С лёгкой руки главы Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте России Валерия Фадеева, в мае 2024 года, внезапно выступившего с предложением о запрете никабов, в обществе разгорается дискуссия сторонников и противников такой меры и вообще о нормах мусульманских одеяний. «Маленькая» проблема в том, что многие из спорщиков весьма расплывчато представляют себе предмет спора, бросаясь из одной крайности в другую. Пробел решила восполнить редакция РБК, подготовившая детальный обзор по истории вопроса и положении дел сегодня.
Что такое никаб?
Никаб — это разновидность уличной женской одежды у мусульманок. Слово происходит от арабского نقاب, буквально — «покрывало, вуаль». Представляет собой головной убор, который полностью закрывает лицо и шею, оставляя только прорезь для глаз.
Какими бывают никабы?
Никабы отличаются фасоном, длиной, материалом и цветом. Простейший из них представляет собой квадратный кусок ткани, часто из шифона, который надевается на голову и удерживается с помощью завязки или резинки.
Другой вариант — налобная повязка, к которой пришиты два прямоугольных платка, один из которых закрывает лицо, другой — шею.
Некоторые никабы предусматривают перегородку, закрывающую переносицу. Никабы могут носиться поверх головного платка-хиджаба, а сверху их может дополнять гашва (бушийя, или ситар) — полупрозрачная вуаль, размывающая черты лица. В некоторых странах ношение никаба сочетается с другими элементами верхней одежды, главным образом с платьем-абайей.
Никабы ассоциируются со странами Аравийского полуострова, в первую очередь с Саудовской Аравией. Они распространены также в Йемене, на юге Пакистана и в других странах с консервативными формами ислама (главным образом ханбалитского и шафиитского толка), которые предписывают покрывать лицо и руки. В некоторых случаях никабы могут дополняться солнцезащитными очками и перчатками.
Чем никабы отличаются от хиджабов и других женских мусульманских головных уборов?
Никаб — лишь одна из многочисленных разновидностей религиозной одежды, которая покрывает лицо и фигуру женщины. В мусульманском мире существует множество разных типов такой одежды, которая отличается цветом, материалом и фасоном, её ношение регулируется региональными культурными традициями, религиозным обычаем, а также модой.
Все они носят название хиджаб (от араб. حجاب «ширма, перегородка, ограда»).
Хиджаб в узком смысле — это плотный головной платок, который покрывает волосы, уши и шею. Существует множество вариаций хиджаба за пределами арабского мира, например тудунг или керудунг (Индонезия, Малайзия, Бруней, Сингапур, юг Таиланда), буибуи (в Восточной Африке).
Любопытно, что в Коране слово «хиджаб» используется семь раз, но никогда — в значении женской одежды. Его основной символический смысл — барьер, отделяющий смертных от Бога, грешников от праведников, верующих от неверующих, в более «приземлённом» значении — занавес, скрывающий женщин от посторонних мужчин.
Среди самых распространённых типов верхней женской одежды выделяют следующие.
• Бурка (араб. برقع «занавес, покрывало») — это длинное, до ног, одеяние, представляет собой накидку без рукавов, которая полностью покрывает лицо и фигуру. Прорезь для глаз затянута сеткой. Распространена в Афганистане (чадри), а также в ряде стран Южной Азии (Индия, Пакистан). В европейском обиходе любую длинную одежду с покрытием лица принято называть буркой, но это некорректно.
• Паранджа (перс. فرجی) — это разновидность бурки в странах Центральной Азии, халат с ложными рукавами и волосной сеткой (чачван).
• Абайя, или аба — это длинный и широкий халат с рукавами и без пояса, который носят в странах Магриба, Персидского залива и в Турции, индонезийский аналог — кебайя. Может выступать как повседневной, так и культовой или праздничной одеждой.
• Джильбаб — это длинная рубашка, которая закрывает всё тело, кроме лица, кистей и стоп. Распространена преимущественно в Саудовской Аравии, её мужским аналогом является камис.
• Чадра (от перс. «чадор» — «покрывало») — это покрывало, как правило, черного, голубого или белого цвета, который закрывает голову и тело, но оставляет лицо открытым. Его носят в Иране и в ряде шиитских общин стран Центральной Азии. Иногда чадрой называется упрощенный головной платок.
• Шейла — это длинный прямоугольный шарф, который заматывается вокруг головы и укладывается на плечах. Распространён в странах Персидского залива, его близкий аналог в странах Южной Азии — шёлковый шарф дупатта.
• Химар — это длинный свободный головной платок, который опускается до груди и ниже. Распространён в Турции и Европе.
• Аль-амира — это современная форма химара, представляет собой шапочку, которая обвязывается шарфом, закрывает волосы, уши и шею.
Говорится ли о никабе в Коране
Покрытие головы не является ни центральным требованием ислама, ни его изобретением. Известно, что традиции покрывать голову и другие части тела существовали с доисламских времён в древней Юго-Западной Аравии и Месопотамии, а также среди иудеев, христиан и индуистов.
Священные тексты мусульман не содержат детальных нормативных предписаний относительно способов покрытия тела женщинами. Исламские учёные сходятся лишь в том, что и мужчины, и женщины должны одеваться скромно. Поэтому в мусульманских странах ношение такой одежды регулируется в основном обычаем.
В самом общем виде предписание покрывать голову содержится в Коране и в ряде хадисов Сунны (собрания поступков и изречений Пророка). Считается, что первоначально это касалось жён пророка и его сподвижников, но постепенно практика вошла в более широкий обиход. При этом священная книга мусульман упоминает только два типа женской одежды — химар (24:31) и джильбаб (33:59).
Наиболее цитируемая часть Корана — 59-й аят (стих) 33-й суры (главы) «Аль-Ахзаб»: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».
Другой стих из суры «Ан-Нур» (24:31) содержит предписание скрывать покрывалом (химар) вырез на груди: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают».
Ношение никаба
В османский период покрытие лица как часть национального костюма (например, хайка в странах Магриба) подчёркивало высокий статус женщины, принадлежность к состоятельной городской прослойке (в такой одежде невозможно работать в поле и заниматься другим ручным трудом). Начиная с рубежа XIX и XX веков сначала в Египте, а затем и в других странах ряд общественных движений, выступающих за модернизацию и эмансипацию, боролись с покрытием лица как с символом консерватизма, отсталости и угнетённого положения женщин, проводили публичные кампании против ношения этой одежды.
Последние 50–60 лет ношение никаба часто связывают с радикальными формами ислама, которые распространились в Египте и ряде стран Ближнего Востока с 1970-х годов при поддержке консервативных монархий Персидского залива, в Европе — начиная с 1990-х годов среди мусульманской диаспоры. С 1970-х годов активисты и активистки движений фундаменталистского (салафитского) толка продвигали своеобразный дресс-код, важным атрибутом которого для женщин стал никаб монотонных цветов. Кроме того, ряд джихадистских движений на Ближнем Востоке и в Африке насаждают строгие правила покрытия лица для женщин на подконтрольных им территориях.
Поскольку покрытие лица не имеет прямых коранических соответствий, ношение никаба и бурки является одним из наиболее дискуссионных вопросов в мусульманских странах и за их пределами. Практика вызывает больше всего запретительных инициатив разного уровня, особенно в вопросе ношения этой одежды в общественных местах, государственных и учебных заведениях.
Часто это мотивируется требованиями безопасности, борьбы с радикализацией и терроризмом, в отдельных случаях — «чуждостью» никабов национальным традициям, а поводом для введения ограничительных мер нередко становятся резонансные террористические акты. Известны случаи, например в Тунисе, когда правоохранительные органы получали рекомендации обращать повышенное внимание на носительниц такой одежды.
В свою очередь, некоторые мусульманские организации, включая женские, обвиняют сторонников запрета никаба в дискриминации, нарушении свободы вероисповедания и права на выражение собственной идентичности. Помимо религиозных причин некоторые мусульманки также мотивируют их ношение защитой от нежелательного сексуализированного внимания со стороны мужчин. С критиками запретительных мер часто солидаризируются международные и национальные правозащитные организации, в некоторых случаях — суды.
Законы о закрытии лица в странах мира
• Италия была первой европейской страной, запретившей закрывать лицо. Закон был принят в 1975 году в период борьбы с ультраправым и леворадикальным терроризмом. Сейчас он предусматривает штраф от €1 тыс. до 2 тыс. или два года тюрьмы.
• Франция стала вторым государством Европы, которое ввело общенациональный запрет на полное покрытие лица (с апреля 2011 года). До этого ношение никабов и хиджабов было запрещено в государственных учебных заведениях, где с 2004 года действовал запрет на религиозную символику. Максимальный штраф — €150. Принуждение к ношению такой одежды карается штрафом €30 тыс. или годом тюрьмы.
• В Бельгии аналогичный закон действует с июля 2011 года. Его нарушение предусматривает штраф в размере €15–25 или тюремное заключение на один—семь дней.
• В Чаде покрытие лица запрещено президентским декретом в июне 2015 года.
• В Сенегале ношение бурки было запрещено распоряжением МВД с ноября 2015 года.
• В Австрии, федеральный запрет на закрытие лица от подбородка до линии волос действует с октября 2017 года. Штраф за его нарушение — до €150.
• В Дании закрывать лицо в общественных местах запрещено с августа 2018 года. Предусматривается штраф в размере до 1 тыс. датских крон (в случае рецидива — в десятикратном размере).
• На Шри-Ланке ношение бурки и никаба было временно запрещено президентским распоряжением после терактов 21 апреля 2019 года, в 2021 году был одобрен закон о постоянном запрете такой одежды.
• Швейцария по итогам референдума 2021 года ввела запрет на покрытие лица (ранее в 2016 и 2018 годах его вводили кантоны Тичино и Санкт-Галлен), в сентябре 2023 года это решение стало законом после одобрения нижней палатой парламента.
Частичные запреты и ограничения действуют в следующих странах
• В Китае носить бурки и никабы запрещено в Синьцзян-Уйгурском автономном районе с апреля 2017 года. Ранее с февраля 2015 года запрет действовал только в столице СУАР — городе Урумчи.
• В Нигере покрытие лица запрещено с июля 2015 года в регионе Диффа (на юго-западе страны).
• В Камеруне аналогичные запреты действуют с июля 2015 года в Крайнесеверном, Восточном и Прибрежном регионах.
• В Болгарии ношение такой одежды ограничено с 2016 года под угрозой штрафа. Исключение касается спортивных мероприятий, религиозных служб и работы.
• В Германии покрывать лицо запрещено с июня 2017 года для государственных служащих, военных и судей во время исполнения служебных обязанностей. Закон также предусматривает ситуации, в которых требование открыть лицо обязательно для идентификации личности (санкция — отказ в услуге или штраф до €3 тыс.).
• В Марокко декретом МВД королевства в январе 2017 года были запрещены импорт, продажа и производство бурки.
• В канадской провинции Квебек с 2017 года действует запрет на ношение религиозной символики, включая хиджабы и никабы, для сотрудников ряда госучреждений, а также при получении государственных услуг.
• В Тунисе ношение никаба в госучреждениях запрещено специальным правительственным циркуляром с июля 2019 года.
• В Нидерландах частичный запрет на закрытие лица действует с августа 2019 года в госучреждениях, общественном транспорте, школах, больницах.
• В Гвинее ношение бурки и никаба во время выпускных экзаменов запрещено распоряжением Минобразования страны с 2023 года.
• В Египте ношение никабов запрещено в учебных заведениях с 2023 года. С 2015 года аналогичное требование действовало для преподавательниц Каирского университета.
• В Узбекистане с ноября 2023 года действует штраф за ношение одежды, препятствующей идентификации личности, но за рядом исключений (медицинские показания, работа или служба, обеспечение безопасности дорожного движения, участие в спортивных и культурных мероприятиях, а также «иные случаи, прямо разрешенные законодательством»).
• В австралийских штатах Новый Южный Уэльс, Западная Австралия и в Австралийской столичной территории приняты законы, наделяющие правоохранителей полномочиями требовать открытия лица для идентификации личности.
Никабы в России
Из некоторых исторических свидетельств следует, что у волжских татар покрытие лица было распространено минимум в XIX — начале XX века, оно коррелировало с общественным статусом. Так, российский этнограф Ф.-Х, Паули в «Этнографическом описании народов России» (1862) писал о казанских татарах: «У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живёт в достатке, соблюдают этот обычай более строго».
Историки отмечают, что в XIX — начале XX века роль никаба для сокрытия лица в Волго-Уральском регионе играли такие элементы одежды, как джилян и өрпәк.
В Дагестане в начале 1990-х годов распространение никабов было связано с салафитскими течениями ислама. Однако для современной культуры мусульманских регионов России ношение одежды, закрывающей лицо, является нехарактерным. В частности, в Дагестане, по словам исламоведа Ахмета Ярлыкапова, никабы носят «абсолютное меньшинство» мусульманок.
Общественная дискуссия о ношении никабов в России разгорелась после того, как в мае 2024 года с предложением об их запрете выступил глава СПЧ Валерий Фадеев. В том же месяце законопроект о праве образовательных учреждений вводить запреты на религиозную одежду внёс вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Его раскритиковал депутат от Чечни Адам Делимханов. Вскоре с законопроектом о запрете ношения скрывающей лицо одежды выступили депутаты от КПРФ Михаил Матвеев и Сергей Обухов.
После терактов в Махачкале и Дербенте 23 июня 2024-го предложение «срочно» запретить никабы поддержал председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Глава Дагестана Сергей Меликов выступил против ношения никаба по соображениям безопасности. Он заявил, что не считает этот головной убор признаком радикального исламизма, но отметил, что его ношение «не свойственно кавказским народам».
В духовных кругах не сформировалось единого мнения о ношении этой одежды. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что запрет станет «явным актом нарушения норм светского права и Конституции». С ним солидарен глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин, который заявил, что «ношение никаба должно оставаться правом и личным делом женщины и её семьи».
Напротив, муфтий Волгоградской области Бата Кифах Мохамад поддержал идею запрета, напомнив, что ношение никаба — «обычай, который к шариату не относится». В Координационном центре мусульман Северного Кавказа заявили, что его ношение наносит «практический вред мусульманам», угрожает «раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях». 2 июля отдел фетв муфтията Дагестана выступил с заявлением, что не нашёл достаточных оснований для полного запрета, но допустил введение локальных ограничений. На следующий день, 3 июля, муфтият Дагестана временно запретил никабы в регионе.
Алексей Целунов
Источник: e-vid.ru
Оценили 4 человека
11 кармы