• РЕГИСТРАЦИЯ

Социальная усталость и кризис идеи развития

97 13664

Социальная память народа надолго сохраняет яркие образы прошлого, которые с годами обрастают фантазиями и становятся легендами, а ушедших правителей наделяет меткими прозвищами. Владимир Мудрый, Иосиф Грозный, Никита Чудотворец, Леонид Летописец. Мягкого и доброго Ники брезгливо нарекут Николаем Кровавым, а брутального Кобу, – уважительно, Грозным. Народная любовь, она такая, необъяснимая и мистическая.

С другой стороны, итоги 21-летнего правления полковника Н.А.Романова и 31-летнего правления генералиссимуса И.В.Сталина таки сильно отличаются. Хотя в начале правления и романовская Россия и сталинский СССР переживали период экономического расцвета. В школе меня всегда удивлял 1913 год, как эталон для сравнения роста экономики, а годы правления Сталина вообще вошли в мировой топ всех времен и народов по скорости социально-экономического развития. Но в обоих случаях движение было прервано войной с Германией, которая с завидным упорством пыталась утвердить свое глобальное превосходство боевыми действиями на востоке. И если для Николая II и страны в целом, участие в войне закончилось трагически, то для Сталина и Советского государства послевоенный период был на редкость успешным. Наследственная монархия редко производит на свет сильных лидеров, в то время как революция порождает, вышедших из низов общества в результате сурового отбора, народных вождей, решительных, непримиримых и фанатично преданных идее.

Однако есть и другие критерии для сравнения монархии и республики. Россия Царская до революции 1917 года уже существовала 370 лет, со времени, когда был впервые венчан царём Иоанн IV Васильевич Рюрикович, а если брать отсчет от первых Рюриковичей, так и за тысячу. А Союз Республик не смог одолеть даже 75-летний барьер. По лучшим показателям экономического потенциала дореволюционная Россия в начале ХХ века занимала весьма почетное 4-6 место в мировом рейтинге, а Советский Союз в 50-е годы поднимался на призовое второе место, после США. И это после тяжелейшей разрушительной войны, на которой США баснословно обогатились. Вывод очевиден: Советская Республика обеспечила многократно боле высокие темпы развития, чем монархическая Россия. Можно еще добавить огромный прогресс в образовании, здравоохранении, науке, энергетике, вооружении, социальном обеспечении и других жизненно важных направлениях.

Необходимость ускорения темпов развития обычно диктуется внешними факторами. Конкуренция, борьба за выживание, стремление к лидерству. Но высокие скорости в любой сфере, будь то механика, физиология живых организмов или развитие социальных образований всегда сопряжены с повышением внутреннего напряжения и дополнительными рисками. Отсутствие баланса между степенью ускорения и внутренней устойчивостью к нагрузкам высокой интенсивности, недостатки источников восполнения энергии приводит к потере темпа, усталости или даже к разрушению.

В физике существует понятие «усталость материала». Под этим понимается процесс постепенного накопления внутренних повреждений в результате действия переменных напряжений, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин, их развитию и разрушению материала. Особое внимание специалисты обращают на критически важные элементы конструкций из металла и бетона, поломка которых может приводить к трагическим последствиям. В дикой природе возможность выживания хищников зависит от их способности добиться состояния усталости жертвы в процессе охоты. В спорте существуют разнообразные приемы борьбы с усталостью, но основной упор обычно делается на повышение выносливости в процессе регулярных тренировок.

Сталинский социально-экономический рывок, видимо, так же вызывал социальную усталость. С уходом пассионарного Вождя, советское общество, а особенно партийные элиты, хотели отдыха и расслабления. Инерции, заведенного энтузиазмом механизма развития, хватило на десятки лет, но следующая попытка «ускорения и перестройки», вызванная вполне объективными обстоятельствами, с треском провалилась и привела к гибели государства. Как если бы изнеженное домашнее животное попало в дикую природу или человек, давно забросивший спорт, вышел на поединок с профессионалом.

Памятник арабскому ученому - Ибн Хальдуну (1332 - 1406) во дворе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Москва.

Вновь созданные государства имеют определенный конечный жизненный цикл, если не предпринимают меры для борьбы с социальной усталостью. М.Хазин приводит высказывания арабского философа, времен классического средневековья, Ибн Хальдуна (1332 – 1406) о «жизненном цикле» государства. У государства, как и у человека, существует естественная продолжительность жизни — три поколения. Этим трем поколениям соответствуют пять фаз жизни государства (фазы не совпадают с поколениями, поскольку некоторые из них возникают при жизни одних и тех же людей):

1) победы над врагами и основания государства,

2) формирование единоличного правления,

3) благоденствие и демонстрация могущества, в том числе строительством зданий и городов,

4) застоя, когда главной задачей становится поддержание стабильности, «чтобы все шло как всегда»,

5) расточительства, растрат и безумств, когда очередной правитель не интересуется ничем, кроме собственных удовольствий. На этой стадии начинаются дворцовые перевороты, мятежи, вторжения врагов — и ослабленному и выродившемуся государству приходит конец.

Согласно Ибн Хальдуну, воспрепятствовать такому развитию событий невозможно.

При всей условности возможности применения мудростей древнего философа к событиям современной истории, нельзя не отметить проницательность его выводов о признаках социальной усталости. Таких как, концентрация усилий на поддержании стабильности, «чтобы все шло как всегда», абсолютизации собственных удовольствий, дворцовых интригах, мятежах (цветные революции тогда еще не изобрели). Но ведь нам известны государства и даже империи, которые существовали веками и даже тысячелетиями. В чем секрет их долговечности. Возможно, нужна меньшая скорость социально-экономического развития, тогда и усталости не будет. Действительно до сих пор существуют устойчивые социальные группы, развитие которых отстает от современного уровня на века. Однако они остались только в тех уголках планеты, которые пока не интересны, как места добычи полезных ископаемых или выращивания сельскохозяйственных культур, куда еще не пришла безжалостная поступь «цивилизации».

Конечно, жизнеспособность Династического периода Древнего Египта, просуществовавшего без малого три тысячелетия, впечатляет, но ведь он закончился за триста лет до нашей эры, уступив наступлению войск Александра Македонского. Дальше колесо истории стало вращаться быстрее. Из современных государств рекордсменом по сочетанию качеств долговечность – скорость развития остается Великобритания. Особенности весьма жестокого и кровавого процесса создания британского рецепта борьбы с социальной усталостью подробно рассматривались в длинной и гламурной предыдущей публикации https://cont.ws/@ay948223/1196973 .

Если борьба с усталостью в технике связана со своевременной заменой «уставших» элементов конструкции и созданием материалов с улучшенными характеристиками, то в живой природе и социальной среде самым надежным средством представляются непрерывные тренировки и спарринги. Выигрывает тот, кто постоянно находится в хорошей форме и готов к неожиданностям. У диких животных непрекращающаяся борьба хищников и травоядных прекрасное упражнение для поддержания тонуса. Больные и ослабленные особи моментально становятся легкой добычей и пищей. Для общества точно так же, внутреннее здоровье – основа иммунитета от внешней экспансии. Безусловно, межгосударственная конкуренция и противостояние внешним угрозам - отличное средство для мобилизации внутренних резервов. Но даже хищники предусмотрительно дают время травоядным нагулять массу. Опасность подстерегает именно в относительно спокойные времена, когда кажется, что можно расслабиться, воспользоваться плодами стабильности и пожить в свое удовольствие. Согласно Ибн Хальдуну, особенно тяготеют к этому правящие элиты третьего поколения.

Избавиться от пагубного влияния внутреннего расслабления могут только постоянная реальная и публичная состязательность и сменяемость групп истеблишмента, стоящих у руководства обществом. Однако на практике в социумах, выращенных на традициях патернализма, конфликты отражающие столкновение интересов различных (олигархических) групп в руководящей элите стараются решить путем закулисных переговоров и внутренних договоренностей. Это снижает риски проигрыша, который в представлении побежденных становится крушением, тождественным полному уничтожению. Или, по крайней мере, значительному поражению в правах и потерей материальных активов. Конкурирующим олигархическим группам выгоднее найти признанного «независимого» арбитра, который будет «разруливать» спорные ситуации.

Имитация борьбы с декоративной оппозицией, не влияющей на мнение правящей элиты, а зачастую и поддерживающей многие ее решения никого не может ввести в заблуждение, и воспринимается так же серьезно, как взлетные полосы почитателей «карго-культа». Острота открытой состязательности зависит от активности оппозиции, но особенно проявляется во время предвыборной кампании, включающей презентацию соревнующимися партиями своих программ для участия в выборах представительных органов власти. Принципиальная разница между кулуарной договоренностью и гласной конкуренцией политических платформ во время выборов состоит в том, что последняя вынуждает учитывать потребности и настроения электората. А народ получает опыт в умении отличать реалистические планы, ориентированные на требования большинства, от пустых обещаний, продиктованных предвыборными технологиями. При кулуарной же договоренности учитываются только интересы договаривающихся сторон: группы влияния и арбитра. Общество не может повлиять на результаты сделки и это становится благодатной почвой для различных информационных вбросов дискредитирующих власть.

Таким образом, главным рецептом от расслабленности и разложения правящих элит служит их постоянное публичное соревнование, приводящее к регулярной смене лидирующей партии. Такая динамическая конструкция управления хорошо вписывается в положения варианта диалектического материализма, согласно которому процесс развития общества подчиняется законом единства и борьбы противоположностей. Назовем такой вариант «диалектическим материализмом объективного мира». Поскольку именно сочетание единства и борьбы может быть внутренней пружиной РАЗВИТИЯ социума, определяемого как «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему».


Для того, чтобы пояснить замечание о «вариантах диалектического материализма» придется сделать пространное лирическое отступление с импровизацией на философскую тему… Мое знакомство с основами диамата пришлось на времена позднего Н.Хрущева и раннего Л.Брежнева. Упоминание работ И.Сталина на эту тему уже давно считалось неприличным, но отказа от ведущей роли диамата в идеологии еще не было. В интерпретации учения марксизма ударения делались на высказывания В.Ленина, но поскольку ленинские рассуждения порой отдавали явной крамолой, излагались несколько модифицированные сталинские варианты формулировок без акцентирования авторства.

Основной задачей марксистской философии, принято было считать изучение движущих сил и принципов РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. На базе понимания этих закономерностей строилась теория классовой борьбы и другие, далеко идущие выводы. Идеологическим стержнем развития, стали переосмысленные К.Марксом законы диалектики, превращенные в постулаты диалектического материализма, и закон единства и борьбы противоположностей провозглашался главным из них. В.Ленин в «Философских тетрадях», изданных посмертно, но написанных еще до революции писал: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики…». В сталинский же период неудобное «единство», не очень вписывающееся в классовую теорию, стали противопоставлять «борьбе» и планомерно изгонять из формулировок: «Развитие определяется не единством противоположностей, а борьбой противоположностей. В этом и только в этом — источник саморазвития предметов, явлений и процессов. Классики марксизма всегда подчёркивали абсолютность борьбы противоположностей и относительность единства. Следовательно, возводить единство противоположностей в решающий и определяющий фактор развития и саморазвития, значит идти назад, к гегельянщине, к оппортунизму». «Так например, тов. В. П. Чертков … выдвинул неверное положение, что «без определённого единства не может быть и борьбы противоположностей, а тем самым и самого внутреннего источника саморазвития предметов и явлений природы».

Крен идеологии того сложного периода в сторону борьбы вполне объясним. Практика построения социализма в отдельно взятой стране подсказывала вполне адекватные подходы. Так внутренние и внешние противоречия разделялись: «Касаясь вопроса о внешних противоречиях, противоречиях между страной социализма и капиталистическим окружением, товарищ Сталин указал, что эти противоречия «состоят в том, что, пока есть капиталистическое окружение, должна быть и опасность интервенции со стороны капиталистических стран, а пока есть такая опасность, должна быть и опасность реставрации, опасность восстановления капиталистических порядков в нашей стране». Тем не менее, реальное значение диалектики сомнению не подвергалось: «Марксистско-ленинское понимание противоречий является материалистическим. Согласно этой концепции, развивается и изменяется в силу борьбы противоположностей объективный, материальный мир. Борьба противоположностей происходит в природе, в обществе и отражается в наших представлениях, понятиях».

Можно еще долго говорить о множестве оттенков в понимания степени приоритетности «единства» или «борьбы», однако в то время, у меня сложилось твердое убеждение, что только их равноправие обеспечивает продолжительное и эффективное действие основного закона развития. Перекос в любую сторону разрушает данную систему взаимодействия противоположностей, и приводит в действие другие законы диалектики: «переход количественных изменений в качественные» и «отрицание отрицания». В своих публикациях я не останавливался на обосновании данного положения, считая его аксиомой развития. Поскольку реакции в комментариях на этот счет не было, считал, что такое толкование вполне понятно. Но недавно меня озадачило замечание, что, похоже, что я изучал не тот диалектический материализм.

Все может быть, ведь наука не стоит на месте, пришлось обратиться к современным учебным пособиям по философии. Каково же было удивление, когда этого, некогда основного закона развития там не оказалось. «Развитие» вышло из тренда, на смену ему пришло «изменение», а «единство и борьба» были заменены на «взаимодействие», или даже на еще более политкорректное и даже эротическое «гармоническое взаимопроникновение». Формулировки стали просто прекрасны: «В русле отечественной философской традиции, сложившейся в XX в., принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Последний точнее можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать». Особо доставляет пренебрежительное «отечественные традиции прошлого века …», ну что с них взять, «эпоха тоталитаризма».

Чтобы размыть необходимость реальной борьбы и показать незначительность ее места в общей иерархии методов взаимодействия далее поясняется:

«Можно также выделить различные виды борьбы:

- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

- мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга)».

Чтобы найти в этом длинном перечне изысканных вариантов взаимодействия место для идеологии «отечественной философской традиции», на основе которой были получены самые впечатляющие результаты скорости социально-экономического развития, очевидно нужно иметь богатое воображение. Поскольку «развитие» уже не интересно в принципе, то его скорость вообще утрачивает всякий смысл. Сталинские взгляды преподносятся как весьма упрощенные, если не примитивные: «В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория (как две составные части диалектического материализма) — это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности. Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания отрицания вовсе устранялся (как некий «пережиток» гегельянства). Из абстрактных философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации».

Почему же «развитие» ушло из приоритетов дискурса. Оказывается все просто: «Наша сегодняшняя современность является постмодерной, поскольку для нее характерно разочарование в разуме и прогрессе, неверие в будущее». Считается, что западная этическая и философская традиции являются наиболее продвинутыми, поэтому следует «жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем». А будет это называться «декаданс» или «постмодерн» неважно. Так проявляются очевидные симптомы нашей старинной генетической болезни - преклонения перед Западом. С другой стороны, ученые всегда просто улавливают и суммируют мнения господствующих элит и облекают их в научную форму, правильно ли их осуждать за это.

Классический вариант монады инь ян. Изображение вращается по часовой стрелке. Текущее время можно представить в виде радиуса. Степень влияния стихий циклична и определяется соотношением величины полей инь и ян пересекаемых радиусом в каждый момент времени.
Вариант монады инь ян усовершенствованный с целью наглядно показать, что в момент наибольшего влияния каждой стихии внутри нее происходит зарождение противоположной.

И все-таки, ситуация для «диалектического материализма объективного мира» представляется не такой уж безнадежной. Все больше признания получает реалистический восточный вектор мировоззрения. Диалектические философские традиции Китая традиционно связываются с категориями Ян и Инь. В Европе основателем первой исторической формы диалектики считается Гераклит Эфесский, живший в V-IV вв. до н. э., а философское движение инь ян цзя в древнем Китае существовала в V-III вв. до н. э., то есть примерно в тот же период. Тогда же оформилась «Школа образованных людей», названная в Европе Конфуцианством. Идеи Конфуция до сих пор уважаемы и востребованы в Китае. В I—III вв. была создана наиболее совершенная графическая иллюстрация диалектической борьбы и единства противоположностей в виде монады инь ян. В системе философских взглядов Мао Цзедуна также важное место занимали положения и принципы диалектики, но уже марксистской и материалистической. Взгляды Мао Цзедуна были близки к трактовкам законов диалектики И.Сталина. «Противоречия внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами и явлениями представляют собой причины второго порядка» писал Мао. Его идеология была направлена на развитие марксизма применительно к социально-политической ситуации, сложившейся в Китае. «Китаизация марксизма» обусловлена необходимостью его практическою применения в соответствии с национальной спецификой страны. Благодаря теоретическим работам Мао Цзедуна появились термины «китайский марксизм», «китайский коммунизм», «национальный марксизм».

Профессор Университета Цзилинь Сунь Чжэньюй на сессии Народного Политического Консультативного Совета Китая. НПКСК - совещательный орган при руководстве КНР.

Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин также считает, что «диалектический материализм - это мировоззрение и методология Компартии Китая». На семинаре Политбюро ЦК КПК, при обсуждении лекции «Об основных принципах диалектического материализма и его методологии» профессора Цзилиньского университета Сунь Чжэнюй, Си Цзиньпин отметил: «Компартии Китая необходимо расширить свои возможности в решении основных проблем на пути реформ и развития, более сознательно используя при этом диалектический материализм как мировоззрение и методологию». При этом, в его рассуждениях нет тенденции превозносить достижения КНР в строительстве социализма. «Китай по-прежнему остается и будет в течение длительного периода находиться на начальной стадии построения социализма, и в этом заключается объективное положение страны. Для того чтобы решить основные противоречия, которые возникли на пути развития партии и государства, необходимо построить общество малого достатка, всесторонне углубить реформы, управлять государством на основе законов, со всей серьезностью вести партийное строительство», заявил лидер Компартии Китая. Сравните с Брежневским «развитЫм социализмом», или Хрущевским "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Интересно и то, что члены Политбюро ЦК на семинаре(!) слушают и обсуждают доклад ученого.

Нацеленность Китая на развитие и прогресс, серьезные успехи в инновационной политике и ставка на развитие передовых технологий ставит перед идеологами страны новые задачи. Необходимо найти баланс между безжалостностью технократического прагматизма, обеспечивающего высокую скорость развития экономики, и выполнением задач социальной справедливости, заложенных в коммунистическом учении. В то время, когда постмодернизм отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта). Китайская технократическая парадигма объединяет – сциентизм и социализм. В первом случае речь идет о практике внедрения в руководство страны все большего числа инженеров и ученых.

Лю Юнмоу - профессор философии Китайского университета Ремин, Пекин, КНР. Сотрудник факультета истории науки Гарвардского университета, Бостон, США.

Профессор Лю Юнмоу в статье «Преимущества китайской технократии» пишет: «В развитых западных странах технократия подвергается многочисленной критике. Марксисты атакуют ее за то, что технократы помогали капитализму контролировать рабочих. Гуманисты утверждают, что технократия превращает людей в машины. Либералы критикуют ее за посягательство на личную свободу. Сторонники историзма и релятивисты критикуют научные принципы и технологические методы за нежелание адаптироваться к человеческому обществу». Таким образом, позиция Лю Юнмоу в целом прямо противоположна западной. С его точки зрения, на данном этапе развития умеренная форма технократии больше соответствует социально-политическим реалиям Китая, чем либеральная демократия. Об анализе феномена китайской технократии, а также осмыслении успехов Китая в инновационной политике последних десятилетий более подробно можно ознакомиться в яркой статье преподавателя философии Елены Середкиной (ссылка на которую представлена ниже).

В соответствии с пятой фазой жизни государства Ибн Хальдуна, западное мировоззрение продуцирует апатические идеи постмодерна. Это обусловлено снижением скорости развития и кризисными ожиданиями, которые в свою очередь вызваны критически усилившимся социальным неравенством, поляризацией уровня жизни, тенденцией монополизации власти мировой финансовой элитой. В концепциях запада, подвергается сомнению необходимость развития общества, на том основании, что тенденции сциентизма периода модерна привели к феномену создания тоталитарных форм правления. Осуществляются непрекращающиеся попытки поставить знак тождества между фашистским и коммунистическим вариантами подхода к развитию общества, и всяческой демонизации Сталинского периода. Полностью игнорируются социальные достижения социалистической системы. Однако в противовес западному, все больший интерес привлекает восточный, китайский вариант подхода к идеологии, основанный на творческом применении диалектических принципов марксизма. Китайская философская традиция имеет глубокие корни, гораздо меньше поражена генетической болезнью преклонения перед западом, оптимистична и это дает ей ощутимые преимущества, а постоянный рост социально-экономического уровня Китая подтверждает плодотворность такого направления мировоззрения.


Литература:

Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите /М. Хазин, С. Щеглов. — М. : РИПОЛ классик, 2016.

Развитие как борьба противоположностей / Ф. И. Калошин. Лекции, прочитанные в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). — М. ВПШ 1951г. http://istmat.info/node/36829

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:Норма, 2005.

Технократия vs демократия: возможна ли социальная оценка техники в Китае? / Е.В. Середкина— Вестник ПНИПУ. Культура.История. Философия. Право. – 2018. – № 2. – С. 39–49.     https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjA14ewnsPgAhVFxIsKHU3EB9YQFjAAegQIChAC&url=http%3A%2F%2Fvestnik.pstu.ru%2Fget%2F_res%2Ffs%2Ffile.pdf%2F7503%2F%25D2%25C5%25D5%25CD%25CE%25CA%25D0%25C0%25D2%25C8%25DF%2BVS%2B%25C4%25C5%25CC%25CE%25CA%25D0%25C0%25D2%25C8%25DF%253A%2B%25C2%25CE%25C7%25CC%25CE%25C6%25CD%25C0%2B%25CB%25C8%2B%25D1%25CE%25D6%25C8%25C0%25CB%25DC%25CD%25C0%25DF%2B%25CE%25D6%25C5%25CD%25CA%25C0%2B%25D2%25C5%25D5%25CD%25C8%25CA%25C8%2B%25C2%2B%25CA%25C8%25D2%25C0%25C5%253Ffile.pdf&usg=AOvVaw3C8ZeDdEehghFH8JMAAFNp


Заглавная иллюстрация:Общественная акция «Две гвоздики для товарища Сталина». Декабрь 2018.

Шесть лет перемоги гадости. Итоги

«Нищета ведет к революции, революция – к нищете» Виктор Гюго Ну что, кастрюльки? Гидностью там ещё не захлебнулись? По-моему, уже по уши в гидности, один чуб над поверхностью т...

Россия запустила секретную установку. Помог «единорог Чубайса»

Помните ли вы как совсем недавно словосочетание «российские нанотехнологии» вызывало приступы истерического смеха и безудержный троллинг рыцарей клавиатуры? Но вот прош...

Украина - виновные найдены. Можно деградировать дальше.

Четыре года назад я написал фантастический рассказ о деградации протоукров для проекта «СССР-2061» (но его тогда завернули). Но прошло несколько лет, и этот рассказ уже не каже...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    А-у 12 февраля 21:49

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 8.«Золотой век» практических опытов коммунизма в США

    Столетия продвижения идей утопического коммунизма дали обильный урожай теоретических вариантов построения совершенного и справедливого общества, которые опирались на две основные тенденции. Раннехристианскую, уходящую корнями в древние религии и философскую, стоящую на работах Платона, который впервые отчетливо обрисовал контуры витающих идей всеобщего ...
    1526
    А-у 9 января 13:28

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 7.Истоки и мучительное становление утопического коммунизма

    Люди всегда пытались построить идеальное общество, где все будут счастливы и равноправны, собственность будет общей, а значимость человека и его положение в обществе не будет зависеть от богатства. Изначальными сознательными попытками человечества спроектировать общества, построенные на идеологических принципах, нормах равенства и справедливости, оказав...
    698
    А-у 15 декабря 2019 г. 19:02

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях

    Яркая звезда рабовладельческого «спартанского коммунизма» уже закатилась, затихли абстрактные протокоммунистические построения эллинских философов. Под гнетом Македонии Афины приходят в упадок, неотвратимо приближается эпоха экспансии Рима. И вот в эти смутные времена возникает религиозная «коммунистическая» община повлиявшая на весь ход мировой истории...
    2250
    А-у 28 ноября 2019 г. 15:12

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 5.Спарта, закат, уроки

    «За 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел». Но настали смутные времена, когда спартанцы нарушили свою клятву и сбылось роковое пророчество Дельфийского оракула. Много лет назад Дельфийский оракул предсказал, что Спарта будет счастлива и могущественна пока законы Ликурга останутся нерушимы. Тогда Лику...
    3044
    А-у 14 ноября 2019 г. 23:09

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 4.Спарта, принуждение к равенству

    Огромное влияние на взгляды Платона, Аристотеля и мыслителей всех времен оказало уникальное государственное устройство древней Спарты, одним из главных принципов которого было равенство граждан. Хотя это равенство и имело весьма своеобразные особенности. В условиях постоянных войн и напряженных внутренних отношений Спартанское государство выделялась сре...
    4748
    А-у 8 ноября 2019 г. 19:09

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности

    Термин коммунизм является производным от commun — «общий, общественный». Еще в ХI - ХIII веках в Италии, Франции, Германии стали возникать коммуны. Ф.Энгельс писал, что так называли горожане свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. «Экономика городов при народных коммунах про...
    5215
    А-у 20 октября 2019 г. 08:41

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды

    Принципы и законы управления социумом объективны и не зависят от строя и модели государства. В свое время сторонники капитализма, активно заимствовали у левых движений приемы идеологического воздействия на массы. Эксперимент по испытанию влияния опасного идеологического оружия на Западе породил эпидемию нацизма и фашизма. Неуправляемые ли...
    6830
    А-у 16 октября 2019 г. 21:04

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ Трагические ошибки

    Крушение такого гиганта, как СССР болезненно ударило по самой идее социального равенства, социализма, мировому левому и коммунистическому движению. Язвительные потоки либеральной пропаганды стали активно размывать реальные достижения Союза и провозглашать конец социальной эволюции, предел развития общества, продвигать апатические идеи постмодерна. Одна...
    7243
    А-у 18 января 2019 г. 14:27

    Кровавый путь Великой Капиталистической Революции к компромиссу элит

    Карл II - самый любвеобильный из английских монархов был известен как «весёлый король». Однако свое правления он начал поступком, внушающим скорее ужас. Он приказал казнить участников убийства своего отца. Но основные заговорщики к тому времени умерли. И тела усопших, включая останки Оливера Кромвеля, были вырыты из могил, повешены и четвертованы в прис...
    12593
    А-у 4 сентября 2018 г. 15:09

    Был ли у СССР шанс сохраниться

    Сталинский тезис «обострения классовой борьбы» впервые был высказан в 1928г., когда речь шла о сугубо внутренних сложностях - «индустриализации и хлебной проблеме». Через десять лет он претерпел значительные изменения. «Ошибочно было бы думать, что сфера классовой борьбы ограничена пределами СССР. Если один конец классовой борьбы имеет свое действие в рамках СССР, то ...
    10012
    А-у 7 июля 2018 г. 07:21

    Фатальная идеологическая ошибка, сломившая СССР

    В огромной машине государства функционируют множество элементов поддерживающих его существование и развитие. Но иногда поломка одного маленького механизма ведет к фатальному разрушению всей конструкции. Как получилось, что созданная под руководством И.Сталина мощная эффективная система менее чем за сорок лет пришла в полную негодность и сломалась.  ...
    13527
    А-у 12 мая 2018 г. 11:01

    Преимущества капитализма и идеологическая борьба

    После того как стало очевидно, что Вторая Русская Революция, застенчиво называемая Августовским путчем 1991 года не принесла процветания, а наоборот – ввергла страну в хаос, разрушение и катастрофическое неравенство, многие задумались, а можно ли вернутся обратно. В те блаженные догорбачевские времена «развитого социализма» с их признаками застоя,...
    13846
    А-у 7 апреля 2018 г. 12:13

    ДМИТРИЙ, ТЫ ПРАВ

    "Без оппозиции, без реальной оппозиции страна жить не может" – жаль, что этот бесстрашный призыв пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, не стал предметом широкого обсуждения в сети. Такое вполне можно объяснить, потоки резонансных событий, калейдоскоп военной хроники, споры об изменении экономических подходов и направлении финансовых потоков. Разве, что не...
    7059
    А-у 31 января 2018 г. 07:53

    Скорость социально-экономического развития

    За что я люблю настоящих академиков, так это за отточенность формулировок. Вот вдумайтесь, к примеру, в недавний тезис Сергея Глазьева: «Если под миром понимать все человечество, то в качестве критерия успеха в конкуренции идеологий следует принять скорость социально-экономического развития…». Согласитесь, чеканно, даже канонично. Дальше, правда, немного затуманивает ...
    9252
    А-у 20 января 2018 г. 08:34

    Этот пьяный воздух свободы

        «Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку: явочная квартира была провалена фашистами, и сейчас здесь ждали «гостей». Немцы не знали ни пароля, ни тех возможных людей, которые должны были бы прийти на связь. Поэтому было принято решение: если связник не войдет без отзыва, его надо схватить и, усыпив, вывезти в Германию». ...
    8410
    А-у 11 ноября 2017 г. 20:04

    Здоровье нации и проблема власти

    Разрушительная волна цветных революций, как эпидемия искусственно выращенного вируса, сразила ряд государств с, казалось, вполне благополучным состоянием. Внешней причиной такого заболевания принято считать обостряющуюся борьбу транснациональных корпораций за перераспределение доходов, в том числе за добычу и транзит энергоносителей. Коварные глобалисты...
    11456
    А-у 14 октября 2017 г. 17:59

    Кому нужна идеология

    Человечество стремительно развивается, однако процесс развития происходит крайне неравномерно. Неравенство жизненного уровня разных слоев общества и стран катастрофически увеличивается. Нужны ли идеи оптимизации путей развития социума. Или достаточно изучения, этого процесса и поиск вариантов выхода из регулярно возникающих тупиковых и кризисных ситуац...
    10502
    А-у 4 июля 2017 г. 08:09

    Коварные компромиссы англосаксов

    Основной закон развития общества - единства и борьбы противоположностей, сложно воспринимается психологически. Трудно согласится с постоянным наличием примерно равного по силе конкурирующего партнера и не попытаться от него избавиться, тем более, если возникает такая возможность. Например, ну зачем нужна реальная политическая оппозиция. Если этого требуют нормы этике...
    10022
    А-у 19 июня 2017 г. 09:44

    ФОРМУЛА КОММУНИЗМА (продолжение)

    Построение совершенного коллективного коммунистического общества на планете подразумевает создание материального благополучия и даже изобилия для всех без исключения людей и воспитание нового человека. Предполагается, что эти две сверхзадачи неразделимы. Нужно воспитать у всех самоограничение потребностей. Ведь невозможно каждому обывателю предоставить уровень жизни к...
    9883
    А-у 14 июня 2017 г. 21:31

    Идеи формирования Совершенного Общества от последнего коммуниста Вселенной

    «Великая книга Великого писателя!… она оставила неизгладимое впечатление... неизгладимое уже 50 лет...», «С 10 лет влюблена в эту книгу, периодически перечитываю. Как в детстве, так и сейчас, не вижу в ней никакой коммунистической пропаганды», «Книга просто потрясающая. Фантастика, но настолько реалистично все выписано... И очень бы хотелось жить именно в то время...»...
    5228
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика