Живопись и деньги

0 528

Что такое живопись?

Академический ответ гласит: живопись, это вид изобразительного искусства, в произведениях которого на поверхность – дерево, штукатурка, камень, картон, холст, бумага, стекло, металл и т.д. – художник наносит то или иное изображение тем или иным способом.

Живопись, если можно так выразиться, древнейшая забава человечества.

Например, рисунки (на фото ниже) в пещере на Южном Урале, именуемой «Шульган-Таш»: что по-башкирски приблизительно означает «исчезнувший камень», или «Капова пещера» по-русски.

«Капова» – это от капающей с потолка воды.

Наскальные рисунки из «Каповой пещеры», Россия, Южный Урал

Часть рисунков, – возраст которых 14-16 тысяч лет – выполнена красной охрой, часть – углём.

Кроме угадываемых изображений животных или контуров человеческих тел присутствуют и другие знаки, до сих пор не поддающиеся идентификации для объяснения их смысла.

Подобных изображений, чаще на стенах пещер, множество по всему миру на всех континентах.

Датировки рисунков учёными в некоторых случаях определяются в десятки тысяч лет ото дня сегодняшнего.

Живопись ли это?

Да, без всякого сомнения, – живопись.

Можно ли эту живопись купить в свою, так сказать, частную коллекцию живописных полотен?

Можно.

Но только вместе с пещерой, если та будет выставлена на продажу.

Были ли такие прецеденты?

Да, были.

В сентябре 2021 года была продана за 2,2 миллиона американских долларов «Пещера картинок», точнее система из двух пещер с 17,4 гектарами прилежащей к пещерам территории, в основном лесом, в штате Миссури, США.

Покупатель пожелал не раскрывать своего имени.

В пещерах находится 300 разноцветных рисунков, самые древние из которых датируются 1100-1500 годами. На первый взгляд и не очень то и далёкая древность. Но всё дело в том, что эти пещеры являлись священными для индейцев племени «осейдж» – в них не только рисовали на стенах в основном углём, но и хоронили своих соплеменников, проводя соответствующие культовые ритуалы.

С прагматической точки зрения начертание букв (иероглифов) – это тоже живопись. А каллиграфическое (на фото ниже) начертание их – искусство.

Китайский мир

Японский мир

Арабский мир

Буквы, слова или образы слов/понятий, написанные/нарисованные, прежде всего именно в рукописной книге – это живописное изобразительное искусство.

В отличие от так называемых «чистых» картин, то есть: портретов, пейзажей, батальный сцен, исторических и мифологических сюжетов, библейской и языческой тематики, натюрмортов, анималистики, архитектурных и интерьерных зарисовок и так далее данное живописное искусство, то есть рукописная книга – имеет ТОЧНЫЙ смысл.

Точный смысл рукописной книги заключается в том, что она содержит в себе человеческую мысль выраженную изображением слов. Книжную мысль можно принимать сердцем своим, с ней можно соглашаться разумом своим. Или спорить с ней и не принимать: ни за правду, ни за истину.

«Остромирово Евангелие», 1056 год

Страница «Лаврентьевской летописи», 1377 год

Страницы «Русского Летописца», 1649 год

Рукописная книга

Художник-переписчик

Печатная книга таковым изобразительным искусством не является, ибо изображение на бумагу наносит печатный станок, или печатная машина, то есть, механизм, – а не рука человеческая.

Ни творчества автора, ни искусства в исполнении мащины нет.

Печатная книга – это штамповка.

Зафиксируем ситуацию, а именно: любая рукописная книга – это живописное изобразительное искусство: чернилами или красками на бумаге или пергаменте.

Можно ли подделать рукописную книгу? С точки зрения начертанного текста, то есть смысла – нет, нельзя. Можно только подделать её внешний вид, форму, переплёт, шрифт и т.п., но невозможно подделать смысл.

Смысл можно только исказить.

Или переводом с языка на языка, или при переписке на страницы другой книги.

Возникает вопрос, а несут ли «классического вида» картины в себе хоть какой-то смысл, как и книги, одинаково понятные многим?

Какой-то несут...

Но не для всех НЕОДНОЗНАЧНЫЙ. Потому что, в отличие от одинаково понимаемого слова того или иного языка его носителями, – в картине каждый видит (ощущает) свой смысл (настроение) на своём «индивидуальном языке».

И объяснить это настроение и ощущение словами так, чтобы кто-то другой проникся идентичными вашим эмоциями от увиденного на картине – невозможно.

Классический пример подобной неоднозначности – выскажу исключительно своё личное мнение! – это бурно разрекламированная белиберда (на фото ниже) Казимира Малевича под названием «Чёрный квадрат».

Типа, «картина»

Подлинник этого «Чёрного квадрата» хранится в Третьяковской галерее в Москве, и его оценочная стоимость заявлена в 20 миллионов американских долларов.

То есть за такую стартовую цену этот «шедевр» могут выставить на продажу на аукционе.

Поговаривают, что купить этот «шедевр» – если аукцион всё-таки состоится – могут и более(!) чем за 140 миллионов американских долларов.

Кто поговаривает?

Так специалисты, которые эту «чёрно-квадратную» белиберду считают и называют живописью.

Для кого поговаривают?

Так для тех, у кого столько денег, что девать им их просто некуда.

И вот здесь мы непосредственно сталкиваемся с главным феноменом живописи, а именно: её связью с деньгами.

Картины в современном мире стали, если можно так выразиться, местом вложения и хранения денег. Порой о-о-очень больших денег.

Художнику, чтобы жить, необходимо, чтобы его работы покупались.

Поэтому художник жил/живёт заказами, например, портретов, или росписи культовых сооружений, или созданием тех или иных батальных и бытовых композиции для всеобщего обозрения в общественных местах и так далее. В таком случае художник гарантировано получает за свою работу денежное вознаграждение.

Порой весьма и весьма приличное.

Например, итальянский художник Микеланджело Буонарроти за роспись под заказ (на фото ниже) Сикстинской капеллы в Ватикане получил от папы римского Юлия II 15 000 дукатов.

Сикстинская капелла, Ватикан

В качестве справки: дукат представляет собой монету из золота, весом 3,5 грамма. Таким образом, Микеланджело получил в качестве вознаграждения 52,5 кг. золота.

При этом абсолютно не факт, что роспись капеллы мог осуществить только Микеланджело. Ему заказали – он сделал. Сделал хорошо.

Художники становились востребованными современниками, прежде всего, по причине убедительно доказанного ими их мастерства и таланта – и к ним приходили известность и слава.

Естественно, такая удача улыбалась одному из сотен или тысяч других художников…

Например, тот же Рафаэль был мастеровитым художником. Но это совсем не значит, что в одно время с ним не жили не менее умелые мастера. Просто им не повезло по жизни и богатые клиенты не засыпали их заказами, буквально пропихивая в историю.

В наше прагматичное время востребованы только ИМЕНА художников, раздутых рекламой про их гениальные творения до состояния товарного бренда.

Что это значит?

А это значит, что всё нарисованное таким «брендовым» художником стоит больших денег.

Вот, например, этот (на фото ниже) всего лишь рисунок Рафаэля в 2012 году продан на аукционе «Sotheby’s» за 47,8 миллионов американских долларов.

Рафаэль Санти, «Голова молодого апостола», 1519-1520, картон, мел, чёрный уголь

Почти 48 миллионов американских долларов за кусок картона с изображением мужской головы…

И в тоже время каждую минуту на планете Земля кто-то умирает от голода и нищеты…

Так сказать – почувствуйте разницу…

Чаще всего такой бренд имени художника раскручен искусственно с одной целью – чтобы картина/рисунок/набросок/эскиз – как ПРОСТО(!) ТОВАР(!) – продавались как можно дороже.

Вне зависимости от того, что изображено. Главное не что и как изображено, главное – КЕМ изображено.

Ушлые музейщики, владельцы художественных галерей, представители аукционных домов или иные заинтересованное лица проводят агрессивную рекламную компанию с привлечением ангажированных искусствоведов-пиарщиков, которые доказывают публике «гениальность» того или иного автора – как уже почившего, так и ещё здравствующего.

90% людей не посещают музеи с целью СПЕЦИАЛЬНО полюбоваться, да ещё и с пониманием, картинами.

Так…, изредка зайдут в музей или художественную галерею, пройдутся по залам, мазнут взглядами на работы авторов, о которых специалистами сказано, что те «гении», выйдут на свежий воздух и тут же забудут, что видели, и чем надо было восхищаться.

Для 90% людей картины не представляют собой вообще никакой ценности. Тем более – особой. Они для них всего лишь возможная часть интерьера, висящая на стене – как мебель, шторы на окнах или горшки с цветами на подоконниках.

Кто из, как принято говорить, обычных людей станет платить миллионы долларов, например, за штору или за портрет какой-то особы из 15-16 века кисти старого мастера!?

Во-первых – зачем?

А во-вторых, где деньги брать на такую цацку, когда живёшь от зарплаты до зарплаты?

Так что, из обычных людей никто подобной несуразностью страдать не станет.

А вот "необычные" люди – будут страдать. Да ещё и как!

"Необычные" это те, кому деньги девать некуда.

Например, золотой унитаз - есть; дюжина арабских жеребцов в гараже припаркована; на крыше загородного дворца пара вертолётов и остального всякого по мелочи – от яхты до личного коммерческого банка – имеется.

Но деньги всё равно не кончаются. Наоборот!.., сыплются и сыплются в закрома.

А тут ещё и у остальных «таких же» всё аналогичное и в таком же приблизительно ассортименте. Скучно, самолюбие страдает, нет возможности блеснуть эдаким неожиданным, чтоб все завидовали.

Эксклюзива нет..!!..

И вдруг предложение – украсить стены своего дворца картинами гения, которых более ни у кого нет!

Вся прелесть предложения именно в этом – НИ-У-КОГО-НЕТ!!

Значит – надо брать. По любой цене.

При таком отношении здесь уже не интерес к живописному искусству ради самого искусства живописи.

Здесь – рыночный спрос на продукт.

За который готовы платить, и где покупатели соревнуются между собой толщиной кошельков, а не эмоциями продвинутых почитателей/понимателей, релаксирующих созерцанием игры полутонов на холсте, созданных кистью гения.

И на таком рынке таким покупателям подыгрывают «специалисты», внося купленные картины в каталоги с ценой произведённой покупки, НИЖЕ которой эту картину в следующий раз на аукцион выставлять будет «не по правилам».

Таким образом, вышеупомянутую «Голову молодого апостола» будут торговать в следующий раз ВЫШЕ 47,8 миллионов долларов.

С точки зрения здравого смысла нормального человека – это чистое безумие. Но мир владельцев больших денег – это и есть безумие в чистом виде. Мир обладателей больших денег абсолютно герметичен для 9/10 жителей планеты и живут в нём исключительно по своим внутренним законам.

Прочие жители планеты лишь наблюдают со стороны, что творится в мире «богатых безумцев», где алчность и тщеславие являются их языческими божествами. В мире, где каждое утро его обитатели молятся со словами: «Всё куплю, сказало злато…».

И вот здесь возникает весьма пикантная ситуация для этого самого злата и его владельцев.

Пикантность в том, что, коль скоро есть спрос, то его надо удовлетворять.

Но количество гениев ограничено, как и ограничено количество созданных ими произведений.

Какой же выход?

Выход простой – подсовывать безумным богатеям… подделки.

Причём подделки со всеми необходимыми экспертными заключениями, якобы, гарантирующими подлинность той или иной картины того или иного гениального/раскрученного художника.

На рынке картин, продающихся под именами/брендами знаменитых/модных живописцев «крутятся» миллионы миллионов денег.

Но данные астрономические суммы денег «крутятся», как утверждают разные источники, вокруг… фальшивок, составляющих более 70% этого самого рынка. А то и больше…

Кстати, здесь нет ничего нового. История подделок насчитывает тысячелетия во всех цивилизациях и на всех континентах.

Фальшивость всегда сопровождает истинность. Во всём. И живопись здесь не сиключение.

Так, например, древние египетские «специалисты» поставляли множества подделок ритуальных статуэток или иных храмовых священных предметов своей религии древним грекам и даже далее: в Среднюю Азию и Китай.

В Римской империи вдохновлялись культурным наследием древних греков – многие патриции стремились обладать шедеврами этой культуры. И точно также многие из них приобретали подделки: статуй, керамики, бытовой утвари и так далее и тому подобное.

Но вернёмся в день сегодняшний на рынок живописного искусства.

Как делаются подделки?

Есть разные варианты.

Вот один из них.

Специальная группа – назовём их заинтересованными лицами – начинает заниматься той самой раскруткой имени/бренда какого-нибудь почившего художника, который не стал знаменит при жизни, и от которого в реальности осталось наследие в 10-20 картин. А может и того меньше.

Заинтересованные лица сочиняют художнику творческую биографию, полную драматизма и подряжают со стороны студента (или нескольких) с факультета живописи нарисовать некое количество картин в оговоренной манере на основании предложенной для ознакомления картины.

Ну, мало ли зачем!..

Заказчик платит деньги – студент рисует. Рисует «в тёмную», не вникая, зачем это надо заказчику, который хорошо оплачивает его работу.

Через некоторое время заинтересованные лица начинают «творчество» практически ими же выдуманного художника с ими же выдуманной для него «трагической судьбой не признанного при жизни гения» настырно проталкивать на рынок.

Под эту раскрутку подключаются – конечно же, не бесплатно! – искусствоведы с очень солидными репутациями и!..: картины придуманного автора внедряются на выставки; статьями в специализированные журналы о нём; затем в профессиональные и солидные каталоги его работами; то есть обретают жизнь и начинают… продаваться: всё дороже и дороже.

Причём, самые первые покупки осуществляют именно заинтересованные лица через подставные фигуры, тут же устраивая широкую информационную накачку масс-медиа по совершённым сделкам.

И вот уже богатые безумцы начинают наперегонки гоняются друг с другом, дабы прикупить очередной холст «гения», растолкав локтями, то бишь кошельком, конкурентов.

А так как запас «авторских работ» создан заранее и по легенде, типа, свален в кучу на даче у какой-нибудь дальней «родственницы» художника, попавшей в житейские финансовые затруднения и вынужденной избавляться через «хороших людей» от картин родственника, то все предварительно вложенные в этот блеф деньги отбиваются с огромными-преогромными плюсами.

Да, метод не быстрый.

Но очень прибыльный.

Требующий от заинтересованных, то есть от раскрутивших эту схему людей – выдержки

Здесь чистой воды психология: богатые сами не могут проверить «гениальность» художника, так как в живописи не разбираются от слова совсем. Но они доверяют «консультантам», «специалистам», «искусствоведам» и своим глазам, когда видят, как товар реально круто покупается на вполне легитимных и законных площадках, где торгуют произведениями живописи.

И, как говорят в определённых кругах, «круто попадают на деньги».

Такая вот «живописная мафия»…

Так сказать, метод создания «модного гения» с нуля.

А вот как подделать работу действительно известного всему миру и УЖЕ признанного «гением» художника?

Оказывается – можно подделать и признанного.

Здесь применяется один из методов под названием: неизвестное полотно известного мастера, обнаруженное совершенно случайно где-нибудь в чулане или на чердаке.

Небольшое уточнение.

В изобразительном искусстве существует такое понятие как «провенанс».

С французского языка «provenance» переводится: происхождение, источник.

Практическая суть понятия в следующем: картина должна иметь свою историю: где выставлялась; в каких коллекциях – частных или музейных – побывала; кем, куда и когда перепродавалась. На основании данной информации, то есть «провенанса», осуществляется публичная атрибуция картины, означающая подтверждение авторства.

Если с этим самым «провенансом» всё в порядке, то и стартовая цена работы возрастает.

Как обойти «провенанс»?

Можно подменить оригинал отлично сработанной копией.

Такие специалисты копировщики есть. Это плотно закрытая для широкой публики узкая корпорация. Сами копировщики не рискуют абсолютно ничем. Потому что непосредственно процессом фактической подмены занимаются не они.

Этим занимаются другие заинтересованные люди.

Да, это дорого. Необходимо материально заинтересовать того или иного «эксперта с именем» подтвердить «подлинность холста.

Не каждый эксперт на сие пойдёт, дабы не потерять имя.

Но не все эксперты столь щепетильны.

Или можно перелицевать картину. Метод такой: находится старый холст (15-18 века) абсолютно неизвестного широкой публике художника, но написавшего картину в одно время в манере раскрученного гения исключительно по совпадению. Подпись неизвестного мастера стирают и наносят подпись «гения».

Экспертиза подтверждают, что холст действительно старый, «из того времени», а «провенанс» удовлетворяют ложной информацией о случайно и неожиданно обретённом холсте. Холсте – по реальной фактуре которого подлог нет – и который до этого нигде и никогда не мелькал, так как был заброшен самим автором по причине минутного творчески-психологического срыва. Типа, выкинул в «мусорное ведро» и забыл. Или кому-то когда-то просто подарил, и картина кочевала из поколения в поколение в пределах одной семьи, нигде не выставляясь и о существовании которой не подозревали искусствоведы.

Этот метод особенно хорошо применяется к художникам, которые рисовали ну уж очень плодовито – сотни и тысячи больших и, самое главное, маленьких полотен. Как, например, Айвазовский. Этот художник писал так много, что даже при наличии «провенанса» на его известные работы никого не удивит появление, очередного, кисти Айвазовсксого морского пейзажа, типа, доселе неизвестного.

Или Амедео Модильяни – весьма дорого продаваемый нынче автор, которые был «прописан» в «гении» только после своей смерти.

Проживая в районе Монпарнаса, богемного квартала Парижа, и влача практически нищенское существование среди таких же нищих коллег по искусству, он порой оплачивал свой обед в кафе рисунками и небольшими картинами. Сейчас эти картины и рисунки продают за миллионы американских долларов. Кто тогда вёл учёт того, сколько и  каких именно рисунков Модильяни оставил за еду на салфетках или оборотных сторонах листиков меню в кафешках?!

Абсолютно никто не вёл.

И сейчас – это просто золотая жила для подделок «под Модильни» на продажу под ловко кем-то раскрученный после его смерти фамилию/бренд «гения».

В 1917 году Модильяни написал картину «Прекрасная римлянка» (на фото ниже).

«Прекрасная римлянка», Амедео Модильяни

Насколько прекрасна изображенная на картине римлянка – дело вкуса. Как и то, насколько само изображение гениально с точки зрения сочетаний цвета, уверенности мазка, композиционной драматургии, игры света-тени, передачи настроения, глубины внутреннего мира позирующей и прочих заумностей – тоже дело вкуса.

Но вот цена за эту римлянку бесспорно очень «вкусная» – в 2010 году в Нью-Йорке на аукционе «Sotheby’s» полотно размерами 100x65 сантиметров неизвестный покупатель приобрёл за 68,96 миллионов американских долларов.

Итак, зафиксируем ситуацию, а именно: искусство живописи представляет собой абсолютную условность, не имеющую никакой практической значимости для людей.

Как и любое искусство, живопись – это из разряда развлечений, прежде всего – для зрителя.

Развлечение же – это праздное время препровождение, не обременённое никакой материальной пользой для человечества.

Но если какие-то безумцы считает возможным лично для себя развлекаться за миллионы долларов, то почему всем остальным это должно навязываться, как «гениальность»?

Взгляните на эти картины, уважаемые читатели, и проникнитесь – если сможете – их «гениальностью»:

Картина «Алжирские женщины (версия О)», Пабло Пикассо, в мае 2015 года продана на аукционе «Christie’s» в Нью-Йорке за 179 миллионов американских долларов.

Василий Кандинский, «Картина с белыми линиями», в июне 2017 года картина продана на торгах «Sotheby’s» за 41,8 миллиона американских долларов.

Хаим Сутин, «Бычья туша», картина продана в 2015 году на аукционе «Christie’s» в Нью-Йорке за 28,2 миллиона американских долларов.

Существуют и другие способы «нахлобучить» богатых на деньги, «подогнав им гения на холсте». 

Так что искусство выращивать хлеб, защищать Родину или учить детей – куда как более необходимы обществу, чем игра на публику в показушную интеллектуальную и художественного вкуса «избранность» кучки сходящей с ума от своего богатства «элиты».

Фактически сегодня мы наблюдаем планетарное обострение идолопоклонства, в данном случае – живописного.

Причём это явное идолопоклонство всячески пытаются дезавуировать многочисленными заказными рассуждениями о гениальности творчества отдельных художников, как умении ими показать уникальность собственного видения мира. Те же, кто это уникальное видение не разделяет, сразу определяют в число плебейских обывателей, не способных на поступок, жест или действие.

На это утверждение сразу возникает вопрос: а под каким гениальным озарением личностного видения мира художник Ван Гог, называемый «экспертами» одним из самых известных и влиятельных художников всех времён, сам себе отрезал мочку уха?

Ведь это не что иное, как жест, поступок и действие сумасшедшего с мазохистскими и даже суицидальными проявлениями.

Или это такой себе уход от мирских забот в творческое озарение членовредительством по созданию своей художественной индивидуальности во имя служения искусству?

Даже интересно, много ли из читающих эти строки тех, кто глубоко знаком с творчеством Ван Гога и восхищён этим творчеством до самой глубины своей души?

Или Сальвадор Дали, тоже «гений», читал лекции в водолазном костюме, заявляя при этом, что ему так легче плавать в океане своего подсознания. Хорошо ещё, что не плавал в выгребной яме без водолазного костюма.

И так далее и тому подобно…

В целом – явное галлюцинаторное восприятие мира, вызванное глубокими психическими расстройствами.

И если «гениальная» живопись создаётся умалишёнными, то какой от неё прок для психически нормального человека? Так сказать, вникая – самим сходить с ума?

Идолопоклонство – в том числе – это и назначение некоторых художников «гениями», а их картин – шедеврами.

И поклонение сим идолам происходит исключительно деньгами.

У богатых свои причуды. И чем богатые богаче – тем причудливее их вкусы и предпочтения.

В книге пророка Исаии на сей счёт сказано абсолютно исчерпывающе: «Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены».

Алексей Ратников

Другие статьи: 

Фундамент веры – воскрешение Христа из мёртвых. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/279...

ТАВРЫ Крымского полуострова. Вопросы истории. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/287... 

Про уникального звонаря К. К. Сараджева. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/288...

Мистический портрет. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/285...

Русский гений – покоритель энергий. Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/292...

Ау, космос! Подробности здесь: https://cont.ws/@as39sa179/292...


Маск-терминатор

До 2015 года Илон Маск заявлял, что не вмешивается в политику и разделял свои пожертвования между республиканцами и демократами. Накануне выборов 2016 года, публично критиковал Трампа и...