Мировой Триумф Советской Школы Скрипачей и Пианистов в 1937 году.

1 382


Удивительными были успехи советских музыкантов в 1937 году. Музыка – материя особенная, она не лжёт и не обманывает, виртуозность музыканта и его искренность говорят сами за себя, а в жюри заседали профессионалы со всего мира, которых вовсе не радовали советские победы.

Что сегодня знают сдавшие ЕГЭ выпускники о 1937 годе? СССР – культурно отсталая страна, весь народ - с киркой и лопатой, подгоняемый комиссарами в кожаных тужурках! Музыкальные конкурсы и победы?! Не, не слышали.

А тем временем в 1937г. в Варшаве проходил третий международный музыкальный конкурс пианистов имени Шопена.

В конкурсе участвовали восемьдесят лучших исполнителей из двадцати двух стран. Была представлена даже далёкая Япония!

На первом конкурсе в 1927г. жюри присудило золотую медаль двадцатилетнему советскому пианисту Льву Оборину. На втором конкурсе, который проходил в 1932г., золотая медаль была вручена советскому пианисту Александру Юнинскому.

Этот конкурс интересен тем, что здесь разрешено играть только произведения Шопена. Таким образом, и жюри, и слушатели имеют возможность оценить разное исполнение одних и тех же произведений композитора.

Этот конкурс жив и сегодня, он проводится каждые пять лет. В 1937 году состоялся последний довоенный конкурс Шопена, а следующий прошёл только через двенадцать лет.

Победу Льва Оборина Илья Эренбург описал так:

«Дипломатике пришлось стушеваться, а полякам - признать, что лучше всех играет Шопена москвич. Варшава искренне упивалась восторгом. Оборин чуть не погиб, удушенный толпами сумасбродных поклонниц».

Почётный диплом на том конкурсе получил молодой исполнитель Д. Шостакович, наш будущий знаменитый композитор.

После побед советских пианистов на конкурсе 1937г., в музыкальных кулуарах завихрились предложения о том, что, дескать, необходимо ограничить выступления музыкантов из Советов, а иначе получается «нечестно» для исполнителей из других стран.

Разъярённые японские почитатели всерьёз угрожали разнести в пух и прах филармонию. Поэтому для пианистки из Японии Чиеко Хары пришлось учреждать отдельную премию, которую оплатил польский магнат Станислав Мейер.

Золотая медаль победителя на международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1937г. была вручена советскому пианисту Яше Заку, худенькому двадцатитрёхлетнему юноше с острыми чертами лица и длинными музыкальными пальцами.

КАК ОН ИГРАЛ!!! Когда затихла последняя нота, польский профессор Адам Венявский, глава международного жюри, не выдержал. В звенящей тишине он, поднявшись с кресла, громко и размеренно начал хлопать нашему пианисту!

В своём интервью газете «Известия» профессор сказал:

«Советские пианисты показали себя с самой лучшей стороны. Они безусловно талантливы и хорошо подготовлены. Их игра доставляет большое удовольствие».

Якову Заку вместе с золотой медалью был вручён приз за блистательное исполнение мазурки! А лучший польский пианист Витольд Мальцужинский только третьим.

На этом же конкурсе жюри единогласно присудило серебряную медаль шестнадцатилетней советской пианистке Розе Тамаркиной. Увидев за роялем юную девушку, сперва всерьёз никто не поверил, что она сможет состязаться с заслуженными мировыми мэтрами.

«Варшавский курьер» в своей рубрике о конкурсе написал:

«Исполнение Розы Тамаркиной наделено эмоциональными чертами уже сложившейся художественной индивидуальности, которая оказала бы честь не одному взрослому пианисту».

Ему вторила польская утренняя газета «Экспресс поранны»:

«Героиней воскресных выступлений была Советская пианистка Роза Тамаркина, имя которой на устах у всех. Это ошеломляющий талант! После её сочной, содержательной игры выступление второй, также 16-летней пианистки из Польши показалось бледным и анемичным».

Это был оглушительный успех наших советских музыкантов. При том, что в жюри были представители совсем не радужно настроенных к СССР стран: от Польши и Германии до Италии и Венгрии. Но не признать очевидное было невозможно - советская музыкальная школа оказалась на голову выше европейской!

В том же 1937г. в Брюсселе состоялся большой международный конкурс скрипачей, который был посвящён гордости Бельгии, недавно ушедшему скрипачу Эжену Изаи. Конкурс проходил под покровительством королевы Елизаветы Бельгийской.

В Бельгию приехали лучшие скрипачи Европы и Америки. Все ожидали триумфа европейской скрипичной школы. Но международное жюри ничего не смогло поделать. Пять премий из шести завоевали советские скрипачи. Золотая медаль конкурса, по единогласному решению жюри, была вручена советскому скрипачу Давиду Ойстраху.

В своём интервью Давид Ойстрах сказал:

«Все газеты полны сообщений о фантастических результатах сказочной советской пятерки. Только наши портреты и появляются в газетах. Нужно знать, как здорово играют остальные участники конкурса, чтобы понять, как значителен наш успех. Здесь газеты пишут, что это потрясающий конкурс. Результат Советской делегации - совершенно необычайный и производит здесь такое впечатление, которое описать невозможно»!

Радости конкурентам это не прибавило. А когда после очередного этапа состязаний в финал не прошли музыканты из Франции, Бельгии и Германии, едва не разразился дипломатический кризис. Признанные музыкальные школы мира остались даже без дипломов лауреатов!

Через пару месяцев, летом 1937 года лучший советский скрипач и лучшая советская пианистка исполнили удивительный концерт в прямом эфире для американского континента. В прессе было напечатано следующее сообщение:

«По желанию Американской национальной радиовещательной компании Всесоюзный радиокомитет организует для Америки концерт лауреата международного конкурса скрипачей в Брюсселе Давида Ойстраха и лауреатки международного конкурса пианистов в Варшаве Розы Тамаркиной».

Все помнят язвительное визборовское «фи»: «а также в области балета мы впереди планеты всей», ехидно растиражированное в брежневские времена. Давно пора слить в канаву все злые шутки про отсталый Советский Союз, технологов Петуховых и резиновые калоши. Да, мы на голову опережали Европу. И не только по выплавке чугуна. В искусстве тоже!

Советское народное государство пробудило в народе могучую силу творчества и созидания, создало условия для реализации народных талантов во всех сферах жизни.

Советская песня «Да здравствует наша Держава»,

музыка Б.Александрова, слова С.Шилова (1943г.):

«Да здравствует наша Держава,

Отчизна великих идей,

Страна всенародного права

На радость и счастье людей!

За это священное право,

За жизнь и свободу свою

Великая наша Держава

Врагов побеждала в бою.

Над Москвою чудесной,

Над любимой землей

Лейся, радостная песня

По нашей стране молодой!

Вейся, красное знамя,

Символ наших побед!

Ты горишь всегда над нами,

Как солнца ликующий свет!

………………………….»

Всем Здравия!

Ладамира.

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • Советские люди- Советская школа- гордость Страны. В СССР Выступали за Страну а сейчас за деньги. Торговая корпорация РФ бьется изо всех сил на поле боя.