Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения): монография

0 4741

В новой научной монографии А.И.Субетто раскрывается концепция ноосферной России, становление которой, по автору, есть долгосрочная цель истории России и основа стратегии её развития в XXI веке. Монография обобщает серию научных докладов автора, представленных на разных научных форумах и конференциях в 2017 и 2018 годах, и является в определенной степени, как авторской парадигмой философии истории России, так и развитием Ноосферизма, который, по автору, должен стать научно-мировоззренческой системой XXI века. Монография адресована ко всем, кому не безразлична историческая судьба России и кто задумался над будущим человечества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Раздел I. Геополитическая логика развития разнообразия человечества и ноосферная миссия России

1.1. Введение

1.2. Геополитическая логика развития России и закон разнообразия

1.3. «Исторический идеализм». Предел Классической, Стихийной, Конкурентной, пред-ноосферной Истории

1.4. Предел Классической Культуры и явление её «функциональной потерянности»

1.5. Россия – уникальная евразийская цивилизация с ноосферным предназначением в XXI веке

1.6. Культурные «измерения» уникальности российской цивилизации

1.7. «Цивилизация» и «культура» как единство

1.8. Вернадскианская революция и Ноосферизм

1.9. Императив духовного переворота и Русский Космизм

1.10. Великая Октябрьская социалистическая революция как проявление закономерностей геополитической логики развития России

1.11. Мировая социалистическая революция как мировая ноосферная революция

1.12. Культура России как диалог с миром, перерастающий в ноосферный диалог

1.13. Ноосферный императив мобилизации внутреннего потенциала российской духовности

1.14. Россия как «стартовая площадка» запуска ноосферной духовной реформации всего человечества

1.15. «Русский съезд» 1 июня 2017 года в Санкт-Петербурге: базовые условия адекватного решения проблемы теории, категориального и понятийного аппарата «русского вопроса»

Литература

Раздел II. Основания и императивы «родов» ноосферной России XXI века – прорыва России к Ноосферному Будущему

2.1. Торжество Правды Истории

2.2. Россия в пространстве «мир-системы» в начале XXI века. Исходная системная ситуация. Основания развития

2.3. Закон энергетической стоимости и гетерогенность мировой экономики

2.4. Специфические законы развития российской цивилизации как императивы

2.5. Императив стратегии долгосрочного развития России на собственной основе в контексте ноосферной парадигмы устойчивого развития

2.6. Принцип управляемой экономики как принцип развития ноосферной России

2.7. Ноосферная идеология, спасающая мир человечества от экологической гибели, – как «весть из России»

2.8. Научно-образовательное общество как базис реализации ноосферного императива XXI века

2.9. Императив становления Новой – Космо-Ноосферной – Парадигмы Духовности как выражение развития русской духовности, её всечеловечности и космичности

2.10. Русский народ – творец ноосферной стратегии развития России в XXI веке

2.11. Базис стратегии становления ноосферной России в XXI веке – интеллектоёмкая, наукоёмкая, образованиеёмкая, ноосферная экономика

2.12. Ноосферное образование – механизм ноосферного прорыва России в XXI веке

2.13. Миссия России – возглавить прорыв человечества в Эпоху Ноосферного Социализма

Литература

Раздел III. Металогика предопределенности ноосферно-социалистических преобразований бытия России и человечества в XXI веке

3.1. Итог 100-летней борьбы между капитализмом и социализмом: или рыночно-капиталистическая гибель в XXI веке по экологическим причинам, или Победа социализма нового качества – Ноосферного Экологического Духовного Социализма

3.2. Металогика предопределенности ноосферно-социалистических преобразований основ жизни человечества и России на Земле в XXI веке

3.2.1. Ноосферная парадигма универсального эволюционизма

3.2.2. Выход на арену Истории Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ)

3.2.3. Закон Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса и его роль в металогике генезиса грядущего ноосферно-социалистического преобразования

3.3. Переход к управляемой ноосферной экономике на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма как императив выживаемости России и человечества

Литература

Раздел IV. Ноосферизм и научно-образовательное общество – символы долгосрочной стратегии развития России и человечества

4.1. Закон Перехода Биосферу в Ноосферу

4.2. Ноосферизм и научно-образовательное общество

4.3. Закон Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса и предупреждения в прошлом

4.4. Россия как цивилизация Социалистического и Космического Прорывов в ХХ веке

4.5. Структура Ноосферизма

4.6. Эпоха Великого Эволюционного Перелома как эпоха преодоления Барьера Сложности и Родов Действительного Разума

4.7. Девять оснований бытия российской цивилизации как цивилизации Ноосферного Прорыва в XXI веке

4.8. Три главных противоречия современной эпохи

4.9. Главный прогноз на XXI век: переход Биосферы в Ноосферу возможен только на базе ноосферного социализма, альтернативный исход для человечества – его экологическая гибель

Литература

Раздел V. Главный урок столетия социалистической истории

5.1. Правда Истории за Социализмом

5.2. Победа социализма в России – СССР – Правда Истории, заложенная Великой Русской Социалистической Революцией

5.3. Коммунизм – это возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. Зарождение эпохи Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции

5.4. Уроки капиталистической контрреволюции в России

5.5. Суть истины переживаемого момента всемирной истории

5.6. Социализм XXI века – Ноосферный Экологический Духовный Социализм

5.7. Всемирно-историческое величие советской эпохи в тысячелетней истории России. В.И.Ленин – русский гений, величайший мыслитель и революционер мира

5.8. Советская эпоха, Великая Русская Социалистическая Революция – это не только прошлое, но и будущее, но будущее в новом ноосферном качестве

Литература

Раздел VI. Высшая надэкономическая цель развития России в XXI веке

6.1. Введение

6.2. Диалектика – душа марксизма-ленинизма

6.3. Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе как социалистический императив

6.4. Экологический крах рынка и капитализма на фоне первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. В чем состоит высшая надэкономическая цель развития России и человечества?

6.5. Призвание России – спасение человечества от экологической гибели через Ноосферно-Социалистический Прорыв

Литература

Раздел VII. Ноосферная парадигма стратегии восходящего воспроизводства населения России

7.1. Эпоха Великого Эволюционного Перелома как эпоха отрицания рынка, коротких экономических стратегий и капиталогенного «безумия»

7.2. Основания и императивы перехода России и человечества к ноосферной парадигме развития в XXI веке. Ноосферная парадигма универсального эволюционизма

7.3. Демографические процессы и воспроизводство населения России в пространстве первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы

7.4. Основные положения стратегии восходящего воспроизводства населения ноосферной России в контексте действия ноосферного императива

Литература

Раздел VIII. Ноосферная безопасность и стратегия развития России

8.1. Понятие ноосферы, ноосферизма и ноосферной безопасности

8.2. Экологический Приговор рыночно-капиталистической системе хозяйствования человечества на Земле

8.3. Проблема коррупции и мошенничества как выражение «корыстного безумия», превратившего рыночно-капиталистическую систему в «экологического могильщика» человечества

8.4. Ожидаемая ноосферная реформация глобальной экономики и экономики России

Раздел IX. Ноосферная идеология и ноосферная духовно-ценностная система воспитания человека как механизм профилактики деструктивных поведения и культуры

9.1. Культура деструктивности как порождение рыночно-капиталистического отчуждения человека от своего предназначения и от Природы

9.2. Парадигма индивидуализма как идеологический базис «рыночной экономики» – «почва» деструктивного конфликта человека с Целостностью Природы

9.3. Ноосферная идеология и ноосферная духовно-ценностная система воспитания человека как механизм «излечения» человечества от деструктивности и агрессивности в поведении и глобальной патологии

9.4. Ноосферная идеология и ноосферная духовно-ценностная система как моменты ноосферной человеческой революции XXI века

9.5. Ноосферное преобразование основ развития и бытия России – императив Будущего

Литература

Раздел Х. Русский язык, Пушкин и коммунизм как символы стратегии решения «русского вопроса» в XXI веке

10.1. 100 лет Русского Прорыва всемирной истории к социализму – через призму ожидаемого Русского Ноосферного Прорыва. Битва за будущее русского народа

10.2. «Русский вопрос» как вопрос судьбы России. Россия – цивилизация Правды

10.3. За что Запад ненавидит Россию и русский народ?

10.4. Русский язык как один из самых древнейших языков на Земле

10.5. Величие русского языка

10.6. Пушкин – как символ универсальности русского человека

10.7. Русский язык, Пушкин и коммунизм – триединство, символизирующее Ноосферный Прорыв, как Прорыв в Будущее в XXI веке

10.8. «Закон о защите русского языка» как императив возрождения России

Литература

Раздел XI. А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский – гении Ноосферно-Космического Прорыва России и человечества

11.1. Великая «троица» Титанов Эпохи Русского Возрождения

11.2. Великое провозвестие Социалистического и Ноосферного Преобразования Мира

11.3. Космический меморандум С.Н. Булгакова – К.Э. Циолковского – В.И. Вернадского – А.Л. Чижевского

11.4. Антропный принцип К.Э.Циолковского, императив выживаемости и Ноосферно-Космический Прорыв XXI века

11.5. А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский как символы высоты человеческого Духа и дерзновенности человеческой мысли на пути установления Ноосферного Социализма

Литература

Раздел XII. Становление ноосферной географии Арктики и Антарктики – базовое условие научного управления социоприродной эволюцией. Ноосфера Арктики как основание ноосферной России

12.1. Становление ноосферной географии Арктики и Антарктики – императив ноосферно-ориентированного синтеза научно-географического знания в XXI веке

12.2. Эпоха Великого Эволюционного Перелома – Эпоха Великой Ноосферно-Парадигмальной Революции в науке, культуре и образовании

12.3. Социальный запрос на становление ноосферной географии, в том числе ноосферной географии Арктики

12.4. Ноосферный императив синтеза географического научного знания в России, как самой «холодной» цивилизации в мире

Литература

Раздел XIII. «Образ» Государственной идеологии России в контексте ноосферного императива XXI века

13.1. Введение

13.2. Потребность в научной идеологии России и человечества

13.3. Владимир Литов: «Идеология – условно говоря, самолёт или космическая ракета, в которых использование одних законов природы позволяет преодолеть действие других законов природы»

13.4. «Идеология не может смотреть в прошлое» (А.И.Фурсов)

13.5. Идеология XXI века в России – научная идеология спасения всего человечества от рыночно-капиталистической по причинам и экологической по основаниям гибели человечества

13.6. Предварительные вопросы, которые нуждаются в ответах

13.7. Главные характеристики переживаемой Россией и человечеством исторической эпохи

13.8. Миссия России в XXI веке

13.9. Стратегия и идеология России – это стратегия и идеология Ноосферно-Социалистического Прорыва

13.10. Краткие ответы на вопросы О.М.Березового

13.11. Россия – цивилизация Правды

Литература

Послесловие

Литература

Приложения

Приложение 1. Исторический генотип русского народа и культура знаков (тезисы доклада на Второй Международной научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры», Смольный институт РАО, Санкт-Петербург, 15 декабря 2017 года)

Приложение 2. От глобальной патологии – к глобальному здоровью человечества, как носителя Ноосферно-Космической гармонии

Приложение 3. Глобальный империализм, экономический колониализм, «цифромания» и «пенсионная реформа»

Приложение 4. Меморандум Международной научно-практической конференции «Идеологическое и духовное противостояние деструктивной культуре»

Приложение 5. Выступление вице-президента Петровской академии наук и искусств Субетто Александра Ивановича 14 февраля 2018 г. в Голубом зале РГПУ им. А.И.Герцена после Публичной лекции руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу генерала-майора юстиции Клауса Александра Владимировича на тему «Роль следственных органов Санкт-Петербурга в противодействии экстремизму»

Приложение 6. Резолюция Конференции № 18 Московского Экономического Форума (3–4 апреля 2018 года, Москва, президиум РАН) на тему «Ноосферная парадигма стратегии и механизмы восходящего воспроизводства населения России», состоявшегося 4 апреля 2018 года в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН

Приложение 7. Ноосферизм как новая меганаука, новый путь развития человечества и стратегия выхода из первой фазы глобальной экологической катастрофы (беседа президента Международной академии гармоничного развития человека при ЮНЕСКО, ученого секретаря Президиума Международного Высшего Ученого Совета, профессора Виктора Витальевича Лукоянова (ВВЛ) с разработчиком теоретической системы Ноосферизма, президентом Ноосферной общественной академии наук, вице-президентом Петровской академии наук и искусств, вице-президентом Международной академии гармоничного развития человека при ЮНЕСКО, председателем Санкт-Петербургского отделения и Философского Совета Русского Космического Общества (РКО), членом Президиума Международного Высшего Ученого Совета, Сенатором Европейской академии естественных наук, профессором Александром Ивановичем Субетто (АИС))

Приложение 8. Неизбежное возрождение русской державности как стержня планетарной устойчивости и ноосферного развития (беседа Александра Субетто, президента Ноосферной общественной академии наук, вице-президента Петровской академии наук и искусств, председателя Санкт-Петербургского отделения Русского Космического Общества, советника по ноосферному образованию Смольного института РАО, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, почетного профессора Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого – с Владимиром Фадеевым, писателем, физиком-атомщиком, выпускником Московского энергетического института по кафедре «Атомные станции и установки» 1977 года, автором романа «Воз-вращение Орла»)

Приложение 9. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Уильяму Рипплу из университета Штата Орегон (США) – руководителю Международной команды авторов «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ», собравшего подписи 15 тысяч ученых из 184 стран


ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея написать книгу о «Ноосферной России», как национальной идее и одновременно стратегии прорыва к новым формам бытия человека на Земле, о которых заговорили на рубеже XX и XXI веков многие мыслители - представители разных стран и народов, - была подсказана автору этой монографии в одной из бесед на ноосферную тему за несколько дней до начала нового - 2018-го - года Гейдаром Мамедовичем Имановым, первым вице-президентом Ноосферной общественной академии наук и одновременно президентом инновационного научно-образовательного консорциума «Смольный институт РАО», а также соратником автора в научно-творческо-созидательной логике разработки и становления Ноосферизма, как новой научно-мировоззренческой системы XXI века [1-15].

В этот же период, 21 декабря 2017 года, прошло первое учредительное собрание Русского Космического Общества, которое в качестве президента возглавил Большаков Борис Евгеньевич. На этом собрании автор выступил с докладом и приветствием уже как председатель Санкт-Петербургского отделения и одновременно Философского Совета этого общества. В самом становлении Русского Космического Общества, «запуск» которого произошёл в конце 2017 года - года Столетия Великой Октябрьской (Русской) Социалистической Революции - автор усматривает некий «знак» или «сигнал» об уже начавшемся процессе Ноосферно-Космического Прорыва России и человечества в XXI веке.

Ноосферная Россия - это то цивилизационное качество будущей России уже в XXI веке, которое позволит ей не только раскрыть свой исторический потенциал развития, но и предложить человечеству стратегию выхода из Исторического Тупика в виде уже состоявшейся (на рубеже 80-х - 90-х годов XX века) первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Если брать российско- (русско-)цивилизационное «измерение» Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы XXI века по автору [1-15], то в ней, т.е. в этой системе, уже присутствует Учение о Ноосферной России, в которой обретает свои основания «социализм ХХ1века» как Ноосферный Экологический Духовный Социализм.

Учение о Ноосферной России, по автору, получает свои основания не только из Ноосферизма как теоретической системы и прогноза Будущего человечества, в котором оно освобождается в XXI веке от «экологически-смертельного капкана» рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле, но - и из философии истории России, из «Россиеведения», которое представлено в авторском «сериале» работ [6, 11, 16-48].

В научном докладе, представленном на международную научную междисциплинарную Конференцию, посвященную 20-летию Центра общественных наук при МГУ им. М.В.Ломоносова, возглавляемого всё это время бессменно профессором Ю.М.Осиповым, на тему «Самоутверждение России: социум, экономика, политика», в 2010 году, - «Самоутверждение России в XXI веке как Лидера в Ноосферном прорыве человечества», автор писал [30, с. 10, 11]:

«То, что переживает Россия, лишь служит предикторным (упреждающим) «сигналом» по поводу того, что ждёт весь мир человечества, поскольку Российская Евразия - «центр устойчивости и неустойчивости» мира, своеобразная «подвеска» маятника истории человечества - колебаний её «напряженности - ненапряженности», «неравновесия - равновесия» (но и не только истории человечества, но и похоже - всей системы Биосферы, если принять во внимание, что предельные остатки устойчивости

Биосферы держатся за счет, главным образом, лесных ресурсов России, Канады и частично Бразилии, все остальные страны мира уже превратились в «экологических должников).

Окончательное самоутверждение, как форма цивилизационного самосохранения России в XXI веке, думаю, будет иметь свое Будущее и развитие только тогда, когда Россия выдвинет научно-мировоззренческую систему и новую идеологию XXI века, которые предложат человечеству научные, социально-экономические, духовно- нравственные и ценностные основания выхода человечества из экологического тупика!..

Такой научно-мировоззренческой системой и идеологией для XXI века, по оценке автора, является Ноосферизм, который провозглашает общественный идеал - Ноосферный Экологический Духовный Социализм, обеспечивающий управляемую социоприродную (ноосферную) эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Речь идет о Ноосферном Прорыве в Будущее всего человечества в XXI веке - единственной стратегии спасения человечества от экологической гибели (уже в середине XXI века), зачинщиком и духовно-интеллектуальным водителем которого может и должна стать Россия (ссылка на [11]).

Автор выдвигает на обсуждение для всех тех, кому не безразлична судьба России в XXI веке, формулу:

• Россия спасётся, предложив всему миру философию и идеологию спасения от экологической гибели всего человечества, предложив стратегию такого спасения в виде единственной формы - установления Ноосферного Экологического Духовного Социализма», далее автор свой научный доклад тогда, 8 лет назад, заканчивал такими словами [30, с. 26]:

«Россия, её научно-философская мысль, социо-культурная память её истории наиболее предуготовлены для того, чтобы стать «стартовой площадкой» Ноосферного, и Космоноосферного одновременно, Прорыва человечества к новому будущему в XXI веке, в котором весь потенциал научного и культурного творчества, весь позитивный потенциал познания человечеством себя и природы, все устремления - духовные и нравственные, освященные Любовью и Добротолюбием, сама закономерность ноосферизации Вселенной, приведшей к появлению человеческого разума, будут работать на счастье каждого человека на Земле, которое есть Гармония его с Природой, осмысление в себе разума, отвечающего за жизнь всех живых существ на Земле и в Космосе, т.е. осмысление в себе космического разума. Но путь к этому лежит через Ноосферный Экологический Духовный Социализм, через избавление от рыночно-капиталистического «инферно», делающего ставку на эгоистический индивидуализм и собственное обогащение за счет других, которое так красочно показал И.А.Ефремов в романе «Час быка», - «инферно», превращающееся в экологическую гибель человеческой цивилизации.

Ф.М.Достоевский в знаменитой речи при открытии памятника А.С.Пушкину в 1880 году назвал, как важнейшую характеристику русскости великого поэта, всечеловечность.

В XXI веке всечеловечность русского человека должна обернуться выдвигаемой из России идеологией спасения человечества от экологической гибели через новую социальную организацию жизни, которая есть ноосферный социализм. Это и будет началом самоутверждения России в XXI веке».

Таким образом, превращение современной российской цивилизации в XXI веке в Ноосферную Россию - это «Зов Будущего» [41], символом которого, по автору, является Юрий Алексеевич Гагарин.

В книге «Юрий Алексеевич Гагарин - символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества» (2014) автор подчеркивал в своем «посвящении» [42, с. 3]:

«Время прошлого - наша память, память о великой советской эпохе, где нам повезло родиться, жить и творить и память о тех свершениях, в том числе и космических, к которым прикоснулись и наша жизнь, и наш труд.

Время будущего - созидание гармонии, которая скрепляется любовью, созидание Космического и Ноосферного Будущего России и человечества, в котором имя Гагарина вписано навечно».

Автор не раз в своих работах, посвященных разработке философии истории России и русского народа и теории российской цивилизации, разработке научного комплекса, который можно условно назвать «Россиеведением», обращал внимание потенциального читателя на то, что Россия как цивилизация и исторический феномен, и Эпоха Русского Возрождения, порожденная логикой исторического развития российской цивилизации [21, 22, 24, 26, 27, 29-33, 40, 43], есть «Иное» по отношению «западной цивилизации», изначально устремленное к правде, к социальной справедливости, к единению в жизни человека на Земле Истины, Добра, Красоты и Справедливости, которое и есть русское представление о «Правде».

В монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» в 2005 году автор подчеркивал [21, с. 17, 18]:

«Россия - цивилизация «цивилизационного социализма», общинная, породившая «социалистический ответ» на наступление Глобальной Капиталистической Цивилизационной Революции в 1917 году в виде Великой Русской Социалистической Революции. Причем прорыв России к социализму, по нашей оценке, является проявлением цивилизационной логики развития России, её соборно-общинных оснований. По этой же причине капиталистическая контрреволюция в 90-х годах обернулась глубоким цивилизационным кризисом, готовым превратиться в распад России, сценарий которого уже срежиссирован «мозговыми центрами» мировой капиталократии в США. Сам процесс экономической деградации вследствие слома советского социализма и дальнейших попыток слома цивилизационных оснований России, чтобы расчистить пространство для установления капитализма, является негативной формой отрицания цивилизационной логикой России капитализма.

К сожалению, сущностная антикапиталистическая природа цивилизационного «системогена» России не осознаётся большинством отечественных авторов, выстраивающих стратегию развития России в XXI веке».

В «Длинном» послесловии под названием «Что же с нами происходит и что же делать?» в этой работе, 13 лет назад, автор обращал внимание всех, кому не безразлична судьба России, на следующее [21, с. 296]:

«Установившаяся система в России, которую можно назвать колониальной капиталократией, играющей подчиненную роль в структуре мировой финансовой капиталократии, является чужеродной, противоречащей цивилизационным основаниям развития России и вступившей в конфликт с Россией как цивилизацией. Иными словами, сложившееся «государство» на «неолиберальной идеологии» и «чубайсовской приватизации» является «инородным телом» по отношению к «историческому телу» российской цивилизации, инкорпорированным в него глобальным империализмом и выполняющим функцию реализации стратегии глобального империализма по уничтожению России.

Поэтому идёт процесс отторжения этого «инородного тела» самими основаниями бытия России, логикой её истории (по аналогии можно сравнить с отторжением чужеродного тела в живом организме). Это «отторжение» и формирует «революцию», которую мы назвали «контр-контрреволюцией», т.е. вторично «контр» по отношению к «капиталистической контрреволюции»...».

Становление Ноосферной России в XXI веке, таким образом, есть императив выживания её как евразийской общинной цивилизации, логика исторического развития которой в XX веке обеспечила Социалистический и Космический прорывы из России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик - СССР, а теперь в начале XXI века вновь поставила императив Ноосферно-Социалистического Прорыва. При этом, этот ожидаемый российский Ноосферно-Социалистический Прорыв несет в себе смысл Прорыва к новым, ноосферным основаниям бытия всего человечества, потому что вся мировая рыночно-капиталистическая система, в форме строя мировой финансовой капиталократии и глобального империализма, превратила страны, за исключением стран «метрополии» («золотого миллиарда») и стран, отвергших капиталистический путь развития, в свои экономические колонии.

Рыночно-капиталистическая система превратилась в экологически самоуничтожающуюся систему, грозящую «утянуть» в «небытие» всё человечество и всех его «богов», которым оно поклонялось до своего последнего «часа».

В «Манифесте ноосферного социализма» (2011) в главе «Ноосферно-социалистический прорыв человечества начинается из России» автор писал [13, с. 105]:

«Россия - геополитический субъект планетарного масштаба в современном мире. Вследствие своего евразийского расположения, занимаемой ею огромной территории, она определяет устойчивость или неустойчивость эволюции современного мира.

Устойчивое развитие человечества в XXI веке невозможно без устойчивого развития России. А единственной парадигмой устойчивого развития человечества и России в XXI веке является ноосферное развитие в виде управляемой социоприродной эволюции, что возможно только на социалистических основаниях человеческого бытия...

...судьба России - это не только судьба именно её одной, как думают некие близорукие геополитики, но и судьба всего мира!

Гибель России, образ которой возникает в некоторых геополитических аналитических прогнозах, в начале XXI века, приведёт к гибели всего мира, хотя немногие это понимают. Удивительно, что к такому пониманию связи геополитической судьбы России с судьбой мира приходят в 30-х гг. XX в. столь различные русские мыслители как Е.И.Рерих и И.А.Ильин. Следует помнить слова Е.И.Рерих, обращенные ею как предупреждение к президенту США Ф. Д. Рузвельту 17 декабря 1935 года:

«Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира» (выдел, нами, С.А.).

Вот почему «Манифест ноосферного социализма», который заключает в себе идею о спасении человечества от возможной экологической гибели в середине XXI века, возникает в России...

Россия по своей сути - идеократия, цивилизация большой идеи. Без большой идеи Россия как цивилизация, русский народ как её строитель, жить не могут. Россия - не просто цивилизация большой идеи, но именно всечеловеческой идеи, которая в XXI веке приобретает смысл идеи ноосферно-социалистической, вмещающей в себя устремление к социализму, к социальной справедливости, к возвышению духа и творчества и одновременно - устремление к ноосфере будущего, к социоприродной гармонии...

...Россия есть идеократия, которая не может жить без большой идеи, без заботы не только о ближайшем, но и о дальнем будущем.

Вот почему Россия подарила миру русский космизм и учение В.И.Вернадского о ноосфере...

...вот почему духовный подъем в России и оздоровление духовно-нравственного самочувствия русского народа и этносов России начинается с возврата к Большой Идее, которая связана с восстановлением общественного идеала справедливого общества и духовной гармонии в виде Ноосферного Экологического Духовного Социализма».

Автор специально включил в это предисловие «длинные цитаты» из своих предшествующих работ разной давности, чтобы показать, что концепция «Ноосферной России» у автора «вызревала» вместе с разработкой Ноосферизма, теории ноосферной социализма, с одновременной научно-философской рефлексией над основаниями и императивам истории России, как самостоятельной цивилизации, и русского народа как народа - цивилизационного созидателя и одновременно скрепа» этой цивилизации, народа, несущего в себе качества «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости».

Настоящая монография представляет собой своеобразный синтез, совершенный автором над текстами своих научных докладов, прочитанных на разных научных форумах - конференциях, семинарах, круглых столах - в течение 2017 года и первых месяцев 2018 года.

Такой методологический приём обладает определенными издержками в форме имеющихся «повторов». Но на этот недостаток можно взглянуть и по-другому, рассматривая каждый раздел монографии как своеобразный «модуль», совокупность которых и даёт объемное представление о концептуальной системе под названием «Ноосферная Россия: стратегия прорыва».

Монография, таким образом, в определении автора представляет собой концептуально-модульную систему (каждый «модуль» автор назвал «разделом»), в которой имеется множество повторов, но каждый такой «повтор-концепт», будучи погруженным в контекст нового «модуля-раздела», имеющего свою «фокусировку», определенную его названием, получает новую «окраску», дополнительные смысловые акценты уже в рамках логики такого «модуля-раздела».

Монография «Ноосферная Россия: стратегия прорыва» рассматривается автором как своеобразный «камень» в фундамент становящегося «Ноосферного россиеведения», которое в свою очередь предстает как теоретическое развитие авторской научно-мировоззренческой системы Ноосферизма [1, 4-10] и одновременно как развитие философии истории русского народа и русского человека, философской рефлексии над основаниями и императивами развития России, как самостоятельной евразийской общинной цивилизации, и над значением советской эпохи (1917-1993) в истории России, как Социалистического Прорыва всего человечества к новым формам бытия (без эксплуатации человека человеком), создавшим феномен советского человека и советской культуры [14, 16, 19-27, 29-37, 41-45].

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, в которую перешел глобальный экологический кризис, по оценке автора, на рубеже 80-х - 90-х годов XX века, одновременно предстает (по автору) и как Глобальная Антропологическая Катастрофа, «измерениями» которой являются компьютерогенная («виртуально»-«цифро»-генная) катастрофа человеческой психики и глобальная патология всего человечества как «отражение» им же порожденной глобальной патологии Биосферы [1, 31, 46].

Фактически главным источником Глобальной Антропологической Катастрофы, как указывал автор в монографии «Глобальная патология и глобальное здоровье в контексте императива ноосферной гармонии» (2014), выступает «катастрофа Духа Западной цивилизации», которая «есть катастрофа Духа капитала, рыночной капиталистической цивилизации, рыночной духовности. Фактически в конце XX века вместе с экологической катастрофой проявились Пределы системы ценностей Запада: Частной Собственности, Частного Интереса, Индивидуализма, культа Свободы, без уравновешивющего этот культ культа Ответственности, Коллективизма; эгоцентричного Гуманизма, восходящего к эпохе Возрождения. Гимн Мефистофеля «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл», прозвучавший в опере Гуно «Фауст» 150 лет назад, в конце XX века становится зловещим провозвестником возможной гибели человечества «за металл» - рыночногенного Апокалипсиса» [31, с. 21,22].

Таким образом, «образ» и одновременно общественный идеал в форме понятия «Ноосферная Россия», становится, на взгляд автора, своеобразной целевой установкой Ноосферного Прорыва человечества из России, охватывающего весь XXI век.

Ноосферная Россия - это:

• Россия, выходящая на ноосферную парадигму устойчивого развития - единственно возможную модель устойчивого развития;

• Россия, совершающая преобразование оснований и механизмов своего развития на базе социального устроения воспроизводства качества жизни общества в форме Ноосферного Духовного Экологического Социализма;

• Россия, развивающаяся на базе научно-образовательного общества - единственной формы становления ноосферного общества, в котором наука играет роль производительной силы и силы управления общественным развитием, а образование (как непрерывное образование), вследствие роста наукеоёмкости, интеллектоёмкости и образованиеёмкости всех процессов духовного и материального воспроизводства, играет роль базиса базиса воспроизводства жизни общества, т.е. воспроизводства всей экономики;

• Россия, в которой экономический и технологический базис развития становятся ноосферными, обеспечивающими управляемую ноосферную гармонию на всем евразийско-российском пространстве её бытия;

• Россия, в основе стратегии развития которой лежит система ноосферного непрерывного образования («Система Учитель» по

Н.Н.Моисееву), как главный механизм, обеспечивающий становление ноосферного человека и ноосферного гуманизма, обеспечивающий становление Учителя и Управляющего ноосферной формации;

• Россия, в которой государство как система власти, как коллективный управляющий её развитием на долгосрочную переспективу, олицетворяет собой Ноосферный Синтез Науки и Власти, делающий российское государство ноосферным, а олицетворяемую им власть - ноосферно-научной властью;

• Россия Ноосферного Прорыва, в которой русский народ остается руководящей силой этого Прорыва, опираясь на:

- достижения Русского Космизма,

- достижения Ноосферной Научной школы в России,

- результаты уже осуществляющейся Великой Ноосферной Парадигмальной - Вернадскианской - революции, итогом которой становятся Ноосферизм, как новая научно-мировоззренческая система, и осуществляющийся Ноосферно-ориентированный Синтез всего научного знаний.

Настоящая монография автора не претендует на полноту раскрытия обозначенной темы. Эта полнота в определенной степени обеспечивается всей совокупностью работ автора, как приведенных в списке литературы, прилагаемом к «Предисловию», так и тех, которые остались за пределами этого списка, но которые читатель найдёт на сайтах в Интернете, например - на сайтах Русского Космического Общества (РКО), Академии Тринитаризма, Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), Всероссийского созидательного движения «Русский лад», Смольного института РАО, научного издательства «Астерион», на сайтах электронных журналов «Ноосфера. Общество. Человек», «Теоретическая экономика», «Философия и гуманитарные науки», и на других сайтах.

Автор благодарит своих соратников по Русскому Космическому Обществу, по Ноосферной общественной академии наук, по Петровской академии наук и искусств, по Академии проблем качества, по Российской академии естественных наук, по Академии философии хозяйства, по Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, по Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), по Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов, по Нижегородскому Философскому Клубу, товарищей, коллег, друзей, учеников, в общении и дискуссиях с которыми формировалась авторская теоретическая система Ноосферизма, в том числе теория качества жизни, креатология, синтетическая квалиметрия, системогенетика и социогенетика, система взглядов автора на философию истории России, которая одновременно предстаёт как теоретическая система генезиса «родов» Ноосферной России в XXI веке: В.У.Агеевца, Г.Г.Азгальдова, Н.Н.Александрова, М.Н.Альпидовскую, Ю.М.Андриянова, В.С.Артамонова, И.Г.Асадулину, Т.В.Базылеву, Р.Г.Баранцева, В.И.Байденко, З.В.Брагину, Б.Е.Большакова, Е.И.Боровкова, И.М.Братищева, А.А.Белоусова, К.Г.Башарина, В.Н.Бобкова, А.И.Бочкарева, В.Н.Василенко, А.В.Воронцова, В.Т.Волова, А.А.Горбунова, А.А.Герасимова, В.А.Гордеева, Н.И.Бондаренко, А.Л.Гаврикова, В.В.Гречаного, С.И.Григорьева, Ю.П.Григорьева, Т.К.Донскую, Г.Г.Длясина, А.А.Ермакова, Л.А,Зеленова, А.А.Захарова, Н.И.Захарова, В.А.Золотухина, Г.М.Иманова, В.П.Казанцева, Ю.Н.Карагодина, В.А.Качалова, И.В.Каткову, В.В .Концевого, В.Д.Комарова, О.Л.Краеву, Н.В.Кузьмину, О.Л.Кузнецова, В.А.Кутырева, И.А.Козикова, А.В.Куманову, И.Ф.Кефели, И.А.Колесникову, И.К.Лисеева, Е.М.Лысенко, В.В.Лукоянова, И.С.Лукьянова, Е.В.Маслову, В.М.Московченко, Е.Е.Морозову, Л.А.Майбороду, Е.И.Михайлову, И.А.Макарьину, Л.В.Макарову, А.А.Макарова, Т.А.Молодиченко, Т.И.Миронову, П.Г.Никитенко, В.С.Никитина, В.В.Никифорова, Н.В.Носову, В.В.Окрепилова, В.И.Патрушева, В.П.Панасюка, В.Т.Пуляева, А.М.Пищика, В.А.Попова, Г.А.Орлову, О.С.Орлова, С.В.Орлова, А.М.Осипова, Ю.М.Осипова, В.И.Оноприенко, О.А.Рагимову, Н.А.Селезнёву, С.Ф.Сергеева, Б.Я.Советова, Ю.Е.Суслова, Э.М.Сороко, В.П.Суворова, В.Ю.Татура, А.В.Трошина, В.Г.Тыминсколго, А.В.Титова, А.Д.Урсула, Г.Н.Фурсея, Н.В.Хованова, В.В.Чекмарева, Д.П.Шанти, В.А.Шамахова, А.А.Шакурова-Свиньина (Полухина), В.А.Щеголева, В.В.Щипанова, Ю.В.Яковца, Ю.К.Яхонтова, А.А.Яшина и других.

Одновременно автор хранит в себе благодарную память об учителях, друзьях, товарищах, коллегах, учениках, известных в России и за рубежом ученых, с которыми судьба подарила встречи и с которыми автор вёл диалоги, и которые дали автору в той или иной форме стимулы в научно-философском поиске, исследовании, обобщениях, творчестве, оказывали духовную, моральную, а в ряде случаев - и материальную, поддержку, - и которых, увы!, - уже нет в живых, но которые продолжают жить в духовном мире автора: В.С.Асратяне, Д.Б.Архангельском, В.А.Афанасьеве, А.Е.Акимове, В.Р.Арсеньеве, В.С. Бабинцеве, А.И.Беляеве, К.Белоглазове, Е.П.Борисенкове, К.М.Великанове, В.Н.Войтоловском, Ю.А.Волкове, А.В.Галкине, А.В.Гличёве, Ю.Н.Голубеве, А.Л.Губинском, Л.Н.Гумилеве, А.А.Гусакове, Н.П.Гибало, Г.И.Датчикове, Н.Р.Деряпе, Г.Н.Дульневе, В.Г.Егоркине, Э.Н.Елисееве, В.Е.Есипове, К.Н.Ерасове, Ю.А.Жданове, З.Д.Жуковской, Д.М.Забродине, Л.Н.Засориной, П.Н.Зубареве, В.П.Казначееве, Ю.П.Калюжине, В.Л.Кожаре, К.Я.Кондратьеве, Е.М.Карлике, Р.С.Карпинской, Н.В.Крылове, Д.И.Космачёве, Т.В.Корсаевской, И.С.Ладенко, А.П.Лешукове, Б.Г.Литваке, В.Т.Лисовском, И.И.Лихницкой, Н.Н.Лукьянчикове, М.К.Михееве, Р.Г.Мирзоеве, А.А.Никонове, В.Г.Онушкине, В.П.Петленко, П.З.Престенском, В.А.Потапове, В.Н.Плиско, И.Я.Режабеке, Н.В.Рязановой, В.А.Сластенине, В.Н.Сагатовским, В.В.Сороке, Ю.Р.Ткачёве, А.И.Уемове, Н.П.Фетискине, В.А.Фролове, В.П.Хибухине, В.В.Чавганидзе, И.В.Челпанове, Б.И.Черничко, В.П.Чистякове, Л.М.Чистове, В.С.Черепанове, Ю.К.Черновой, В.С.Шевелухе, К.И.Шилине.

Автор выражает признательность за терпение и духовную поддержку своей супруге Лидии Михайловне Субетто, а также верной помощнице, осуществившей электронный набор книги, Ольге Александровне Бодровой.

Необходимость смены всей ценностной базы бытия человечества и России на Земле, необходимость скорейшего расставания с рыночно-капиталистической системой хозяйствования на Земле, которая одновременно формирует рыночно-капиталистический геноцид части человечества, которую Анти-Разум мировой капиталократии обозначил как «лишнюю» (модель «20% : 80%», озвученную в сентябре 1995 года в отеле «Фермонт» в Сан-Франциско в Калифорнии, в США) и подлежащую уничтожению теми или иными способами, в том числе - через войны, голод, аборты, потерю смысла жизни, потребительство, разрушение семьи и т.д., и т.п., - осознаётся многими мыслящими людьми в мире.

5 мая этого, 2018 года, исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса, автора знамнеитого «Капитала», ученого, мыслителя, революционера, теоретически доказавшего историческую необходимость конца капиталистической общественно-экономической формации и перехода человечества к коммунизму, как форме «подлинной» истории, когда человечество преодолевает эксплуататорские (построенные на разделении в обществе на богатых и бедных, на тех, кто обогащается за счет эксплуатации других, и тех, кто трудится и своим трудом создает материальные и духовные богатства общества) формы развития и становится подлинным хозяином или Субъектом (с большой буквы) своей Истории.

Особенность исторического момента, переживаемого в 200-летний юбилей Карла Маркса, состоит в том, что в Ход Истории человечества вмешалась особая Логика с большой буквы, которую автор назвал Большой Логикой Социоприродной Эволюции, и которая, в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы поставила Экологические Пределы Стихийной, на рыночно-капиталистической, и колониальной одновременно, основе, Истории.

Теперь переход к Социализму и Коммунизму связан не только с «расставанием» с Историей эксплуататорских обществ, с историей Войн и Насилия, с историей разделения на эксплуататоров и эксплуатируемых, на капиталократию (работодателей) и наёмный труд, но и с императивом выживаемости человечества в XXI веке, с выходом из Экологического Тупика Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Если обратиться к диалектике развития учения Карла Маркса, которое получило название марксизма, то можно говорить о диалектическом снятии марксизма в начале XX веке через появление ленинизма и через Социалистическую Революцию в России в 1917 году - преимущественно в крестьянской стране, находившейся де-факто в экономико-колониальной зависимости от европейских капиталистических стран, Великобритании и США, и о новом диалектическом снятии марксизма-ленинизма XX века Ноосферизмом, учением о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме (Ноосферном Коммунизме), когда Социализм/Коммунизм получает новую, ноосферную миссию - миссию экологического спасения человечества на базе перехода Биосферы в Ноосферу. Одновременно этот переход предстаёт как переход к Ноосферной Истории в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества. Данное положение раскрыто автором в монографиях «От учения Карла Маркса - к Ноосферизму XXI века» (2017), «200-летие К.Маркса и грядущее 150- летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм - «повестка дня» на XXI век» (2018), а также в научных докладах на IX и X Всемирных Научных Конгрессах «Ноосферизм - новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества» (2017) и «Ноосферная апология человечества» (2018) [14, 15, 47, 48].

Ноосферная Россия, в контексте этого теоретического положения, может рассматриваться как своеобразный исторический преемник советского социализма в лице СССР, но уже появляющийся в логике диалектического снятия, поскольку речь идет о «социализме XXI века», как социализме ноосферного качества.

Ноосферная Россия - это императив XXI века, который - и есть императив выживаемости человечества в XXI веке через переход к ноосферной парадигме исторического развития в форме управляемой социоприродной эволюции.

Логика раскрытия этого утверждения и составляет содержание этой монографии, которую автор назвал: «Ноосферная Россия: стратегия прорыва».

К монографии автор посчитал целесообразным в качестве «приложений» присовокупить ряд своих докладов и откликов на текущие события, которые, по его мнению, расширяют «пространство теоретической рефлексии», которое задают тексты «разделов-модулей».

К каждому разделу автор предпослал в качестве эпиграфов свои «короткие мысли» или лаконизмы из книги «Слово» (2012).

Полный текст доступен в формате PDF

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...