Мифы о семье

1 341

Миф: «Бьет — значит, любит»

Суть мифа:

Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).

Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника.

В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повествуется о немецком купце, чья русская жена была возмущена тем, что он ни разу её не побил, мол, значит, он её не любит. Но как-то странно воспринимать единственное толкование в единственном рассказе как житейскую норму и взгляды всех женщин. Напротив, большинство женщин страдали от рукоприкладства мужей, при возможности жаловались властям – об этом сохранилось достаточно сведений.

Вторым источником называют «Домострой», в котором сказано: «Бия по телу, душу избавлявши от смерти…», и что мужчина, не способный наказать жену, «погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит». Кстати, многие люди знают о «Домострое» лишь то, что это книга, написанная когда-то священником, и что в ней сказано о необходимости бить жен и детей. Поэтому они уверены, что это свод религиозных правил, и что для православных людей «воспитательные побои» не просто нормальное, но и обязательное явление. На самом деле, значительную часть «Домостроя» занимают хозяйственные советы – как кроить одежду, приглядывать за слугами, хранить посуду, готовить, заниматься огородом, делать покупки и т.д. Остальное посвящено, как бы сейчас сказали, советам психологическим: как воспитывать детей, как жить расчетливо, как выдавать замуж и женить детей, как советоваться супругам и т.д. Безусловно, всё это пронизано призывами к христианскому настрою – ведь бытовая жизнь в те времена была тесно связана с жизнью духовной, религиозной. Тем не менее, это вовсе не книга о христианском вероучении, а лишь литературный исторический источник, повествующий о нравах того времени, когда он был написан. А самые известные из «Домостроя» советы о физических наказаниях, кажущиеся современному человеку ужасно жестокими, отражают ту давнюю реальность. Истории полагают, что в XVI веке «Домострой» казался, наоборот, более гуманным по сравнению с царившими нравами. Ведь в нём рекомендуется исходить из любви, бить только в самом крайнем случае, без гнева и без вреда для здоровья. Но в любом случае, неразумно прилагать к современной жизни бытовые советы из XVI века. Это противоречит здравому смыслу.

Третьим источником описываемого мифа называют Библию. В паре с «Домостроем», как подтверждение неразрывной связи любви и физических наказаний в христианстве, упоминают слова из Книги Притчей Соломоновых: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25) и др., а также слова Нового Завета, повторяющие изречение Соломона: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6).

Несмотря на то, что книги Библии во многом метафоричны и в них часто изъясняются притчами, нередко люди понимают слова Писания буквально и к тому же в отрыве от контекста. Святые отцы толкуют эти слова как наставление о том, что негоже избегать даруемых Богом искушений и страданий, ибо они направлены на очищение души, а наказание Бог применяет из любви к своим чадам, чтобы исправить в них порок, выкорчевать дурное и очищенными подвести «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» (Евр.12:22). Апостол Павел в своем Послании к евреям прямо говорит об этом. Однако в умах обывателей слова о розгах и биении отложились буквально, а причина со следствием поменялись местами. Так и родилось житейское правило – любящий обязательно бьет, а следовательно, если кто-то бьет – значит, он любит. Сразу скажем, что это категорически противоречит тому, что: «Не всякий подвергающийся биению есть сын» (Евфимий Зигабен), «Не всякий бичуемый – сын» (Блж. Феофилакт Болгарский).

Последствия веры в миф:

Этот миф – прямое оправдание домашнего насилия, разрушившего немало семей и человеческих жизней.

Реальность:

Основные аргументы, развенчивающие миф о побоях как свойстве любви, уже приведены при описании мифа.

Правда такова: в большинстве случаев, бьет — не значит любит. Бьет – это значит, вы подвергаетесь физическому насилию. Подробнее о домашнем насилии.

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Песни сильных духом Николая Емелина

«Мое творчество говорит о наших могучих и великих предках, и я бы очень хотел, чтобы мы были достойны их памяти. Я хочу, чтобы мои дети и внуки ходили с правильной осанкой и гордились и...