Пётр Яковлевич Чаадаев, как уникальное явление в истории России. Его безмерно почитал, считал пророком и своим наставником А.С. Пушкин

7 3859

Пётр Яковлевич Чаадаев ( 7 июня 1794 - 14 апреля 1856 года)

Петра Чаадаева называли нравственным идеалом эпохи, а после публикации философского труда, идущего вразрез с царским строем – «государственным сумасшедшим». Его биография легла в основу ряда литературных образов: Евгения Онегина, Александра Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова. В отличие от своих персонажей Чаадаев жил вдали от человеческих страстей и ушел из жизни одиноким.

Биограф Чаадаева М. Жихарев писал: «храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубокими безусловным уважением и привязанностью товарищей и начальства».

В 1816 году в Царском Селе П.Я. Чаадаев познакомился с лицеистом А.С.Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и нашим «Дантом». Чаадаеву посвящены три стихотворных послания А.С.Пушкина. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами «К портрету Чаадаева».

«Он вышней волею Небес                                                                            Рожден в оковах службы царской;                                                                      Он в Риме был бы Брут,                                                                                             В Афинах Периклес,                                                                                                   А здесь он - офицер гусарский».

И еще одно стихотворение «Пушкин А.С. Чаадаеву». Я приведу лишь последние строки этого гениального стихотворения, но оно однозначно заслуживает внимательного прочтения полностью, в полном объёме.

Одно желание: останься ты со мной!

Небес я не томил молитвою другой. —

О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?

Когда соединим слова любви и руки?

Когда услышу я сердечный твой привет?

Как обниму тебя! Увижу кабинет,

Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель

И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель

Приду, приду я вновь, мой милый домосед,

С тобою вспоминать беседы прежних лет,

Младые вечера, пророческие споры,

Знакомых мертвецов живые разговоры;

Поспорим, перечтем, посудим, побраним,

Вольнолюбивые надежды оживим,

И счастлив буду я; но только, ради Бога,

Гони ты Шепинга от нашего порога.

Полный текст можно прочитать здесь: http://stih.su/chaadaevu/

А.С.Пушкин в этом стихотворении упомянул живых знакомых мертвецов. Напомню, о чём на самом деле идет речь.

Когда Иисус Христос призывал учеников, Он нередко выхватывал их прямо из повседневности: вот сидят рыбаки, чинят сети после ночного лова, Он зовет их за собой – и они идут, бросив всю свою прежнюю жизнь вместе с этими самыми сетями (Мф 4:18-22). Но один подобный случай просто поражает: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60, где ученик отвечает так на прямой призыв последовать за Христом). Так и видишь эту картину: только что умер отец, сегодня-завтра его похоронят, и ученик хочет отдать ему последний долг сыновней любви в окружении скорбящих родных… но Христос отказывает ему в этом, да еще и называет мертвецами всю его родню!

Вероятно,  не нужно особо комментировать это шокирующее, на первый взгляд высказывание Иисуса Христа. Мертвецами Он называл всех тех, кто не пошел Его Путем, не стал на практике реализовывать Его Учение, стяжая Дух Святой Божий в свой наблюдающий бесстрастный разум, а продолжил жить своей прежней мирской жизнью. Почему он их называл мертвецами? Ответ тоже хорошо известен. Человек не родившийся в Духе, то есть, не достигший Царства Божия на Земле, а затем, на втором этапе  и Жизни Вечной (Божественного или Надментального Разума) ПРИГОВОРЕН уйти в НЕБЫТИЕ, не сохранив свою  индивидуальность, что и означает фактическое пребывание его истинной Души, которую еще называют Психическим Существом, в состоянии беспамятства до очередного воплощения в человеческое тело. Все остальные структуры интегрального разума человека являются временными и достаточно быстро распадаются.

Теперь снова  о стихах А.С. Пушкина.  Желающие могут найти в сети и почитать классное стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву». В советское время его учили в школе.

Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 году в связи с южной ссылкой Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь.

А теперь самое главное. Пётр Яковлевич Чаадаев, пребывая в своей повседневной жизни в состоянии бесстрастного наблюдателя, тем самым, открыл Поток нисходящей Энергии-Силы (Поток Силы Духа Святого Божьего) Волею Всевышнего сумел в своей, не слишком продолжительной, но яркой жизни достичь Царства Божия на Земле, то есть, с его сознанием произошло самое ключевое событие в жизни любого Человека, которое называют Рождением в Духе. Его мироощущение или мировосприятие радикально изменилось. Все иные толкования Царства Божия на Земле являются глубокими заблуждениями или намеренными спекуляциями на эту тему и  не имеют под собой никакой реальной основы, поскольку Царство Божие на Земле НЕДОСТИЖИМО, если человек не родился в Духе. Но это лишь первый этап трансформации сознания человека по коренному изменению (трансформации) своего мировосприятия.  Философские идеи Петра Яковлевича Чаадаева  до этого события были от ума и поэтому не отличались большой глубиной и безупречностью. Но после его Духовного рождения произошло радикальное изменение его мировосприятия. Он стал получать озарения с высших Планов иерархии Разума.

Он четко осознал и ощутил на своем личном опыте существование Потока Нисходящей Энергии-Силы, которую Иисус Христос называл Силой Духа Святого Божьего.  Этот Поток и трансформировал его сознание, а итогом стало самое важное событие в жизни Человека с большой буквы –рождение в Духе.

П.Я. Чаадаев о природе человека и сущности исторического процесса

Когда излагают взгляды Чаадаева, обращают внимание, прежде всего, на его характеристику России. Однако эта характеристика в значительной степени есть следствие идей Чаадаева по поводу природы человека и сущности исторического процесса. Проанализируем сначала эти идеи.

Чаадаев рассматривает человека с двух сторон. С одной стороны, человек есть телесное существо и как таковое он ведет себя по законам, общим для всех одушевленных существ, а его деятельность определяется представлением о выгоде и инстинктом самосохранения. В этой деятельности человек исходит из самого себя. Но в человеке есть другая сторона, связанная с его духовностью, разумом и нравственностью. Эти качества есть результат подчинения человека божественной силе, которая и является истинным источником человеческого в человеке.

“...Все наши идеи о добре, долге, добродетели, законе, а также и им противоположные, рождаются только от этой ощущаемой нами потребности подчиниться тому, что зависит не от нашей преходящей природы, не от волнений нашей изменчивой воли, не от увлечений наших тревожных желаний. Вся наша активность есть лишь проявление Силы (нисходящей Энергии-Силы*), заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой Силой, или противимся Ей, - все равно, мы вечно под Её властью”.

Дополню утверждения П. Я. Чаадаева. Кто сознательно не откроется этой Энергии-Силе, олицетворяющей Дух Святой Божий, тот в итоге получит патологию в своем физическом теле, то есть, болезнь, поражение психики, органов или частей своего тела.

Вот как об этом сказал Иисус Христос.

74. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас. (Евангелие от Фомы)

Однако, если признать, что единственной основой нашей собственной деятельности является то, что объединяет нас с другими одушевленными существами, а все специфически человеческие качества привносятся в нас извне божественной силой, то спрашивается, можно ли говорить о существовании собственно человеческого момента, исходящего из человеческой же деятельности, или по-другому, о существовании свободной воли человека?

Тем не менее, вопрос о свободе воли Чаадаев ставит в “Философических письмах”. Он пишет, что, в отличие от природной сферы, в нравственной сфере все совершается в силу свободных актов воли, не связанных между собою и не подчиненных другому закону, кроме своей прихоти. Для пояснения того, в чем состоит действие свободной человеческой воли, Чаадаев все же обращается к аналогии с природной сферой. Подобно тому, как разнообразие природных явлений можно свести к сочетанию сил тяготения и начального толчка, так в духовной области соединяются наша свободная воля с неосознаваемым действием на нас внешней божественной силы.

Разбирая ближе, как происходит это соединение, мы выходим на звено, опосредствующее действие божественной силы на нас, - мировое, или всемирное, сознание.

Конкретное воздействие на наше мышление и содержание наших поступков происходит разными путями, чаще всего бессознательно, например, через нечаянное внушение в беседе или впечатление от случайно оброненного слова. Важно, что речь идет о непосредственном воздействии одного сознания на другое. Складываясь между собой, и влияя друг на друга, сознания образуют единство, которое Чаадаев и называет мировым сознанием.

Данный “скрытый опыт веков” составляет “духовную сущность вселенной, он течет в жилах человеческих рас, он воплощается в образовании их тел и, наконец, служит продолжением других традиций, еще более таинственных, не имеющих корней на земле, но составляющих отправную точку всех обществ”. Этой отправной точкой является глагол Бога к первому человеку. И в дальнейшем Бог посредством возникшего из этого глагола мирового сознания постоянно обращается к человеку.

Анализ свойств мирового сознания, как его представляет П.Я. Чаадаев, позволяет определить его как “единое и единственное” непрерывное моносознание, или сознание-континуум, в котором отдельные сознания непосредственно переходят друг в друга, сливаясь в одно нераздельное целое.

Мировое сознание неощутимым образом внедряет определенную идею в голову человека. Но чтобы обнаружить эту идею в своей голове и помыслить ее как свою, необходимо ее осознать. Действие моей воли и состоит в осознании в качестве моих идей, которые уже присутствуют неощутимо в моей голове в результате воздействия мирового сознания, и, в конечном счете, божественной силы.

Таким образом, идеи, помещаемые в меня мировым сознанием, оставаясь всеобщими, лишь метятся знаком принадлежности к моему сознанию. Существенно, что в ходе такой деятельности свободной воли индивидуальное сознание не обособляется внутри мирового сознания. Мировое сознание остается единым и единственным сознанием.

Ясно, однако, что исключительно такое действие воли фактически свело бы ее к чисто автоматической деятельности, а это противоречит понятию свободной воли. Должен существовать, по крайней мере, еще один способ ее проявления, не совпадающий с автоматическим признанием своим того, что помещает в меня мировое сознание. Этим другим способом проявления свободной воли выступает своевольное обособление моего Я внутри мирового сознания.

Но если отдельное сознание перестает определяться единой логикой мирового сознания, то оно должно определяться тем, что находится по ту сторону мирового сознания. Иной же сферой по отношению к нему является общность человека с остальными одушевленными существами, или, рассматривая вопрос более широко, - сфера эмпирических обстоятельств как таковых, связанных с физической природой человека. Соответственно, Чаадаев показывает, что иной способ проявления свободной воли - не должный и не нравственный - состоит в действии под влиянием “наших наклонностей” и того, “что нас окружает”.

Своеволие как особый способ проявления человеческой воли Чаадаев объявляет причиной наличия зла в мире. И здесь он снова прибегает к аналогии с природной сферой. Предположим, рассуждает он, что хотя бы одна молекула вещества приняла произвольное движение. Разве не потрясется тотчас порядок мироздания и не станут все тела сталкиваться и взаимно разрушать друг друга? Это пояснение раскрывает представление Чаадаева о вселенной как системе жестко и однозначно связанных друг с другом элементов, соответствующее так называемому лапласовскому детерминизму.

Некоторые знаковые высказывания П.Я. Чаадаева:

Есть три способа представить себе Бога: прежде всего, как Творца Вселенной и поэтому ее абсолютного Владыку, это — Бог-Отец; затем, как Дух или Разум, действующий на души через умы; это — Дух Святой (Поток нисходящей Энергии-Силы*); наконец, как отождествившегося с человеческим существом и проявляющегося непосредственно в человеческом сознании — это Бог-Сын (явленный миру, как Иисус Христос*).  Здесь имеются, очевидно, три лица одного и того же Бога, так как в каждом он целиком содержится. Основательные предчувствия человеческого духа всегда таким образом представляли себе божество, но христианству выпало на долю выразить смутное чувство человечества в непреложной форме и ввести его в логическое сознание человека как составную часть его сущности. Таким образом, догмат троицы вовсе не есть непостижимая тайна, а напротив — одна из самых очевидных аксиом возрожденного ума.

Реальное, без сомнения, не есть материальное, потому что всякая истинная мысль становится более или менее реальной вне зависимости от того, воплотилась ли она в материю; но не следует забывать, что совершенно реальное, как таковое, способно материализоваться, потому что совершенная реальность заключает в себе также форму, в которой она должна явиться в свет. Такова, например, любая математическая аксиома, всякая абсолютная истина; так обстояло дело и с истиной христианской, пока она еще не обнаружилась в мире и, наконец, так обстоит дело и с царством Божием, совершенной реальностью, еще не материализованной.

Чем сделался бы мир, если бы не пришел Иисус Христос? Ничем! (Люди-варвары просто уничтожили бы друг друга).

Что же такое смерть? Ничто иное, как то мгновение в целом Бытии человека, когда он перестает ощущать себя человеком. Ничего более.

Болезнь одна лишь заразительна, здоровье – нет; то же самое с заблуждением и Истиной. Вот почему заблуждение распространяется быстро, а Истина так медленно.

Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы народ исключительный.

Народ русский, народ певучий, а не говорящий. В одной громогласной русской песне заключается более русской жизни, нежели как в целой кипе русских летописей.

А это особо примечательные высказывания П.Я. Чаадаева. Он однозначно понимает и принимает факт существование циклов реинкарнации человеческих Душ.

И в заключение, об  аудиобеседах о П.Я. Чаадаеве. Предлагаю вам послушать на эту тему замечательные беседы Александра Васильевича Клюева, врача психофизиолога, к.м.н., написавшего уникальные книги на основе Учения Иисуса Христа, опыта Его многочисленных последователей-практиков о единственном работающем Пути Сознательной Эволюции человека, приводящем к полной трансформации сознания человека, вплоть, до уровня сознания клеток нашего тела. Этот уровень сознания принято называть Божественным, Надментальным или Супраментальным. Его исключительно успешный личный практический опыт следования этим же Путём позволил предельно подробно и профессионально точно описать все нюансы и тонкости психофизиологии этого Пути.

Это ссылка на первую беседу А.В.Клюева о П.Я. Чаадаеве.

https://cloud.mail.ru/public/i...

В четвертой беседе можно послушать пророчества П.Я. Чаадаева о роли США и Турции для России: https://cloud.mail.ru/public/g...

Желающие могут скачать полный цикл всех пяти  бесед А.В. Клюева о П.Я. Чаадаеве с Диска №47 по этой ссылке: http://www.kluev.ru/audio-dsk....

И последнее. Сегодня 4 ноября - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. От души поздравляю вас с этим праздником.

Какие скрытые проблемы и искусственные трудности создает всем людям, без исключения, неосознанная жизнь. Подробности здесь: https://cont.ws/@bernardshaw17... - Самопроверка на способность к осознанной жизни или как стать счастливым человеком на всю оставшуюся жизнь

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • Людей, родившехся в духе очень много, особенно в России. Но этим людям часто или не хватает таланта грамотно связывать свои мысли, или смелости подставить свое горло под когти и зубы "шакалов". А с другой стороны, это и не важно. Духовное рождение никогда не происходит от книг. Там другой процесс, "шакалам" не ведомый. Поэтому никто ничем не рискует. Ну, почти.
  • :star:
  • "Христианство это реальная Космическая Сила, творящая историю человечества" П.Я. Чаадаев
  • http://www.infoliolib.info/philos/chaadaev/fragms6.html?ysclid=l4lqsonzg6740899181 - Петр Яковлевич Чаадаев Отрывки и разные мысли (1828-1850-е гг.)
  • Масса очень интересных материалов о жизни и духовном подвиге П.Я.Чаадаева озвучена А.В. Клюевым в его беседах. Можно послушать здесь: https://disk.yandex.ru/d/gykHbBdQSuUoag/2023_12_17_08_История.%20Чаадаев.mp3 https://disk.yandex.ru/d/gykHbBdQSuUoag/2023_12_17_09_История.%20Чаадаев.mp3