• РЕГИСТРАЦИЯ

Роджер Скрутон. Почему я стал консерватором

Арина
19 апреля 10:52 0 2724

Я рос во времена, когда половина англичан голосовала за Консервативную партию на национальных выборах и почти все английские интеллектуалы рассматривали термин "консерватор" как оскорбительный. Быть консерватором, мне говорили, это быть на стороне стариков против молодёжи, прошлого против будущего, авторитета против инноваций, "структур" против спонтанности и жизни. Этого было достаточно, чтобы признать, что у меня, как свободномыслящего интеллектуала, не было другого выбора, кроме как отвергнуть консерватизм. Оставался выбор между реформами и революцией. Будем ли мы улучшать общество шаг за шагом или мы уничтожим всё старое и начнём строить заново? В целом мои современники одобряли второй вариант и когда я увидел, что именно это значит в мае 1968 года в Париже, я нашёл своё призвание.

На узкой улице под моим окном студенты громили и били всё вокруг. Стеклянные окна магазинов казалось отступали, дрожали одну секунду, потом становились призрачными, поскольку отражения покидали их, и они падали зазубренными осколками на землю. Машины поднимались в воздух и падали на бок, их соки текли из невидимых ран. Воздух был наполнен торжествующими криками, уличные фонари были вырваны из земли и водружены на баррикаду перед полицейским фургоном.

Фургон - известный в народе как panier de salade, из-за своих решёток на окнах - осторожно выехал с улицы Декарта, остановился и извергнул из себя множество испуганных полицейских. Их приветствовали летящие булыжники и несколько полицейских упали на землю. Один перевернулся на спину, сжимая лицо ладонями, из под которых струилась кровь. Раздался восторженный крик со стороны баррикады, раненного полицейского несли в фургон, а студенты бежали по улице, смеясь и продолжая швырять булыжники.

В тот вечер ко мне пришла подруга: она весь день провела на баррикадах с группой театралов во главе с Арманом Гатти. Она была очень взволнована этими событиями, которые Гатти, ученик Антонена Арто, научил её рассматривать как высшую точку ситуационного театра - артистическое преображение абсурда, который является повседневным смыслом буржуазной жизни. Великая битва была выиграна: полицейские получили ранения, машины горели, лозунги скандировались, граффити обмазывали стены. Буржуазия была в бегах и вскоре Старый Фашист и его режим будут просить пощады.

Старым Фашистом был Де Голль, чьи военные мемуары я как раз читал в тот день. Мемуары начинаются с яркого предложения: "Toute ma vie, je me suis fait une certaine idee de la France" ("Всю мою жизнь мной владела одна идея - Франция") - предложение, которое так похоже по ритму и полностью противоположно по смыслу следующему предложению: "Longtemps, je me suis couchede bonne heure" ("Долгое время я рано ложился спать"). Как это было удивительно открыть для себя политика, который в своё оправдание предлагает что-то и это что-то так глубоко спрятано за маской его слов. Меня также поразило его описание государственных похорон Поля Валери - первое действие Де Голля в освобожденном Париже - поскольку он предложил приоритеты, немыслимые для английского политика. Образ кортежа, двигающегося по направлению к Нотр-Дам, гордый генерал в окружении скорбящих, и там, и тут все еще разбросанные немецкие снайперы, смотрящие с крыш - всё это произвело на меня впечатление. Я сравнивал два взгляда на Париж с высоты птичьего полёта - взгляд немецкого снайпера, и свой собственный из окон своей квартиры на беспорядки в Латинском квартале. Они были связаны как "да" и "нет", утверждением или отрицанием национальной идеи. Согласно взглядам Голлистов, нация определяется не институтами или границами, но религией, языком и культурой; во времена смут и войн именно эти духовные вещи должны быть защищены и восстановлены. Похорон Валери, безусловно, был выражением этих взглядов. И я ассоциирую Францию Де Голля с поэмой Валери "Морское кладбище" - это обращение мёртвых передало мне гораздо глубже, чем слова и жесты какого-нибудь политика, истинный смысл национальной идеи.

Конечно я тогда был наивен - также наивен, как и моя подруга. Но следующий аргумент один из тех, к которым я часто потом возвращался в своих мыслях. Что, спросил я, вы собираетесь поставить вместо буржуазии, которую вы так презираете, и которой вы обязаны своей свободой и своим процветанием, которые позволяют вам играться на своих игрушечных баррикадах? Какое видение Франции и её культуры движет вами? И готовы ли умереть за свои убеждения или подвергнуть риску других ради них? Я был оскорбительно помпезен, но впервые в своей жизни я почувствовал политический гнев, оказавшись по другую сторону баррикад от многих людей, которых я знал лично.

Она ответила книгой Мишеля Фуко "Слова и вещи", Библией всех soixante-huitards, текст которой казалось оправдывает все формы отклонений, показывая, что любое послушание просто поражение. Это хитроумная книга, составленная из демонической лживости и избирательного освещения фактов, чтобы показать, что культура и знания являются ничем больше, чем просто "дискурсом власти". Эта книга не философская работа, а скорее упражнение в риторике. Её целью является ниспровержение, а не поиск истины, и она аккуратно аргументирует - используя старые трюки номиналистов - что "истина" требует запятых, что она меняется от эпохи к эпохе и привязана к форме сознания, "эпистеме", которая навязывается правящим классом. Революционный дух, который ищет причины для ненависти, нашёл у Фуко новую литературную форму. Оглядитесь вокруг в поисках власти, говорит он своим читателям, и вы найдете её везде. Там где есть власть, там есть угнетение. И там где есть угнетение, появляется право на уничтожение. На улице подо мной я увидел превращение этого послания в действие.

Моя подруга сегодня стала хорошей буржуазией, как и многие из тех, кто принимал тогда участие в бунтах. Арман Гатти забыт; и работы Антонена Арто причудливы и беззвучны. Французские интеллектуалы отвернулись от "68-го", а покойный Луи Повель, величайший из послевоенных новеллистов, книгой "Сироты" написал убийственный некролог их подростковой ярости. А Фуко? Он умер от СПИДа, который достался ему на одной из вечеринок в Сан-Франциско, его визиты куда, как модного интеллектуала, хорошо спонсировались. Но его книги находятся в списках для чтения по всей Европе и Америке. Его взгляд на европейскую культуру как институализированную репрессивную власть везде преподается как Евангелие студентам, у которых нет ни культурных, ни религиозных знаний, чтобы противостоять этому внушению. Только во Франции его более менее широко признают мошенником.

К 1971 году, когда я переехал из Кембриджа в колледж Биркбека в Лондоне, я стал консерватором. Насколько я мог обнаружить, в Биркбеке был только один консерватор и это была Нунция - Мария Аннунцита - дама из Неаполя, которая подавала еду в профессорской столовой и которая специально вызывала гнев лекторов тем, что обвесила свою стойку фотографиями Папы Римского.

Одним из лекторов, к которому Нунция питала особую антипатию, был модный историк индустриальной революции Эрик Хобсбаум, с которым носились как с писанной торбой, и чьё марксистское видение страны стало теперь ортодоксией, которую преподают в Британских университетах и школах. Хобсбаум приехал в Британию как беженец, привезя с собой марксистские убеждения и членство в Коммунистической партии, которое он сохранял так долго, как мог, пока партия, которую он почитал, не утонула в такой лжи, которую уже не было возможности повторять. Без сомнения, в знак признания его героической карьеры, Хобсбаум был награждён, по просьбе Тони Блэра, второй высшей наградой, которую жаловала королева - он стал "Кавалером ордена почёта". Эта небольшая история имеет огромное значение для британского консерватора. Это симптом и символ того, что случилось с британской интеллектуальной жизнью в шестидесятые. Мы должны задуматься о том экстраординарном факте, что Оксфордский университет, который пожаловал почетную степень Биллу Клинтону за то, что он как-то посетил окрестности университета, отказал в такой же чести Маргарет Тэтчер, его самой выдающийся выпускнице в послевоенные годы и первой женщине премьер-министру в Британии. Мы должны задуматься о некоторых других почетных степенях, которые раздавали наши университеты - Роберту Мугабе, например, или покойной миссис Чаушеску - или посчитать (хватит пальцев одной руки) количество консерваторов, которые были избраны в Британскую академию.

Достаточно сказать, что по прибытию в колледж Биркбека, я оказался в сердце левого истеблишмента, который управлял британским образованием. Колледж Биркбека вырос из Института механики, основанного Джорджем Биркбеком в 1823 году и был нацелен на образование людей, которые работали полный рабочий день. Он был связан с социалистическими идеалистами из "Ассоциации образования рабочих" и имел прямую, но не оглашаемую публично, связь с Лейбористской партией. Моя неспособность скрыть свои консервативные убеждения была замечена и не одобрялась, и я начал думать, что должен искать другую работу для продолжения своей карьеры.

Поскольку миссией Биркбека было обучение взрослых работающих людей, лекции начинались в 6 часов вечера, а день был номинально свободен. Я использовал свои дни для обучения праву: я хотел начать карьеру, которая бы не давала пользы утопистам и бунтовщикам. По-факту я никогда не практиковал юриспруденцию и извлек из своего обучения только интеллектуальную выгоду, хотя я всегда буду благодарен за это. Право ограничивается в каждой своей точке реальностью и утопическим видениям в нём нет места. Более того, общее право Англии является доказательством того, что существует реальное различие между легитимной и нелегитимной властью, что власть может существовать без угнетения и что власть является живой силой в человеческом поведении. Я обнаружил, что английское право является ответом Фуко.

Вдохновленный своими открытиями, я начал искать консервативную философию. В Америке этот поиск можно было произвести в университете. Американский департамент политических наук поощряет своих студентов читать Монтескье, Бёрка, Токвилля и Отцов основателей. Лео Штраус, Эрик Фёгелин и другие привили метафизический консерватизм Центральной Европы американским корням, сформировав эффективные и прочные школы политической мысли. Американская интеллектуальная жизнь извлекла выгоду из американского патриотизма, что помогло ей защищать американские обычаи и институты, не боясь презрительных насмешек. Она извлекла выгоду и из Холодной войны, оттачивая свой разум против марксистского врага, чего так и не случилось в Европе: переход социал-демократической еврейской интеллигенции Нью-Йорка в неоконсерватизм, тому подтверждение. В 1970-х годах в Великобритании консервативная философия была занятием нескольких полусумасшедших отшельников. В библиотеке своего колледжа я нашёл Маркса, Ленина и Мао, но там не было Штрауса, Фёгелина, Хайека или Фридмана. Я нашёл каждый сорт ежемесячного, еженедельного и ежеквартального социалистического журнала, но ни одного журнала, который признавал бы себя консервативным.

В Англии долгое время преобладало мнение, что консерватизм просто больше не существует - даже если реально он существовал для некоторых образованных людей - как социальное и политическое кредо. Возможно, если вы аристократ или ребёнок состоятельных и влиятельных родителей, вы можете получить в наследство консервативные убеждения, так же как вы могли получить в наследство дефекты речи или челюсть Габсбургов. Но вы просто не могли их приобрести, и уж точно не посредством рационального исследования или серьезных размышлений. И всё же я оказался в 1970-х годах, после шока от событий 1968 года и после своих юридических изысканий, с полным набором консервативных убеждений. Где мне было искать людей, которые бы разделяли мои убеждения, мыслителей, которые бы сформулировали их надлежащим образом для политической, социальной и экономической теории, которые бы давали этим убеждениям силу авторитета, чтобы провозглашать их на академических форумах?

Мне на помощь пришел Бёрк. Хотя он и не был широко изучаем в наших университетах в то время, он не был изгнан как глупый, реакционный и нелепый. Он был просто неактуальным, интерес к нему был вызван преимущественно тем, что он ошибался во всём, что касается Французской революции и поэтому его можно было изучать как иллюстрацию одного эпизода интеллектуальной патологии. Студентам всё же разрешали его читать, как правило, в сочетании с куда менее интересным Томасом Пейном и время от времени вы могли слышать рассказы о "бёркианской" философии, которая была одним из ответвлений в консервативной мысли Британии в 19 столетии.

Бёрк меня заинтересовал из своего интеллектуального пути, который он совершил. Его первая работа, как и моя, был об эстетике. И хотя я не нашёл много философского значения в его "Очерке о возвышенном и прекрасном", я смог увидеть, что в правильном культурном климате, он мог бы передать понимание о смысле эстетического суждения и его незаменимого места в нашей жизни. Я полагаю, задолго до того, как я получил кое-какие намёки на свою дальнейшую карьеру в виде интеллектуальной парии, такие же мысли у меня возникли в раннем возрасте на современную архитектуру и осквернение моих детских пейзажей безликими коробками пригорода. Еще в возрасте тинейджера, я осознал, что эстетические суждения имеют значение, это не просто субъективные оценки, которые не имеют значения ни для кого, кроме тебя самого. Я увидел - хотя у меня тогда не было философии, чтобы оправдать свои убеждения - что эстетические суждения лежат в основе мира и они исходят из глубокого социального императива, и они важны для нас также, как важны для нас и другие люди, с которыми мы хотим жить в сообществе. И, как мне казалось, эстетика модернизма, с его отрицанием прошлого, его вандализацией ландшафта и городских пейзажей и его попыткой очистить мир от истории, была отрицанием также и общины, дома и общественных порядков. Модернизм в архитектуре пытался переделать мир так, как будто в нём не существовало ничего, кроме атомарных индивидов, продезинфицированных от прошлого и живущих как муравьи в своих металлических и функциональных панцирях.

Подобно Бёрку, я сделал переход от эстетики к консервативной политике без чувства интеллектуального несоответствия, полагая, что в каждом случае я искал потерянное чувство дома. И я уверен, что в основе этого чувства потери лежит перманентное чувство о том, что потерянное можно вернуть - не обязательно в том виде, в котором оно от нас ускользнуло, но оно может быть сознательно восстановлено и переделано. Это убеждение является романтическим ядром консерватизма, которое вы можете найти - очень по разному выраженное - у Бёрка, Гегеля и Т.С. Элиота, чья поэзия оказала на меня огромное влияние в подростковом возрасте.

Когда я впервые прочитал мысли Бёрка по поводу Французской революции, я был склонен принять, поскольку я не знал другого, либеральный гуманистический взгляд на Революцию, как на триумф свободы против угнетения и освобождение людей из под ярма абсолютной власти. Хотя и были эксцессы - и честные историки никогда этого не отрицали - официальная гуманистическая точка зрения заключалась в том, что их следует рассматривать в ретроспективе рождения новых порядков, которые будут предлагать миру суверенитет народа. Поэтому я предположил, что ранние сомнения Бёрка - стоит вспомнить, что они были выражены, когда Революция была еще в самом зачатии, а король еще не был казнён и террор ещё не начался - были просто паникерской реакцией на плохо осмысленные события. Что меня заинтересовало в его "Размышлениях" это позитивная политическая философия, отличная от всей левой литературы, которая была в то время a la mode, благодаря своей абсолютной конкретности и её прочтению человеческой психики в обычных и неординарных состояниях. Бёрк писал не о социализме, а о революции. Тем не менее, он убедил меня, что утопические обещания социализма идут рука об руку с абсолютно абстрактным взглядом на человеческий разум - геометрической версией наших ментальных процессов, которые имеют лишь весьма смутное отношение к мыслям и чувствам, которыми живут реальные люди. Он убедил меня, что общество не может быть построено по плану или для достижения конкретной цели, что у истории нет никакого направления и что не существуют такой вещи, как духовный или моральный прогресс.

Прежде всего он подчеркнул, что новые формы политики, которые надеются организовать общество вокруг рационального стремления к свободе, равенству, братству или их модернистских эквивалентов, на самом деле являются воинственной формой иррационализма. Нельзя коллективно стремится к свободе, равенству и братству, не только потому, что эти вещи плохо описаны и просто слишком абстрактно определены, но также и потому, что коллективный разум не работает таким образом. Люди совместно стремятся к одной цели только в чрезвычайной ситуации - когда существует угроза быть покоренными или наоборот стоит цель кого-либо завоевать. Но даже тогда, они нуждаются в организации, иерархии и структуре командования, если хотят эффективно достигнуть своих целей. Тем не менее, в таких случаях возникает форма коллективной рациональности, а её широко известное имя - война.

Более того - и это осознание вызвало у меня шок - любая попытка организовать общество в соответствии с таким типом рациональности, будет неизбежно вести к объявлению войны реальным или воображаемым врагам. Поэтому такой резкий и воинственный язык социалистической литературы, наполненной прозой ненависти к буржуазии, один из примеров которой был мне предложен в 1968 году для оправдания насилия под моим окном, но есть и другие примеры, начиная с "Манифеста коммунистической партии", который был одним из базовых блюд политических наук в моём университете. Литература левой мысли политических наук это литература конфликта, в которой основными переменными являются, по мысли Ленина, "Кто? Кого?". Первое предложение мемуаров Де Голля было написано на языке любви об объекте любви и это спонтанно резонировало в моей голове в годы студенческих бунтов. Де Голлевская аллюзия на Пруста это виртуозное воскрешение материнской любви и смутное предчувствие её утраты.

Три других аргумента Бёрка произвели на меня сравнимое впечатление. Первым был аргумент защиты авторитета и послушания. Это были не злые и отвратительные вещи, как считали мои современники, для Бёрка авторитет был корнем политического порядка. Общество, по его мнению, удерживается вместе не абстрактными правами гражданина, как считали французские революционеры. Оно удерживается вместе благодаря авторитету - который скорее говорит о праве на послушание, а не об использовании власти для его достижения. Послушание, в свою очередь, является первостепенным достоинством политической жизни, диспозицией, которая позволяет обществу держаться вместе, а не "рассыпаться в пух и прах". Этот взгляд был очевидным для меня также, как и шокирующим для моих современников. Фактически, Бёрк отстаивал старую точку зрения о члене общества как суверенном субъекте, против новой точки зрения о человеке как гражданине государства. И что меня поразило, так это то, что отстаивая эту старую точку зрения, Бёрк продемонстрировал, что она эффективнее гарантирует личную свободу индивида, чем новая идея, которая была основана на обещаниях этих самых свобод, только выраженных абстрактно и универсально, и поэтому трудно определяемых. Реальная свобода, конкретная свобода, свобода, которая могла быть определена, объявлена и предоставлена, не была противоположностью послушания, а была её обратной стороной. Абстрактная, нереальная свобода либерального разума была ни чем иным, как детским непослушанием, которое выливается в анархию. Эта идея вызвала у меня восторг, поскольку я понял, что я увидел в 1968 году. Но когда я выразил её в своей книге "Смысл консерватизма", опубликованной в 1979 году, я разрушил всё, что осталось от моей академической карьеры.

Второй аргумент Бёрка, который произвел на меня впечатление, это утонченная защита традиции, предубеждений и обычаев против просветительских планов реформаторов. Эта защита снова соприкасалась с моим изучением эстетики. Ещё будучи школьником, я столкнулся с тщательно обдуманной защитой артистичной и литературной традиции, которую давали Элиот и Ф.Р. Ливис. Меня поразило эссе Элиота "Традиция и индивидуальный талант", в котором традиция была представлена как постоянно развивающаяся, но непрерывная вещь, которая переделывается с каждым дополнением к ней, и которая адаптирует прошлое к настоящему и настоящее к прошлому. Эта концепция, которая была неким видом модернизма Элиота (модернизм, который был полностью противоположен модернизму, который главенствовал в архитектуре) сделала мою любовь к классикам в искусстве, музыке, и литературе частью моей жизни как современного человека.

Защита Бёрком традиций, казалось, переводила эту концепцию в мир политики и она уважительно относилась к обычаям, общественным институтам и традиционному способу жизни, считая их добродетелью, а не признаком удовлетворенности положением дел, как считали мои современники. И провокационная защита Бёрком "предубеждений" - под которыми он имел в виду совокупность идей и убеждений, которые инстинктивно возникают в социуме и которые отражают опыт социальной жизни - было откровением, о котором я раньше никогда не задумывался. Бёрк донёс до меня мысль, что наши самые необходимые убеждения могут быть неоправданными и необоснованными с нашей точки зрения, и что попытка их обосновать приведёт к их потере. Заменяя их абстрактными системами философов, мы можем считать себя более рациональными и более приспособленными к жизни в современном мире. Но на самом деле мы становимся менее подготовленными и наши убеждения становятся менее оправданными, потому что они оправдываются сами собой. Настоящим обоснованием предубеждения является то, которое обосновывает его как предубеждение, а не как рациональный вывод из аргументов. Другими словами, это обоснование, которое не может быть выведено с нашей личной точки зрения, но только извне, как антрополог обосновывает ритуалы или обычаи иноземного племени.

Примером, который иллюстрирует суть вышесказанного, являются предубеждения, связанные с сексуальными отношениями. Они варьируются от общества к обществу, но до недавнего времени у них была общая черта, которая заключается в том, что людей остерегали от неприличного поведения, осуждали явные сексуальные демонстрации, и требовали скромности от женщин и благородного поведения от мужчин в отношениях, которые предшествовали сексуальному союзу. Для этого существовали веские антропологические причины с точки зрения долгосрочных стабильных сексуальных отношений, которые необходимы, чтобы воспитать своих детей как полноценных членов общества. Но это не те причины, которые мотивируют обычное поведение мужчин и женщин. Такое поведение мотивируется глубокими и неподвижными предубеждениями, в которых оскорбление, стыд и честь являются окончательными основаниями. Стороннику сексуальной свободы не трудно доказать, что такие мотивы являются иррациональными, в том смысле, что они основаны на нерациональном обосновании мотивов, которыми руководствуется человек. И он может предложить сексуальную свободу как рациональную альтернативу, кодекс поведения, который является рациональным с точки зрения этого конкретного индивида, поскольку он выводит этот кодекс с доступной и понятной цели - сексуального удовлетворения.

Эта замена мотивов предубеждений произошла. И результат получился в точности такой же, как и предсказывал Бёрк. Произошло не просто разрушение доверия между полами, а остановка репродуктивного процесса - провал и ослабление обязанностей родителей, не только друг перед другом, но также и перед их потомками. В тоже время индивидуальные чувства, которые основывались на предубеждениях, стали обнаженными и незащищенными скелетными структурами рациональности. Отсюда эта экстраординарная ситуация в Америке, где судебные процессы заменили общую вежливость, где обвинения в "изнасиловании" после полового акта заменили сексуальную умеренность и когда комплименты обычно наказываются как "сексуальные домогательства". Это пример того, что происходит, когда предубеждения уничтожаются во имя разума без оглядки на то, какую социальную функцию выполняли эти предубеждения.

Последним аргументом Бёрка, который произвёл на меня впечатление, был его ответ на теорию социального контракта. Он утверждал, что несмотря на то, что общество можно рассматривать как контракт, мы должны признать, что большинство сторон этого контракта уже мертвы и ещё не рождены. Идеей современного руссоистского общественного договора было поставить ныне живущих членов общества в диктаторскую позицию по отношению к тем, кто был до них и тех, кто будет после них. Следовательно, эта идея прямо привела к масштабному разбазариванию унаследованных ресурсов на всякие революции и на культурный и экологический вандализм, который Бёрк первым распознал как принципиальную опасность современной политики. В глазах Бёрка, самодовольное презрение к предкам, которое характеризовало всех революционеров, было также дегуманизацией еще не родившихся. Он утверждал, что общество это сотрудничество мёртвых, живых и ещё не рожденных, и без того, что мы называем "наследственным принципом", согласно которому права могут быть как наследованными, так и приобретенными, мы лишим наследства обоих: и мертвых, и ещё не рожденных. Действительно, уважение к умершим, по мнению Бёрка, было единственной гарантией еще не рожденных получить своё наследство. Он предпочитал рассматривать общество в первую очередь не как контракт, а как отношения доверия, где живущие, как гаранты полученного наследства, должны были стремится к его улучшению и передаче его следующему поколению.

Я больше всего был восхищен именно этими идеями, нежели чем-либо ещё в Бёрке, поскольку они, казалось, объясняли с полной ясностью мои тусклые интуиции, которые у меня возникли в 1968 году, после того, как я увидел бунты под своими окнами и думал о "Морском кладбище" Валери. В своих искусных и хладнокровных рассуждениях Бёрк кратко изложил все мои инстинктивные сомнения в криках об "освобождении", все мои сомнения в отношении "прогресса" и беспринципной веры в будущее, которая доминировала и извратила современную политику. Фактически Бёрк присоединился к старому призыву Платона к форме политике, которая также будет заботиться о чем-то большем - "забота о душе", как называл это Платон, которая будет также заботой о будущих поколениях. Парадоксальные граффити soixante-huitards были чем-то прямо противоположным этому: своего рода подростковой безмятежностью, отказом от всех традиций, институтов и достижений ради мимолетного ликования, которое не имело никакого смысла, кроме краткосрочного сохранения анархии.

Только после моего первого визита в коммунистическую Европу, я начал понимать и симпатизировать негативной энергии в Бёрке. Я воспринял позитивные тезисы Бёрка - защиту предубеждений, традиций и наследия, а также политику доверия, в которой прошлое и будущее имели равные права в настоящем - но я не понимал его негативных тезисов, которые приравнивали Французскую революцию к аду. Как я говорил, я разделял либеральную гуманистическую точку зрения на Французскую революцию и ничего не знал о фактах, которые опровергали эту точку зрения и которые бы подтвердили аргументы Бёрка в его необычайно прозорливом эссе. Моя встреча с коммунизмом полностью исправила это.

Пожалуй, самым удивительным и ужасающим аспектом коммунизма была его способность изгнать истину из человеческих дел и заставить весь народ "жить по лжи", как назвал это президент Вацлав Гавел. Джордж Оруэлл написал пророческий и проницательный роман на эту тему; но лишь немногие западные читатели его романа знали, насколько сбылись его пророчества в Центральной Европе. Когда я впервые посетил Чехословакию в 1979 году, для меня стало величайшим откровением столкнуться лицом к лицу с ситуацией, когда люди в один миг могли были быть удалены из страниц истории, в которой истину нельзя было произносить и в которой Партия могла решать день за днём не только то, что будет завтра, но и то, что произошло сегодня, то, что произошло вчера и то, что произошло задолго до того, как нынешние лидеры страны родились. Как я понял, это была именно та ситуация, которую Бёрк описывал своей, преимущественно недоверчивой, аудитории в 1790-ом году. И двести лет спустя описанная ситуация всё еще существовала, так же, как и недоверие к тем, кто её описывал.

До 1979 года мои знания о коммунизме были чисто теоретическими. Мне не нравилось то, что я читал о нём, и конечно же я был враждебно настроен к социалистическим идеям равенства и государственного контроля, на которые я к тому времени уже достаточно насмотрелся в Британии и Франции. Но я ничего не знал о том, что такое жить при коммунизме - ничего о том повседневном унижении быть никем, перед которым закрыты все возможности самовыражения. Что касается Чехословакии, то о ней я знал лишь то, что почерпнул из её музыки, в особенности из Сметаны, Дворака и Яна. Конечно же я читал Кафку и Гашека, но они принадлежали к другому миру, миру умирающей империи и только потом я смог увидеть, что они тоже были пророками, и что они описали не прошлое, но будущее своего города.

Меня попросили выступить на частном семинаре в Праге. Он был организован пражским философом Юлиусом Томином, который воспользовался Хельсинскими соглашениями 1975 года, которые предположительно должны были обязать чехословацкое правительство соблюдать свободу распространения информации и соблюдать права, закрепленные в Хартии ООН. Хельсинские соглашения были фарсом, который коммунисты использовали для выявления неблагонадежных граждан, в то же время показывая якобы цивилизованное лицо доверчивым интеллектуалам на Западе. Тем не менее, меня заверили, что семинары профессора Томина проходят на регулярной основе и что они будут рады принять меня.

Я подошел к дому, после того как прошелся по тихим и пустынным улицам, где я увидел всего нескольких людей и те, казалось, были заняты какими-то официальными делами, а каждое здание на моём пути уродовали слоганы и символы Партии. Лестница жилого дома была также пустынна. Повсюду в воздухе висела выжидательная тишина, как когда объявляют о воздушном налёте и город скрывается от надвигающихся разрушений. Возле квартиры, тем не менее, стояли два полицейских, которые схватили меня и потребовали документы, после того, как я позвонил в дверь квартиры. Вышел профессор Томин и последовала ссора, во время которой меня столкнули с лестницы. Но ссора продолжалась и я смог пробиться мимо полицейских в квартиру. Я обнаружил комнату, полную людей и застывшую в такой же выжидательной тишине. Я осознал, что действительно ожидался воздушный налёт и этим воздушным налётом был я.

В этой комнате находились потрёпанные остатки пражской интеллигенции - старые профессора в потертых жилетах; длинноволосые поэты, неудавшиеся студенты, которым было отказано в поступлении из-за "политических преступлений" их родителей; священники и религиозные мыслители в простой одежде; новеллисты и теологи; был один раввин и даже один психолог. И на всех лицах я видел отпечаток страданий об утраченных надеждах; и одна и та же надежда увидеть во мне знак того, что во всём мире хоть кто-то всё ещё заботиться о них и пытается им помочь. Как я узнал, все они занимались одним и тем же: работали в кочегарке. Кто-то в бойлерной больниц, кто-то в жилых квартирах, один из них работал на железнодорожной станции, а другой - в школе. Некоторые работали в бойлерных, где даже не было котлов и эти мнимые котлы стали для меня подходящим символом коммунистической экономики.

Это была моя первая встреча с "диссидентами": людьми, которые к моему удивлению, станут первыми демократически избранными лидерами Чехословакии в послевоенные годы. И я сразу почувствовал к этим людям непосредственную близость. Не было ничего более важного для них, кроме как вопроса выживании их национальной культуры. Лишенные материального и профессионального продвижения, их дни были наполнены вынужденными размышлениями о своеё стране и её прошлом, а также о Великом вопросе чешской истории, который был доминирующим для чехов со времен Яна Палаха. Им было запрещено публиковаться; власти скрыли их существование от мира и стерли их имена из учебников истории. Следовательно, диссиденты остро осознавали ценность памяти. Их жизнь был упражнением в том, что Платон называл "анамнезис": осознание забытых вещей. Что-то во мне отреагировало на это острое стремление и я сразу же захотел присоединиться к ним, и сделать их ситуацию известной всему миру.

Если кратко, я провёл следующие десять лет раздумывая о коммунизме, о его мифе о равенстве и братстве, которые лежали в основе его репрессивных практик, также как они лежали в основе террора времён Французской революции. И я пришел к выводу, что взгляд Бёрка на Французскую революцию не был просто историческим очерком. Он был похож на поэму Мильтона "Потерянный рай" - исследование одной области человеческой психики: области, которая всегда открыта для посещения, но возвращение из которого приносит в мир видение ада. И я наконец осознал положительный аспект философии Бёрка как ответа на это видение в виде описания тех лучших качеств человека, которые могут противостоять худшему и которые являются единственным настоящим оправданием нашего существования на земле.

Теперь я понимал консерватизм не только как политическое кредо, но и как стойкое видение человеческого общества, которое всегда было трудно воспринять, ещё труднее его провозглашать и труднее всего действовать согласно его установкам. И особенно сложно это делать сегодня, когда религиозные чувства следуют капризам моды, когда глобальная экономика бросает вызов нашей национальной идентичности, и когда материализм и роскошная жизнь часто отвлекают нас от действительно важных аспектов человеческой жизни. Но я не отчаиваюсь, так как опыт научил меня, что мужчины и женщины могут бежать от истины не дольше, чем это происходило в любые другие времена, и в конце концов им придется вспомнить о бессмертных ценностях, а мечты о равенстве и братстве будут служить им лишь недолгое время.

Что же касается интеграции философии, которую явил миру Бёрк, в практику и процессы современной политики, это пожалуй самая большая задача, с которой мы столкнулись. Я не отчаиваюсь и в этом, но эта задача не может быть описана слоганом. Это требует не коллективного изменения разума, а коллективного изменения сердца.

http://nordickraft.blogspot.co...

Оригинал The New Criterion

Путин снова объегорил всех

Грядущее лето ожидается жарким во всех отношениях, не только по прогнозам синоптиков. И события завершающейся недели это подтверждают. На фоне полученных ранее сообщений, что Россия ста...

Спасибо борцунам! Храму в Екатеринбурге - быть !

Хочется поздравить всех жителей Екатеринбурга. Храм у вас будет. Теперь обязательно. И я сейчас объясню, почему. Потому что к вашему протесту, если даже он изначально был стихийным (в чём, кста...

Вражинодетектор

Придумал я давеча тест, позволяющий безошибочно выявлять вражин. Хоть патентуй. За последние несколько лет я наслушался всякой риторики – правой и левой, этатистской и анархистской, проза...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Римо Сварожич Сегодня 16:03

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: НОВЫЙ ОТСЧЕТ

    C1 января 1700 года ввели новое летоисчисление - от рождества Христова. От этого сразу началась новая эпоха - эпоха русско-шведских войн.Швеция была в интересном положении. Она, по мнению Историка, приобрела в Европе вес и авторитет, непропорциональные ее экономическому могуществу. Это объяснялось двумя обстоятельствами. Шведы в течение многих...
    64
    Римо Сварожич Сегодня 15:49

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: КАЗНЬ СТРЕЛЕЦКАЯ

    Что на сей раз не понравилось защитникам отечества?Малые обиды были таковы. Никак не шла из сна и памяти свинская казнь однополчан над гробом Милославского. Детской слезой - мы все страдали ею в наших играх - душила досада на царя, который в потешных боях всегда назначал "русскими" своих кукуйских придурков, а "немцами" - исконно русских стрел...
    88
    Ирина Репьёва Сегодня 15:09

    Японская сторона извинилась за депутата, который высказался за возвращение Курил военным путем

    20.5.2019. Как ранее сообщало ИА Sakh.com, с 10 по 13 мая на Кунашире гостили японские граждане, прибывшие в количестве 65 человек из четырех префектур в рамках безвизовых обменов между гражданами Японии и жителями трех Курильских островов, начавшихся в 1992 году. Программа пребывания первой японской делегации в Южно-Курильске была очень насыщенной и раз...
    167
    Алексей Зотьев
    Сегодня 14:14

    Абсурдные новости. 18 мая 2019 года

    Добрый день, мои дорогие читатели! Спешу рассказать вам о самых неоднозначных событиях дня минувшего. Коротко о самом противоречивом и злободневном. Начнем? Первое место. Рекорд по изъятию наличности у силовиков оказался побит.  Источники в правоохранительных органах уже озвучили информацию о том, что в рамках дела в отношении начальника банковского...
    649
    Ирина Репьёва Сегодня 13:54

    The Times: Трампа утомляет стремление Болтона «втянуть США в войну»

    .20.5.2019. Чрезмерная воинственность Джона Болтона вызывает всё большее раздражение у американского президента, пишет The Times. По словам издания, очередное стремление советника Белого дома по национальной безопасности добиться военного вторжения США в Иран, весьма вероятно, будет стоить ему должности. Назначая его советником национальной безопасности,...
    204
    Ирина Репьёва Сегодня 13:07

    США будут экономить на Украине: меняют постоянного посла на временно поверенного

    20.5.2019. Соединенные Штаты приняли решение не отправлять на Украину нового посла вместо досрочно отозванной после проигрыша на выборах Порошенко Мари Йованович. Вместо этого в Киев будет направлен временно поверенный. Об этом сообщает сайт "ZN.UA" По данным источников в Вашингтоне, Госдеп принял решение направить на Украину Уильяма Тейлора, который рук...
    244
    Тот самый Федя Сегодня 11:40

    Губерман о политиках.

    ...
    171
    Тот самый Федя Сегодня 11:37

    Прекрасный Виталий Соломин в роли доктора Ватсона о политиках, которые хуже убийц.

    ...
    172
    Центр Сулакшина Сегодня 11:19

    Страна будет трудовой. А праздники тоже будут.

    Тема труда особенная в нашей Конституции, наша теоретическая базовая платформа вызывает острую полемику со стороны ортодоксальных левых. Суть претензий следующая: вы допускаете частную собственность, значит вы за капитализм. Это категорически не так. Давайте разбираться. Капитализм — это не просто власть капитала, строй (не любимое мною слово), в которо...
    167
    Римо Сварожич Сегодня 11:02

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: ВОКРУГ ЕВРОПЫ

    Петр почувствовал вкус победы, территориальных приобретений и трофеев. Но еще острее прошиб его вкус реализованной власти. Это когда ты не просто говоришь: "А, ну-ка, холопы, ступайте за море, да привезите, чего там есть!" - и холопы бегут, а ты радуешься, что послушались. Реальная власть, это когда ты придумываешь, чего раньше не водилось, все кряхтят,...
    180
    Донецкий Сегодня 10:43

    Жить прошлым

    Сейчас много пишут о как бы майдане в Екатеринбурге. Почему как бы? Майдан это попытка свержения властей под прикрытием массовых протестов, а Екатеринбург - город провинциальный, федеральных властей там и близко нет, и свергать их там бессмысленно. В глубинке может быть разное - разборки местных баев, массовые беспорядки, акции протеста, попытки организ...
    205

    „Мы, русские, страшимся больше всего жидовского отродья”, сказал посол Василия III в 1526 году

    В противоположность польско-литовскому княжеству, которое стало родиной сотен тысяч евреев, в Московской Руси до конца ХVIII-го столетия евреев почти не было. Вся умственная жизнь Московского государства была основана на религии, в частности на русско-византийской форме её, по сущности которой все инаковерующие, т. е. иностранцы, представляли собой еретиков. Совершенн...
    513
    Дед Мороз Сегодня 09:47

    Сбывшийся прогноз 1991 года о судьбе СССР

    Не знаю, как у кого, но у меня, глядя на текущее положение дел в стране, возникает стойкое ощущение дежавю. Будто я вновь переживаю финальный акт драмы под названием "Перестройка-2" с распадом страны. Во главе государства опять лукавый и двуличный правитель, который проводит мутную политику, направленную исключительно на сохранение своей власти, а не на...
    631
    Римо Сварожич Сегодня 08:52

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ

    Здесь наступила некоторая растерянность. Всплыл, откуда ни возьмись, дурацкий, непривычный вопрос: "Ну, а дальше-то что?". Петр кинулся к южному флоту в Воронеж. Но на юге воевать было нельзя, - еще не просохли чернила под мирным договором с турками. На севере строился новый город, были захвачены все "отечественные грады", в которых за последнюю тысячу ...
    197
    Римо Сварожич Сегодня 08:46

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: АЗОВСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ

    Коварный иноземец Лефорт решил выманить Петра за границу. Он понимал, что рассказы о европейской цивилизации, о гражданском праве, культуре, высоком уровне жизни воспринимаются в российской глуши и грязи, как иносказание о райских садах, летающем граде Иерусалиме, горних селениях с праведными поселенцами. Нужно было тащить любознательного государя на ме...
    188
    Центр Сулакшина Сегодня 07:33

    От революции до Конституции: как соцсети влияют на политику

    Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал в интервью РБК, что «революция любви», благодаря которой он пришел к власти, была бы невозможна без социальных сетей. Благодаря соцсетям Пашинян смог создать масштабное сообщество сторонников почти без финансовых затрат. Он один из многих политиков по всему миру, который осознал удобство Facebook и Twitter...
    152
    Andrey Sokolov Сегодня 07:31

    «Красная паника» - весь мир молчит о заслуге СССР в победе над фашизмом

    В канун дня Победы корреспондент «КП» поговорила с западноевропейцами, китайцами, американцами, австралийцами… Чтобы выяснить, что они знают о Второй мировой. Ужасно, что большинство однозначно заявили: «Победили США». Акт о полной капитуляции Германии был окончательно подписан 8 мая 1945 года под Берлином. То есть 74 года назад. И, кажется, этих семи де...
    202
    Римо Сварожич Сегодня 07:01

    ЛИКБЕЗ ОТ СВАРОЖИЧА: РОТМИСТР ПЕТР АЛЕКСЕЕВ

    Пётр собрался править. Вернее, собрались править им. Это почтенное собрание включало в себя мужей достойных, привычно украшенных боярскими соболями. Борис Голицын прикрыл собою честь фамилии, из-за этого по возвращению двора в Москву утратил былой фавор, очутился завхозом Казанского дворца. Новым лидером стал царский дядька Лев Нарышкин. У него...
    192
    Andrey Sokolov Сегодня 06:48

    Рейдерские захваты и искусственное банкротство российских предприятий

    Спящие агенты Запада уничтожают промышленность России. В феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности президент России Владимир Путин произнес знаменитую речь, положившую начало политическому и экономическому возрождению России в качестве великой мировой державы. Эта речь ввергла в ступор западные элиты, считающие себя в...
    255
    Andrey Sokolov Сегодня 05:50

    Как Вашингтонский консенсус властвует над Россией? - Индустриализация 2:0: как повторить успех?

    Словосочетание «Вашингтонский консенсус» широко используется политиками, постоянно встречается в СМИ, упоминается в учебниках по экономике и финансам. В этом году исполняется тридцать лет с момента официального рождения Вашингтонского консенсуса (ВК). И вот уже двадцать семь лет он управляет Россией. Путь к «консенсусу»Что же это за штука такая?Как сообщ...
    259
    AlexZenit Фитиль
    Сегодня 01:12

    Популизм остался в прошлом, Навальный спустил с цепей политиков-истеричек

    Популизм остался в прошлом, Навальный спустил с цепей политиков-истеричек Развитие демократии в любой стране мира неразрывно связано с таким явлением, как популизм. Сегодня это слово носит ярко выраженный негативный оттенок, в ходе предвыборных дебатов любых уровней можно часто услышать, как кандидаты обвиняют конкурентов в популизме. На деле же все н...
    541

    Казалось бы, причём здесь Екатеринбург?

    Только что получил комментарий к видео (размещённому год назад), который и вынес в заголовок. Каюсь, совсем забыл, что в методичке всё давно расписано до запятой… ...
    492
    Чапай Вчера 17:04

    Повышение пенсионного возраста является всего лишь одним этапом в правительственной многоходовке

    Многие люди пребывают в мещанском заблуждении, полагая отчего-то, что решения правительства не коснется их, или они вдруг окажутся защищены более тех несчастных, что не смогли таким решениям противостоять и оказались перемолотыми жерновами буржуазного строя. Так многим молодым пока людям в России кажется, что пенсионная людоедская реформа - это не про н...
    855
    АЛЬТАИР 17 мая 00:12

    Скверный Ёбург или русская весна!? В конце как в начале. Где убили царскую семью там и начнётся революция

    Сквер раздора: что сейчас происходит на месте строительства храма Святой Екатерины в ЕкатеринбургеСегодня вечером там пройдет очередная акция протестаКажется, уже вся страна знает о митингах в Екатеринбурге против строительства храма Святой Екатерины. Его планируют возвести к 2023 году на Октябрьской площади – посреди сквера у Театра драмы, где любит отдыхать молодежь...
    664
    АЛЬТАИР 16 мая 18:12

    Всё по плану, как и задумывалось, ну, с небольшим опозданием. Итак, что же происходит в Свердловске?

    Источник:https://www.youtube.com/watch?v=vSlnZNb5yro Источник:https://www.youtube.com/watch?v=u42gDPEv2R8 Источник:https://www.youtube.com/watch?v=7EAU3mjEu4MПутин прокомментировал акции протеста в ЕкатеринбургеПрезидент России Владимир Путин отметил, что в ситуации в Екатеринбурге, где происходят массовые выступления п...
    705

    Переворот в России начался

    Наготове 47 самолётов для вывоза тех, кто хочет бежать отсюда навсегда... ...
    674
    dawnbegin 16 мая 16:55

    Добро пожаловать в «Новый дивный мир» глобального четвертого рейха!

      Добро пожаловать в «Новый дивный мир» глобального четвертого рейха! 14 мая 2019 года Катюша «Министерство совести» в действии: основателя Infowars Алекса Джонса «вычеркнули из жизни» с помощью цифровых технологий, а в России Роскомнадзор уничтожает «Катюшу» В США известный американский журналист-антиглобалист Алекс Джонс официальн...
    667
    Чапай 16 мая 11:00

    Песков и Киселев назвали истинные причины бедности россиян

    Дмитрий Песков и Дмитрий Киселев назвали главные причины бедности жителей России. Оба представителя прессы сошлись во мнении, что в недостаточном социально-экономическом обеспечении россиян виноваты революции и войны, через которые прошла Россия в прошлом веке. Если пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявление сделал во время выступления ...
    868
    Aenosurhfi ЗАРНИЦА
    15 мая 14:46

    Эфирная разведка 15/05/2019, ч.1 : "химкинский лес" в Екатеринбурге

    "Химкинский лес" 2.0. в Екатеринбурге. По тому, в каких эпитетах и интонациях оппозиционная медиасфера бросилась разжигать этот конфликт до состояния полноценного майдана, видна методичка "химкинского леса". На Эхе Москвы вчера с утра даже вышла очень мечтательная статья "Екатеринбург. Начало революции". Нет, господа хорошие, революции вы не дождёте...
    7054
    dawnbegin 15 мая 16:40

    ХОЗЯЕВА Навального ЗАПРЕЩАЮТ ему сливать эту инфу. Властные группировки России.

    Друзья, не всё вошло в этот фильм, о крыше Гафура среди силовиков читайте в нашем телеграме. “Будем говорить прямо: Алишер Усманов – это уголовник. Он никогда не был каким-то политическим заключенным [в советские времена], а просто гангстером и рэкетиром, который заслуженно провел шесть лет в тюрьме… Каримов [президент Узбекистана] «реа...
    812
    Чапай 15 мая 11:36

    Почему в России зреет революция?

    В период руководства страной Путиным (последние фактически уже 19 лет!) был установлен баланс: власть особо не лезет в карман к народу (на уровне налоговой нагрузки и контроля, сформировавшихся в конце 90-х), а народ (мы с вами) не мешаем власти разворовывать сырьевое наследие и выводить все деньги заграницу.Но и этого им стало мало...В 2018 году власть...
    699
    quis-quaeritis 14 мая 00:41

    "НА МАЙДАН ЗВАТЬ ПРИХОДИЛ - НАРКОМАН И ЗООФИЛ"

    КОНСТАНТИН КАЛЕДИН Ну вот не даёт покоя украинским майданным скакунам их околоректальное шило! Так и тянет осчастливить, так сказать - "отмайданить" всех соседей. Беларусь, например. А что это? На Украине и АТО, и "могилизация", и Парубий со справкой, и клоун на гетманстве, а в Беларуси - нет. Несправедливость. И вот, мобилизуют "евромайданщики" лучших из себя, чтобы ...
    776
    kragl 13 мая 14:08

    Helsingin Sanomat (Финляндия) пишет, как 100 лет назад финская разведслужба провела в Петербурге серию терактов с целью уничтожить город

    Автор статьи в финской газете рассказывает о серии терактов, которые в марте 1919 года провели финские офицеры разведки и правые активисты. Началось все успешно: на двух водопроводных станциях прогремели взрывы. Потом операция развивалась менее удачно, но эта малоизвестная диверсия стала — и до сих пор является — самым масштабным терактом, проведенным финнами.https://...
    614
    quis-quaeritis 10 мая 21:28

    СМОТР АМЕРИКАНСКИХ ПРОСТИТУТОК В КОЛЫБЕЛИ РЕВОЛЮЦИИ (НЕ НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ!)

    СТЕПАН КАРПЕНКО "А можно всех посмотреть?" - любимый вопрос идиота, не сумевшего построить нормальных отношений с женщинами и вынужденного прибегать к деньгам. У США - та же проблема: нормальных отношений они ни с кем выстроить не могут. Но желающие на печеньки и "баксы" никак не переведутся. 8 мая, пока вся страна готовилась праздновать День Победы, желающие встать п...
    1178

    Не ослепи себя сам

    Комментарий по поводу фильма "Никто ослепил меня. Фильм о современных масс-медиа".Появление данного фильма наглядно показывает, что то, о чём мы писали в статье Логика власти: эволюция - не плод нашей фантазии, а объективно существующий процесс - уход части концептуального движения в левизну, скатывание его в классовый подход.Сегодня, когда самые яркие ...
    1584

    Иудам

    Перефразируя А.Е. Махова, можно сказать, что психически больные люди неспособны к выздоровлению, и только утверждаются в своём безумии (1). Всё, что происходит на просторах бывшего СССР, подтверждает эту истину, и совершающееся там совершается в состоянии нескончаемого бреда, очередным проявлением которого стала фабрика по производству немецкого сранья ...
    707
    КОТ И ЁЖ 9 мая 16:57

    Отравленные подарки Сталина

    27 Июня 2017 19:38 / Великая Отечественная войнаОтравленные подарки СталинаФото: www.globallookpress.comНе можем мы, русские, всерьез возводить Сталина в ранг величайшего гения всех времен и народов, не можем продавать свою память - о покореженной народной жизни, о взорванных церквях, о замученных священниках и угробленных ученых. Писатель и публицист Е...
    928

    Про очередные "показухи" Пушилина в ДНР

    Вот честно - мне не совсем понятен подход Пушилина с его сторонниками к различным праздникам и памятным датам. Да уже и многие признают, что парады и митинги в День Победы – это бред, который никому не ясен. Понятное дело, что есть смысл праздновать окончание Великой Отечественной войны и по существу окончание бесконечных смертей десяток тысяч человек...
    1009
    Александр15 8 мая 18:34

    Они боятся русский народ..они боятся.

    Щас увидел статью в православной группе в ВК,одной кремлевской твари,зацените что,за ересь она пишет)))МИТИНГ В ЕВАНГЕЛИИ ОДИН: «РАСПНИ ЕГО!»Источник: blog.predanie.ruАвтор: Ольга Бартошевич-Жагель По-евангельски ли — ходить на митинги или евангельский образ действий другой?Митинг в Евангелии описан один: «распни-распни». Ленивое судопроизводство закончилось бы ...
    1438

    Почему выстоял товарищ Мадуров

    Самые сильные чувства, которые побуждают людей к протестам и бунту - это жажда гражданских свобод, справедливость и национальная гордость. Немаловажно, что ценность свободы имеет вес, лишь когда смешана вместе с двумя другими составляющими (свобода - вообще весьма абстрактное понятие, даже Гитлер обещал "свободу для арийцев"). Собственно говоря, демонта...
    1633
    Чапай 6 мая 14:13

    Что-то в стране назревает или как прошел сказочный первомай

    С прошедшим праздником , дорогие товарищи. С 1 мая. Не знаю, как у других, но для меня этот день всегда был радостным и светлым. В любое время, что я помню, народ выходил на улицы с цветами, шариками, транспарантами и флагами. У нас любят этот праздник. Но в этом году что-то пошло не по сценарию. Что-то все же происходит, и это уже нашему правительству ...
    6732
    Andrey Timeskov 5 мая 23:29

    Максим Резник это "наркоман со стажем" !?

      С 1972 по 1977 год я учился в Ленгосуниверситете им. А.А , Жданова . Всех толковых студентов брали тогда на заметку различные силовые и предлагали сотрудничество. Отказ был чреват отчислением. Сотрудничество могло быть разным.Например КГБ , в качестве первого задания, предлагало пойти на какой-нибудь еврейский праздник к Синагоге и брать на каран...
    1615
    Чапай 4 мая 10:36

    Рейтинг Путина и правительства на излете и необходимо нажать тормоза в принятии непопулярных реформ

    Пенсионная реформа разбудила дремлющее народное самосознание и открыла ящик Пандоры… Даже если Путин ее отменит и отправит в отставку Медведева и остальных, то это ничего не изменит!Предательства народ не прощает, а то, как Путин переобулся и поддержал повышение пенсионного возраста (хотя клялся этого не делать), говорит о том, что он обычный либерал, к...
    1531
    Антон Мырзин 2 мая 20:26

    ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНО-РАЗУМНОЙ (ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ)

    ТОЧКА ОТСЧЁТАВозникновение ситуации (как её раньше называли — предреволюционной), предшествующей радикальным качественным переменам в нелинейном (сетевом, хаотическом, гиперинформационном — теперь уже) социальном поле России, как части глобального мирового пространства, мне видится следующим образом. Сперва, по причинам общесистемного кризиса происходит...
    1331
    pretty 30 апреля 10:28

    Реальные цели США в противостоянии с Россией становятся все более запутанными - Евстафьев

    Дмитрий ЕвстафьевМосква хорошо просчитала ситуацию с американскими действиями и разработала меры по противодействию попыткам США развязать против РФ гибридную войну, уверен политолог Дмитрий Евстафьев. Александра ЗуеваАнтироссийская истерия в США не прекращается, несмотря на отсутствие доказательств в "расследовании Мюллера" о якобы имевшем место вмеша...
    2941
    KONASTR 29 апреля 15:12

    РОДНОВЕРИЕ – оно такое...

    https://www.proza.ru/2018/11/18/1612РодновериеАвтор: Комиссар КатарПервое неоязычество было создано в предреволюционный период 1905 года, когда возникла необходимость борьбы со старообрядчеством, поддержавшим революционное движение. Заводчики Хлудовы, Рябушинские, Морозовы и пр. давали деньги на борьбу за права старообрядцев. Когда же Ник...
    1852
    Чапай 26 апреля 12:19

    А кто командует «полком»?

    Как либералы и антисоветчики пытаются «оседлать» народное движениеВ Сети накануне 9 мая появились странные заявления: на предстоящей массовой народной акции «Бессмертный полк» якобы запрещается нести красное Знамя Победы и портреты советских военачальников.Специальное заявление по этому поводу сделал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «В этом году в рамках по...
    3156
    Ramires 24 апреля 22:07

    Россиян приравняли к крепостным: Осталось сечь на конюшнях за неуважение господ

    Борьба российской власти с собственным народом вступила в новую фазу. Закон, карающий россиян за неуважение к чиновникам, спешно принятый после череды скандальных высказываний госслужащих, наконец, заработал.Суд города Чудово Новгородской области оштрафовал на 30 тысяч рублей жителя города Малая Вишера Юрия Картыжева за то, что он разместил на своей странице «Вконтакт...
    2432
    dawnbegin 23 апреля 18:26

    ОБРАЩЕНИЕ К РУССКИМ. Роман ВАСИЛИШИН.

    2019 #РАССВЕТ ...
    2555
    dawnbegin 23 апреля 12:08

    ГЛАМУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. Платошкин о будущем Зеленского, Путина и Чубайса.

    Дипломат Платошкин дает свою версию украинской реальности, оборзению Лукашенко и роли Путина в киевских событиях. А также о судьбе Медведева и Чубайса. ...
    2173
    Лавров Д. Б. 21 апреля 18:02

    СТАЛИН: гений или злодей?

    "… гений и злодейство – две вещи несовместные…" (А.С. Пушкин)Дописана 21.04.19О Сталине написано очень много – и очень разного! Многие (в основном старое поколение до моего возраста) считают его гением и спасителем СССР во Второй Мировой, но многие – и старые, и молодые – считают его чуть ли не земным воплощением сатаны. Но и то и другое – НЕВЕРНО. Как...
    2806
    Aleksey Andreev 21 апреля 20:26

    Почему народ предпочитает Сталина

    Статья Дмитрия Акимова, опубликована на АШе:  https://aftershock.news/?q=node/748565   Сталин. Как писал когда-то Пушкин – что в имени тебе моём? Пожалуй строки поэта точно характеризуют неугасаемый интерес руководителю СССР первой половины ХХ века. Недавний опрос показал, что суммарный уровень положительного отношения к советскому вождю достиг мак...
    2499
    Александр 21 апреля 09:56

    Об одном из Самых распространённых символов на планете.

    Начало этой недели ознаменовалось событием, про которое узнал практически каждый человек на Земле. И кто бы что не говорил: равнодушных здесь не осталось, многие пожелали выразить свою точку зрения на пожар в Соборе Парижа. Опустим причину этого проишествия, хотя официально в момент возгорания работы были завершены в этот день, и оно началось не во вре...
    2637
    Вольга с'Амура 21 апреля 10:09

    Выявление провокатора при построении соборности, народовластия

    Призрак «толпо-элитаризма» обретает реальные черты в случае, если называющий себя лидером:1. сковывает инициативу и всячески блокирует творческий потенциал членов группы;2. игнорирует одного или нескольких членов группы;3. обезценивает (вербально и невербально, то есть по оглашению, но главным образом по умолчанию) мнения и личности одного или нескольки...
    3102

    "Красный майдан" не пройдёт

    У США всё меньше времени. Уничтожить Россию, и желательно уничтожить не используя ОМП, и вообще военную силу, насущная необходимость для Америки. Гигантский госдолг превысивший все разумные пределы и продолжаемый наращиваться, социальная и расовая напряжённость ставит США на грань экономической катастрофы и новой гражданской войны.Обнулить этот огромный...
    14975
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика