• РЕГИСТРАЦИЯ

Обычай коллективной помощи в русской деревне

6 4082

С давних пор у народа существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при строительстве дома, жатве, покосе, обработке льна, прядении шерсти и т.д. Коллективную помощь устраивали в разных случаях. Обычно всем миром помогали вдовам, сиротам, погорельцам, больным и слабым:

Ну какая-нибудь баба с мал мала меньше ребятами не успеет сжать, соберут ей помочь, и всем миром бабы дожнут.

(Ярославский областной словарь).

Такая помощь проводилась по решению сельской общины. Община, как вы помните из истории, руководила всей жизнью деревни: хозяйственной, общественной и даже семейно-бытовой. Крестьянин, нуждающийся в помощи, обращался к сельскому сходу. Но чаще бывало так, что он сам приглашал («созывал») людей на помощь, обращаясь не ко всей общине, а к родственникам, соседям.

Помощь могла быть организована и иначе. Так, соседи договаривались по очереди помогать друг другу в разных видах работы, например, рубить капусту. А капусту в деревнях квасили в больших количествах, потому что семьи были многолюдными. Также по очереди вывозили на поля навоз, который накапливался на дворах за холодное время года. Это было хорошее и, как мы теперь говорим, экологически чистое удобрение. Помощь в первую очередь распространялась, конечно же, на работы тяжелые, трудоемкие, где одной семье не справиться: строительство, перевозку избы, починку крыши, а также срочные: до дождей убрать урожай, скосить сено, выкопать картошку.

Таким образом, общественную помощь условно можно разделить на три основных типа: 1) благотворительную – крестьяне всей деревней работали на сиротские, вдовьи или просто маломощные хозяйства, помогали миром погорельцам; 2) «в отработку» – соседи договаривались по очереди помогать друг другу, т.е. происходил обмен работниками; 3) одноразовую – хозяину необходимо было в один день завершить определенную работу.

Обычай безвозмездной коллективной помощи широко известен у многих народов Европы и Азии: украинцев, белорусов, сербов, хорватов, македонцев, венгров, голландцев, бельгийцев и других. Подобный обычай, касающийся народов Кавказа, описан в известном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (СПб., 1901. Т. ХХХIII. С. 439). То, что коллективная помощь носит универсальный (всеобщий) характер, закономерно и понятно – во все времена люди не могли жить и выживать без взаимовыручки.

Помощь, как правило, устраивалась в воскресные и праздничные дни. Помогавшие приходили со своими орудиями труда, инструментами, если нужно – лошадьми и телегами.

После работы хозяева угощали тех, кто помогал. Перед застольем все переодевались в нарядные одежды, которые специально брали с собой. Итак, труд закончен, наступает время настоящего праздника. Недаром во многих местах России помочь, или толоку (так называется этот древний обычай в русских говорах), «играли», «справляли». Вспомним выражения: играть свадьбу, справлять новоселье: в деревне это означало устраивать целое праздничное действо, состоящее из нескольких обязательных частей. Так и при устройстве помощи: прежде всего хозяин или хозяйка заранее приглашают людей на помощь, обходя каждый дом; в назначенный день утром все собираются вместе, распределяют обязанности, потом следует непосредственно работа, а завершает все веселое гулянье. Как видим, это не обычная работа, а труд для другого, в пользу кого-то, остро нуждающегося в помощи. Именно поэтому ее было разрешено проводить в те дни, когда по церковным и мирским правилам работать запрещалось. Люди с радостью принимали приглашение и с охотой трудились.

Интересно, что в некоторых деревнях обед или ужин, завершавший помощь, должен был традиционно состоять из 12 блюд. Это делалось для того, чтобы каждый месяц «получил» свою порцию, а следовательно, весь год был «накормлен», задобрен. В этом виделось и благополучие самих хозяев. После ужина затевались игры, пляски, молодежь каталась по деревне на лошадях, распевала песни и частушки. Вот одна из них:

У мило'го будет по'мочь,

Хоть дожжи'т, да по'йду жать,

Ненадо'лочно прикинусь,

Как он будет уважать.

Поясним некоторые необычные для литературного языка слова: мило'й – парень, с которым девушка дружит, ухажер; по'мочь – название обряда в большей части русских диалектов; дожжи'т – идет затяжной дождь; жать – убирать вручную (серпом) зерновые культуры с поля; ненадо'лочно – ненадолго.

В зависимости от характера работы помощь разделялась на мужскую (строительство дома, перекрывание крыши, установка глиняной печи), женскую (обработка льна, прядение шерсти, жатва, уборка избы) и общую, в которой были заняты мужчины, женщины, молодежь и даже дети (вывоз навоза, косьба). Надо сказать, что обычай до сих пор существует в некоторых русских деревнях. Об этом свидетельствуют материалы диалектологических экспедиций, в частности экспедиций, проводимых ежегодно специалистами Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук и экспедициями гуманитарного факультета лицея «Воробьевы горы».

Как правило, помощь устраивали «обыденщиной», или «обыденкой», т.е. «об один день». Это значит, что работа начиналась и завершалась в течение одних суток. Приведенные слова – «обыденщина», «обыденка» – мы находим у В.И. Даля в словарной статье «Обыденный». Обыденными бывают и церкви: церковь-обыденка. Такая церковь строилась всем миром за один день. Церковь или дом, построенные за один день, по представлениям наших предков, были защищены от воздействия нечистой силы. Иногда обыденные церкви строились по обету (обещанию, данному Богу, Богородице, святым) во время эпидемий или в благодарность за спасение после какого-то бедствия. Во многих местах есть подобные храмы, в Москве, например, есть церковь Ильи Обыденного (первоначально она была деревянной, а теперь каменная).

Самым распространенным из названий помощи является по'мочь (по'мочи – мн. число). Так говорят на большей части территории центра европейской части России. На западе, в псковских, смоленских, брянских, курских говорах, такой обычай именуется толоко'й, причем ударение может быть на разных слогах: чаще толокa', реже – толо'ка, то'лока. Обряд сохраняется и в южнорусских диалектах: Хату строим толокой, усе суседи помогають. Подобные названия широко распространены и в других славянских языках: белорусском талакa', украинском толокa', болгарском тлакa', сербохорватском тла'ка, словенском tlaka, польском tloka.

Этимологически эти наименования родственны глаголу толочь ‘давить’, от которого образованы и слова толчея, толкотня, сутолока (скопление народа). С ними по значению соотносима и толока – работа, в которой принимает участие много народа. В отдельных деревнях были свои, нигде больше не встречающиеся названия с этим корнем: нa'толка (в Рязанской обл.), o'толока и су'толока (в Тверской обл.), толкa'ч (в Нижегородской обл.)*. Участников обряда, помогавших в работе, называли исходя из названия помощи, соответственно, толочa'нами (толочa'не) и помочa'нами (помочa'не).

Кроме двух основных, употребляются и менее распространенные именования: посо'бье, подсо'ба, подсо'бка, пособле'нье, пособлю'шки, пособля'нки от глагола пособи'ть ‘помогать’, который считается устаревшим и просторечным.Этимологически он восходит к местоимению себя/собой, вдругих славянских языках рассматриваемый глагол известен в значении «действовать, производить». От него же образовано существительное способ. Кроме по'мочи, известны и другие названия от глагола помогать: помо'га, по'мога, подмо'га. Они употребляются не часто, лишь в отдельных русских говорах. В ярославской деревне записано: Толпа окружных мужиков за помо'гу ждала угощения. «Косил я здорово, на помо'ги всегда меня звали», – рассказывал уроженец алтайской деревни.

На юге от Москвы, в Орловской, Курской и Рязанской областях, встречается название себра', редкое для описываемого обряда. Скорее всего оно означало соседскую помощь и образовалось от слова сябё'р (варианты – себёр, шабер, сябр) – ‘сосед, товарищ, член общины’, известного в южнорусских, белорусских и украинских говорах, а также в других славянских языках.

Перечисленные термины обозначают любой вид помощи вне зависимости от характера работы. Когда нужно было назвать конкретную работу, использовали определение: капустная толока, навозная толока, льняная толока, помолотная помочь, льняная помочь, избяная помочь и под.

Однако во многих говорах существовали специальные названия для каждого из видов работ. Подробнее остановимся на них.

1. Помощь в полевых работах.

Жатва: вы'жинки, дожи'нки, обжи'нки, спожи'нки;

Молотьба:кa'ша, соломa'та, бородa', круг;

Прополка:помоло'тка, помоло'ты полоту'шки;

Покос:сеновни'цы, бородa', ховру'н;

Вывоз навоза на поле:нa'зьмы, назьмы' (образовано от слова назём – навоз), отво'з, наво'зница;

Землепашество на Руси всегда было основой крестьянской жизни. Благополучие хозяйства во многом зависело не только от урожая, но и от того, успеют ли крестьяне вовремя его собрать. Именно с целью быстрого завершения работы собирали помочь. Она становилась частью обряда, посвященного окончанию жатвы. И названия ей дали выжинки, дожинки, обжинки, спожинки – все от корня жа-/жин-. Помогать приходили женщины и девушки всей деревни, со своими серпами, нарядно одетые, потому что сама работа осознавалась как праздник. Ей сопутствовали различные магические действия. Самый важный момент наступал, когда доходил черед жать последнюю полосу. Это ответственное дело доверяли либо самой красивой девушке, либо самой опытной, почтенной женщине. Несколько колосьев на полосе вообще оставляли несжатыми – их обвязывали лентой или травой, украшали венком, пригибая к земле, а под колосья клали хлеб-соль. Этот обряд назывался «завивать бороду». Потому-то в некоторых деревнях и помочь именуют бородой. При этом жницы (женщины, которые жнут) приговаривали:

Уж мы вьем, вьем бороду

У хозяина на поле.

Завиваем бороду

На поле на широком.

Или же:

Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся.

Сусек, наполняйся.

(Сусек – это отделение, отсек в амбаре или сундуке для хранения зерна.)

В некоторых местах жницы в бороду втыкали свои серпы, а потом молились Богу или святым:

Вот тебе, Илья, борода.

На лето уроди нам ржи да овса.

А еще было принято кататься по жнивью (сжатому полю), чтобы у женщин не болела от работы спина. И опять же приговаривали, обращаясь уже к полю:

Нива, нивка, отдай мою силку,

Ну, я тебя жала и силку потеряла.

Как мы видим, во всех этих действиях переплетаются древние, еще языческие черты – поклонение Земле как источнику жизненной силы, – с христианскими верованиями – молитва Богу и святым.

Особо почитался и последний сжатый с поля сноп. В некоторых местах его положено было жать молча. А потом сноп-именинник украшали, кое-где наряжали в сарафан или убирали платком, затем с песнями приносили в деревню. Сноп отдавали хозяйке, которая устраивала помочь. Она ставила его в красный угол к иконам и хранила до Нового года. Считалось, что зерна этого снопа обладают целительной силой. Зимой их скармливали скоту небольшими порциями, давали животным в случае болезни.

К моменту возвращения женщин с поля у хозяев были накрыты столы с угощением. На севере помочан обязательно кормили кашей. Поэтому здесь и обычай назывался кашей. В некоторых говорах, как уже говорилось, помочь именовали соломата. Это слово тоже означает кашу, но не из крупы, а кашу, сваренную из муки и похожую на кисель. Кроме того, хозяйка предлагала пышные пироги, орехи, конфеты, сладкую брагу. Богатые крестьяне готовили много самых разнообразных блюд: их число колебалось от 10 до 15. А на юге России во время застолья часть гостей ходила по деревне, величая, славя хозяина, при этом самая красивая девушка несла украшенный сноп, а ее подружки гремели серпами, трещотками, звенели колокольцами, отпугивая злые силы. Потом все вновь садились за столы – и празднество продолжалось.

Реже коллективную помощь – помоло'тки, помоло'т – собирали при обмолоте зерна. Раньше зерно обмолачивали вручную с помощью цепов, позже появились простейшие механические приспособления для молотьбы, а уж затем электрические молотилки. Во многих областях, например Ярославской, окончание молотьбы сопровождалось большим праздником с угощением: Помоло'тов, бывало, задолго ишшо ждали. Там угошшают кушаньем, чаем, вином (Ярославский областной словарь).

Важным и очень распространенным видом помощи был вывоз навоза на поля, помогали всем по очереди. Сначала все собирались у одного хозяина и вывозили навоз с его скотного двора, потом переходили к соседу. Если деревня была небольшая, справлялись с этой работой за один день, если большая, то за несколько воскресных дней. Наво'зницы, назьмы', навозную толоку, или навозную помочь, проводили в начале лета. Заняты были все: мужчины грузили навоз вилами на телеги, ребятишки становились возницами, женщины и молодежь скидывали навоз с телег и разбрасывали по полю. Хотя работа была не очень приятной и достаточно тяжелой, проходила она дружно и весело: лошадей украшали бубенчиками, лентами, много шуток сопровождало последний воз, участники пели песни и частушки:

Я на лодочке катался

По широкой по реки,

Прилюбилася девчонка

Со навозной толоки.

В Тверской губернии делали два соломенных чучела – мужика и бабы, которых с последним возом везли в деревню, крестьяне встречали их с вилами и сбрасывали с телеги, что символизировало завершение работы. После этого устраивался пир, для него обязательно варили кашу, брагу. С навозницей связано большое количество пословиц: Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору. Конь любит овес, а земля навоз. Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки (назем – диалектное название навоза).

2. Помощь при строительных работах.

Установка сруба на фундамент: взды'мки, сды'мки;

Строительство печи: печебитье

Название вздымки образовано от глагола вздымать ‘поднимать’. Это действие предусматривает подъем сруба и установку его на фундаменте. Помочане-мужчины раскатывали ранее приготовленный сруб, стоящий на земле, а потом его собирали уже на фундаменте. Самый важный этап в строительстве – подъем матицы, то есть центральной потолочной балки. К матице положено было привязывать горшок с кашей, укутанный в полушубок, а также хлеб, пирог или бутылку с брагой, пивом. По последнему венцу шел один из участников помощи – севальщик, который разбрасывал (рассевал) зерно и хмель с пожеланиями достатка и благополучия хозяевам, потом перерубал веревку с едой. После этого все помогавшие садились за угощение, называемое матичное.

Печебитье могло быть и мужской, и молодежной помощью. Обычно, чтобы работа проходила успешнее, хозяин сам делал опечек – основание для печи и форму в виде дощатого ящика, куда набивали глину. Печь, как правило, устанавливали в новом, еще не достроенном доме. «Били» только глиняные печи, а кирпичные обычно клали печники. Молодежь по просьбе хозяина привозила глину, разминала ее, а потом в форму глину вбивали ногами, деревянными молотками, работали в такт песням. Управлялись за один воскресный вечер. Завершалась работа, как всегда, угощением, которое называлось печное, молодежь распевала частушки, плясала на остатках глины.

3. Помощь для работы в доме.

Обработка льна и конопли: помяту'шки, потрепу'шки, копоти'ха, хари'зна, кари'зна;

Прядение шерсти и льна: су'прядки, попря'душки, пряди'льницы, попря'духа, попряду'ха;

Рубка и соление капусты: капу'стки, капу'стница;

Мытье и уборка избы: избомы'тье, большемы'тье;

Заготовка дров:дровяни'цы;

Все перечисленные виды помощи, кроме дровяниц, женские. Снопы льна и конопли перед обработкой сушили в овинах. Чтобы лен и конопля не успели после этого отсыреть, их следовало быстро обработать. Поэтому хозяйка и собирала соседок, девушек и молодых женщин, на помощь в конце сентября. Они разминали стебли льна или конопли мялками, специальным ручным орудием, затем трепали их трепалами, чесали щетками и гребнями, получая кудель – длинные волокна лучшего сорта. По этим процессам и совместная работа стала называться помятушками да потрепушками, которые устраивались не в избах, а в овине или бане, так как при работе было много пыли и грязи. Во многих местах существовала норма – каждая помощница должна была успеть за ночь обработать до ста снопов. Конечно же, чтобы работа спорилась, девушки пели песни. В словаре Даля упоминается не часто встречаемое наименование копотиха ‘помочь баб и девок для обминки и обтрепки льна’, а в Ярославской обл. единично отмечены названия хари'зна и кари'зна.

Подготовленное к дальнейшей обработке волокно теперь могло лежать и ждать своего часа. Прядением женщины занимались, как правило, в долгие осенние вечера, с Покрова (14 октября н. ст.) до Рождества (7 января н. ст.), вновь устраивая помощь. Наименования для таких работ образованы от корня -пряд-.

Название су'прядки широко распространено на северо-западе и севере – в Псковской, Владимирской, Вологодской, Кировской, Архангельской областях. В южных районах известны другие названия: попря'дух, попряду'хи, попрядo'шки, а пряди'льницы встречаются в Нижегородской области. Вот как рассказывала одна из хозяек про попря'дух в Рязанской обл.: Девок собираю на попрядух, они прядуть, прядуть мой лен, я их кормлю, винца подносю (Деулинский словарь).

Супрядки отличаются от других видов помощи тем, что работа длится не один вечер, а несколько вечеров подряд в доме хозяйки, в конце всей работы она приглашает женщин на обед. Существует и другой вариант: хозяйка раздает сырье по домам и устанавливает срок завершения, именно в этот день устраивается гулянье. Супря'жницы, супряжa'нки (так называются помогавшие), нарядные, с выполненной работой, собирались к хозяйке. В некоторых деревнях на праздник вместе с участницей помощи мог прийти брат, муж, ухажер. Во время еды мужчина стоял у женщины за спиной, поэтому назывался захребетником, ему передавали вино и закуску со стола. Интересно, что в отдельных районах супрядкой называют и саму помощь, и день, на который назначено угощение. Это наименование существовало еще в древнерусском языке, о чем свидетельствуют памятники письменности.

К женским видам помощи относилось избомы'тье и большемы'тье. Избы мыли перед большими праздниками: Рождеством, Троицей, но чаще всего перед Пасхой. Обычно белили печь, если она была глиняной, скребли до белизны стены, лавки, полы, а также стирали домотканые половики и вышитые полотенца, что украшали иконы.

К мужской помощи, помимо строительства, относилась заготовка дров, которая называлась дровяни'цы. Зимы у нас долгие, холодные, для поддержания тепла в избе, для приготовления пищи требовалось ежедневно топить печь, а следовательно, необходимо было много дров.

Осенью, когда уже позади трудная пора сбора урожая и основные полевые работы завершены, наступала пора заготовок. В хозяйствах начинали солить грибы, огурцы. Особое место отводилось квашению капусты. Для заготовки капусты приглашались девушки, их называли капу'стницы, а такую помощь – капу'стки. Вместе с девушками, как правило, собирались парни, чтобы их развлекать: играли на гармошке, балагурили. В некоторых деревнях парни принимали участие и в работе. Обычно капустками открывался сезон осенне-зимних собраний молодежи – посиделок и беседок. Как неоднократно говорилось, после помощи хозяева угощали всех присутствующих, а потом молодежь веселилась до утра.

Таким образом, в русской деревне помощь родных и соседей в различных видах работ – вещь необходимая. Жизнь крестьянина нелегка, она во многом зависит от природных условий. Поэтому обряд имел такое большое значение. Каждый житель деревни почитал своим долгом принять участие в помочи. Хотя она была и добровольной. Отказаться от работы было по деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да и жизненный опыт подсказывал, что в помощи рано или поздно нуждался каждый домохозяин. Особенно важной во мнении сельской общины считалась помощь вдовам, сиротам, больным, погорельцам. Хотя по деревням есть различия в проведении обряда, но везде, во всех областях главные его черты совпадали. Этот обычай интересен еще и тем, что в нем объединяются две главные стороны жизни – работа и праздник. Причем в народном сознании совместная работа воспринималась в первую очередь как праздник. Недаром так весело и споро трудились крестьяне, много шутили, пели песни, балагурили. Праздничная ритуальная трапеза была кульминацией действа. Вспомним, что обед или ужин часто состоял из нескольких перемен, чтобы весь год был сытым. Обязательно на стол подавалась каша (иногда несколько), а каша искони у славян считалась символом плодородия. Традиция совместного застолья, угощения тех, кто пришел в дом, а тем более помог в чем-либо, принята и в городской культуре, но своими корнями скорее всего уходит в крестьянскую праздничную стихию обряда коллективной помощи.

Нередко упоминание об этом важном для крестьянской жизни обычае мы находим в литературе.

Путешественник и натуралист, академик И.И. Лепехин оставил такие впечатления в «Дневных записках путешествия… по разным провинциям Российского государства» (конец ХVIII в.): «Помочь называется оттого, что малосемейные, однако зажиточные люди созывают своих соседей, чтобы помогли им снять созрелой хлеб...… другой род помочи всякой похвалы достоин, которую сиротской или вдовьею помочию называют». (Курсив здесь и далее – И.Б., О.К.)

А вот как описывает коллективную помощь в жатве в деревнях русско-белорусского пограничья С.В. Максимов – писатель-этнограф ХIХ в.: «Однако работа кончена: это и видно, а в особенности очень слышно. Повесивши серпы на плечи, идут жницы ужинать с поля в деревню, каши есть со всяким придатком и вкусной приправой, с покупным вином и домашней брагой. Впереди самая красивая девушка; вся голова ее в голубых васильках, васильками украшен и последний сноп с поля – дожинок. Девушку эту так и зовут Толокой».

Вот еще пример из произведения С.Т. Аксакова, писателя ХIХ в., автора сказки «Аленький цветочек»: «Разумеется, дело не обошлось без вспоможения соседей, которые, несмотря на дальнее расстояние, охотно приезжали на помочи к новому разумному и ласковому помещику – попить, поесть и с звонкими песнями дружно поработать».

Писатели ХХ в. тоже не обошли вниманием этот прекрасный обычай. Так, В.И. Белов, уроженец Вологодчины, говоря о строительстве мельницы в деревне, упоминает и помочь («Кануны. Хроника 20-х годов»): «Решили сразу же собирать помочи, чтобы начать новое, небывалое для Шибанихи дело. Помочи намечены были на воскресенье. За два дня до этого Павел сам из дома в дом обошел всю деревню, никто не отказался прийти. Обед решили устраивать в доме у Евграфа».

Об избяной помочи рассказывает А.И. Приставкин в романе «Городок»: «Помочь – дело коллективное, а не начальственное!.. Помочь – дело добровольное, тут каждый в жилу, и отвергнуть человека – все равно что опозорить его».

А вот как говорит об этом обычае герой повести В.Г. Распутина «Последний срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придешь на помочь».

Вот что знаем о помочи мы.

Если вы бываете или живете в деревне, попытайтесь расспросить ее старожилов, знают ли они такой обычай, существовал ли он в вашей деревне, как назывался и на какие виды работ распространялся.

_________________

* Необходимо отметить, что слово толока во многих говорах употребляется и совсем в ином значении: «нива, оставленная на отдых», «земля под паром», «сельское общее пастбище».

И.А. БУКРИНСКАЯ, О.Е. КАРМАКОВА, г. Москва

Источник

Во времена всеобщей лжи говорить правду это экстремизм. Джордж Оруэлл.

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Светлана Лисичкина 11 апреля 2016 г. 16:15

      Про воинствующие стада: родноверов, волхвов, воинов одина, РОДовцев...

      Ответ на статью "Родноверы - секта от Андропова-Флекенштейна или что такое "правая молодежь" и комментарий: Поправочка существенная - выращивают воинствующие стада: ПСЕВДО родноверов, ПСЕВДО волхвов, воинов одина, ПСЕВДО РОДовцев и просто неофашистов зигующих в национальных славянских одеждах. Так же делал и жид Ротшильд по той же технологии своего внука...
      3353
      Светлана Лисичкина 11 апреля 2016 г. 14:43

      ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ЛИШАЙНИК

      ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ЛИШАЙНИК Захребетнику жить не мешают,Удобряют зимою и летом, -И плодится в России лишайник,И цветёт дармоедовым цветом.А его «инвестируют» щедро,Потакают во всём, паразиту, -Вот и врос он кореньями в недра,А верхушкою лезет в элиту.А садовник от радости тает,Поливает его, что есть силы.И цветёт гробовыми цветамиОбнаглевший лишайник России....
      1622
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 16:49

      Кому мешает язычество?

      В последние годы СМИ уделяют много внимания такому явлению, как язычество, или как его называют неоязыческим течениям. Особенное неприятие к язычеству проявляют ортодоксальные церкви. Вот и стало интересно понять, почему так встревожились иерархи христианской церкви, почему это явление рассматривается как угроза обществу.Перелопатив интернет, почитав множество версий,...
      2632
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 15:28

      Милошевич: Запад – это бешеная собака

      Исполнилось ровно 10 лет, как западные звери убили великого представителя славян Слободана Милошевича; президента убили, страну расчленили, так реагирует блого-сфера на этот печальный юбилей.В сентябре 2012 года я был на конференции в Белграде и беседовал с сербами, которые пережили европейскую агрессию. Из разговоров я понял: европейцы – это животные. Мои оценки совп...
      1961
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 14:22

      Лже - "патриотам" России о Тартарии

      Территория Великой Тартарии - в прошлом с центром в нынешней Сибири - богатая полезными ископаемыми, является экономическим фундаментом для создания Единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» на принципах русской цивилизации, то есть фундаментом создания полноценного Евразийского Союза, в котором Европа присоединится к России, а не наоборот.Име...
      5941
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 12:27

      Путин возродит Копное Право

      ПРЯМОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ (ЗЕМСТВО) — БУДУЩЕЕ РОССИИ России предстоит на развалинах советов создание новых органов местного самоуправления. Подобно тому, как любой живой организм состоит из клеток, так и государство не может полноценно функционировать без самоуправляемых территориальных общин, эти первичных "клеток", на которых оно, государство, основывает...
      1980
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 12:11

      Тартария - из прошлого в будуще

      Сейчас о существовании некогда страны Тартарии говорят и пишут всё больше и больше. Карты 16-18 веков, археологические находки, исторические «неувязки» — всё это напрямую или косвенно указывает на то, что Великая Тартария некогда была культурным, технологическим, мировым центром развития нашей цивилизации.О самом названии «Тартария» мы узнали из иностранных карт, где ...
      2440
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 11:39

      "Посмертное" донорство - режут живых людей

      В России многократно нарастает натиск лоббистов так называемого «посмертного» донорства...Современная реальность зачастую такова, что открытыми глазами взглянуть на неё страшно. В информационную эпоху человек оказался не готов к этим вызовам, ему уже становится не по силам не только разобраться в происходящем, но даже порой просто зафиксировать изменения, скорости кот...
      4759
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 11:25

      Письменные исторические хроники

      Среди артефактов, на которых основана существующая историческая парадигма прошлого Руси, много различных рукописных документов, в том числе и летописи.Оказывается что большинство летописей, за редким исключением, не датированы и они сообщают очень разрозненные, бессистемные сведения, некоторую мозаику, которая требует известного упорядочения. К примеру «...
      2614
      Светлана Лисичкина 20 марта 2016 г. 10:50

      РПЦ - это секта иудаизма

      Доказательство того, что РПЦ - это секта иудаизма:Вначале общепринятое понятие о секте:Се́кта (сред.-в. лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основа...
      11530
      Светлана Лисичкина 19 марта 2016 г. 23:47

      Россия и ЦБ финансирует войны и цветные революции?

      Информация к размышлению:По уставу Центрального банка Российской Федерации является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом:http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatusЦБ РФ дан особый к...
      2011
      Светлана Лисичкина 19 марта 2016 г. 20:39

      Кто развязывает войны на Земле? Из кого состоит паразитическая верхушка Земли? Русские, изучите эти материалы очень внимательно!

      Очень интересный материал, проливающий свет на организацию «Паразитической Системы» на нашей планете. До самой верхушки автор не добрался, но о Ротшильдах, Рокфеллерах и Романовых написал много интересного и познавательного…Кем ведётся война? Раскладка мировых силАвтор – Андрей ТюняевНа фоне успешных трудовых будней премьера РФ Дмитрия Медведева, успевающего потрудить...
      9592
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 23:56

      Георгий Филимонов: «Идет война на уничтожение русской цивилизации»

      Андрей Иванов, Майя Мамедова: "Кому выгоден госпереворот в нашей стране"Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Георгий Филимонов о войне «денежных мешков», необходимости геополитической и геоэкономической переориентации государства, альянсе либералов с консервативными патриотами как гремучей смеси, креаклах и боевиках. Андрей ...
      1717
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 19:34

      Геноцид русского народа (Тюняев А.А.)

      Круглый стол на тему: "К вопросу о признании Геноцида русского народа" Государственная Дума Российской Федерации 10 июня 2010 года. Президент Академии Фундаментальных наук, Главный редактор газеты "Пеньсионеры и общество", сайта "Президент", Академик Тюняев Андрей Александрович. ...
      1374
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 18:09

      О религиях, совести и рабстве

      „С некоторых пор твёрдо убедилась, что, к сожалению, диалог с правоверными христианами - выматывающее, крайне эмоциональное и не имеющее смысла занятие... Мало того, что они считают всех нехристиан по сути "слугами Дьявола", заявляя об этом прямо: либо ты христианин, либо одержим бесами, другого не дано; так они к тому же твёрдо убеждены в том, что до христианства не ...
      3499
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 16:49

      Иуда. Анатомия предательства Горбачева

      …Был горячий, веселый день конца мая 1987-го.Я стоял у входа в гостиницу «Россия». Поскольку спешил к поезду, внимание мое было приковано к стрелкам часов. Но все же боковым зрением я заметил какой-то игрушечный, ярко раскрашенный самолетик, который то появлялся почти над головой, то пропадал из виду. Раза два он как бы приноравливался сесть на мосту, что слева от гос...
      6868
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 16:19

      "На кошках тренируйся"! Истоки еврейской котофобии

      «Не далее как три дня назад, 11 марта 2016г., евреи праздновали свой праздник Победы, который они называют Лаг ба-Омер. Как они его празднуют? О!!! Это только для аудитории 18+ Вот, что пишет об этом израильское информационное агентство Курсоринфо :«Сегодня на исходе субботы израильтяне отметят праздник Лаг ба-Омер. Дети разожгут традиционные костры, а с...
      2608
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 15:40

      Россия. Спрятанная память (1994)

      Документальный фильм «Россия. Спрятанная память» (Russia: Hidden Memory) американский режиссер Сэм Пригг снял во время проведения фольклорных экспедиций в села Воронежской, Белгородской, Курской областей в 1994 году. Фильм знакомит с уникальными национально-культурными традициями жителей южнорусского региона нашей страны. Экспедиции были организованы ...
      1664
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 15:22

      Прихожане РПЦ стали что-то подозревать... (об экуменизме и объединении религий)

      Отцы, братья и сестры! Послушайте внимательно слова этого простого, но благоразумного православного христианина-мирянина Антония. Не нужно никаких академических образований, богословских знаний и высоких санов, которыми нередко козыряют их носители, чтобы понимать суть православного исповедания веры и происшедшего предательства со стороны п.Кирилла и поддержавшего его...
      1826
      Светлана Лисичкина 18 марта 2016 г. 13:07

      Яхве-Иегова-Саваоф - как навязали иудейского племенного божка в качестве единственного истинного Бога всем христианам

      Изначально главой древнееврейского пантеона (место всем богам) был общесемитский верховный бог Эл, по-еврейски Элоах или Элохим. Само это слово во всех вариантах означает одно и тоже-Бог. Моисей научил евреев поклоняться другому существу-Яхве (Яху или Яхо). В Палестине этого израильского бога называли Йово, а в древних угаритских текстах-Иамму. Все эти названия произо...
      17726
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика