Он был одним из самых востребованных актеров советского кино, хотя всю жизнь играл небольшие роли. Но для счастливой и спокойной старости этого оказалось недостаточно.
Каждое появление Николая Ивановича на киноэкране заставляло нас улыбаться: его простоватые, порой чудаковатые персонажи обладали каким-то особым шармом... Артиста знали и любили, однако на склоне лет он стал никому не нужен.
Будущий заслуженный артист РСФСР появился на свет еще в царской России, 26 июля 1912 года. Малой родиной для него стала Владимирская губерния. Именно там, в селе Сергеевы Горки, и жила семья Парфеновых. Она была вполне зажиточной - отец Николая сумел пройти путь от простого крестьянина до помощника капитана большого парохода, курсировавшего по Волге.
Кормильца семья потеряла внезапно, когда маленькому Коле было всего семь лет. Мать, обезумевшую от нежданного горя, жалели и поддерживали ее шестеро детей. Кто-то занялся заготовкой дров, кто-то кормом для скотины, кто-то огородом... Постепенно дела наладились и даже пошли в гору, но завистливые односельчане решили выгнать Парфеновых из родной деревни. Слишком уж они богатые и чересчур счастливые - одним словом, «кулаки поганые»!
Главный удар судьбы вдова приняла на себя -добровольно отправилась на север осваивать торфяники. Детей же самоотверженная женщина отправила в столицу. И не прогадала: в большом городе каждый из них нашел свое место. Мария и Антонина стали выпускницами МГУ, Евдокия занялась историей, Борис выбрал профессию педагога, Анна удачно вышла замуж и нашла себя в домашних хлопотах. Николай же,проработав разнорабочим на предприятии «Серп и молот», в конце двадцатых годов стал студентом при Театре Моссовета, а через пять лет был принят в труппу. Эту сцену, первую и единственную, он покинул лишь в конце восьмидесятых.
Год за годом Парфенов выходил на театральные подмостки, чтобы играть вместе с такими звездами, как Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Любовь Орлова. Однако стенами театра свое профессиональное образование амбициозный артист не ограничил. Неисчерпаемым источником вдохновения для него служил Черемушкинский рынок Москвы. Как раз рядом, всего-то в двух кварталах от дома.
- Именно там люди всегда естественные, без пошлых масок и тривиальных штампов! - не раз объяснял свое «хобби» Николай Иванович. - И каждый день новые ситуации, новые эмоции. Рынок - это настоящий рай для актера!
Привычку в базарный день гулять по торговым рядам Парфенов сохранял на протяжении тридцати лет. Неудивительно, что со временем уже сам актер превратился в главную достопримечательность любимого рынка. Ему улыбались, с ним здоровались, жали руку в знак благодарности за яркие роли. Так Парфенов стал артистом не просто известным, но и по-настоящему народным.
Свою дебютную роль недотепы Митрофанушки из бессмертного творения Фонвизина «Недоросль» артист сыграл в начале 1930-х годов. Эта была его путевка в мир большого искусства - юным дарованием из провинции заинтересовались не только театральные, но и кинорежиссеры. «По семейным обстоятельствам», «Берегись автомобиля», «Афоня», «Дайте жалобную книгу», «Председатель», «На Де-рибасовской хорошая погода...» - эти и многие другие советские киношлягеры украсил своей игрой Николай Парфенов.
Секрет поразительной востребованности «короля эпизодов» был прост: он, как никто другой, умел играть обычных советских людей -тех самых кондукторов, бухгалтеров, сторожей, проводников, руководителей профкомов, месткомов и, конечно же, бесчисленных советских НИИ. Просто всю жизнь он свято верил: у каждого маленького человека есть интересные черты и особенности.
Впрочем, актеру довелось сыграть и таких великих людей, как Лев Толстой и Федор Достоевский. Правда, не в «полном метре», а на киностраницах журнала «Ералаш». Нашел себя Парфенов и на эстраде - сколько дал концертов, сосчитать не мог никогда.
- Тысячи две точно наберется! - всегда весело хвастал артист. - Ну, а дальше пальцев загибать не хватит.
Родной Театр Моссовета Парфенов решил покинуть после 55 лет вдохновенного служения. Стало подводить здоровье - актеру уже было под восемьдесят. А еще на скопленные деньги Николай Иванович вместе с женой собирался повидать мир... Увы, не вышло. Вместо заслуженного отдыха его ждали одиночество и полная нищета.
НИКОЛАЙ ПАРФЕНОВ - ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АКТЕРА
Первый раз Парфенов женился рано, еще до получения диплома актера. Его супругой стала коллега Ольга Васильева, родившая ему дочь Ирину. Однако союз оказался непрочным -любовь не выдержала груза бытовых проблем. Развод не лучшим образом повлиял на общий настрой и самооценку Николая: днями и ночами он стал пропадать в театре, а с противоположным полом и вовсе перестал общаться. Тогда сердобольные друзья свели его с Ларисой Алексеевной, работницей все того же Театра Моссовета, особой с приятной внешностью и хорошими манерами.
Судьба отвела им 47 счастливых лет брака, но общих детей так и не подарила. Под конец жизни Лариса Алексеевна перенесла инсульт и практически перестала ходить. Путешествие за рубеж пришлось отложить на неопределенный срок. А вскоре и ехать стало не на что - грянула инфляция 1992 года, обесценившая все сбережения актера. Парфенов в одно мгновение оказался на «свалке жизни», как и миллионы других граждан распавшегося Советского Союза.
Когда Парфенов овдовел, в его жизни остались лишь два близких человека - дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Заходили, конечно, и приемные внуки, но лишь с одной целью - что-нибудь забрать у несчастного пенсионера. Сначала вынесли телевизор, а потом и всю мебель. В итоге оставили беззащитному старику одну лишь продавленную тахту, на которой тот спал в единственных тренировочных штанах.
- Мешаешься тут, сдох бы, что ли, поскорее! - всякий раз кидали Николаю Ивановичу жестокие «родственники».
Родной театр тоже не спешил поддержать ветерана сцены: о Парфенове благополучно «забыли», как только он уволился.
Однако на здоровье актер не жаловался и умирать не торопился. За всю жизнь он не выкурил ни единой сигареты, алкоголя чурался, по пустякам не нервничал, был спортсменом, охотником и рыболовом. Правда, стала серьезно подводить память: все чаще Парфенов забывал дорогу домой и мог часами блуждать по знакомым до боли дворам...
Наконец, Николай Иванович принял решение переехать в дом престарелых - специализированный, при Доме актера. Но и здесь Парфенова ждало разочарование: в пансионат принимали лишь тех, кто мог отдать свое жилье государству. С обшарпанной квартирой по улице Гарибальди актер готов был легко расстаться, однако оказалось, что в ней прописана внучка покойной Ларисы Алексеевны. Все операции с документами она провернула втайне от мужа еще много лет назад. Конечно, отказаться от наследства хваткая девушка и не подумала.
Скончался Николай Парфенов тихим рождественским вечером 1999 года от кровоизлияния в мозг. Перед смертью он, никогда не посещавший церковь, попросил свою сестру лишь об одном - перекрестить его. Первый и последний раз в жизни.
Какое-то время Антонина Ивановна хранила урну с прахом брата у себя дома, надеясь, что с ним придут проститься коллеги из театра. Но никто так и не явился, и она упокоила прах Николая Ивановича Парфенова на фамильном участке кладбища в Химках. Спустя годы к простому надгробию потянулись люди. Ведь великое видится лишь на расстоянии.
Из Сети
Оценили 4 человека
5 кармы