Итак, наступила среда, день четвёртый. Когда миновала благовонная ночь среды, 4 марта, и наступало время рассвета.
"Сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней , и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. " (Быт.1,14-19)
В одно мгновение Бог собрал первозданный свет и поместил его в удивительные светильники, которыми тотчас же украсил просторы небесных полей. Цветы звезд и туманностей с тех пор служат прекраснейшей иконой величия Создателя. Но важнейшими для Земли стали два великих светила. В первый из них тайным образом как в сосуд влит свет первого дня, а второй служит небесным зеркалом, освящающим отраженным светом ночное полушарье. Однако Премудрый Творец на сделал зеркала настолько чистым, чтобы оно полностью отдавало получаемое сияние, ибо иначе на земле был бы невозможен сон.
По свидетельству духоносного Ефрема: "Солнце стояло тогда на востоке, а Луна напротив него - на западе; Солнце было низко, и частью погружено, потому что сотворено на месте восхождения его над землей, а Луна была выше, потому что сотворена там, где бывает в пятнадцатый день. Посему в то время, как Солнце стало видимо на Земле, оба светила увидели друг друга, и потом Луна как бы погрузилась. И самое место, где была Луна при своем сотворении, и ее величина и светлость показывают, что сотворена она в том виде, в каком бывает в пятнадцатый день. Как деревья, травы, животные птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения; так и Луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день."
Для уяснения слов св. Ефрема скажем, что вся описанная им картина видна была для наблюдателя находящегося в Святой Земле, ибо там находится, согласно Библии (Иез.5,5), центр Земли. Для других мест нашей планеты картина бы выглядела иначе.
По свидетельству книги Иова, в то мгновение, когда были сотворены звезды, "восхвалили Господа гласом велиим все Ангелы Божии." (Иов.38,7) Эти прекраснейшие гимны воспеваются и до ныне бесплотными хорами. Слабый отсвет этого небесного славословия на нашей Земле мы слышим в звуках канонического знаменного распева, который и создан Церковью как воспроизведение в трехмерном звучании поднебесной мелодий ангельских сфер. Ликование этих духов при сотворении именно звезд не случайно, ибо эти бессмертные существа таинственно управляют небесными светильниками. Не случайно в Священном Писании и звезды и ангелы именуются "небесным воинством".(ср.4 Цар.23,5 и 2 Пар.18,18) Откровение св. Иоанна Богослова знает ангела, "стоящего на солнце" (19,17) и другого духа, имеющего власть над огнем (14,18). По повелению Божию эти бессмертные личности могут изменять пути метеоритных потоков и астероидов (8,7-11), изменять светимость Солнца, Луны и звезд (8,12) и управлять процессами происходящими в солнечных недрах (16,8-9). Архиепископ Лука говорил, что "небесные тела служат местом обитания бесчисленных разумных существ... И пылающие массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами."
Не смотря на существование этого таинственного предназначения небесных светил и других целях им поставленных, но нам не ведомых, о которых говорит Давид: "Господь исчисляет количество звезд; всех их называет именами их" (Пс.146,4), главная их задача - "светить на землю"! Нет сомнения, что для святого Автора Библии, Земля-это центр Вселенной, и для Него вполне чужда современная "научная картина мира" с ее бесчисленными пространствами, не имеющими ни смысла, ни цели, ни причины, в которых человек теряется как капля в океане. Для Бога нет никаких преград и слово его тотчас становится делом. - Все бесчисленные звезды, где бы в небесах они не находились (а расстояния до них известны лишь предположительно), все они тотчас же стали видны на Земле, для освящения которой они и созданы. Для Всемогущего нет нужды в бесчисленных годах для того, чтобы свет от далеких звезд дошел до наших очей.
Вернемся же к священным глаголам. - "Для отделения дня от ночи" созданы светила. - Златоуст говорит, что Бог создал Солнце в четвертый день для того, чтобы кто не подумал, будто оно является причиной и творцом дня и света (как думали язычники). Оно поставлено быть лишь управителем того, что было до его появления (сравни Пс.135,7-8). Исходя из тех же миссионерских соображений в 1 главе Бытия Солнце и Луна именуются просто светилами-фонарями. Дело в том, что слова "Солнце" и "Луна" на еврейском языке являются также и именами языческих богов. Господь же показывает нам этим, что мы свободны от влияния светил и не должны верить астрологии, лишающей нас свободной воли.
Для этого и растения созданы раньше светил, чтобы эволюционисты не думали, что Солнце-творец жизни. Но к сожалению многие не вразумились Божиим словом! А для животных, обладающих зрением, небо наполненное первосветом было бы нестерпимо ярким, посему Всемилостивейший и собрал его в сосуды, а лишь после этого сотворил одушевленные существа.
Другой задачей данной светилам было повеление служить "для знамений". Слово это (по-еврейски "отот") означает необычные небесные явления, предвещающие суды Божии. Наиболее часто проявляется это предназначение светил в солнечных и лунных затмениях. Удивительна мудрость Творца, сделавшая возможным эти небесные знамения! - Солнце имеет диаметр в 400 раз больше лунного и находится на расстоянии от Земли в 400 раз большем. Лишь благодаря этому и возможны затмения. Другим примером знамений могут служить кометы, которые часто предвозвещают грозные кары Божии - войны, эпидемии и т. п. Особенно ясно свидетельствовало небо о величии Христовом. Вифлеемская звезда возвестила о Его Рождестве, как праздничный фейерверк зажигаемый при рождении принца. А на Голгофе Солнце, как верный раб, облачилось в черные ризы и потухло как погребальный факел. Но в последний раз светила явят силу этих слов Божиих в последние дни мира, когда Солнце померкнет, Луна станет как кровь, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются.(Мф.24,29; Апок.6,12-14)
По толкованию святого Василия слово "знамение" показывает, что светилам поручено влиять на климат Земли. По ним определяется погода, время сева и жатвы. На основании наблюдений звездного неба ориентировались в океане и узнавали, не приближается ли шторм.
"Для времен" - этим показывается одно из важнейших для православных предназначений светил. В еврейском тексте здесь употребляется слово "моадим" - что буквально означает "собрания". Таким образом Солнце и Луна имеют целью своего движения определять дни богослужебных времен-праздников. В Ветхозаветной Церкви по их положению на небесах определялись все праздники, причем главным указателем выступала Луна, ибо тогда еще было время смертной тени, исчезнувшей после явления Солнца правды. Ныне же, хотя Луна и не потеряла своего значения, гораздо большую роль получило дневное светило. Не даром великие праздники неподвижного круга связаны со днями солнцестояний и равноденствий. Однако самым величественным исполнением этого задания для светил является великий пасхальный круг. Чрез него и небеса участвуют во вселенском прославлении Воскресшего. Поэтому великий гнев Божий падет на тех, кто покушается изменить церковный календарь. Их обличат в нанесенной обиде с высоты и Солнце, и Луна, ибо эти творения Господни лишаются возможности выполнять волю Вседержителя и поэтому теряют смысл своего существования.
Следующим предназначением светил, указанным бытописателем, является устроение "дней". Как уже было сказано выше, светила - не творцы, а лишь управители суточного круга. День и ночь были разделены еще в первые сутки бытия мира. Данное повеление Создателя определило то изменение длительности дня и ночи, определяемое положением Солнца, Луны и звездного круга, благодаря которому в нашем мире существует смена времен года. Однако, по словам великого византийского канониста Матфея Властаря, это повеление светила стали выполнять так, как они это делают сейчас, лишь после окончания седмицы сотворения. "Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, - ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновенье: ибо хотя еще в четвертый день новосозданные светила осветили мир, однако им не было повелено поступить движением вперед, как это происходит ныне во Вселенной... Бог не хотел показать нам в начале ничего несовершенного во всем том, что Он сотворил... В день шестой рукою Божией созидается человек, в такое время, когда равноденствие еще оставалось в полной силе, и Луна, стоя прямо против Солнца, обилием своего блеска почти равнялась ему. И не прилично бы было, ни первому человеку быть созданным прежде равноденствия, когда все еще было покрыто мраком, человеку, которого по великому сродству со светом не без основания называется светом... ни светилам умалить приличествующую им красоту, на тот раз, когда они должны были сопровождать долженствующего быть царем твари; кроме сего, и самое время, которое отселе воспринимало свое начало, должно было начать дни и ночи, только лишь созданные, равенством, потому, что равенство по природе первее неравенства, как положение первее отрицания, бытие - лишения; и Бог сим научал, чтобы мы ставили закон равенства, на котором утверждены все добродетели, выше всякого излишества и неравенства. Когда же, после седьмого дня , светила, как бы выпущенные из затвора, начали свое течение, то, по неравномерной скорости движения, тотчас и произошли уклонения." (9. стр.358-359)
Последним из Божественных повелений обращенных к светилам было поручение им управления "годами". Известно, что ныне существует несколько видов годов, зависящих от различных светил. Это солнечный (тропический) год - в течении которого Солнце возвращается к точке равноденствия (365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд); звездный - когда Солнце возвращается к одной и той же звезде (365 дн.6 ч.9 мин.10 с.); и, наконец, лунный (354 дня). Однако, надо заметить, что Библия знает лишь год длящийся 360 дней, и месяц - 30 дней (см. Быт.7,11 и 8,4, и сравни оба этих стиха с Быт.7,24 и 8,3; а также Дан.7,24-25; Апок.13,4-7 и 12,6 (1260 дней=3,5 года)). Этот год иногда называют пророческим. Интересно, что и у древних народов, таких как индусы, персы, вавилоняне, ассирийцы, римляне и даже майя, год также считался длящимся 360 дней (10. стр.370-383). Вероятно, изначально год действительно длился 360 дней и состоял ровно из 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Однако, эта идеальная система нарушилась во день битвы Иисуса Навина при Гаваоне, когда Солнце остановилось на небесах.(Иис. Нав.10,12-13); а также при пророке Исайи, по слову которого Господь возвратил тень Солнца на 10 ступеней(4 Цар.20,10-11). Поэтому нам кажется бессмысленной попытка создать вечный календарь, не учитывающий того, что течение светил зависит от воли Творца, и предполагающий, что нынешний порядок вещей останется вечно неизменным.
Всматриваясь в Божественные глаголы замечаешь, что для описания дела творения Моисей ТРИЖДЫ говорит о Боге Творце: "И сказал Бог.. И создал Бог... И поставил их Бог... " По мысли святого Василия здесь указывается на участие всех Лиц святой Троицы в деле творения (Шестоднев 2. стр.98). И подлинно это так: Бог Отец-Первопричина сотворенного , его Измыслитель (сказал Бог), Бог Сын-Причина созидательная (и создал Бог), а Бог Дух Святой-Причина, приводящая к совершенству (и поставил их Бог). Сын осуществляет волю Отца, а Дух завершает творение в добре и красоте.(11. стр.170) Эту истину яснее открывает Давид: "Словом Господним сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их" (Пс.32,6).
Подлинно, как не узреть человеку, вглядывающемуся в просторы небесных полей, мудрости измыслившего их Отца, не удивится могуществу сотворившего их Сына, и не прославить чудесную красу и изящность расписавшего их Украсителя Духа, чье дыхание оживотворяет бесчисленные звездные миры.
"Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем - пылающею бездной
Со всех сторон окружены. "
Ф.И. Тютчев.
Мы можем восхищаться небесными красотами , не рискуя впасть в субъективизм, ибо Сам Праведный Судья и Мерило всех вещей изрек о них Свой приговор:
"И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый".
Священник Даниил Сысоев
Предыдущие статьи:
Оценили 10 человек
78 кармы