ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях

31 3317

Яркая звезда рабовладельческого «спартанского коммунизма» уже закатилась, затихли абстрактные протокоммунистические построения эллинских философов. Под гнетом Македонии Афины приходят в упадок, неотвратимо приближается эпоха экспансии Рима. И вот в эти смутные времена возникает религиозная «коммунистическая» община повлиявшая на весь ход мировой истории.

Трапеза кумранитов

Община Ессеев (со II в. до н.э.), называемая кумранской, составила обособленные колонии на северо-запад от Мертвого моря. Социальное устройство ессейских общин характеризует последовательно проведенная идея общности: общность имущества, обязательный совместный труд, совместная касса, куда вносятся также заработки от работы по найму на стороне, совместное питание, общие запасы одежды. Хозяйственными и денежными вопросами ведают должностные лица, избираемые голосованием. Ессеи придерживались принципа: добывать своим трудом только то, что необходимо для жизни и отвергали рабство, помогали бедным и не принадлежащим к их ордену. "Нет у них… занятий, которые легко ведут ко злу: они даже во сне не знают ни крупной, ни мелкой торговли, ибо отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию… У них нет ни одного раба», — говорит Филон Александрийский (25 до н.э. - 50 н.э.), —«но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают господ, владеющих рабами… как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы».

«Строго замкнутый орден, жил безбрачно, не потому, что отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака, но принимал и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других», но только после испытания. Некоторые ессейские группы позволяли своим членам вступать в брак; но, когда жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали особого покроя белое платье.

Вступить в общину было непросто — иногда проверка длилась до трёх лет. При этом кандидат жил в общине, но сохранял своё имущество, и лишь по прошествии времени ему позволяли присоединиться к сообществу.

Жизнь внутри шла по строгому уставу — младшие общинники во всём слушались старших, большую часть времени проводили в работе, питались скудно, по ночам изучали священные тексты. Верили в Единого Бога, в бессмертие души, соблюдали субботу, молились Богу утром и вечером. Ессеи первыми отказались от жертвоприношений, считая, что праведная жизнь человека важнее для Бога, чем кровь животных. Иудейские праздники ессеи отмечали по собственному календарю. Высшим органом общины было общее собрание, на котором судили провинившихся и выбирали 12 человек в Совет и трёх первосвященников. Лидер Кумранской общины имел официальный титул «Праведный Учитель». Отдать на воспитание детей в закрытую общину кумранитов считалось большой честью для родителей, особенно если они были из священнического рода.

Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы», ок. 1505. Эта необычная картина отличается тем, что в чревах обеих женщин обозначены плоды — Иоанн Креститель и Иисус Христос

В сии годы, как повествует евангелист Лука, Священник Захария и праведная Елисавета жили пожилой бесплодной парой. Однажды, архангел Гавриил, явившись Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

Тем не менее, все случилось, в согласии с предсказанием. Дева Мария узнала, что Елисавета беременна и пришла навестить её и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41). Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса.

Захария всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн, то родственники потребовали от отца подтвердить его согласие письменно. Он взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились. «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога».

«Наречение Иоанна Крестителя»(картина Рогира ван дер Вейдена). Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

В церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Совия, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Отцом сестер был Священник Матфан, происхождение которого относилось к роду Ааронову из главного левитского рода священников, восходящему к старшему брату легендарного Моисея, а матерью, его жена Мария, из рода священников колена Иудина. Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — братом Иоанна Предтечи.

В семье Пресвятой Богородицы жили дети ее обрученного мужа - праведного Иосифа Обручника родившиеся в его первом браке, они были родственниками Христа Спасителя по плоти. Старший сын Иосифа, один из братьев Иисуса с детства воспитывался в религиозной общине и дальнейшем стал известным священником, апостолом Иаковом, принявшим за веру мученическую кончину.

Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем Эскиз Леонардо да Винчи. Около 1500

Таким образом Мария и Елисавета родились и жили в духовных, религиозных семьях потомственных служителей культа, и вполне логично, что будущее своих детей они видели в миссии священников. Идеальным местом для воспитания юных проповедников была обособленная религиозная община ессеев. Тем более, что в царствование Ирода Великого и его сыновей на родине им грозила опасность. Годы жизни в кумранской общине заложили в юношах основы особого благочестивого миропонимания и дали возможность заимствовать идеи будущего учения, построенного на классическом фундаменте Ветхого Завета и в развитии его толкования ессеями.

Историк Иосиф Флавий (37 — 100 гг.) пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме на рубеже тысячелетий: саддукеях, фарисеях и ессеях. Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев, это была партия крупной еврейской аристократии. Фарисеи, большинство из которых вышли из среды торговцев или небогатых землевладельцев, строго соблюдали ритуальную чистоту, следили за тщательным выполнением бытовых религиозных предписаний, например, отказывались садиться за один стол не только с иноверцами и иноземцами, но и с другими евреями, если считали их оскверненными грехом. Среди фарисеев, было распространено представление, что личное богатство является свидетельством благосклонности Бога к человеку, а, следовательно, к нему достойно стремиться. Ессеи, особенно представители их наиболее радикального крыла, полностью порвали с «мирской жизнью», и образовали общину кумранитов, которая по сути была первым в истории библейской традиции монастырем. Представители более умеренного крыла жили весьма воздержной семейной жизнью и, не исключали себя полностью из той религиозной жизни еврейского народа, которая сосредотачивалась вокруг иерусалимского Храма.

Апостол Иаков, брат Иисуса по плоти, принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и ими побит. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В целом ессеизм подготовил почву для восприятия христианства, поэтому, когда Иоанн начал свои проповеди среди простого народа, они упали на благодатную почву. Тем более, что Иоанн Креститель был яркой личностью и многие благочестивые люди тянулись к нему, видя в нём наследника древних пророков. Приходившие, принимали крещение в водах реки Иордан. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк. 3:15). Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф. 9:14). Фарисеи отправляют делегацию к Иоанну Крестителю с вопросом, на каком основании тот крестит, не будучи ни Мессией, ни Илией, ни Пророком. На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:26—27). На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:29—31). Затем последовало крещение.

«Явление Христа народу» («Явление Мессии») 1837—1857— картина русского художника Александра Андреевича Иванова.

После крещения Иисус согласно Евангелию, уединился в пустыне на сорок дней, постился, был искушаем Диаволом и выдержал все испытания. Расстояние от Назарета до места крещения в реке Иордан примерно 50 км, а от него до Кумрана около ста. Вполне возможно, что Иисус провел это время путешествуя в общину для укрепления в своих идеях и планах. Выражение жить «в пустынях» соответствует тому, как называли кумраниты свои поселения.

Пророки Моисей и его старший брат Аарон, отдаленный предок Иисуса. Они были знакомы с тысячелетними мудростями египетских жрецов и стали первыми проповедниками истин Святого Писания.  Царские врата. XIII век. 

Во время пребывания Иисуса в пустыне Иоанн был арестован по приказу Ирода Антипы, и в дальнейшем казнен. «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу… начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вокруг Христа собралось много последователей, за Ним следовали толпы, особенно после того, как увидели Его чудеса. «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». В отличие от фарисеев новые христианство возвестило неслыханные доселе положения, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея», что «не человек для субботы, а суббота для человека», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», и еще: «каким судом судите, таким будете судимы на Суде».

Проповеди Апостолов пропагандировали уклад жизни близкий к ессейскому, только не делали акцент на таком ключевом моменте как совместный труд на благо общины: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» (Деяния св. Апостолов, II, 44—47). Среди первых последователей Иисуса было много ессеев, но впоследствии их пути разошлись.

Долорес Кэннон (1931 г.) автор мистической книги «Иисус и Ессеи», разработала свою собственную уникальную технику регрессивного гипноза и реинкарнации, благодаря которой ей удается получать от субъектов, находящихся в состоянии регрессии, очень ценную и полезную информацию исторического и духовного характера. В книге есть глава «Иисус и Иоанн: два ученика в Кумране».

Интерес к разделению собственности и отсутствие особого внимания к работе и тем более к совместному труду позволили единению первохристиан дать определение -«потребительский коммунизм». С. Н. Булгаков писал «…здесь описан исключительный праздник в истории христианства, а то, что естественно в праздник, не вполне применимо в будние дни». Находясь «постоянно, в общении и преломлении хлеба и в молитвах», происходила не организация, а ликвидация хозяйства, какое же иное значение имела «продажа имений и частной собственности» в целях выручки денег, отдаваемых на прожиток общине. Очевидно, мы имеем здесь чисто потребительский коммунизм, предполагающий общность не производства, но потребления и, кроме того, подразумевающий обычный ход хозяйства вне общины…», («Два града» 1911 г).

Новое учение активно завоевывало сторонников и постепенно становилось во многих странах государственной религией. Уже в 325 году в городе Никее состоялся первый Вселенским собор в истории христианства, в котором приняли участие 318 епископов. Однако романтические идеи первохристиан, «революционеров и мятежников» по мере завоевания религией сторонников в мире, сменились прагматичным подходом последователей. Церковь обыкновенно стала союзницей власти, обеспечивала идеологическую аргументацию действиям верхов, но при этом и сама вбирала существующие специфические свойства правления, заимствовала приемы. Прогресс общества побуждал развитие церковной идеологии, которое сопровождалось появлением все новых ответвлений от общего корня, учения Христа. Уже на третьем Вселенском Эфесском соборе (431 г.) начались религиозные разделения.

Отношения христианства с совместным общественным трудом не задались с самого начала. Хотя идея христианского коммунизма существовала на протяжении всей истории этой религии, существует и сегодня. Энтузиастами этого направления делались регулярные попытки создать общины верующих на началах аскетического трудового коммунизма. Проблемой таких общин был авторитет и справедливость руководителей, особенно при их неизбежной смене. К тому же, принципы общей собственности и совместного труда воспринимаются проще, чем обобществление семьи, которое пытались многие реализовать. Эти трудности способствовали неизбежному распаду общин. Наиболее устойчивыми ячейками христианского коммунизма можно считать братства в сохранившихся праведных монастырях. В них проблема семьи решена кардинально, монастыри либо мужские, либо женские.

Наиболее рациональные принципы отношения к труду сформулировала этика протестантской ветви христианства, обосновавшая доктрину о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. «Изначально в протестантизме, особенно в кальвинистском его варианте, было нетерпимое отношение к бедным, поскольку финансовый успех в честном труде воспринимался как знак изначального предопределения к спасению, а неуспех — как знак отверженности Богом».

Мартин Лютер, именем которого названо одно из направлений протестантизма — лютеранство, публично сжигает папскую буллу. 

Протестантская церковь и сама дала много различных ответвлений (Лютеранство – Германия, Норвегия, Швеция; Англиканство – Англия, Баптизм – США…), в странах, с изначально доминирующим протестантизмом, экономика развивалась энергичнее и уровень жизни выше, чем в остальном мире. В настоящее время протестантство набирает популярность в развивающихся странах (Китай, Бразилия, ЮАР, Кения, Индия…), в основном пятидесятничество, на сегодняшний день самое многочисленное из всех направлений протестантизма. В целом, общая численность приверженцев протестантства в христианском мире (около 950 млн) – вторая, после католиков (более 1,35 млрд).

Этика протестантизма поощряла аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью, и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Однако учение изначально признавало неравенство людей и богоизбранность богатых. В дальнейшем эта религия стала поощрять благотворительность, но «этика чувства долга» всегда уступала требованиям свободы предпринимательства и защиты частной собственности. На практике это привело к имущественному расслоению общества и постоянно увеличивающейся пропастью между бедными и богатыми. Даже в самых богатых странах образовались гетто для отверженных, на дно которых попадали люди, не сумевшие приспособиться к жесткому порядку капитализма.

Феодосия Прокофьевна Морозова, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом. В. И. Суриков, Боярыня Морозова. 1884-1887

Если католицизм и ответвившийся от него протестантизм приспосабливаясь к постоянно меняющемуся миру шли «по пути модернизации и рационализации», то православие стремясь сохранить традиции «развивалось как наиболее консервативная и ортодоксальная ветвь христианства». В ХVII веке от Русской православной церкви в результате раскола отделилась Старообрядческая ветвь православия. Отношение к труду, богатству и благотворительности у которой имеет некоторые аналогии с протестантскими взглядами. Предприниматели-староверы, как и протестанты, были уверены: они не являются полными и безраздельными собственниками. Российские «Божьи доверенные по управлению собственности», в отличие от протестантов, не получали имение непосредственно от Господа, но зарабатывали его своим праведным трудом, и право на собственность фиксировалось благочестивым распоряжением ею в интересах общества, малоимущих и церкви. Им «и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым перед людьми», лишь перед Богом, но не за некую греховность обладания, а за то, «что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» и обществу. Традиционный тезис о возвращении Богом данного богатства ближнему не просто сохранялся в старообрядчестве, в староверии сложился культ милостыни.

На фоне других ветвей христианства, именно западный протестантизм, и восточное старообрядчество наиболее убедительно идейно стимулировали необходимость реального труда, наградой за который служило честно нажитое богатство. Однако благотворительность и культ милостыни не становятся рецептом социального равенства. Религии пока не удалось соединить побуждение к труду и его направленность на развитие общества, чтобы по заветам святых Апостолов «…верующие были вместе и имели всё общее».



Основоположник Научного Коммунизма - Карл Маркс родился в семье потомственных раввинов, проживавших в Германии, однако его отец и мать приняли христианскую веру в одном из наиболее старых протестантских течений - лютеранстве, и крестили своих детей. Материалистические воззрения Маркса, увлечение теорией классового общества и вера в революции, как локомотивы истории, сформировали его активную атеистическую позицию. «Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом - все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости - важнее хлеба», писал Маркс.

Вождь Октябрьской Революции и основатель Советского государства Владимир Ленин, крещеный в православии, также придерживался позиций действенного атеизма, как и основное партийное руководство того времени. Они видели в религии идеологического сторонника уходящего строя. Особенно в первые годы после прихода большевиков к власти, религиозная политика была последовательно направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией. Религиозные организации были лишены права юридического лица и права собственности. Все здания, ранее принадлежавшие им, перешли в собственность государства, а сами организации с этого времени стали пользоваться ими на правах бесплатной аренды. «Монахи и духовные служители церквей и культов» лишались избирательных прав. Хотя в те годы Ленин и предостерегал: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства».

Карикатура на обновленчество. Журнал «Крокодил». 1923. Несмотря на подчёркнутую лояльность советской власти, обновленчество не пользовалось уважением у антирелигиозных агитаторов

Не учитывать религиозность населения в такой верующей стране было крайне неосмотрительно и легковесно, это создавало очаги недовольства и множество ненужных проблем, на решение которых приходилось тратить огромные усилия. Большевистскому руководству не удалось использовать опыт других государств, в которых переход власти или начало революционных преобразований происходили с привлечением религии на сторону новой силы. А если не удавалось договориться с господствующей церковью на приемлемых условиях, то национальная церковь либо отделялась, либо создавался вариант учения идеологически удобный для создавшихся условий и поддерживающий новую власть. Хотя возможности выстроить союзнические отношения с религией были.

Косность официального российского православия уже в девятнадцатом веке для многих стала очевидной. Так, православные мыслители Н. Ф. Федоров (1829 — 1903 гг.), В. С. Соловьёв (1853 — 1900 гг.) и другие высказывали интересные идеи по переустройству Церкви, а к началу XX века о необходимости реформ заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия. Внутри православной церкви в России возникло течение Обновленчества, ставившее целью приспособление церкви к изменившимся политическим условиям и включавшее в свою программу идеи христианского социализма. После Октябрьской Революции 1917 года обновленческая ветвь, признала «справедливость совершившегося в стране социального переворота», а ее идеологи в начальный период выступали с программами церковных реформ. В мае 1922 года отделилась группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь», а позднее при поддержке органов государственной власти Советской России была создана «Обновленческая Церковь». Однако идеологического сближения партии и церкви не произошло. Церковный раскол, как и активная атеистическая пропаганда были использован только для ослабления влияния духовенства. В 1935 году Высшее церковное управление, полностью состоявшего из обновленцев самораспустилось. Окончательным же ударом по движению стала решительная поддержка властями Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. Тем не менее, и после этого сторонники идей обновления православия никогда не исчезали, а сами идеи актуальны и сегодня.

Иосиф Сталин, сам получивший религиозное образование, интуитивно осознавал потенциал веры и искусно использовал элементы методов духовного влияния на народ, он внимательно относился к содержанию произведений литературы и искусства, поощрял талантливых авторов. В начале Великой Отечественной войны, 3 июля 1941 года, в своем историческом обращении к народу по радио, Сталин использовал принятое в православии обращение «братья и сёстры», а в 1943 году пригласил на прием московских иерархов. По итогам переговоров, была восстановлена патриархия, на патриарший престол избран митрополит Сергий, а за пять последующих лет на территории СССР были открыты сотни храмов и даже один монастырь — Троице-Сергиева лавра.

Протоиерей Московской епархии Валериан Кречетов

С окончанием XX съезда КПСС началась некоторая активизация антирелигиозной борьбы, которая с уходом Н. Хрущева постепенно ослабевала и принимала все более формальный оттенок. Ситуация кардинально изменилась после Реставрации 1991 года. Религия стала активно заполнять возникший идеологический вакуум. Однако, если при социализме не произошло изменений церковного мировоззрения в отношении социального значения труда и роли богатства, то в условиях зарождающегося олигархического капитализма, этот вопрос потерял всякую актуальность. Традиционные, консервативные направления «вечных истин» - патриотизм и духовное совершенствование стали основными ориентирами проповедей.

«Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд — необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени», - говорит протоиерей Московской епархии Валериан Кречетов.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вручает орден "Славы и чести" III степени лидеру коммунистической партии Геннадию Зюганову

Нынешнее церковное руководство с пониманием отнеслось к трагедии падения бывшего непримиримого противника – Коммунистической партии, которая также была не в состоянии обновить свою идеологию, довольствуясь лишь лозунгами патриотизма, фактическим признанием частной собственности и равноправия религиозных и атеистических чувств людей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вручая орден "Славы и чести" III степени лидеру коммунистической партии Геннадию Зюганову по случаю 70-летия политика сказал, - "Несмотря на то, что в политической жизни страны присутствуют разные силы, с которыми церковь никогда себя не отождествляет, она всегда отстаивает те фундаментальные ценности, без которых не может существовать наш народ и наше общество. И потому, когда речь идет о сохранении основных ценностей, — а это ценности веры, нравственности, культуры, единства нашего народа, — тогда все политические силы должны быть вместе". Геннадий Зюганов тоже не стал вспоминать свое атеистическое прошлое, - «Считаю, что без русского духа, русской культуры, русской веры и русской традиции эти огромные просторы невозможно держать в единстве. Сила и мощь наша — в правде и в том достоинстве, которое отстаивали великие подвижники, начиная от Александра Невского и заканчивая гениальными полководцами — Суворовым, Кутузовым, Жуковым».

Молотков Александр Евгеньевич (р.1958г.) Православный публицист, г. Великие Луки. Автор книги «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке».

При всем при том, религиозные мыслители и сегодня увлечены идеей христианского коммунизма. И основной ошибкой советской идеологии видят увлечение общественным развитием в ущерб личному. «Если попытаться определить одним словом главную «религиозную ошибку» коммунизма, то этой ошибкой оказывается человек, точнее, полное игнорирование его внутреннего духовно-онтологического существа. При всей правде внешней социально-экономической схемы коммунизма в нем не было никакого реального антропологического содержания. Н.Бердяев пишет: «Mapкcизм cтaвит пpoблeмy oбщecтвa, нo нe cтaвит пpoблeмy чeлoвeкa, для нeгo чeлoвeк ecть фyнкция oбщecтвa, тexничecкaя фyнкция экoнoмики. …О нoвoм чeлoвeкe, o нoвoй дyшeвнoй cтpyктype мнoгo гoвopят в coвeтcкoй Poccии… Ho нoвый чeлoвeк мoжет явитьcя лишь в тoм cлyчae, ecли чeлoвeкa cчитaют выcшeй цeннocтью. Ecли чeлoвeкa paccмaтpивaют иcключитeльно кaк киpпич для cтpoитeльcтвa oбщecтвa, ecли он лишь cpeдcтвo для экoнoмичecкoгo пpoцecca, тo пpиxoдитcя гoвopить нe cтoлькo o явлeнии нoвoгo чeлoвeкa, cкoлькo oб иcчeзнoвeнии чeлoвeкa, т.e. oб yглyблeнии пpoцecca дeгyмaнизaции»

«Каждый век придает коммунизму новые формы идеологического выражения. И ныне коммунистическая идея в ее марксистко-ленинском варианте отошла в прошлое, завершив собой материалистическое понимание коммунизма; в новом же качестве, религиозно-христианском, коммунизм как социальная доктрина еще способен к дальнейшему развитию в истории. И вот здесь христианская критика обновляющегося коммунизма была бы вполне уместна и необходима, так как именно она способна стать главным формообразующим фактором его нового христианского развития».

«У христианской общественной мысли лишь два пути: либо предложить свой, альтернативный коммунизму образ христиански справедливого социального устройства общества, либо преобразить коммунистический социальный идеал на христианских началах. Но это в сущности одно и то же… Третий вариант – уклонение от формулировки каких-либо общих принципов христиански обоснованной справедливой социальной организации – означал бы в состоянии нынешней смуты уклонение Церкви от участия в реальной национальной истории», - пишет православный публицист А. Е. Молотков.



Преображенное коммунистическое учение должно заложить основы системы социалистического экономического устройства более эффективного, чем капиталистический, либеральный вариант хозяйствования. Ключевой проблемой такой системы есть уровень мотивации к общественно полезному труду. Источниками нового порядка, должны стать не бескомпромиссные революционные идеи классовой борьбы, а законы развития общества, сформулированные марксистской диалектикой. Кроме того, необходимо учитывать «образ христиански справедливого социального устройства», а для этого нужен диалог с церковью и пересмотр как коммунистической партийной идеологии, так и религиозных догматов православия с целью их сближения, и выработки единого подхода к преобразованиям на пути противостояния неизбежным внешним вызовам и создания более совершенного и справедливого общества будущего.


P.S. Это продолжение публикации, начало:

1. Трагические ошибки https://cont.ws/@ay948223/1476140

2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды https://cont.ws/@ay948223/1479334

3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности https://cont.ws/@ay948223/1498159

4.Спарта, принуждение к равенству https://cont.ws/@ay948223/1503576

5.Спарта, закат, уроки https://cont.ws/@ay948223/1515571

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • .. коммунизм мордехая мозеса леви (для гоев "карломаркса") .. с антихристовым иудохристианством объединяет только одно ГЛАВНОЕ ..: .. - комунизм - это ВТОРОЕ по мощности после жидохристианства ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ иудокагала по оболваниванию и захвату имущества и власти у гоев ..
  • Мозес Мордехай Леви волчком в гробу вертится от таких статей. Это же надо - в одной статье связать атеистический коммунизм и Христианство. Это позор какой-то для коммунистов.
  • Молотков - поддерживаю Ваши идеи. Это и есть правильный выход из тупика капитализма. С поправкой - для всех религий мира а не только русского православия.
  • Коммунизм и социализм, соблазнительные идеи. НО УТОПИЧЕСКИЕ. Нельзя построить справедливое и социальное общество, населенное стяжателями и мещанами. Все отсылы к прошлому, вообще выглядят убого. Заставьте сегодня молодежь проводить свои дни в подобном режиме. Это то же самое, что ныть об умирающих деревнях.
  • Кто же мешает современным коммунистам создавать общины с коллективной собственностью. Показали бы нам, как следует жить, на практике обосновали благость и эффективность коммунистических идей. Никого нет.