Как Гоголю не доплатили за «Ревизора»

0 5356

Николай Васильевич Гоголь был очень недоволен размером выплат от театральной дирекции. Небезосновательно.

Сначала некоторые законодательные ориентиры для понимания реалий того времени.

Права драматургов регулировались принятым в 1827 году Положением о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пьес и опер, когда они будут приняты для представления на Императорских Театрах. Это был весьма узко направленный специализированный нормативный акт. При всех недостатках, этот документ гарантировал популярным мейнстримным драматургам солидное вознаграждение.

Но оно гарантировалось за постановку пьес только в Императорских (содержащихся за казенный счет) театрах. Владельцы частных театров могли свободно ставить пьесы без согласия их авторов и не нести перед авторами никакой ответственности.

Согласно этому Положению драматические произведения делились на 5 классов по убыванию литературной и композиционной сложности.

К первому классу относились стихотворные трагедии и комедии в пяти или четырех действиях. Ко второму – в прозе в четырёх или пяти действиях, и в стихах в трёх действий. И так далее.

Вознаграждение выплачивалось в течение всей жизни автора и определялось в виде процента от сбора за каждый поставленный по его пьесе спектакль. Точнее, не от всего сбора, а от его двух третей. Одна треть закладывалась на «уважение потребных расходов на постановку пьесы и общих Театральных издержек» и при расчете вознаграждения не учитывалась.

Ставка процента зависела от класса пьесы. Первый класс – одна десятая часть, второй – одна пятнадцатая и далее по убыванию.

Сочинитель, желающий получить вознаграждение побыстрее, не дожидаясь представлений и отчетов о сборах, мог договориться на фиксированную плату. Ее размер тоже зависел от класса пьесы, но не мог быть больше 4000 руб. для пьес первого класса и 2500 для второго.

Так, правовые ориентиры понятны, перейдем к Гоголю.

«Ревизор» написан в прозе. Но Гоголь требовал вознаграждение – в виде твердой суммы, а не процента от сборов – будто он написан в стихах. То есть четыре тысячи, а не две с половиной. Гоголю отказали, сославшись на то, что к первому классу относятся только произведения в стихах, а Ревизор – проза.

Как «человек образованный и самых благородных правил, но чрезвычайно щекотливый и самолюбивый», Гоголь снова потребовал четыре тысячи. И снова отказ. Дирекция театров не имеет права нарушить Высочайше утвержденное Положение и оплатить пьесу второго класса по ставкам первого. Гоголь «почел себя обиженным и всем жаловался на то, что дирекция не умеет ценить его дарования».

Его можно понять. «Ревизор» был очень успешен, сборы от его постановки были выше, чем у многих первоклассных стихотворных пьес, а полученное вознаграждение – заметно меньше. Поспектакльная оплата, по расчетам, принесла бы Гоголю несколько десятков тысяч рублей.

Первопричина недовольства Гоголя – неадекватные и несправедливые законы об авторских правах. Спустя несколько десятков лет проблема будет устранена. Но станет хуже.

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...