А потом я увидел «Сталкера». После этого фильма возникло ощущение какой-то жесткости, внутреннего отчуждения от других людей. Что-то там было не то, я это чувствовал. Прошло время, и я понял, в чем дело. Сюжет фильма следующий. Два человека решили проникнуть в зону. Место это закрытое и охраняется войсками. Об этой зоне ходят странные слухи: будто бы любые желания попавшего в ее центр человека исполняются. Сталкер-проводник ведет туда двоих человек, которые решили рискнуть своей жизнью, но добиться желаемого.
Ощущение иного мира передано блестяще. Другое пространство, другие причинно-следственные связи. Много раз герои фильма рискуют жизнью, но в конце-концов приходят в заветное место. Зона готова выполнить любое их желание, любую мечту о будущем. И вдруг выясняется, что будущего у них нет. Его нет у писателя, который вечно брюзжит и всем недоволен. Недовольство окружающим миром и презрение к несовершенному — это один из главных признаков человека, поклоняющегося духовности. У такого человека нет будущего. Вот и у писателя нет никаких планов, целей и желаний. Второй является ученым. А ученые рассматривают мир с материалистических позиций. Исчерпанность будущего этот ученый воспринимает по-своему: он хочет взорвать эту зону, чтобы никто больше не смог сюда проникнуть и навредить людям своими желаниями. То есть в фильме показано, что силы разрушения гораздо более сильны, чем силы созидания.
Зона — это олицетворение нашего подсознания. Там, где оно соприкасается с Божественными энергиями, любое желание исполняется. Для человека несовершенного полное исполнение желаний убийственно. Это чувствуют представители и духовного, и материалистического направления. В этом фильме нет выхода, а есть ощущение неотвратимо приближающейся гибели. И только в самом конце героиня Алисы Фрейндлих что-то говорит о любви к мужу. Но это мимолетное теплое чувство отходит на второй план, и явственно ощущается гибельный конец.
Наука всегда тяготела к материальному миру и превозносила его. Религия всегда тяготела к миру духовному, невидимому и непроявленному. Соединение духовного и материального, религии и науки может дать импульс устремления к любви и познанию Творца. Ну, а пока-что ситуация в мире очень похожа на события в фильме «Сталкер». Люди духовные брюзжат, всех осуждают и говорят о конце цивилизации, а люди материалистичные энергично готовятся к уничтожению этой самой цивилизации.
Я вспоминаю слова из песни Владимира Высоцкого: «И ни церковь, и ни кабак — ничего не свято. Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» И то, что в конце поэт видит плаху с топорами, предрекает не будущее Советского Союза, как ошибочно полагали многие, — это тот финал, к которому скользит все человечество.
В фильмах Тарковского сознание стало побеждать чувство. Он окончил музыкальную школу и художественное училище, поэтому вначале духовное и материальное в его душе гармонично уравновешивались, но потом сознание, логика, стали побеждать. И мистичность его фильмов стала превращаться в нелогичность, в подсознательную попытку победить зависимость от сознания и духовности. Сознание победило. Но когда стала уходить любовь, начался рак легких — как спасение души.
Лазарев С.Н. Человек будущего, часть 2
Оценили 12 человек
26 кармы