
Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе создали целый ряд интереснейших фильмов. Вот — один из них. Социальная драма «Охота на лис» (1980). Начало – типичное для банального «милицейского» повествования в духе crime story — рабочий завода Виктор Белов (Владимир Гостюхин) избит в парке двумя юными хулиганами… Их быстро опознали, благо те гады и не прятались, и вот суд.

Несовершеннолетний Беликов (Игорь Нефёдов) осуждён на два года колонии, тогда как его старший товарищ, в смысле подельник Стрижак (Дмитрий Харатьян) отпущен – ему досталось лишь условное. Почему? Родители наняли хорошего, то есть ловкого адвоката, сумевшего представить своего клиента, как жертву обстоятельств, но в целом-то положительную личность.

И вот тут начинается странное – избитый Белов проникается сочувствием к напавшему на него хулигану Беликову. Дескать, несправедливость – колотили оба, а на зону поехал только один! Да, каков рабочий Белов? В высшей степени сознательный пролетарий, он передовик производства – его фотокарточка висит на доске почёте.

Он женат, воспитывает сына-школьника, а по выходным дням занимается интереснейшим спортом – радиопеленгационной игрой, называемой «охота на лис». Да, любит слегка выпить, но именно выпить, а не нaжpаться. В общем, человек, которого можно пускать в Коммунизм, но, увы, Коммунизма к 1980 году, как обещалось в начале 1960-х, не случилось.

И дата выхода фильма получилась символичной – вот вам человек-разумный, а мир вокруг несовершенен. И Белов решает ездить к Беликову, дабы …воспитывать его, так как пенитенциарная система столь же не идеальна, как и остальная среда. Пролетарий возит на зону книги, продукты, включая домашние пирожки, а потом и вовсе начинает хлопотать о досрочном освобождении. А что же осуждённый Беликов?

Он вроде бы проникается, но цинизм – его норма жизни. Принимает дары, но… считает Белова чудиком. Больше того, супруга Белова – заботливая Марина (Ирина Муравьёва) думает, что Виктор постоянно ездит …к любовнице. Как иначе объяснить замкнутость мужа и его частые отлучки на мотоцикле? Зона расположена в той же местности, вот Белов и мотается к подопечному, говоря, что едет в деревню к крёстному.

Если честно, я не понимаю этого мужика – тебя избили, надавали по голове, а ты возишь пoдонку стихи Пушкина и женины разносолы. Кому? Порченому щенку. Наверное, я не гожусь в Коммунизм, если не осознаю смысл действий Белова! И вот парень освобождён. Что же? Он уезжает на такси с подставившим его, по сути, Стрижаком, в то время как Белов ждал его на своём мотоцикле.

Там ещё будет разговор в ресторане, где герои вновь столкнутся – Беликов с ухмылочкой повествует о том, что Стрижак устроил его в автомастерские таксопарка. Там – хороший навар. «Дураков-то нет», — подытоживает он. Из фильма – по настоянию худсовета – была вырезана эффектная сцена, где Белов, окончательно разуверившись, избивает молодого циника, словно бы возвращая тому все удары.

Однако финал получился ещё более сильным – на соревнованиях по охоте на лис главный герой …как-то резко теряет интерес к состязанию и уходит в пространство. Словно бы нам транслируют какую-то важную мысль, которую нельзя высказывать вслух. Мысль о том, что бытие не всегда определяет сознание, и социальный прогресс – это просто красивый лозунг на стене.
По материалам Ⓒ Сплетен.нет


Оценили 4 человека
5 кармы