Когда в 90-е годы ХХ века в Россию вторично зашёл капитализм, вокруг стали говорить и писать о её величестве свободной и глобальной экономике, которая принесёт нам всем и процветание, и счастье.
Я этим делом проникся и тогда же решил выяснить (для себя), какой же самый главный термин в этой самой экономике, где тут самое главное, где, как говорил профессор Преображенский, «окончательное» слово, смысл нашей новой жизни.
Интуитивно ясно, что это деньги, но лучше перестраховаться и проверить.
Без эксперимента не обойтись, и я начал свои опыты с анализа монографий и учебников. В известном труде «Экономикс» (Макконнелл К.Р., 1999) на одно упоминание термина «деньги» приходится примерно 7 упоминаний термина «доход, прибыль» и 10 упоминаний производных от термина «экономика». В других учебниках превышение примерно в 3 и 7 раз соответственно. Таким образом, понятие «деньги» в учебниках употребляется не чаще других терминов. Место у «денег», конечно, призовое, но не первое.
Я сделал второй шаг и, по жизни некурящий, стал выходить с ребятами «покурить». В разговорах при этом участвовал мало, так как не хотел вносить в эксперимент помехи. Эти опыты показали, что практически единственным экономическим термином во всех разговорах является термин «деньги».
Шаг третий. Анализ периодических изданий. Если издание не специализируется на какой-то экономической дисциплине, например, бухучёте, то всё можно выразить словами заместителя главного редактора «Известий» Дмитрия Юрьева: «Сегодняшнее отношение к массовой информации, к прессе, к связям с общественностью трагически напоминает отношение к самому Франклину. Забыв о духе великого Бенджамина, публика помнит только про дух бабла, украшенного его портретом». Множество других цитат я даже не буду приводить, так как их много и они об одном и том же.
Посмотрел я и берестяные грамоты. Могу только подтвердить выводы знающих людей, давно и тщательно изучающих эти документы. Они пишут, что главная тема, которой посвящено подавляющее большинство берестяных текстов XII века, — это… деньги. Деньги в разных формах их применения — при уплате долга, при покупке, уплате штрафа и продаже собственности.
Мною были сделаны и другие шаги, но больше так, для проформы. Интуиция и результаты предварительного анализа дали одинаковый результат. С употреблением терминов всё предельно ясно.
В общем, эксперимент закончен. Мне даже не пришлось ничего всерьёз планировать, составлять программно-методические сетки и прочее. Уже беглый поверхностный обзор показал: народ интересуют деньги. Другие экономические термины в устах народа редки, если вообще не случайны.
Правительство тоже без конца ищет и распределяет деньги. Короче, как в той сказке Л. Филатова, «где бы, что ни говорили, / всё равно сведут на …» деньги.
В чём же сакральный смысл денег? Почему они так часто на устах и в мыслях? Да и применимо ли здесь выражение «сакральный смысл»? Вроде ничего божественного или мистического в деньгах нет – вещь вполне себе обыденная: все их видели и в руках держали.
В то же время странную картину дают поиски внутренней сущности денег с помощью интернетовских поисковиков. Там очень часто вместе с термином «деньги» появляется понятие «метафизика», «физика», компонуется до «метафизика денег». Всё ближе в своих рассуждениях люди подходят к чистой мистике – мистике денег. Интернет пестрит блогами типа «Как притягивать деньги» … на лунные ритмы, на колдовские травы, да и просто силой желаний.
На этом остановимся и попробуем найти корень феномена. Я начал искать его в некоторых особенностях развития жизни на Земле.
Предисловие почти закончилось, теперь ‒ резюме.
Сразу приведу выводы, к которым я пришёл в ходе этих поисков.
1. Если понимать под благами всё, что сделано людьми в мире вещей и мире идей, то деньги – это способ деления благ между людьми. Суммарные людские блага из мира вещей и мира идей в абсолютном выражении могут увеличиваться, могут уменьшаться, но в любом случае реальная власть распределяет блага между подвластными ей людьми. Это функция власти, от которой она может отказаться, только перестав быть реальной властью. Основным инструментом такого распределения в настоящее время являются деньги, а точнее – их номинал.
2. Определённые блага, являющиеся необходимыми для существования самой власти, не могут, не должны быть выкуплены у власти за деньги. Например, предприятия и технологии, которые обеспечивают выпуск «оборонного панциря» для защиты самой власти и государственности, потому что, если продать эти «продукты», то можно потерять силу, а вместе с силой уходит и само право выпускать деньги. Так почти случилось у нас в 90-ые годы.
3. Суммарно выпущенные деньги всегда равны математическому целому, охватывающему учтённые людские блага. По смыслу это аналог процентов, то есть, денежная единица = доля от суммарных людских благ.
денежная единица = доля от суммарных людских благ.
Отсюда следует, что если одному господину перепало денег, талонов, золота и накопленных сокровищ, скажем, 90%, то у всех других людей остаётся только 10%, и никак иначе, потому что общая сумма никогда не может превысить 100%.
4. Разница между доходами богачей и бедных, выраженная в деньгах, есть распределение долей (или процентов) общих людских благ, и она же, эта разница в доходах, есть критерий справедливости или несправедливости общественного устройства.
Справедливость же есть несущая ось общественной иерархии: лопнула или погнулась ось – разрушилось общество. Крепка же ось справедливости до поры, пока люди верят в справедливое устройство своего общества, а изъеденная несправедливостью ось будет скрипеть, натужно проворачиваться, ломая скрепы и держать общество до тех пор, пока люди способны или вынуждены мириться с существующим порядком.
Но не знает история таких государств, где не ломалась бы ось справедливости. Исторически коротка жизнь этого механизма.
5. Инстинкты и усиливающая их общественная идеология призывает всех людей обогащаться, то есть за каждое своё телодвижение получать прибыль (сверхдоход), что ведёт к постоянному перераспределению долей общественных благ. Но
прибыль для одних возможна только за счёт убытка для других.
Нельзя получить прибыль, не залезая в карман к другому человеку – ну, не получается по-другому − таково свойство доли от одного целого (свойство процентов).
Кроме того, благодаря системе наследования богатств, благодаря безудержному наращиванию прибыли, благодаря прочим правовым изыскам высокоранговых членов общества, возможности получения доли экономических благ у «других людей, не получающих прибыль», постоянно и неуклонно уменьшается, а положение этих самых «других» в своём тренде стремится к рабству. Как следствие данного процесса при приближении к этому пределу (рабству) предприятия, производящие предметы роскоши, увеличивают прибыль, а вся прочая экономика стагнирует.
6. Деньги не могут быть уничтожены. Их можно заменить инструментами с другими названиями, но всё равно это будут доли распределения блага между людьми. Механизм распределения обязателен для любой (без исключения) общественной формации.
Единственный источник и гарант распределения благ – установившаяся иерархия человеческих отношений, что в нашем понимании и есть власть.
Сказанное выше есть основная идея и единственная причина написания данной книги.
Указанный вывод о глубинной сущности денег приобретёт более контрастный абрис, если мы постоянно будем помнить о всепроникающей особенности мироздания – неопределённости или размытости исходных, промежуточных и конечных параметров, о чём будет сказано ниже.
Надеюсь, что ход моих мыслей, приведённый в следующих главах, верен, а значит, верен и вывод о глубинной сущности денег.
Глубинная сущность денег кратко сформулирована в данной главе, а всё последующее изложение посвящено рассмотрению действия той жизненной энергии, которую так или иначе измеряют деньги.
Первоисточник: Виногоров Б.Г. К вопросу о сущности денег, или Грустно, господа, или Книга скорби. М.: [б.н.], 2017. – 159 с. ISBN 978-5-600-01953-9
Оценили 9 человек
18 кармы