Задумывались ли вы о том, какую роль играет миф в нашей жизни? Как миф рождается, как долго и для чего он живёт?
Следует начать с описания классической теории, названной по имени древнегреческого философа Эвгемера. Итак, эвгемеризм - теория толкования мифов, согласно которой миф, и религия в целом, возникли из культа умерших или живущих «великих людей». В соответствии с этой теорией боги и другие мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования. То есть жил был силач, слава о котором обошла Древнуюю Элладу, а позже народ, наделив его сверхспособностями, создал из него миф, сказочную историю о Геракле.
Согласитесь, звучит разумно. Вот курица, а вот яйцо. И эта точка зрения была главенствующей до тех пор, пока Жорж Дюмезиль не высказал предположение, что в истории разных народов индивидуальное не играет почти никакой роли, и повествование о случившемся просто воспроизводит заранее существовавшие мифологические структуры. Получается, что не исторические личности превратились в богов и героев, но миф о богах и героях предопределил интерпретацию исторических поступков и свершений исторических личностей, то есть боги и герои проявлялись сквозь историю.
Дюмезиль убедительно показал, что древние хроники индоевропейских народов (в частности, сведения, сообщаемые о первых царях Рима) суть описания не конкретных личностей и событий, но воспроизводство типических мифо-социальных сюжетов, общих для всех индоевропейцев. В основе истории лежит строго структурированный миф. В этом изначальном мифе Дюмезиль выделял определенные социальные функции, запечатленные в социальном устройстве, структурах пантеона, легендарных сюжетах, магических обрядах. По Дюмезилю, миф полностью предопределяет историю, и миф есть постоянный источник дешифровки истории.
В истории индоевропейских народов этот миф почти всегда имеет трехчастную структуру – Жрец-Воин-Производитель. В Индии это воплощено в кастовую систему: «брахманы-кшатрии-вайшьи» (жрецы-воины-ремесленники), где каждой касте соответствует своя группа божеств. У римлян трехфункциональность общества выражалась в триаде верховных богов и соответствующих им жреческих коллегий – Юпитер (понтифексы, фламены), Марс (салии), Квирин (квириты). Дюмезиль подчеркивал, что в индоевропейском обществе материальные функции и ценности (труд, производство, обмен, торговля) всегда имели низшее значение по сравнению с ценностями религии и воинского искусства.
Не правда ли интересный подход? Но не понятно – а откуда берутся мифы? Где они хранятся?
Этим вопросом был озадачен Карл Густав Юнг, который разработал теорию об архетипах (греческий «первообраз»), населяющих пространство нашего коллективного бессознательного. Лучшим способом изучения зоны бессознательного являются сны.
Зачастую человек не обращает внимание на события, которые приключились с ним во сне, считая что это лишь переживания прошедшего дня. Однако, это и есть типичный подход эвгемириста.
Если же мы применим подход Дюмезиля, то нам станет ясно, что нужно обращать внимание не на эмоциональные переживания во время и после сна, а именно на то, какие образы тебе являлись, каков сам сценарий сна, на сколько часто у тебя повторяются эти образы и сюжеты.
Умение прислушиваться ко снам – навык великих, так это умение ярко отмечено в истории появления таблицы химических элементов, которая явилась во сне Дмитрию Менделееву (что соответствует по Юнгу архетипу квинтэссенции). Сон Нильса Бора, в котором ядро и электроны приснились ему в образе Солнечной системы с вращающимися планетами, послужил рождению теории о структуре атома (что соответствует по Юнгу архетипу мандалы. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса»). Величайший математик Индии Сриниваса Рамануджан утверждал, что все его открытия пришли к нему во сне от индуистской богини Намагири, которая в его сновидениях писала уравнения (по Юнгу архетип - Бог и человек).
Значит, можно предположить, что сон содержит в себе всё богатство научных знаний. Для ученых вопрос в том, как их оттуда извлекать.
Поэтому просыпаясь пробуйте поймать сон за хвост. Вспоминайте, что вам снилось и каков был ход событий. Обратите внимание на повторяемость сюжетных линий. Ведь стук из нижнего этажа, из подсознания, раздаётся не просто так – это всегда некое указание на нечто большее нежели ты сам. Это указание на общие коллективные корни твоего народа. На те сценарии, которые мы узнаём по нашим сказкам, легендам, мифам. Ведь России-матушке снится всё один и тот же сон..
Николай Преображенцев
Оценили 7 человек
26 кармы