41 год назад на экраны вышел фильм режиссера Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля». Картина была снята по мотивам романа Александра Беляева.
По сюжету профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия и охотно делился с коллегами результатами своих экспериментов. Перед смертью ученый завещал, чтобы, используя его методики, ученики его оживили. Доктор Корн, один из последователей Доуэля, решил обмануть наставника и оживил только голову ученого, пытаясь воспользоваться результатами его работы в собственных целях.
ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ РАБОТ
Ольгерт Кродерс – блестящий латвийский актер и театральный режиссер, уже снимался у Менакера в фильме «Никколо Паганини». На сей раз ему выпала непростая задача исполнить роль профессора Доуэля. Причем сложность заключалась в том, что Кродерсу предстояло играть одну лишь голову – без рук, ног, каких-либо движений.
Все чувства и переживания нужно было передавать лишь мимикой. Роль доктора Роберта Корна исполнил актер Игорь Васильев. Многие считают что это, как и дуэт с Олегом Далем в картине «Вариант «Омега», – одна из лучших его работ в кино. Создатели сделали эту роль более сложной, неоднозначной.
«В фильме он не примитивный убийца, он намного страшнее – тот, кто готов идти по трупам тысяч и миллионов. Васильев придал фильму окраску некоего политического памфлета», – рассказывал в одном из интервью Леонид Менакер.
ПРИНЯЛИ НЕОДНОЗНАЧНО
Поначалу фильм приняли неоднозначно. Создатели «Завещания профессора Доуэля» ушли от соблазна создать чисто научно-фантастический фильм, они сделали акцент на нравственной составляющей. Многие зрители не узнали в фильме оригинального произведения. Однако это не помешало картине стать частью золотой коллекции киностудии «Ленфильм».
В сценарии фильма «Завещание профессора Доуэля», по сути, использован лишь один остросюжетный мотив романа Беляева – автономное существование головы. В остальном по художественным идеям и фабуле картина была совершенно самостоятельна. Если в романе в основу конфликта было положено столкновение классического добра – Доуэля со злом – ассистентом профессора доктором Корном, то в картине выстроены значительно более сложные отношения этих персонажей. Сам Леонид Менакер представлял жанр своего произведения как философскую фантастику.
СЪЕМКИ В ЛАБОРАТОРИЯХ
Съемки велись в подлинных лабораториях, обезьяньих питомниках, больничных палатах, операционных. Съемочная группа стремилась создать достоверность научных лабораторий и крупных медицинских учреждений, чтобы вызвать у зрителя полную веру в реальную возможность происходящих событий.
Некоторые части фильма снимались в Крыму – в Тихой бухте под Коктебелем, а также в Абхазии. Своеобразным дублером Кродерса стал муляж головы, созданный бутафорами «Ленфильма» из цеха комбинированных съемок. Благодаря волшебной силе монтажа и правильному ракурсу камеры зритель не успевал заметить, когда в кадре живой актер, а когда его бутафорская копия. Окончательно зрителя обманывали очки, которые мешали разглядеть неживые глаза кукольной головы. Сейчас этот уникальный артефакт, подсоединенный к «аппарату доктора Корна», стал экспонатом киноцентра «Ленфильм» (Каменноостровский пр., 10).
«Работая над сценарием, мы ставили задачу: создать детектив без детектива. В основе событий лежит преступление, но не обычное, уголовное, а нравственное, которое могло совершиться только в наше время, время научно-технической революции. Этим фильмом хочется напомнить всем, какие преступления могут порождать самые гуманные открытия, если их авторы не задумываются, в чьи руки попадают знания», – говорил Леонид Менакер.
Оценили 2 человека
5 кармы