Фольклор любого народа содержит определенное количество страшных историй о привидениях, мертвецах, оборотнях, зомби, и всякой нечисти. Тяготы, гнетущая бесперспективность реального бытия никогда не ослабляли интереса к такой литературе. Почему нам нравятся леденящие душу истории? Хочется острых ощущений, усталость от повседневности? Может быть. Недавно в одной из книг прочитала комментарии по этому вопросу известных авторов этого жанра. Всем любителям предлагаю.
Х.Ф. Лакрафт пишет, что данные произведения несут в себе нечто большее, чем просто убийства — в них присутствует атмосфера напряженности, необъяснимого страха перед внешними, неведомыми нам силами.
С.Кинг — «люди просто чувствуют бессилие собственных попыток установить контроль над окружающими их предметами и явлениями и, читая такие рассказы, могут хотя бы отчасти отыскать причину своих тревог во внешних обстоятельствах».
А. Хичкок считает, что «ужасы» оказывают терапевтический эффект, очищая разум от темных, нередко убийственных влечений и подсознательных греховных импульсов и позволяют насладиться видением крамольных деяний, на совершение которых у них самих никогда не хватало духа, хотя, возможно и очень хотелось. Неужели все так страшно? С последним выводом Хичкока я бы не согласилась.
Есть мнение на этот счет самого Аристотеля — «страх также освежает и обновляет дух, как и сострадание».
Напоследок немного истории:
Как я уже писала, началось все с фольклора и религиозных традиций народа.
В Средние века имели популярность истории из 12 лэ об оборотнях, французские «трагические истории» XVI—XVII веков, об одержимости дьяволом и на другие инфернальные темы, немецкие памфлеты о графе Цепеше.
В XVIII веке жанр ужасов представлен классической готической литературой. Первым произведением этого жанра признан роман Хораса Уолпола «Замок Отранто». Готическая литература и переросла в XIX веке в известный сегодня жанр ужасов.
В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов. Клас-сические произведения об этом: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) Роберта Стивенсона, «Портрет Дориана Грея» (1890) Оскара Уайльда.
Оценил 1 человек
3 кармы