В советское время случился такой "безобидный" литературный феномен - писатели-деревенщики. Дескать, социализм с индустриализацией - это хорошо, но было бы здорово сберечь для потомков и простую крестьянскую избу.
Классический пример: "Прощание с Матерой" В.Распутина. В жертву промышленной гигантомании и Братской ГЭС приносится бабушка, ее избушка, а заодно и (в подтексте) - тысячелетняя история великой Руси. Рядышком образовался "Матренин двор" Солженицына, а там... сам собою, незаметно развернулся "Архипелаг ГУЛаг".
Ведь злые большевики губили русский народ, жгли его в костре мировой революции, не щадили в горниле мировой войны. Кроме того, взрывали храмы, стреляли священников и топили избы ради своих ядовитых заводов и гидроэлектростанций.
Далее был небольшой шажочек к созданию Всесоюзного общества защиты памятников (читай, изб - от коммунистов), затем еще один - уже к обществу "Память". Где-то рядышком группа "Черный кофе" затянула тоскливую песнь про "Деревянные избы Руси", а "Калинов мост" - про "Назад, в подвалы". К концу 80-х наши ценители родной истории уже гордо взметнули черно-желтое знамя борьбы с мировой картавой закулисой, сгубившей "Россию, которую мы потеряли". Собственно, эта линия никак не противоречила официальному курсу на демонтаж заводов и приватизацию дьявольских электростанций.
Ну а нынешние птенцы деревенщицкого гнезда - просто фашистствующие интернет-фрики в царских сюртуках, косоворотках и квашеной капустой из "Ашана" в бороде.
Как столичный интеллигент Дугин, не знающий, с какой стороны подойти к корове, они проповедуют отказ от завоеваний промышленной революции, проворачивание исторического фарша назад и переселение в хижины. Как многократно разведенный Холмогоров, они размахивают своей православной многодетностью.
Все это выглядит беспомощно и жалко. Улыбку вызывают их одинокие аккаунты с закрытыми комментами. Недоумение - конвейерно возводящиеся, но полупустые храмы.
Жизнь в современной российской деревне - тяжелый, монотонный, неблагодарный труд, пахнущий навозом и потом, а не мужской косметикой Антоновского.
Но нам столило бы задуматься еще вот о чем. Деревенское сознание - мелкобуржуазное сознание, сознание мелкого собственника и мелкого производителя. Оно будет сопротивляться любым формам обобществления, укрупнения, насильственного внедрения новых методов хозяйствования: как коммунистическим (колхозы), так и капиталистическим (монополисты-агрохолдинги). Кроме того, как мы хорошо помним из истории, именно из этой "купели народного самосознания" черпали силы все европейские фашистские движения. Собственно, лицемерие их вождей давно известно. Пасторально-крестьянская ширма всегда скрывала звериный оскал крупного империалистического капитала.
Сегодня мы наблюдаем нечто похожее. Проклятия в адрес советской власти, славословия в адрес "хозяйственников-кулаков" щедро оплачиваются выгодоприобретателями рыночной коллективизации: хозяевами гигантских латифундий и агрокорпораций - Дерипаской, Ткачевым и прочими.
Заунывная тоска по разрушенной коммунистами избе нисколько не мешает этим "деревенщикам" владеть не только распроданной землей, но и заводами-электростанциями.
Ну а вообще влияние полуфеодальных пережитков на ход контрреволюции в России - тема интересная и, как мне кажется, малоизученная. Если не считать усилий советской литературы, где помимо Распутина, Астафьева и Солженицына были еще и Толстой, и Горький, и Шолохов.
Оценили 6 человек
16 кармы