«Тень» — сказка о подсознании. (История советского кино)

7 314

 Где «Каин XVIII» (1963) и «Старая-старая сказка» (1968), там и «Тень» (1971) — философская сказка Евгения Шварца, экранизированная великой сказочницей Надеждой Кошеверовой. У неё получилась своеобразная трилогия о Добре и Зле, и финальный аккорд вышел самым сильным, ибо «Тень» — это о нашем подсознании. О том, что в каждом человеке есть теневая сторона, а уж когда она выходит из-под контроля…

На первый взгляд, учёный Христиан-Теодор – сугубо положительный герой, тогда как Теодор-Христиан – воплощённая злая воля. Но всё это – части одного и того же персонажа. Всё то мерзкое, что мы увидели у Тени, забравшейся к вершинам трона, теплилось в закоулках разума у доброго учёного. Это же его вечный спутник, а, стало быть, вариант его личности.

Одни говорят, что Тень выходит на первый план в экстремальных ситуациях, другие – когда проверкой становятся большие деньги, третьи полагают, что Тень расцветает, если появляется власть. Собственно, воля к власти – это и есть основной инстинкт хомо-сапиенса (она-она, а не какая-то ерунда, расписанная шарлатаном Зигмундом Фрейдом).

Вот Фридрих Ницше в ‘Der Wille zur Macht’ и утверждает сие. Заметим, что Христиан-Теодор, прибывая в волшебную страну, тут же спрашивает Анунциату, есть ли у них столь же волшебная принцесса. Никак не меньше. И юная наследница Луиза, которой покойный государь завещал найти себе не принца, но «хорошего человека», сходу влюбляется в учёного, что говорил столь красиво.

Она искала «хорошего», а учёный – принцессу. И она согласилась бежать с ним, оставив подданных. Да, воля к власти – это необязательно управлять и вершить. Наполеон – это один из вариантов. Учёные владеют знаниями о мире, и в этом смысле выше любого господина. Его Тень сразу же смекнула, что надо делать, хотя, и не обладала знаниями.

Олег Даль великолепен в двух ипостасях – он чётко рисует «хорошего» и «плохого» в рамках единой личности. Остальные актёрские работы столь же прекрасны. Заметно, что всем было интересно играть – и Марине Неёловой в образе влюблённой Анунциаты, и Андрею Миронову в своей маске пронырливого парня, и Людмиле Гурченко в нарядах волоокой дивы, и всем-всем.

Режиссёр Кошеверова предпочитала звёздные ансамбли и умела создать на съёмочной площадке атмосферу сотрудничества, а не как иной раз бывает, что каждый тянет «одеяло» на себя. Декорации — как было модно в 1960-х — начале 1970-х — минималистические, а по сути — детские, точно дворцы из кубиков в детском саду. Яркие стены, простота, лаконичность.

И, как в «Каине XVIII», тут все буквально говорят цитатами: «— Вы любите мороженое? — Терпеть не могу! Дают — надо брать», «— Вы знамениты? — Нет! — О, какая жалость, у нас это не принято», «-Лакеи! Придайте мне позу невротика». Но за всей этой очаровательной буффонадой – серьёзный тезис. У каждого из нас имеется Тень и надо не дать ей вырваться.

По материалам Ⓒ Сплетен.нет


Вас же предупреждали: Русские всегда приходят за своим

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Ну, говорили же дурням, что "с русскими надо или играть честно, или вообще не играть". Не поняли? Не вняли? Ну не обессудьте…История не столь давняя,...

"Чёрный лебедь" летит из России: США грозит убийственный скандал

Американский истеблишмент бьёт тревогу, ожидая вброса некой сенсационной информации, которая грозит поставить крест на избирательной кампании Камалы Харрис. Заранее во всём винят Россию...

Обсудить
  • к своему стыду не смотрел ни первый не третий. а вот Старую, старую сказку до сих пор вспоминаю...
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Ин тересно, а сейчас кто-нибудь пишет пьесы? Есть в наличии такой жанр или выродился? Шварц талант, такой материал выдать. Даль талантище, сложно найти второго такого актёра, кто так умел вживаться в образ. Жуть берёт от ситуации, когда знаешь, что играет Даль, но созданный образ затмевает актёра. Гораздо хуже, когда наоборот, вместо персонажа видишь актёра такого-то-значит слабый актёр.