Протесты в Беларуси. Прямая трансляция. Обновляется

«Смыслом жизни бесполезного класса станут компьютерные игры»

14 1647

Развитие технологий приведет к формированию бесполезного класса, представители которого не смогут устроиться ни на одну из доступных работ. Безусловный доход обеспечит им средства к существованию, а смысл жизни придется искать в виртуальных мирах, в том числе в компьютерных играх, прогнозирует израильский историк Юваль Ной Харари.

Алгоритмы и роботы отберут у людей сотни профессий, но на смену им придут новые виды занятости, пишет в своей колонке в The Guardian историк и автор книги «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня» Юваль Ной Харари. 

Центральные тезисы

Организмы — это алгоритмы, и поэтому homo sapiens не могут доминировать во вселенной, где большие данные становятся парадигмой.

Поскольку вербальная / языковая революция была около 70 000 лет назад, люди живут в рамках «интерсубъективной реальности» таких явлений, как страны, границы, религия и деньги, которые созданы для обеспечения широкомасштабного и гибкого сотрудничества между отдельными людьми. Человечество отделяется от животных способностью людей верить в эти межсубъективные конструкции, которые существуют только в человеческом разуме и даются силой через коллективные убеждения.

Гуманизм — это форма религии, в которой вместо Бога поклоняются человечеству. Это ставит человечество и его желания в качестве приоритета в мире, в котором люди сами формируются как доминирующие существа. Гуманисты считают, что этика и ценности производятся внутри каждого человека, а не из внешнего источника. В течение XXI века, по мнению Харари, гуманизм может подтолкнуть людей к поиску бессмертия, счастья и власти.

Огромная способность человечества придать смысл своим действиям и мыслям — вот что сделало возможными его многочисленные достижения.

Технологические разработки угрожают продолжению способности людей придавать смысл своей жизни; Харари пророчествует о замене человечества сверхчеловеком или «homo deus» (человек божественный), наделённым сверхъестественными способностями, такими как вечная жизнь.

Так в будущем популярностью будет пользоваться профессия дизайнера виртуальных миров. Однако освоить ее сможет не каждый. «Работа потребует креативности и гибкости, и пока неясно, сможет ли 40-летний безработный таксист или страховой агент перестроиться и стать дизайнером виртуальных миров», — пишет Харари.

Даже если обладатели традиционных профессий смогут найти новую специализацию, мир продолжит меняться. Через какое-то время каждому специалисту придется «переизобретать» себя заново, уверен Харари. Проблемой будущего станет не просто создание новых рабочих мест, а создание профессий, с которыми люди справляются лучше алгоритмов.

«К 2050/2025 году сформируется новый класс людей — бесполезный класс. В него войдут не просто безработные люди, а люди в принципе не способные устроиться на доступную работу», — пишет историк.

Бедствовать бесполезный класс не будет — развитие технологии приведет к накоплению капитала и позволит выплачивать гражданам безусловный основной доход. Проблемой будущего станет не отсутствие денег, а отсутствие занятости и чувства удовлетворенности. Если у людей нет дела и нет конкретных целей, то они начинают сходить с ума, убежден Харари.

По мнению израильского историка, в будущем многие обретут свое предназначение в компьютерных играх. «Лишние с точки зрения экономики люди смогут проводить все больше времени в трехмерных виртуальных мирах, в которых они найдут больше эмоций, чем в реальном мире», — пишет Харари.

Тысячелетиями люди искали смысл жизни в виртуальных, вымышленных образах. Харари сравнивает с играми религию и потребление. Оба этих конструкта также требуют от человека следования правилам и ритуалам в обмен на определенные блага и переходы на новые уровни.

Уже сегодня многие отказываются от работы в пользу видеоигр. Согласно исследованию американских экономистов, 22% американских мужчин без высшего образования не работали ни дня за последние 12 месяцев. По данным Американского бюро статистики труда, за последние 15 лет количество свободного времени у низкоквалифицированных рабочих увеличилось на 4 часа в неделю, и 3 часа из этого дополнительного времени тратится на видеоигры.

Харари предполагает, что к 2050/2025 году люди будут исследовать новые игровые сценарии — либо в формате видеоигр, либо в формате новых религий и идеологий. Смысл жизни будет заключен в новых видах деятельности и новых ритуалах. Работа, по определению историка, была смыслом жизни только в определенные периоды истории и в определенных мировоззренческих системах.

В книге «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня» Харари описывает возможные религии будущего. К ним он относит датаизм — новую идеологию, согласно которой человек утратил свою доминирующую роль в цифровом мире и стал лишним звеном. 

Другая система ценностей — техногуманизм — делает ставку на развитие возможностей человека с помощью нейроинтерфейсов и киборгизации. 

По прогнозам Харари, к 2100/2035 году человек разумный перестанет существовать как вид, так как человечество само себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта и биотехнологий.  

https://lifedeeper.ru/post/645...  

https://www.quora.com/Is-artif...  

https://www.facebook.com/group...



Брянский вице-губернатор подал в отставку после смертельного ДТП с участием своего сына

Обстоятельства автоаварии, которая произошла в пятницу 18 сентября в Брянске, местные полицейские ещё выясняют, но основные моменты уже известны.За рулём автомобиля Volkswagen Touareg, ...

Животные как антидепрессант

«Если вы можете начать свой день без кофеина, если вы всегда можете быть жизнерадостным и не обращать внимание на боли и недомогания, если вы можете удержаться от жалоб и не утомлять лю...

Копия без оригинала и другие герои нашего времени

Странное слово «симулякр». Копия без оригинала — такой же парадокс, как и понятие «постмодернизм». Разве может в данной временной плоскости существовать то, что опережает современность?...

Обсудить
  • "По прогнозам Харари, к 2100/2035 году человек разумный перестанет существовать как вид, так как человечество само себя модифицирует с помощью искусственного интеллекта и биотехнологий. " - Уже. Но только с помощью ЭКО, кесаревки, искусственного вскармливания, синтетической пищи и ГМО. Уже - и лет 10 как уже. Естественный отбор отключен - антибиотики, миролюбие, снижение детской смертности. Уже сейчас на планете несколько разных видов под одним названием - человек. Но разным видам нужны будут и РАЗНЫЕ ИГРЫ.
  • > Бедствовать бесполезный класс не будет — развитие технологии приведет к накоплению капитала и позволит выплачивать гражданам безусловный основной доход. Такое "накопление капитала" возможно уже с 1960-70-х годов. Остаётся главный вопрос "зачем"; в буквальном смысле - зачем нужна "обществу" и "экономике" биомасса, которая ничего не делает. И если в ней нет смысла, то её искоренят, будьте уверены.
  • Экий бравый выдумщик сладких сказок этот Ной. Быть может, в Израиле такое и возможно к 2050/2025. А что делать с остальными миллиардами пухнущих с голоду? Или у него они уже запланированы под нож?
  • По прогнозам Харари хорошо видно, на сколько принципиально различается подход к философии в зависимости от родного языка. Словосочетание - американский философ, для меня вообще не понятно. :smirk:
  • Игромания как психоз слабо контролируема и может захватить (и захватывает) и людей, небесполезных для общества. Это уже сейчас видно.