Люди всегда пытались построить идеальное общество, где все будут счастливы и равноправны, собственность будет общей, а значимость человека и его положение в обществе не будет зависеть от богатства. Изначальными сознательными попытками человечества спроектировать общества, построенные на идеологических принципах, нормах равенства и справедливости, оказавшими влияние на весь дальнейший ход истории можно считать феномены Ликургова строя Спарты и движение Раннего Христианства. Эти явления стали результатом переосмысливания тысячелетнего опыта культуры и религии Древнего Египта и Крито-минойской цивилизации.
Критическая переработка жреческой древнеегипетской религии заронила зерна Авраамических религий, ветвью которых стало Раннее Христианство. А память о государственной системе мифического царя Крита Миноса вдохновляла Ликурга при составлении его знаменитых законов, оказавших основательное воздействие на творчество Платона и других древнегреческих философов.
Столкновение с действительностью выявила слабые стороны таких новаторских подходов. Спартанский «рабовладельческий коммунизм», просуществовал более половины тысячелетия как закрытое общество. Однако государства с традиционными для того времени режимами, обеспечивали более динамичный прогресс, и стремление части спартиатов к богатству сломало вековые законы Ликурга. Спарта постепенно пришла в упадок. А революционные идеи первохристиан, постигла традиционная участь всех новых учений святых пророков, церковное духовенство приспосабливаясь к реальности, выхолащивала суть учения, делая основной упор на его форме, за которой первоначальный смысл практически утрачивался.
Расцвет могущества христианства в Европе породил мрачные годы средневековья. При этом исконные идеи первохристиан пытались исповедовать в основном религиозные общины, отколовшиеся от господствующей церкви – секты, с которыми велась жестокая борьба. «Святой отдел расследований еретической греховности» Католической церкви, или «святая инквизиция» достиг больших успехов в деле «обнаружения, наказания и предотвращения ересей», разработав целую систему изощренных пыток подозреваемых в ереси.
Еретики отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, призывали к общности имущества, и подобные идеи в короткий срок набирали популярность. Так в Европе распространение получили еретические положения Пелагианства, ересиарха кельтского происхождения Пелагия (360 - 420 гг.), Хилиазм, итальянского богослова Иоахима Флорского (1135 – 1202 гг.), Апостоличество, Герардо Сегарелли (1240 — сожжён в 1300 г.), его последователя Дольчино (1250 – сожжён в 1307 г.) и множество других.
Показательна история святого Франциска Ассизского (1182 – 1226 гг.) проповедника аскетизма и воздержания в среде духовенства. Он создал Францисканский орден на основе евангельских идеалов смирения и бедности, однако после его смерти, орден очень быстро изменил своему первоначальному предназначению. Францисканцы стали представлять собой одну из сил, поддерживающих «святую инквизицию». Орден завладел огромными богатствами и могуществом, но и среди его членов нашлось немало монахов, недовольных новым положением вещей, стремившихся следовать изначальным идеалам. Францисканцы раскололись на конвентуалов и спиритуалов. Конвентуалы влились в церковную иерархию и, пользуясь, покровительством апостольского престола, стяжали власть, и богатство. Спиритуалы остались приверженцами традиций, заложенных основателем ордена святым Франциском, а из их среды выделились монахи, называвшие себя фратичелли («братцы») — самые горячие сторонники строгого следования идеалам ордена. Эти нищенствующие монахи объединились в практически подпольную организацию Братьев бедной жизни. Преследуемые инквизицией спиритуалы подвергались жестоким пыткам и те, которые не отреклись от идей были казнены в 1318 г., а в 1319 – 1321 были сожжены члены секты бегинов, монахи которой были близкими последователями фратичелли.
Пришедшая на смену угрюмым Средним векам эпоха Возрождения, или Ренессанс открыла новые возможности для продвижения прогрессивных учений. Продолжая традиции Платона, философы стали открыто развивать идеи материалистического коммунизма, при этом не отрицая религиозного миросозерцания.
«Утопия», давшая название всему жанру, была написана английским философом Томасом Мором (1478 — 1535 гг.) в 1516 году на заре эпохи великих географических открытий. Идеальная фантастическая страна Утопия своеобразная федерация из 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. Население страны торговли не ведёт и денег не имеет, но получает всё необходимое от государства, в обмен на 6-часовой обязательный труд. В городах утопии множество храмов самых разных богов. Все они одинаково допускаются и разрешаются. Отвергают утопийцы только атеизм. Неверующие лишаются всех наград и должностей, и им запрещается проповедовать свои взгляды публично. Священникам же в обязанность вменяется сопровождать солдат на войне и молиться за их победу. Все мужчины и женщины, проходят военную подготовку и, хотя утопийцы избегают войны, но всё же стремятся во всех соседних странах насадить дружественные себе режимы, которые повторяли бы их собственный. Исключительно ради блага местного населения, конечно же.
В коммунизме Утопии нет платоновских идей упразднения семьи, общности жен, государственного воспитания детей в отрыве от родителей. Утопийцы строго блюдут общественную мораль. Девушкам разрешают вступать в брак с 18 лет, юношам — с 22. При этом секс до брака запрещён. А тех, кого поймают на прелюбодеянии, лишают прав на замужество пожизненно. Однако жених и невеста могут увидеть друг друга обнаженными до свадьбы под присмотром старших родственников, чтобы оценить привлекательность будущего партнера. Когда Мор пишет об этом, он смеётся над тем, как обычно в Англии человек ревностно осматривает на рынке покупаемую лошадь «люди бывают очень осторожны: хотя лошадь и так почти голая, они отказываются покупать ее не иначе, как сняв седло и стащив всю сбрую, из опасения, что под этими покровами таится какая-нибудь болячка». Но при этом не имеют ни малейшего представления о том, с кем в будущем собирается делить постель всю жизнь.
Написав книгу старшей классикой коммунистического утопизма, Томас Мор сохранил удивительную преданность католицизму. Он не признал выход короля Генриха VIII из католической церкви, отверг приглашение посетить, по его мнению, еретическую, протестантскую церемонию бракосочетания с новой королевой Анной Болейн, чем вызвал ярость короля. Продолжавшееся в течение нескольких лет противостояние привело к обвинению Мора в государственной измене, заточению в Тауэре и казни 6 июля 1535 года путем обезглавливания. Спустя 400 лет, в 1935 году, Томас Мор был причислен Католической церковью к лику святых.
После Мора и его «Утопии» сочинения похожего жанра приобрели в Европе огромную популярность. Одно из наиболее известных таких сочинений является «Город солнца» доминиканского монаха — итальянца Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639 гг.), которое было написано около 1602 года в тюрьме инквизиции. Где для сохранения жизни он был вынужден имитировать безумие — единственный способ избежать костра: по представлениям той эпохи, безумец неспособен к покаянию и проклятие с его души переходит на палача. Но подвергался таким бесчеловечным многодневным пыткам, что по заключению врачей «ни один разумный человек не смог бы вытерпеть то, что перенёс он».
Социально – экономическую основу фантастического города Кампанеллы составляет общая собственность. Все продукты труда и всё имущество в государстве коллективное. Причины неравенства — частная собственность упразднена, поэтому все жители Города Солнца – солярии, являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». Физический труд не превышает 4-х часов в день, всё остальное время можно посвящать наукам, развитию умственных и телесных способностей. Высвобождение свободного времени возможно благодаря применению технических новшеств. Причем «мужчины и женщины сызмальства воспитывались так, что верили в могущество науки и её творцов, работали и жили радостно, ощущая сопричастность всем деяниям государства, созданного ради общего блага».
В теократической системе управления города угадываются аналогии с устройством религиозной общины или монастыря. «Столы ставят у них в два ряда, сиденьями по обеим сторонам; с одной стороны, сидят женщины, с другой - мужчины, и, как в монастырских трапезных, не бывает там никакого шума». Во главе города стоит первосвященник, называемый на местном языке Солнцем. Вымышленная религия соляриев «примыкает к брахманам и пифагорейцам, но не признает переселения душ, за исключением только отдельных случаев по воле Бога» и находится полном согласии с наукой, основы которой - астрология, раскрывшая связи небесных и земных явлений и естественная магия. Солярии, будучи потомками древнего населения Индии, придерживаются чистой религии законов природы не ведая Откровения, и без труда смогут перейти в христианство.
В отличие от Мора, Кампанелла считает существование моногамной семьи причиной зарождения частной собственности и социального неравенства, ибо наличие отдельного жилища, собственной жены и детей воспитывает себялюбие в противовес коллективизму. Поскольку семья ликвидирована, то и производство потомства, и его воспитание переходит в руки государства в соответствии с биологическими и астрологическими показаниями. «Когда же все, и мужчины, и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и, кто вял к совокуплению, и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же с худыми, а худые с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». «Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом…».
«Младенцы сразу после вскармливания передаются в руки назначенных государством воспитателей и воспитательниц, до семи лет обучаясь в форме игры». «На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях».
Через несколько лет после «Города Солнца» Кампанелла написал другое сочинение – «О наилучшем государстве», где разбирает некоторые возражения против социальных идей своей первой книги. Там, в частности, общность имущества оправдывается примером апостольской общины, общность жен – ссылками на различных отцов церкви, а возможность такого государства существовавшим ранее опытом. Перед кончиной Кампанелла в своих посланиях не скрывал своей пророческой миссии и утверждал, что пророк — даже гонимый и побеждённый — воскреснет на третий день или спустя три столетия. Исходя из своих астрологических прогнозов, он опасался солнечного затмения 1639 года и пытался магическими ритуалами отвести его угрозу от себя, но это не помогло, и на рассвете 21 мая 1639 года, находясь в своей келье, Томмазо Кампанелла безмятежно скончался во сне. Новую популярность «Город Солнца» обрёл с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений.
В 1609 году в Париже была опубликована аллегорическая поэма французского писателя тосканского происхождения Дель Бене (1515–1595) «Город истины или этики». В ней рассказывается о духовном путешествии Маргариты герцогини Савойской по городу истины и его пяти порталам, для каждого из чувств. Посетив различные дворцы, сады и пять храмов она встречается и беседует с самим Аристотелем в Храме Разума и Храме Мудрости. Дель Бене был дворецким Маргариты вплоть до ее кончины в 1574 году. Издание вышло через десять лет после его смерти, но основной его ценностью стали замечательные иллюстрации — гравюры, автором которых считают Томаса де Ле (Thomas de Leu 1560-1612), и которые часто используются в публикациях об утопических проектах Мора и Кампанеллы.
В XVII веке получила широкое признание и была востребована литература предсказательного, утопического характера, в которой авторы пытались обрисовать контуры различных вариантов идеального общественного устройства. Кратко отметим лишь некоторые примеры:
«Новая Атлантида» (1627), Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626 гг.), который сам будучи несомненным атеистом, предполагал, что именно развитие науки приведёт в перспективе к наступлению золотого века.
"Описание славного королевства Макария " (1641) Самюэля Гартлиба (1600 — 1662 гг.) также направленно на возвышение науки, а кроме того на приоритет законов, отстаивающих свободу каждого человека, отказ от попыток ввести единообразие и контроль во всем.
«Республика Океания» (1656). Джеймс Гаррингтон (1611 — 1677 гг.) считал, что ключ ко всеобщему благоденствию в справедливом распределении недвижимых имуществ, а сущность справедливого народного правления в честных выборах при возможности тайного голосования.
«История севарамбов» (1679), Дени Вераса (1630 — 1700 гг.) антирелигиозная утопия в которой существует конституционная монархия, однако без дворянства и частной собственности, при этом все обязаны трудиться 8 часов в сутки, а дети воспитываются государством.
Тектонические сдвиги периода становления капитализма в Европе привели к тотальному разорению и исходу крестьян, образованию крупных промышленных предприятий с большим количеством наемных рабочих. Это способствовало появлению новой волны идей создания справедливого общества. Поскольку массы людей лишённых средств производства, продающих свою рабочую силу, организованные и компактно расположенные вблизи промышленных предприятий, представлялись идеальной средой для восприятия коммунистических идей. Работы великих утопистов, французских философов К. А. Сен-Симона (1760 —1825), Ш. Фурье (1772—1837) и английского реформатора Р. Оуэна (1771—1858), по определению Ф. Энгельса «основателей социализма», развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку и стали источником одной из трех составных частей марксизма.
Французские утописты высказывали весьма содержательные и подробные соображения по построению социализма. Сен-Симон считал, что целью «Нового христианства», социума будущего, переход к которому является универсальной исторической неизбежностью - организовать общество, выгодное наибольшему числу людей, способное улучшить положение многочисленного бедного класса. В справедливом обществе ликвидируется паразитизм старых правящих групп, и все являются трудящимися. Фурье развивал идею создания ячеек социализма, которые размещались бы в специально устроенных зданиях – «фаланстерах», способных сочетать в себе черты как городской, так и сельской жизни. Предполагалось, что эти строения, станут центром жизни «фаланги» — самодостаточной коммуны из примерно полутора тысяч человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Традиционное семейные связи не отвергались Фурье, но дополнялись отношениями свободной любови, в основу которой будут положены человеческая добродетель и честь.
Футурологический мозговой штурм философов - мечтателей был порожден объективными условиями — очевидной порочностью и несправедливостью существующего общества, и открывшейся возможностью предложить необычные принципы и концепции устройства государства. В процессе стремительного развития утопических идей построения справедливого общества, были предложены самые различные рецепты его конструкций с использованием коммунистических элементов обобществления: влияния на рычаги управления; собственности и даже семьи. Эти варианты в дальнейшем породили широкий спектр левых движений и партий. Человечество вступало в эру великих социальных экспериментов.
P.S. Это продолжение публикации, начало:
1. Трагические ошибки https://cont.ws/@ay948223/1476140
2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды https://cont.ws/@ay948223/1479334
3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности https://cont.ws/@ay948223/1498159
4.Спарта, принуждение к равенству https://cont.ws/@ay948223/1503576
5.Спарта, закат, уроки https://cont.ws/@ay948223/1515571
6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях https://cont.ws/@ay948223/1530773
Оценил 1 человек
2 кармы