работать. Люди же пытаются упорно идти вперёд, используя при этом выверенные временем дедовские рецепты, опираясь на «здравый смысл», который перестал быть здравым, а стал своеобразной «темницей заблуждений», и именно «здравый смысл» (лужайка сцепленных парадигм, подкрепленных опытом) вынуждает человека думать, что будет так, а не иначе, потому что «так» уже  случалось в прошлом. Собственно еще Ф.Бекон писал, что людям свойственно верить в то, что они хотят считать правдой.  Хотя все чаще становится заметно, что «ход истории беспорядочен, причины непостижимы, а итоги проследить невозможно»[7]. Формальные теории не дают алгоритма обработки исторической информации, упираясь в различные ограничения неполноты[8], неразрешимости[9], невозможности выразить истину[10] и пр.

Итак, необходимо также понимать, что преобразование человеческого событийного плана лежит в области двойного изменения: не достаточно  преобразовать реальную ситуацию, ее необходимо начать воспринимать ее иначе.  Человек существует как бы в двух мирах одновременно. Один – это мир реальности, где события разворачиваются  в пространстве и времени. Второй – это  мир восприятия, в  котором сдвиги  происходят в виртуальности, на уровне мышления и психологических реакций. В связи, с чем стоит вспомнить замечание Маккиавели, о том, что нет ничего труднее, чем изменить существующий порядок вещей, и добавить с улыбкой: «ведь он же и обусловленный нашим восприятием этих самых вещей». Мы сами (точнее наши мозги) делам мир невыносимым или восхитительным, удручающим или свободным… с помощью дорогих мозгу парадигм и моделей, на базе любимого «здравого смысла» и безапелляционного знания сути вещей.

Рис. 1. Старые парадигмы не работают: мир поменялся


[1]Это своеобразная трасология в большей мере кабинетного характера

[2] Термин «фальсификация» употребляется в широком смысле и подразумевает то, что каждый исследователь обладает определенными  ожиданиями, которые базируются на его вере в определенные закономерности. Это автоматически настраивает восприятие человека в рамках допустимых им «границ восприятия». Тут уместно вспомнить высказывание Э.Канта о том, что наш интеллект навязывает природе свои законы, но, увы, не факт, что эти законы верны: мы постоянно на внутреннем плане фальсифицируем события под ожидаемые модели. Стоит отметить, что состояние «фальсификации» не есть «причуда человека», а есть конкретным нейрофизиологическим процессом человеческого мозга, то есть «спрыгнуть» с него мягко выражаясь затруднительно.

[3] Структура научных революций, Кун Т., с.18.

[4] Например, уже во времена Аристотеля рабовладение рассматривалось как естественный и единственно верный способ развития общества. Исходя из последующих этапов развития человеческой цивилизации, другие сценарии были также вполне допустимы. «Эффект парадигмы» не позволяет воспринять каких-то данных по-новому, и, по своей сути, препятствует отступлению от принятых взглядов на жизнь, на нормы, на правила.

[5] Красиво и интересно об этом написано в сказке Андерсена «Голый король»: вера и заблуждения мешают человеку увидеть очевидные вещи, а коллективная поддержка иллюзий формируют устойчивые ложные образы и массовые подмены.

[6] Своеобразной  оранжерее различных парадигм

[7] Цивилизация, Фелипе Фернандес-Арместо, с.14

[8] Теорема Геделя

[9] Теорема Черча

[10] Теорема Тарского

Часть II

Ошибаются многие, но это не значит, что они правы

Б.Вербер

Итак, М.Бунге дал целесообразное описание составляющих компонентов парадигмы[1], совпадающих, впрочем, с инструментарием, используемым не только при научном осмыслении задачи. Так, по мнению этого ученого, парадигма может быть описана нижеследующей формулой (заметим, весьма продуктивной и для других сфер деятельности[2]!):

П=(B, H, P, A, M)

где П (парадигма) складывающаяся из: B (body) – тела, основы фонового знания, включающего в себя философские принципы, научные концепции, исходные данные; из H (hypothes) – множество гипотез; из P (problematics) – проблематики; из A (aim) – познавательной цели; и, наконец, из M (methodies) – совокупность релевантных процедур. Иными словами, парадигма является одновременно совокупностью теоретических предложений и их методологических следствий.

По мнению М.Бунге,  сдвиг парадигмы происходит в случае радикальных изменений в гипотезах (H) и проблематике (P). Процесс происходит следующим образом: индивидуум, имеющий не только широкий кругозор, но и развитую когнитивную способность сталкиваться одновременно с множеством познавательных проблем (P), сумеет сформулировать уникальный исходный вопрос (H), то это может привести к появлению новой неожиданной идеи, порожденной сдвигом парадигмы.
Возникает закономерный вопрос: как часто мы наблюдаем некого исследователя, который, обладая широким кругозором, вдруг решает сформулировать уникальный исходный вопрос, столкнувшись с множеством познавательных проблем?!  Да и вообще, как он будет формулировать этот исходный вопрос, находясь внутри парадигмы, то есть будучи ограниченным ее влиянием?!

Одним из традиционных подходов постижения нового в социуме – есть обучение[3]. Но с точки зрения изменения парадигмы это малоперспективный подход, так как влияет в основном на B (body), на фоновое знание, которое растет с катастрофической скоростью и не верифицируется в принципе[4], короче оно необъятно (!) и все.  И в этом фоновом знании сегодня легко и просто найти факты «подтверждающие» правоту исследователя, да, и горе-исследователя тоже. А если этих фактов все же нет – их можно просто выдумать[5]: благо инструментов генерации, а потом усиления определенной точки зрения достаточно (см. «Меняю окна Овертона на витражи» http://antimrak.livejournal.co...).

На практике, по нашему мнению, наиболее действенным способом изменения парадигмы является подход изменения совокупности релевантных процедур M (methodies) исследования, то есть уход на первом этапе от вопроса «ЧТО делаем», а привлечение внимания к вопросу «КАК делаем».

Возможные сценарии:
M изменения → B актуализация → P новые ракурсы→ H новые идеи → А новые цели (изменение стратегии исследования)
M изменения → P новые ракурсы→ H новые идеи → B актуализация → А новые цели (изменение стратегии и системы исследования)
M изменения →А новые цели → P новые возможности → H новое понимание → B новое знание (кардинальные изменения в исследованиях)

Стоит понимать, что в основе «М изменений[6]» лежит изменение исследовательской культуры и внутренней мотивации исследователя избегать ошибок и искажений.

К практическим аспектам, а что если…..

Ø Постоянные упоминания историками при анализе древних сообществ «наличие Бога, как возможность объяснить необъяснимое (непознанный мир)» на ранних стадиях развития науки - неверно?! Может это  искажение? А общение с некими сверхсилами (например, под названием Бог) имело место быть в какой-то утерянной современностью форме, и они просто ««закрылись на замок» до определенного срока[7]»? Эта форма взаимодействия утратилась, что и привело к стремительному переходу все к более и более «искусственному человеческому миру», в котором каждый новый гаджет – «суть-костыли», «симулякр подражания сверхсиле».

Ø Отсылки к древним философам (Платону, Аристотелю и пр.) как значимым первоисточникам? Но почему мы считаем, что эти знания в те времена были самими ценными[8] и значимыми? Разве история более поздних времен не учит нас тому, что самое ценное ЧАСТО погибает в пылу пожаров и войн?

Собственно говоря, таких вопросов можно задавать очень много. Важно появление сознательного стремления у исследователя к устранению ошибок, к пониманию, что «все теории  представляют собой гипотезы – все могут быть опровергнуты[9]». Ведь опираясь на ошибочные суждения, мы будем экстраполировать ошибочные выводы, создавать почву для развития новых и новых искажений и заблуждений, для новых ошибочных действий.
«Карта не есть территория[10]»,  и умозаключения не являются историей, они лишь позволяют осмысливать исторические события на каком-то уровне понимания. Современный мир накопил тома заблуждений и ошибочных установок – необходим новый механизм проверки данных, способный найти общее в рассуждениях, вписать данные в единые, но индивидуальные модели познания, необходимы новые системы самопроверок и коллективных сверок полученных результатов.  Нужна новая методология (methodies) оценки результатов жизнедеятельности исторических эпох. Ведь, «подлинные открытия – это не поиск новых земель, а обретение нового видения» - писал когда-то Марсель Пруст.

Рис. 1. Изменение ментальных парадигм следует рассматривать в качестве мощного потенциала развития человека и общества


[1] [Цит. по Разработка и апробация метода теоретической истории, под редакцией Н.С.Розова. – Новосибирск: Наука, 2001., с.24-25]

[2] В частности управления и инновационной деятельности

[3] Школа, университет, мастер-классы, тренинги, система непрерывного образования и пр.

[4] Фейк и современная медийная действительность – это друзья-товарищи.

[5] См. например «Ре-конструкция стратегии» Стивена Каммингса глава 3 «Традиционная (но сфабрикованная) история менеджмента», с.136-220.

[6] «М изменения», то есть методологические изменения подразумевают, например, культуру дивергентного мышления, при котором исследователь в голове держит 2 и более различных сценария развития исторического процесса и прекрасно себя ощущает, оценивая преимущества и недостатки  той и другой  модели. Или подходы ТРИЗ, которые позволяют фокусироваться на наиболее значимых структурных элементах и их взаимосвязях в системе, а не на куче разрозненных фактов и т.д.

[7] И.В.Ульрих «Жизнь человека: введение в метаисторию», с. 54.

[8] Ведь, например, на сегодняшний день мы все чаще встречаемся с «системой упрощения знаний», чтоб не сказать выхолащивания сути знаний.

[9] К.Р.Поппер «Объективное знание», с.38.

[10] Одно из основополагающих выражений Альфреда Корсибского, которые раскрывает суть ограниченности возможностей человека при передаче информации другому человеку

antimrak

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Песни сильных духом Николая Емелина

«Мое творчество говорит о наших могучих и великих предках, и я бы очень хотел, чтобы мы были достойны их памяти. Я хочу, чтобы мои дети и внуки ходили с правильной осанкой и гордились и...

Обсудить
  • немного претенциозно
  • Остались "сущие пустяки" - КТО это будет делать и "КТО будет сторожить сторожей"...
  • Как вещал незабвенный ВСЛ, а может и он кого цитировал: "История не наука в силу невозможности верификации". Тем не менее приходится всю жизнь просеивать тонны этого непроверяемого песка, хотя бы чтобы не превратиться в подобное быдло-гламурное 100% топливо для биореактора: http://www.youtube.com/watch?v=l0Z9hgBNVCE
    • Sage
    • 19 апреля 2015 г. 18:59
    Полностью согласен с автором, смена парадигмы или методологии даст прорыв и в истории и во многих науках вообще. Каждый иследователь должен иметь целостную картину мира а не узкоспециализированную.