Культурно-цивилизационная ошибка Украины.
В Европе уже с Нового времени формируется единая романогерманская культура, которая и представляет собой европейское единство и унификацию. Как типичный европеец смотрит на национальный вопрос? Это две, на первый взгляд полярные, точки зрения. Шовинизм или космополитизм. Но если внимательней изучить проявлений этих явлений, то становится определенно ясно, что разницы никакой нет. Европейские шовинисты превозносят культуру своего определенного государства, как превосходную над остальными, свой язык, традиции и обычаи также самыми важными и значительными. Космополитизм призывает стереть границы и убрать рамки между народами и людьми, и быть гражданами единого мира, где высшую ценность занимает «цивилизация». Вопрос заключается в том, что для типичного европейца цивилизация и цивилизованный мир? Это, безусловно, только европейская романогерманская культура. Поэтому можно сказать, что понятия шовинизм и космополитизм в европейском контексте равнозначны.
Тем не менее, некоторые страны имеет европейский вектор развития, но не являясь романогерманцами по происхождению, и имея совершенно другую ментальность и культурный фон. Возникает проблема столкновения культур, их приобщение или обмен. Таким государством является Украина. Она – европеизированная страна, пытающаяся стать частью культурного европейского пространства. Каждому народу свойственны признаки культурного развития: открытие, распространение, подражание. Но в чем интересный факт, истинные европейцы никогда не воспримут культурные открытия европеизированного народа, так как культурное открытие будет иметь часть национальных признаков вместе с приобретенными свойствами. Европейцы будут видеть порчу своих ценностей в этом открытии, как факт, такое открытие будет отвергнуто. Впоследствии, это приводит к тому, что культурный импорт будет больше культурного экспорта. Это ставит народ в зависимое положение, а в перспективе приводит к культурной ассимиляции и унификации, с утерей свой национальной идентичности.
Приобщение к чужой культуре ведет к большой проблеме в обществе: уничтожается национальное единство. Так как культуру перенимают не все. С каждым поколением изменения становятся все больше и заметнее. Появляется значительный культурный разрыв между старшим поколением и молодым, в связи с быстрым изменением ценностей. Традиционные ценности не создаются, не поддерживаются и отходят на второй план. На смену приходят новые. Данная политика привела к расколу украинского государства на запад и восток, на тех, кто говорил, что наш дом – Европа, и мы европейцы, и тех, кто говорил, что наши братья – Россия и Беларусь, у нас единая традиционная славянская православная культура. Смена ценностей привела к потере памяти и уважения к Великой Отечественной войне, отрицанию достижений советского периода (хотя благодаря коммунистам и лично В. И. Ленину Украина находится в сегодняшних границах), олицетворению России и всего русского, как чуждого, а зачастую и враждебного. Все, кто до сих пор придерживается этих взглядов, унизительно называются «ватниками» и преследуются, как предатели.
Самая главная проблема смены ценностей – это перенимание европейского эгоцентризма. Украинский шовинизм сейчас переживает высшую стадию расцвета за всю историю страны: уже говорится, что Украина появилась раньше России, что князья были не русскими, а «руськими», что украинцы и украинский язык являются одними из древнейших, и даже название Крым есть украинское. Говорится, что украинцы ехали через полуостров в Восточноримскую империю (Византию), и поэтому говорилось «к римлянам» - Крым.
Проблема в том, что очень редко случается, когда народ полностью принимает чужую культуру, такое бывает, если он малочисленный ( это не так, население Украины, без Крыма около 40 млн человек) или слабо дифференцирован. Оба примера не свойственны для Украины. А значит, в дальнейшем, это будет продолжать создавать проблемы в обществе Украины, как во взаимоотношениях старшего и молодого поколения, так и в целом в отношении к прошлому.
- Артем Строкин, Председатель Евразийского Клуба РГСУ (Москва)
Примечания.
1. Статья написана по работе Н. С. Трубецкого: Европа и человечество. София, 1920
Оценили 4 человека
20 кармы