По своей массе мозг человека занимает шестое – восьмое место среди всего живого на Земле, примерно то же самое по соотношению массы мозга к массе тела. Показатели хорошие – всё-таки входим в первую десятку. Этот мозг анализирует небольшой диапазон видимого света, немного звука. Эти показатели в общем зачёте похуже, но тоже неплохо. По массе и развитию лобных долей мозга, то есть по социальной организации и коммуникации, мы (человечество) впереди планеты всей (по крайней мере будем так считать, пока не узнаем что-нибудь новое и кто-нибудь не потеснит человека на пьедестале).
Понятие «человек» расшифровывалось БСЭ (Большой Советской энциклопедией) как высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Просто по факту своего рождения человек собой гордится. Но, в отличие от прочей живности, он ещё и пишет, и всем рассказывает об этом.
В своё время М. Горький написал: «Человек – это звучит гордо». В СССР это было официально провозглашено. Как мне помнится, ещё в 60-х годах прошлого века было модным и выражение И. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё — наша задача». И хотя Иван Владимирович Мичурин не имел в виду разрушение и беспощадную эксплуатацию ресурсов, а только селекцию, но кто же в то время хотел его понимать? По умолчанию тогда считалось, что природа – это одно, а мы, люди, совсем другое, мы вне и над всем.
Шла эра великих свершений, люди верили в великую судьбу человечества, а вместе с ним и отдельного человека. Наука обожествлялась. С верой в инженеров, в человеческий гений и всесилие науки люди целыми семьями, с детьми, садились в толком не испытанные машины и часто семьями и гибли. В 1935 году разбился огромный самолёт «Максим Горький». Всё ещё на слуху гибель «Титаника». Слышал я и о других подобных случаях и на земле, и на воде1.
Были ли люди скромнее до взрывного развития теперешней человеческой цивилизации, я не знаю. Боюсь, что в массе своей человечество и раньше считало себя осенённым «светом божественной мудрости», что обособляло его от всего остального живого мира.
В данной книге мы попробуем посмотреть на человека не как на природный феномен, а наоборот, попытаемся найти, что роднит его со всей остальной живой природой.
Например, дедушка Чарлза Дарвина, так и не доживший до рождения своего знаменитого внука, не считал человека таким уж великим феноменом. Он писал:
Итак, смирись же в гордости спесивой
И вечно помни, дух себялюбивый,
Что червь – твой родич, брат твой – муравей!
Этот дедушка не решился идти в штыковую против общественного мнения и завещал опубликовать поэму с революционными мыслями только после его смерти, что и было сделано в 1803 году. Дедушка, которого звали Эразм Дарвин, считал, что всё живое на Земле произошло от одной божественной частички, как бы взорвавшейся и обнявшей всю Землю. То есть человеку не к лицу становится в позу и смотреть свысока на своих многочисленных родственников.
Я разделяю и мнение Э. Дарвина, и мнение людей, считающих, что
человек – неотъемлемая часть биосферы Земли,
собрат всего живого на планете. Одновременно я отдаю должное титанической попытке наших людей стать выше животных инстинктов и горжусь мыслителями и честными людьми, попытавшимися в СССР жить по принципу «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
Может ли жить человечество так, как мечталось в Советском Союзе? Хотелось бы, но фундаментальные законы жизненной организации, структура поведения едины что для человека, что для стаи, что для муравья, что для бактерии.
Последнее утверждение не надо путать с исходными позициями ряда наук, построивших свои здания на фундаменте исключительности человека. Просто каждая наука – это свой, особый взгляд, это изучение мироздания с эксклюзивной позиции. В этих науках с разных точек зрения рассматривается превращение стада животных в человеческое общество. Соответственно общество приобретает дополнительные черты, к которым политэкономия относит и товар, и деньги, ставшие своего рода символом развивающейся несколько тысячелетий цивилизации.
Но мы же знаем, что дополнительные черты – это не какие-то вновь возникшие сущности, а просто одежды уже существующего космического тела под названием жизнь.
Отсюда и группировка всех перечисленных выше явлений жизни, всех существ в одно целое, в одну систему.
Не то, чтобы очень хотелось рассказать про эту систему языком математики – это, как будет показано дальше, невозможно сделать. Язык математики будет уходить здесь от денег к вероятностям, к чему-то гипотетическому, воображаемому. Лучше уж, как было сказано в предыдущей главе, об ощущениях говорит на более привычном языке, на языке человеческом.
Исходя из этого положения и пложения человека в биосфере Земли, продолжим наши рассуждения. А для этого начнём анализ не от момента появления товаров и начала их циркуляции среди людей, как это делается в учебниках по экономике, а несколько раньше – с момента появления жизни на Земле.
Наша задача – уловить общую тенденцию организации живых организмов, общность иерархической организации живых существ и уже в этой системе понять сущность знаков на денежных носителях.
Прежде чем искать эту общую тенденцию устремлений всех живых систем, вспомним, что любая система включает в себя объекты, которые характеризуются определёнными величинами и зависят друг от друга. Поэтому перед рассмотрением общих свойств живых организмов определимся со структурой величин, характерных для объектов любой системы и рассмотрим некоторые принципы, с помощью которых научные дисциплины анализируют величины и через них объединяют разрозненные объекты в одно целое.
Первоисточник: Виногоров Б.Г. К вопросу о сущности денег, или Грустно, господа, или Книга скорби. М.: [б.и.], 2017. – 159 с. ISBN 978-5-600-01953-9 (на сайте РГБ).
Оценили 2 человека
4 кармы