Разрушительная волна цветных революций, как эпидемия искусственно выращенного вируса, сразила ряд государств с, казалось, вполне благополучным состоянием. Внешней причиной такого заболевания принято считать обостряющуюся борьбу транснациональных корпораций за перераспределение доходов, в том числе за добычу и транзит энергоносителей. Коварные глобалисты, желая упрочить свое господство, сеют управляемый и неуправляемый хаос.
А какие существуют внутренние предпосылки столь легкого проникновения цветного вируса. Обычно врачи для оздоровления советуют проводить закаливание организма. «В здоровом теле здоровый дух». Как повысить иммунитет общества от революционных идей. Увы, комфортные условия и расслабленный образ жизни не способствуют здоровью ни человека, ни общества. Мы часто игнорируем скучные рецепты, чтобы «быть богатым и здоровым» нужно – настойчиво учиться, усердно трудится, заниматься спортом, правильно питаться. Для общества существуют примерно те же рецепты, которые выполнить еще сложнее, поскольку это зависит от воли многих людей, успешной идеологии и мудрого руководителя.
Преданность лидеру прививалась обществу тысячелетиями. В целом разумный и правильный процесс воспитания верности и подчинения единому вождю исторически принимал различные формы. Например, в древности происходила сакрализация (обожествление) вождя. Ему приписывалась сверхъестественная сила. Однако стоило сакрализованному правителю ослабеть или нарушить какое-либо табу, как он должен быть низложен или даже превращен в объект ритуального убийства, иногда чисто символического.
В Древнем Египте на протяжении всей его истории фараон понимался как воплощения бога. В императорском Китае, монарх именовался Сыном Неба. По мере развития Римской империи также постепенно был установлен культ императора, и это выразилось в поклонении римским императором как богам, что затем стало естественной частью римской религии. Начало этому положил Октавиан Август. Обожествление императоров в Византийской империи прекратилось только с введением христианства Константином Великим.
В дальнейшем формирование мировоззрения общества происходило под мощным влиянием многовекового доминирования монотеизма. Широкое распространение христианства и ислама с верой в одного бога, внедрило в ментальность традиционного общества принцип моноправления, т.е. правильной считалась только политика правящего лидера и его партии. Любая альтернативная официальной политике идея или партия воспринималась как враждебная и предательская, несущая непоправимый вред и подлежащая уничтожению. При этом неизбежные ошибки власти и злоупотребление привилегиями, провоцирующие недовольство народа, сразу порождали радикальные формы протеста. Так складывались причины для стихийных бунтов, переворотов, революций, и там где было достаточно "подправить бровь" звучали призывы "выколоть глаз".
С другой стороны, чрезмерный культ признания прав существования различных идеологий в своих крайних проявлениях приводит к гипертрофированным вариантам толерантности. Избыточная терпимость и вседозволенность провоцируют пропаганду и легализацию пристрастий, которые осуждаются традиционными религиями и считаются порочными.
Очевидно, что единовластие самый энергичный и эффективный метод руководства. В конфликтной ситуации или состоянии войны именно от действий лидера зависит исход событий. Ему же достаются лавры победителя. Однако более серьезные испытания начинаются в мирное время, когда после огня и воды, хронически звучат медные трубы. Победоносный полководец и успешный реформатор – это разные люди. Существуют всевозможные часто противоречивые оценки оптимального срока правления руководителем государства. Принципиальной проблемой длительного нахождения у власти становится разрастание угодливости, подхалимства, коррупции, подчиненных. Хотя история знает и немало случаев, когда правитель для решения этой проблемы регулярно проводил чистку, менял (уничтожал), ближнее окружение, после чего привлекались свежие силы новой элиты, но тоже временно. Минусом таких действий становилось недоверчивость и подозрительность ближнего круга, моральное одиночество вождя и обоснованные опасения покушений на его жизнь.
Умный, сильный и решительный лидер может обеспечить быстрые темпы движения вперед и прогресс государства, но никто не правит вечно, да и человеческие силы с возрастом меняются не в лучшую сторону. А опыт старости не всегда может заменить энергетику молодости. Проблема смены правителя и сохранения положительной тенденции развития простых решений не имеет, и во все времена представляла особую сложность для общества. Были опробованы всевозможные формы как мирного престолонаследия - наследственная монархия, избрание правителя, назначение предшественником…, так и насильственного - правительственные перевороты, убийства, захват власти в результате революций. Момент смены лидера активизирует элиты на борьбу за свое влияние независимо от формы престолонаследия. Новый правитель обычно представляет интересы победившей группы. В дальнейшем ситуация в обществе, его устойчивость и прогресс во многом определяется развитием отношений между победившей и проигравшей сторонами.
Победившая элита может начать преследование или уничтожение проигравшей, что станет прямым путем к установлению диктатуры. Проигравшая сторона может призывать сторонников к неповиновению и привести к хаосу и анархии в стране. Если ни одна из сторон не имеет решительного преимущества, но обе опасаются потерять влияние и надеются на будущий реванш, то они могут договориться о выборе временного «слабого» или престарелого правителя. Такой вариант чреват элементами застоя и стагнации.
Интересно, что в античные времена государственные деятели считали неуважительное, тем более кощунственное, отношение к ушедшим политическим лидерам проявлением варварства. Например, Плутарх указывал, что Цезарь не разрешил своим слишком рьяным сторонникам разрушить статуи Помпея после поражения последнего. И это только повысило авторитет Цезаря. С уважением к памяти лидеров прошлого относился и Август. Памятники, поставленные предшественникам, он восстановил с первоначальными надписями... А чего стоит формула «30% ошибок и 70% заслуг», которой обменялись Мао Цзэдун и Дэн Сяопин.
Какое бы название не носил социальный слой, приближенный к главе государства, - князья и бояре, дворянство, аристократия, правящие партии, элита - он всегда играл принципиальную роль в жизни общества. Как раз эта среда обеспечивает стабильность и консерватизм, здесь появляются на свет новые идеи управления и развития государства, происходит борьба мнений, но именно здесь зарождаются заговоры и предательство. Вместе с тем устойчивая социальная система на протяжении нескольких поколений может сформировать аристократическую элиту, которая будет восприниматься народом, как хранительница чести, морального авторитета, доверия, справедливости. Уничтожение такой элиты в изломах революций или репрессиях деспотии - фактор увеличивающий вероятность деградации государства.
При реально однопартийной власти борьба идей происходит внутри правящей элиты, которая старается не выносить дискуссии в публичную плоскость. О наличии противоречий судят по косвенным признакам, смещение функционеров с должностей, высказывания партийной верхушки и т.п. Момент смены лидера ожесточает внутреннее противоборство, стимулирует репрессии или уничтожение оппонентов под предлогами различных обвинений, в том числе в измене, коррупции, подрыве партийной идеологии.
Наличие формальной многопартийности, при одной общепризнанной правящей партии благоприятствует выдвижению на очередных всенародных выборах в качестве псевдооппозиции лузеров, электоральная поддержка которых считается незначительной. Это могут быть лидеры радикально настроенных группировок или маргинальные элементы. Именно такая ситуация является питательной средой для внешних воздействий и попыток проведения технологии цветных революций.
Бесспорно, что наиболее оптимальным вариантом для стабильного развития общества является сосуществование и взаимное уважение властных и оппозиционных элит. Борьба идей, взаимный контроль, наличие у противоположных сторон компетентных, харизматичных лидеров и их сменяемость. Однако форму правления, допускающую наличие и открытую, публичную конкуренцию правящей и оппозиционной элит, на практике довольно сложно установить, но еще сложнее длительно поддерживать. Поскольку трудно сбалансировать экономические интересы сторон, а наличие у власти силового аппарата провоцирует опасения, что против оппозиции могут быть применены безосновательные репрессии. Соревновательная политическая среда реальна только при наличии определенных условий и гарантий. Такие гарантии может обеспечить либо общепризнанный моральный лидер нации, либо конкурирующие партии должны иметь такой экономический и силовой базис, разрушение которого равносильно гибели всего общества.
В конце ХVII века к власти в Англии пришел «весёлый король» - Карл II, не имевший законного наследника, но известный озорным нравом, большим числом любовниц и внебрачных детей. Считается, что именно в период его правления в 1679 году в парламенте Англии сформировалось две политические партии: тори и виги, что стало прообразом нынешней двухпартийной системы. За прошедшее с тех пор более трех веков, система власти доказала свою устойчивость, несмотря на радикальные изменения в мире и государстве. Вопреки критике и попыткам реформирования, признанный моральный лидер нации в лице монархии, до сих пор сохраняет условия для публичного противостояния партий, идей и мирной сменяемости правительств.
Хотелось бы заметить, что нынешний неожиданно истерический всплеск царебожия, никак не связан с национальными традициями России, а представляется скорее технологическим приемом «креативных» политтехнологов, направленным против Православия.
Отцы-основатели Штатов после провозглашения независимости от Британской империи, да еще во время ее расцвета, понимали угрозу сосредоточения неограниченной власти в руках одного человека или клана и очень этого опасались. Лоялисты проиграли, и в стране не было общепризнанного морального авторитета, но было острая внутренняя конфронтация. Поэтому в основу Конституции США, в полном соответствии с «духом законов» Монтескье, был заложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Примерно через сто лет после зарождения в Англии двухпартийной системы ее элементы появились и в Новом Свете. Двухпартийная система дополнила разделение властей, предотвращая монополизацию правления и установление диктатуры. При этом в целом соблюдался принцип единоначалия в период правления президента, и обеспечивалась мирная сменяемость власти и оппозиции. Только в последнее время возникли предпосылки для разрушения такой системы и основную роль в этом играют глобальные структуры, для которых национальная идея уже не является приоритетом.
За столетия существования, двухпартийная система была существенно модернизирована и усовершенствована с учетом тех проблем и недостатков, которые не всегда можно оценить и учесть при ее введении. Она доказала свою живучесть и возможность обеспечить длительное стабильное развитие государства и иммунитет от внешнего внедрения вируса переворотов и революций. По-видимому, это и стало основной причиной такой нервной реакции «свободной» прессы, либеральных экспертов и «неожиданно проснувшихся» блоггеров на попытки обсуждения возможности зарождения такой системы в России, инициированные лет десять назад. Инициатором попытки был назначен Владислав Сурков, который и получил по полной заряд негатива, критики и обвинения во всех смертных грехах. Возникший резонанс и состав критиков заставляет задуматься, а может это и было попаданием в точку.
Таким образом, проблема власти - одна из самых важных составляющих здоровья нации. Оптимальный вариант системы правления призван обеспечить сочетание высокой эффективности единовластия с возможностью существования реальной оппозиции, открытого обсуждения проблем общества, выработки альтернативных подходов и мирной сменяемости лидера. Увы, в настоящее время больше всего отвечает этим требованиям вариант двухпартийной системы, имеющий рекордные показатели стабильности среди современных политических систем. Устойчивость такой структуры зависит скорее от воли «высоких договаривающихся сторон» и наличия признанного морального авторитета нации, а не от сухих статистических законов Мориса Дюверже. Недостатки системы не исключают потенциала для ее развития, совершенствования и применения в различных социальных формациях как национально ориентированных, так и глобальных. К тому же вариант непрерывного противостояния власти и оппозиции и их регулярная сменяемость во многом отвечает духу законов диалектического материализма.
Илл. Jacek Yerka, LĄDOWANIE MIASTA
Яцек Йерка, Город идёт на посадку
Оценили 3 человека
3 кармы