Вознесенский кафедральный собор (Алма-Ата)

0 91

 История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате восходит к 70-м годам XIX века. Верненская крепость в Семиречье, у подножия Заилийских гор, была основана по указу императора Николая I в 1855 году, а уже в 1867 году городок стал областным центром Туркестанского края.

 Верный быстро приобретал всё большее политическое и культурное значение в Туркестанском крае.

 Растущий город скоро стал ощущать потребность в соответствующем городском храме.

В 1871 году была основана Туркестанская епархия Русской Православной Церкви. Новая епархия объединила земли современного Южного и Западного Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Её центром стал город Верный.

Сюда в мае 1872 года прибыл первый архипастырь вновь учреждённой кафедры Преосвященный епископ Софония (Сокольский).

Это событие послужило причиной того, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора.

Количество прихожан к этому времени уже составляло 1800 человек. Поэтому в том же 1872 году было принято решение о строительстве нового кафедрального собора вместимостью 1500 человек.

Разрушительное землетрясение 1887 года внесли изменения в эти планы.

Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьёзным предостережением строителям молодого города. Широкомасштабное исследование и анализ конструкций уцелевших зданий, их сопоставление с конструкциями разрушенных было осуществлено специальной комиссией из лучших российских инженеров. Результаты её работы показали, что каменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных: 1800 из них разрушилось, в то время как 800 деревянных остались невредимыми. Эти данные Областной строительный комитет учёл при разработке «Правил для возведения казенных и общественных построек в местах Семиреченской области, подверженных землетрясениям», утвержденных Министерством внутренних дел Российской империи в 1889 году. В соответствие с этими правилами запрещалось возведение в сейсмических районах крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использовать древесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройством подвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами.

После 1887 года Верный начинает заново отстраиваться.

После всестороннего обсуждения в 1903 году Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую к нему смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 года, и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора, так как внес немало изменений в проект архитектора Борисоглебского, который еще в 1902 году покинул Верный.

Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов.

Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4 м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий.

Именно благодаря инициативе Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надёжную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере.

Ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями.

Сруб центрального барабана скреплён стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надёжную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешётка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждающая, что собор построен «без единого гвоздя».

Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объёма колокольни.

Возведённая было уже до 3 яруса, она подверглась серьёзной перестройке: высота была увеличена на 9,24 м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырёхгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объёма здания внимание уделялось ещё на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьём из папье-маше.

В 1907 году было завершено строительство Свято-Вознесенского кафедрального собора, ставшего главным православным храмом Православной Церкви Туркестана и редкой по своей красоте достопримечательностью города Верного.

30 июля 1907 года после освящения нового кафедрального собора епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) в проповеди с благодарностью вспомнил всех, принимавших участие в строительстве собора.

Особые слова благодарности и признательности за понесенные труды епископ Димитрий адресовал А.П. Зенкову.

Разрушительное землетрясение, случившееся в январе 1911 года, стало серьёзным испытанием для собора.

Собор выдержал натиск стихии: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор, «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом», – писал А. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости».

1929 году в прессе была организованна компания, направленная на закрытие собора по «требованию трудящихся». Газеты писали: «Собрание членов союза рабпрос, учитывая острый жилищный кризис в Алма-Ате и наличие ничтожного количества верующих, пользующихся зданием собора, требует передачи его под устройство кинотеатра или какого-нибудь другого культурно-просветительского учреждения»; «Рабочие голосуют за закрытие. В городе с десятками тысяч населения нет культурного центра. Вопрос упирается в отсутствие помещения. Учитывая это, а также бесполезность, даже вредность дальнейшего существования собора, рабочие и служащие спиртзавода постановили просить закрыть собор, а также мечеть на верхнем базаре, и передать здание под культурные нужды».

29 октября 1929 года постановлением алма-атинского Окрисполкома за №45 было принято решение об изъятии Кафедрального собора. «Просьбу трудящихся и профессиональных организаций о немедленном изъятии мечети и собора – удовлетворить. Поручить адмотделу совместно с ОКРОНО после проверки изъятого имущества, на недостающее предъявить иск церковному совету. Адмотделу установить охрану у мечети и собора».

В том же 1929 году были сброшены колокола со звонницы собора, уничтожен удивительный по своей красоте трёхъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека.

В 30-х годах городские власти разместили в соборе радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания.

В 90-х годах ХХ века архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) стал предпринимать усилия по возвращению Вознесенского кафедрального собора Русской Православной Церкви. На уровне правительства Республики Казахстан был поднят вопрос о реставрации здания собора с восстановлением его первоначального вида и функций.

В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей, и государством были выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений.

В день Святой Пасхи, 1 мая 1994 года, посетивший Никольский кафедральный собор г. Алма-Аты Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал слова, великой радостью отозвавшиеся в сердцах православных алма-атинцев:

«Я решил сделать подарок для всех православных моих граждан моей страны: кафедральный собор в центре нашей столицы, отнятый советской властью 70 лет тому назад у Православной Церкви, передать в вечное пользование Православной Церкви нашего государства».

2 мая 1994 года, в Светлый Понедельник, было получено разрешение на совершение богослужения в соборе. Впервые за 65 лет. Тысячи людей заполнили в тот вечер собор и площадь вокруг него.

Собор имеет три придела: центральный освящён в память праздника Вознесения Господня, южный – Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный – Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которые считаются покровителями Семиречья.

А на площади перед собором ребятня гоняет голубей.


США ошиблись, настроив Россию против себя, - пишет американское издание

Америка увидела, на что способен стратегический бомбардировщик России Ту-160М – и сразу пересмотрела все свои взгляды на жизнь... У них там жил один такой деятель по имени Аль Капоне, к...