Искусственный каучук был изобретён в 30 годы. До той поры государства тратили огромные суммы на обувку солдат, но полностью обеспечить ей свои армии они не могли. Хотя у населения сапоги были более чем признаны, как предмет гардероба. В условиях затяжных войн иногда приходилось сражаться в одних лаптях. Такая неприятность реже наблюдалась среди отечественных военнослужащих, которые носили так называемые вечные сапоги – яловые. Интересно, из чего они сделаны?
• Почему сапоги называются яловыми?
Этой обуви дали название яловая или яловичная кожа. Материал никак не соотносится с кирзой, хоть и распространено мнение, что кирзовые и яловые сапоги – разные названия одного и того же предмета. На самом деле первый вариант , кирза – кожзам и изделия из него носят солдаты, а второй (яловые) – натуральная кожа и обувь из неё с советских времён доступна только офицерам.В советские времена яловые сапоги были не только привилегией одних офицеров, из-за специфично- сложных погодных условий яловые сапоги носил абсолютно весь рядовой, сержантский и старшинский состав Краснознамённого Северного и Краснознамённого Тихоокеанского флотов, кроме того в яловые сапоги обували абсолютно всех курсантов военных курсов и училищ, а это так же рядовой состав, хотя и будущие офицеры. Кстати, абсолютно весь рядовой состав, проходивший службу за пределами Советского Союза, как например в Германии, так же обувался только в яловые сапоги. А что было ранее? Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. «Сапоги для мужика были самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапоги»,- писал в 1883 году в рассказе «Бойцы» Д. Н. Мамин-Сибиряк.Деревенские сапоги шили из простой черной кожи; подошвы подшивали «варными нитками». В Костромской губернии, например, «сабоги» (так их здесь называли) тачали на прямой колодке: левый сапог от правого не отличался. Сапоги, сшитые на «косой» колодке, старики не носили, почитая это за великий грех. Запретными для них были и сапоги на гвоздях — ведь «в таких сапогах скоморохи плясали». Ни под каким видом нельзя было надеть в здешних деревнях сапоги с подковами на каблуках: «кони кованы бывают, а мы — люди». Примерно к 1890-м годам сапожники стали подбивать подошвы березовыми гвоздями. Дорогие сапога обязательно должны были быть «с морщиной», «с набором» — от пяти до девяти морщин на сапоге. Голенища шили круглыми, шести- и восьмигранными, а сверх морщин полагались лаковые «бураки». Любимый фасон был — высокие каблуки и тупой нос.Сапоги носили по несколько лет, а заказывали, как правило, к женитьбе с двумя парами кожаных галош и надевали в праздники. Над бедными заказчиками богачи да и сами сапожники потешались: «Сапоги с галошами, а на дворе нет лошади». Состоятельные крестьяне, купцы носили также боты и полуботы. Купеческие боты шили на енотовой или суконной подкладке, верх для красоты обшивали и прострачивали. А сапоги бутылками? Без них просто немыслим облик купца третьей гильдии 1870-1890-х годов, каким его описал тот же Мамин-Сибиряк: «в спинжаке, ситцевой рубахе и в глухом жилете, по которому распущена толстая серебряная цепочка…».Нельзя обойти молчанием и смазные сапоги, в которые были обуты купцы, мещане, рабочий люд, крестьяне (из тех, кто покрепче). Тачали их из юфти («смазного товара»), мездрой внутрь, и смазывали чистым дегтем или ворванью.
• Характеристики материала.
Телячья кожа. От других шкур крупнорогатого скота отличается природной толщиной. Этот показатель у яловой примерно в 5 раз выше, чем у склизока и полукожника. Разница с опоеком может достигать 10-кратного значения, с бычиной – 2-кратного.
Берут яловку у неогуленных молодых коров, а также быков, которым ещё не исполнилось полтора года. Место среза: брюшина. Локализация и возраст животного позволяют получить большой по диаметру отрезок цельного материала, неиспорченный укусами, шрамами и растяжками.
После свежевания шкура проходит через длительный и многоэтапный процесс дубления. Технология ранее включала следующие виды обработки:
промывка;
мездрение;
золка;
топтание и разминание в барабанах;
разделка;
стружка;
отжимание лица;
бучение;
заливка в особом дубильном растворе;
дубление соковое;
дубление пересыпочное.
В современной промышленности применяется хромовка – метод хромового дубления, при котором используются дубильные минеральные вещества. После подобной обработки изделие становится в среднем в 2 раза прочнее шкур, прошедших через растительное дубление. Также материал начинает обладать высокой температурой сваривания – его структура не разрушается при контакте с кипящей водой и хорошо сопротивляется разрушающему действию нагретых химических веществ.
• Описание конструкции сапог
Черты и детали традиционных полевых офицерских сапог:
кожаные подмётки на гвоздях;
в каждом сапоге по 2 белых ушка (пришиты с внутренней стороны);
задник усилен;
стандартизированная длина голенища: 45 см;
гвардейские полка носили модели на 4,5 см длиннее;
голенище сшито сзади, одним длинным швом;
стандартизованный вес стелек: 21,33-46,93 г;
высота каблука: ровно 2 см;
каблук крепится железными шпильками.
• Какие ещё синонимы названия существуют?
Один и тот же материал можно назвать и яловым и юфтевым. Однако полными синонимами эти слова не являются, последнее несколько шире. Его используют для обозначения шкуры, взятой с брюшины не только молодых быков и коров, но и коней. Иногда в ход идут и свиньи.
Третье название – хромовые. Однако оно некорректное. Между настоящими хромовыми и яловыми сапогами гигантская разница. Последние лучше держат голеностоп и в них можно находиться во время пожара (ну или просто тушить ими костёр). Первые прилично легче, но рядом с огнём им не место. Высокие температуры они переносят на порядок хуже.
В народе эту обувь также величают полевой и офицерской.
• Немного истории.
1.В мире яловая и юфтевая кожа соотносится с Россией. Её называют russian leather и cuir de Russie.
2.Слово «юфть» предположительно появилось в русском языке в XVI веке.
3.От европейских и американских натуральных материалов, широко распространившихся в XIX веке, этот отличается способом обработки. Другие страны использовали растительные дубильные вещества, только русские пропитывали шкуры дёгтем.
4.Сегодня вместо дёгтя применяют жировую смесь, часто включающую в себя тюленью ворвань.
5.В Первую мировую войну только отечественные солдаты сражались в обуви из натуральной кожи.
6.После второй мировой яловые сапоги перестали быть достоянием служивых, их стали носить на гражданке. В такой обуви щеголяли все, начиная со школьников и заканчивая начальниками. Люди со скромными доходами юфтевую обувь заменяли кирзачами.
• Плюсы и минусы.
Долговечность при минимальном уходе – основополагающая черта традиционных яловых сапог. За это качество их ценили и ценят военнослужащие. Они не плесневеют без просушки в окопах и болотистой местности и служат даже дольше, чем кирзовые. Последние уступают и в плане теплостойкости.
Другая примечательная особенность – защита ног от влаги. Низкая гигроскопичность позволяет поддерживать сухость даже при продолжительном нахождении в воде. Отсюда востребованность этого типа обуви среди рыбаков и туристов.
Юфтевые или яловые традиционные сапоги сложно носить летом. В них жарко, но военным и срочникам приходится мириться с подобного рода неудобствами.
Достоинства идут рука об руку с недостатками. Прочность и долговечность – с неэластичностью, грубостью и долгим процессом разнашивания. Гигроскопичность – с проблемами отвода пота и поступлением кислорода к коже. Натуральное происхождение материала – с высокими ценами на дизайнерские женские сапожки из него.
Больше всего нареканий вызывает разминание (в первую очередь дополнительно усиленной задней части). Ждать естественного разноса – слишком долго. Приходится прибегать к народным средствам. В ход идут смеси с глицерином, горячие полотенца, колодки. Иногда жёсткие сапоги набивают пакетами с водой и отправляют в морозильник. При замерзании вода расширяется, создавая постоянное давление на стенки голенища.
• Современная мода и яловые сапоги.
В наше время , среди женщин наблюдается рост интереса к грубой обуви на ровной подошве или на совсем небольшом каблуке. Под эту тенденцию попадают офицерские яловые сапоги. Их предлагают носить не только с нарядами в стиле милитари или узкими джинсами, но и с юбками.
Перемены просматриваются и в отношении дизайна. Канонический вариант дополняют ремешками, зауженным силуэтом, замками и пряжками. Встречаются модели с характерной для ковбойских сапог верхней линией голенища. Ровную подошву заменяют на скрытую горку или даже на каблук.
Оценили 5 человек
10 кармы